В гимнастике движение


25. Развитие спортивно-гимнастического движения в России в XVIII-начале XX веков.

Впервые в истории образования в России физическое воспитание получает государственную регламентацию, будучи введенным в учебные планы различного рода школ. Так, в Школе математических и навигационных наук наряду с другими предметами преподавалась «рапирная наука» – фехтование, а также гребля и управление парусами. В Морской академии указом Петра I предписывалось учить, в частности, «воинским обучениям: мушкетами и на рапирах», т. е, приемам рукопашного боя и фехтованию. В учебных планах, созданных для подготовки дворянской молодежи к военной службе Сухопутного шляхетского корпуса, Морского шляхетского корпуса и других дворянских военных учебных заведений, значились фехтование, верховая езда, гребное и парусное дело, борьба, игры в мяч, танцы.

Собственно гимнастика, как средство физического воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу Екатерины II была включена в программу обучения в сухомлинском кадетском корпусе.

В 30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг. и всей русской армии, в программы средних учебных заведений. В 1855 г. в Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где офицеры, а за плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. Военным ведомством организуется ряд курсов ("кадров"), готовивших преподавателей гимнастики для армии, которым предоставлялось право преподавать ее и в учебных заведениях: гимназиях и реальных училищах.

Становление спортивной гимнастики в России связано с созданием в 70-е гг. гимнастических обществ. Правда, их организация была разрешена не сразу.

Итогом военной реформы, осуществленной в начале XVIII века, стали коренная реорганизация вооруженных сил и создание регулярной армии взамен дворянского ополчения и стрелецкого войска. Развитие металлургии обеспечило расширение производства артиллерийских орудии и значительное улучшение их качества, боевой мощи. Созданная в XVIII веке первоклассная русская артиллерия сыграла огромную роль в успехах русской армии под Полтавой, при Гангуте, Рымнике, штурме Измаила. В первой четверти XVIII веке впервые было соединено холодное и огнестрельное оружие – к ружью был примкнут штык, что значительно усилило ударную мощь войска и вызвало необходимость обучения солдат рукопашному бою.

Дальнейшее развитие русская национальная система военно-физической подготовки войск получила в деятельности великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730—1800), прошедшего путь от рядового солдата до генералиссимуса русской армии. Созданная им оригинальная и прогрессивная система взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск во многом опережала свое время. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Линейной тактике, в которой холодному оружию отводилась второстепенная роль, он противопоставил развитую им тактику колонн и рассыпного строя, усовершенствовал действия солдат штыком в рукопашной схватке.

Физическая, а точнее, военно-физическая подготовка войск была органической частью педагогической системы Суворова; больше того, как в этом убеждают военные труды полководца, она занимала центральное место в нем. Это не значит, что Суворов недооценивал огнестрельное оружие, артиллерию, конницу. Он по-новому, исходя из условий состояния военного дела того времени, решил вопрос о сочетании в боевых действиях огневой мощи с маневренными действиями пехоты, всегда готовой вступить в рукопашную схватку.

Хранителями национальных традиций в области физического воспитания оставались народные массы. Среди многочисленных народов России продолжали культивироваться разнообразные игры и физические упражнения, а также средства закаливания. Большое распространение среди детей и молодежи имели русские народные игры: городки, лапта, кости, лунки, свайка и другие.

26. Участие российских спортсменов на международных спортивных соревнованиях в конце XIX начале XX веков.

studfiles.net

Маховые движения в художественной гимнастике

Маховые движения развивают мышечное ощущение, которое позволяет уточнить, когда и какие мышцы включаются в работу и с какой силой, какая оптимальная скорость в чередовании мышечных напряжений, т. е. вырабатывают умение экономно двигаться.

Маховые движения делятся на махи и взмахи. Махом называется дугообразное движение тела или части тела при свободном падении его в силу собственной тяжести. Каждое маховое движение состоит из двух частей: напряжения и расслабления. Мышцы напрягаются перед свободным падением тела (части тела).

Взмахи основываются на толчкообразном напряжении мышц для получения начального импульса к движению, за которым следует расслабление и дугообразное движение в силу инерции. Подготовительное движение для толчка называется замахом. В большинстве случаев замах противоположен направлению взмаха. Конечное движение предыдущего взмаха является замахом следующему движению. При подготовке к новому взмаху (толчку), при переходе к новому движению другого характера или с принятием определенного положения напряжение в мышце нарастает. Образно можно сказать: «При расслаблении тело движется, как ему хочется, при маховых движениях — как хочется гимнастке».

Маховые движения, являются типичными целостными упражнениями, т. е. в движение вовлекается все тело. Толчок и подготовка к нему выполняется центральным движением, которое исходит от туловища. Например, при взмахе рукой вниз подготовительным движением является небольшое потягивание туловища с поднятием руки в сторону-вверх — замах, при котором движение туловища усиливает интенсивность последующего толчка.

Нельзя назвать маховым движением медленное дугообразное движение, выполняемое с равномерным напряжением мышц. Такое движение принадлежит к силовым упражнениям.

Различаются дугообразные и круговые махи, которые выполняются руками, ногами, туловищем и всем телом. Последовательные дугообразные махи называются маятникообразными. Выполняя последовательно круговые махи, можно образовать «восьмерки». Соединяя круговые и дугообразные махи получается петлеобразный мах. Все названные маховые движения можно выполнять в различных плоскостях и направлениях, а также на основе техники как махов, так и взмахов.КЛАССИФИКАЦИЯ МАХОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

321При выполнении взмахов толчок всегда виден, подчеркнут. Подчеркнуто начало каждой фазы маятникообразного взмаха; при кругообразном, петлеобразном взмахе и «восьмерках» подчеркнуто начало круга, петли, «восьмерки». От силы толчка зависит характер взмаха, т. е. интенсивность, скорость, легкость, проте-каемость. Чем резче толчок, тем быстрее протекает взмах; чем сильнее толчок, тем шире амплитуда взмаха.

Изучению маховых движений предшествует освоение техники пружинных движений и расслаблений. Первые повышают стремительность махов, а умение расслабляться обеспечивает максимальную амплитуду махового движения.

Изучение маховых движений предусматривается как начинающими, так и более подготовленными гимнастками. Разучивание маховых движений начинается с махов, свойственных для обычного естественного движения. Активизация таких естественных махов помогает наилучшим образом прочувствовать характер взмахов, например, интенсификация движения рук при ходьбе (менять положение рук импульсом). Типичная ошибка начинающих гимнасток — недостаточная динамичность, текучесть, свобода и целостность движения. Во время упражнения динамичность пропадает, как правило, при неправильном соотношении между напряжением (толчок) и расслаблением (взмах). В таком случае упражнение явно не под силу занимающимся. Если маховые упражнения выполняются как силовые, то причиной этому является еще не достигнутое занимающимися умение расслаблять мышцы. На занятиях с более подготовленными гимнастками к взмахам присоединяют другие виды движений. Например, к взмахам рук присоединяют танцевальные движения, прыжки; к взмахам туловища — пружинные движения, повороты; к взмахам ног — различные движения рук.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

xn--80aqqdgddhbb4i.xn--p1ai

Пружинные движения в художественной гимнастике

Пружинные движения являются особой формой силовых упражнений, которые выполняются преимущественно ногами и руками. Но некоторые из них так называе-мые целостные пружинные движения охватывают все суставы тела. Сущностью техники этих движений является равномерное и одновременное сгибание и разгибание сустава или суставов, которые принимают участие в данной «пружине». Равномерное, непрерывное, упругое протекание движения достигается одинаковым перемещением центра тяжести тела как вниз, так и вверх, без остановки в крайних положениях и за счет тонко координированной работы мышц работающих суставов. Впечатление преодолеваемого сопротивления возникает потому, что во время всего цикла пружинного движения мышцы-синергисты выполняют преодолевшую работу, а мышцы-антагонисты — уступающую работу. Именно поэтому пружинные движения являются ценным средством укрепления суставов и развития эластичности мышц и связок. Во время выполнения пружинных движений ногами вырабатываются также нужные координационные связи для правильного толчка и приземления после прыжков. Основное же их назначение — развитие динамической силы, увеличение подвижности в суставах и выработка навыков мягко и слитно выполнять сильные амплитудные движения, плавно амортизировать их. В структуре комбинаций упражнений с предметами пру-жинные движения являются связующими и должны сглаживать, амортизировать толчки и силу падения предмета после бросков.

Самые простые формы, с которых следует начать обучение, — это пружинные движения на двух ногах на Месте. Затем следуют пружинные переносы тяжести тела с ноги на ногу — попеременные пружинные движения на месте — и то же на шаге и на передвижении. И те и другие варианты можно усложнять двойным, тройным спружиниванием, спружиниванием с различной амплитудой, в разном темпе. Кроме того, все пружинные движения можно выполнять с акцентом вниз и с акцентом вверх. Самые трудные по силовым затратам — многократные спружинивания на одной ноге.

Начинать обучение пружинным движениям следует сo стопы (см. упр. 1). Затем необходимо научиться спружинивая сгибать и разгибать колени, стоя на всей ступне (см. упр. 2—5). Подготовительными и подводящими упражнениями для пружинных движений ногами являются стойка и ходьба на носках, полуприсед на всей ступне, перекатный шаг с носка на пятку и с пятки на носок, ходьба мягким шагом. На этих упражнениях занимающиеся должны хорошо прочувствовать и осознать правильное взаимное расположение частей тела, особенно тазового пояса, чтобы иметь устойчивое равновесие, полное выпрямление коленей и способность стоять высо-| ко на носках, выпрямляя туловище и шею.

Таким же вытянутым кверху должно оставаться по ложение туловища и в фазе приседания. Мышцы шеи и плечевого пояса свободны, их нельзя напрягать несмотря на сильное сокращение мышц ног и тазового пояса. При многократных пружинных движениях необходимо следить за непрерывностью напряженного движения ног. При пружинных движениях с переносом центра тяжести на месте и на продвижении необходимо следить, чтобы тазовый пояс оставался горизонтальным.

Для лучшего освоения техники пружинных движений полезно начать обучение у опоры (у станка, гимнастической стенки) и выполнять упражнения в медленном темпе. Для ощущения упругого сопротивления сгибанию-и разгибанию суставов занимающимся можно использовать преодолевание сопротивления партнерши, сопротив-1 ляясь нажиму партнерши на руки, на плечи или тяжести своего тела в упорах.

Спружинивание — особый вариант пружинного движения, которое выполняется сгибанием коленных и го-Нишостопных суставов и разгибанием их без последующего поднимания на носки. Спружинивание на шагах начинается со сгибания обеих ног и кончается выпрямлением опорной ноги на всю ступню, другую — на носок (назад, в сторону, вперед). Перенос тяжести тела происходит дугой книзу, акцент движения делается на выпрямлении кверху (рис. 9, а, б, в). Движение более медленное и мягкое по сравнению с пружинным движением как на месте, так и на шаге. Аналогично выполняются пружинные движения руками. Большинство из них носит имитирующий характер (воображаемые нажимы, отталкивания, подъемы, подтягивания) или же выполняются с действительным преодолением сопротивления рук партнерши, тяжести своего тела в упоре на стенку, на скамейку и т. д.

Одновременное легкое сгибание всех суставов тела образует своеобразный элемент — круглый полуприсед, более сильное сгибание — круглый присед. Круглое (полу) приседание с последующим упругим выпрямлением всех суставов дает целостное пружинное движение. При выполнении этого элемента необходимо следить за равномерным сгибанием позвоночника во всех его суставах, особенно в поясничном отделе. Правильное выполнение круглого полуприседа уменьшает поясничную кривизну и предотвращает появление лордоза, одновременно являясь эффективным упражнением для мышц брюшного пресса.

Примерные пружинные упражнения для ног на месте

Примерные пружинные упражнения для рук

Примерные пружинные упражнения для ног на передвижении

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

xn--80aqqdgddhbb4i.xn--p1ai

Формы передвижения в художественной гимнастике

Формы передвижения в женской гимнастике очень разнообразны. Это — ходьба, бег, танцевальные шаги, пружинные движения, подпрыгивания и прыжки. Широкое применение этих упражнений позволяет занимающимся много двигаться, а преподавателю гибко дозировать на грузку и варьировать интенсивность действий. Одновременно с разучиванием самых простых форм передвижения, таких как ходьба, ходьба с приставным шагом, начинается и воспитание правильной динамической осанки. Уже на первых занятиях от занимающихся надо требовать полного выпрямления туловища, держания тазового пояса в горизонтальном положении напряжением мышц брюшного пресса, ягодиц и бедер. Одновременное «вырастание», напрягая диафрагму, поднимает центр тяжести тела выше и тем самым облегчает работу ног. Такая осанка уменьшает усилия для сохранения равновесия как при ходьбе и беге, так и при выполнении сложных пружинных движений и прыжков. Мышцы плечевого пояса, рук, шеи и лица должны оставаться ненапряженными, свободными при любых, даже требующих максимальных усилий, упражнениях.

Все упражнения данного раздела предназначены для развития силы ног, эластичности мышц и связок, yкрепления суставов и увеличения их подвижности, развит* координации, а также воспитания умения легко и непринужденно передвигаться в любой обстановке.

Помимо названной общей прикладной цели эти упражнения решают на занятиях женской гимнастики е ряд конкретных дополнительных задач в зависимости того, в какой части занятия они применяются. Более простые формы — ходьба, бег, танцевальные комбинации и т. д. — служат организации группы для работ разминке, «оживлению» физиологических функций занимающихся, т. е. для эмоциональной и физиологической подготовки группы к дальнейшей работе. Различные связки на совместное действие с партнершей или с группой, различные ритмические задания с использованием ходьбы, бега, спружинивания и т. д. прививают занимающимся умение ориентироваться в пространстве, сохранять расстояние (интервал) и направление при движении, повышают эмоциональность занятия. Как простые так и более сложные формы передвижения служат выработке умения передать движениями отдельные вырази тельные средства музыки, такие как ритм, темп, динамика и др. Сложные и интенсивные формы передвижения являются учебным материалом основной части занятия.

Передвижение каким-либо конкретным шагом позволяет комбинировать множество упражнений с нарастающей трудностью в зависимости от того, куда и как двигаются занимающиеся: вперед, назад, в сторону, с поворотами, по прямой, по дуге, по кругу или по более сложному рисунку, как «восьмерка», зигзаги, квадраты и т.д. Разнообразить конкретные формы передвижения можно двигаясь вдвоем, втроем, колоннами, группами.

Усложнить и разнообразить передвижения можно с помощью различных положений рук и движений ими Чем выше становится подготовка занимающихся, тем больше при движении участвуют руки, туловище, голова. Особенно заметно это при выполнении более сложных ритмических заданий, таких как хлопки в ладони при ходьбе и при беге, при движении хлопки по бедрам притопы, остановки в различных равновесиях или повороты на скрестных шагах. На занятиях с более подготовленными студентками следует давать различные связки шагов требовать выполнения их в разном темпе, ритме с различным напряжением мышц тела, различным характером и выразительностью.

Основные формы шагов должны повторяться на каждом занятии, причем выполняться в различных соединениях. У начинающих не следует слишком часто менять темп и ритм передвижения. При этом очень важно соблюдать требования постепенного перехода от простого к сложному, т. е. сперва ходить со скрестным шагом, а по мере освоения переходить на бег со скрестным шагом, а затем на подпрыгивания и т. д. очень интересны задания с переключением занимающихся (по группам) на новое действие под музыку или по сигналу, чередуя для каждой группы, например, интенсивное передвижение с ритмическим заданием на ме-сте или же переходы с ходьбы на бег, с бега на подпрыгивание, с подпрыгивания на прыжки и т. д. Разнообразие в занятиях вносят передвижения по заданному рисунку или изменения рисунка движения по желанию исполняющих.

Все эти варианты упражнений развивают, помимо уже сказанного, быстроту движений и особенно скорость реакции у занимающихся, что очень важно для них в повседневной жизни.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

xn--80aqqdgddhbb4i.xn--p1ai