Весёлая артикуляционная гимнастика. Веселая артикуляционная гимнастика


Весёлая артикуляционная гимнастика | Малышок

mallishok.ru

Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
Бегемотик рот открыл,

Поддержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота –

Подшутить над им охота.

 

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот: повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

Упражнение «Улыбка»: широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочки сложи

И слоненку покажи.

Упражнение «Хоботок»: вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд.. возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенка время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
За бананом потянулись

И, конечно, улыбнулись –

То слоненок, то щенок.

Я бы точно так же смог.

Упражнение «Улыбка-трубочка»: разводим уголки губ в стороны, задерживаем в таком положении на 2-3 секунды; вытягиваем губы вперед, задерживаем на такое же время. Зубы при выполнении упражнения сжаты. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза
 Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Упражнение «Хомячок»: предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и поддержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
Устала собачка и дышит устало

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Упражнение «Лопата»: широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика Весёлая артикуляционная гимнастика
Котенок любит молоко:

Нальешь – и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко

«Лопаткой» высунув язык.

Упражнение «Котенок лакает молоко»: широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
 Весёлая артикуляционная гимнастика Весёлая артикуляционная гимнастика
Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Упражнение «Чашечка»: широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Упражнение «Качели»: широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок как клюв у птицы.

Упражнение «Иголочка»: широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Упражнение: «Маятник»: открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правового уголков губ. Следим, чтобы язы двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе

Упражнение «Вкусный мед» широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
 Весёлая артикуляционная гимнастика  Весёлая артикуляционная гимнастика
Выгни язычок, как спинку

Выгнул это рыжий кот.

Ну-ка рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Упражнение «Мостик»: открываем рот, выгнув спину языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Весёлая артикуляционная гимнастика Весёлая артикуляционная гимнастика
Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок

Упражнение «Орешек»: при закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Веселая артикуляционная гимнастика Н.В.Нищева - ДЕТИ - ОТНОШЕНИЯ - Каталог статей

Веселая артикуляционная гимнастика Н.В.Нищева

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

Вот простые упражнения которые вы с ребенком можtте начать делать уже сейчас, а на следующей неделе, я покажу вам новые упражнения.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Учимся делать упражнение «Хоботок».Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

Хомячок надует щечки,У него зерно в мешочках.Мы надуем щечки тоже,Хомячку сейчас поможем.

 

Учимся делать упражнение «Хомячок».Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

Устала собачка и дышит устало.И даже за кошкою бегать не стала.Широкий язык отдохнет, полежит,И снова собачка за кошкой бежит.

Учимся делать упражнение «Лопата».Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко:Нальешь — и нет ни капли вмиг.Лакает быстро и легко,«Лопаткой» высунув язык.

 

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение

Язычка загнем края,Делай так же, как и я.Язычок лежит широкийИ, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Выше дуба, выше елиНа качелях мы взлетели.А скажите, вы б сумелиЯзычком «качать качели»?

Учимся делать упражнение «Качели».Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

У птички клювик очень колкийИ тонкий, острый, как иголка.Взгляни-ка рядом на страницу:Мой язычок — как клюв у птицы.

Учимся делать упражнение «Иголочка».Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язык, как маятник часов,Качаться вновь и вновь готов.Котенок улыбается,Он, как и ты, старается.

Учимся делать упражнение «Маятник».Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Знает это весь народ:Любит мишка вкусный мед.Язычком губу оближетИ подсядет к меду ближе.

Учимся делать упражнение «Вкусный мед».Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

Выгни язычок, как спинкуВыгнул этот рыжий кот.Ну-ка, рассмотри картинку:Он по мостику идет.

Учимся делать упражнение «Мостик».Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Белка щелкает орешкиОбстоятельно, без спешки.Упираем язычокВлево-вправо, на бочок.

Учимся делать упражнение «Орешек».При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

 

zanozka.ucoz.ru

Веселая артикуляционная гимнастика — Мегаобучалка

Утро с котиком Музиком

(О.Н. Арсеневская)

 

 

Котик Музик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

 

Музик наш расческу взял,

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем;

Все покажем язычком.

 

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.

 

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

 

Как сметанку любит Котик?

Оближи скорее ротик.

 

А теперь чаек попьем.

Чай мы в чашечку нальем.

Музик сыт, Музик рад!

Музик любит всех ребят!

 
 

 

Веселая прогулка

(Е. М. Косинова)

 

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.

Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообедал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.

Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Ежик

У меня в иголках шерстка

И норе запасов горка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

О. Перова

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.

Футбол

Во дворе народ толпится.

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

 

Потому что наблюдает

За игрою из окна

Катерина. Всякий знает:

Генке нравиться она.

 

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Качели

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

 

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Индюк

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

 

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

О. Перова

 

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Блинчики

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

О. Перова

 

Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Вкусное варенье

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

 

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Чашка

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

 

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Чистим зубки

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Веселый лягушонок

(М.В. Малец)

Прямо рядышком с болотцем

Средь зеленых кочек

Жил веселый лягушонок —

Маменькин сыночек.

Был он очень-очень мил

И со всеми он дружил.

Улыбался он друзьям,

Улыбнется он и нам,

Улыбнусь ему и я,

Мне он нравится, друзья!

 

Упражнение «Улыбка» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Улыбаться широко Очень просто и легко: Как лягушка, Тянем к ушкам Губы. Улыбаемся. Получается отлично! Молодцы! Стараемся!   Лягушонку с ранних лет Добывать себе обед Приходилось самому. Было нелегко ему. Пищу сам он добывал, Еще до свету вставал И под кочкой у листочка Язычок свой разминал: Чтоб комариков достать, Должен он подвижным стать.  
Упражнение «Блинчик» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта.   Повторить его зарядку Мы сумеем по порядку. Пя-пя-пя — Пя-пя-пя — Язык — лопатка у тебя! На лопатку и на блинчик Наш язык сейчас похож, Он послушен и прилежен И поэтому хорош!  
Упражнение «Иголочка» Рот открыт. Узкий язык высунуть изо рта.   Расслабляться надоело! Напряжемся до предела! Язычок теперь — «иголка», Хоть и острый, но не колкий!   А теперь без сожаленья Чередуем упражненья: «Блинчик» — острая «иголка» — Расслабленье — напряженье.  
Упражнение «Часики» Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.   «Часики» — «тик-так, тик-так!» Постарайся, сделай так: Язык — «иголка», улыбнись, Губ уголков «иглой» коснись. Словно маятник язык: Тик-тик! Тик-тик! Тик-тик! Тик-тик!
Упражнение « Чистим зубки» Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом — по нижним зубам, слева направо и обратно.   Лягушонок чистит зубки Ежедневно, каждый день! Чистить зубки лягушонку Ну совсем, совсем не лень! Зубки верхние снаружи Чистит. Чистит и внутри. Справа — влево, слева — вправо, Полюбуйся, посмотри. Зубки нижние снаружи Чисто чистит он затем. Справа — влево, слева — вправо, Помнить нужно это всем: Челюсть нижняя на месте! «Чистим зубки» с ним мы вместе!  
Упражнение «Качели» Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку. Лягушонок чуть схитрил, Закричал что было сил: «Эй, комарики, качели! На качели, на качели! Я качели сделал вам! Покачаю вас я сам! Рот открыт, В улыбке губы, Гибкий кончик языка Покачает вас пока Вверх и вниз, К губе и к носу, Наслаждайтесь без вопросов!»  
Упражнение «Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. На язык комарик сел, А взлететь он не сумел! Прямо в «чашечку» поймался! В «чашечке» он и остался!
Упражнение «Болтушка» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад. Лягушонок очень мил, Сам себя он похвалил: «Бл-бл-бл, бл-бл-бл! Сам комариков ловил! Бл-бл-бл, бл-бл-бл! У меня хватило сил! Язычок широкий, плоский, Словно блинчик или доски, Чашечкой я завернул, К носу язычок тянул.  
Упражнение «Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкимкончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизнулся с наслажденьем: «Мой обед вкусней варенья!» Вот конец стихотворенья — Занимайся каждый день. Прочь тогда прогонишь лень! Если прочь прогонишь лень, Сытым будешь каждый день!  

 

Веселый язычок

(В.Н. Чернякова)

 

Жил веселый язычок,

Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные дви­жения в быстром темпе.

Запирался на крючок.

Делают язычок узким, кончик под­нимают вверх.

Хоть один он проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Руки вверх и руки вниз,

Двигают языком вверх-вниз за зу­бами с постепенным ускорением.

А потом ты наклонись.

Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднима­ют переднюю часть спинки языка, упи­рая его кончик в нижние передние рез­цы.

А затем подскоки, бег —

Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы прикле­ивается к нёбу.

Тут совсем не до утех.

Узким языком выполняют горизон­тальные движения, влево-вправо (темп меняется).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок.

Стараются сделать язычок как можно уже.

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел.

Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.

Зубы чистил, полоскал,

Имитируют полоскание ротовой полости.

А умылся — засверкал.

Кончиком языка облизывают губы.

А на завтрак язычок

Выпил тепленький чаек

Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.

С вкусным вареньем,

Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.

С большим наслажденьем.

Улыбаются, сомкнув зубы.

Взялся язычок за дело —

И работа закипела:

Язык широкий, боковые края язы­ка прижимают к коренным зубам, кон­чиком как бы снизу вверх чистят ниж­ние резцы.

Подметал, белил и мыл —

Отрабатывают подъем языка и его подвижность.

Ничего он не забыл.

Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.

Прогуляться он пошел,

Узким языком выполняют горизон­тальные движения влево-вправо (темп меняется).

Много он забав нашел:

С горки весело спускался,

Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.

На качелях покачался,

Двигают языком вверх-вниз с посте­пенным ускорением.

На лошадке поскакал,

Прижимают язык к нёбу и опуска­ют вниз (щелкают).

И ни разу не упал.

А потом домой вернулся,

Помещают язык в нижнее положе­ние, расслабляют, сжав зубы.

Дверь закрыл и улыбнулся.

Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек:

Потрудился, отдохнул,

Делают язык широким.

Наигрался и заснул.

Помещают язык в нижнее положе­ние, расслабляют его, зубы сжимают.

Денискина зарядка

(Е.Б. Смирнова)

 

КАЧЕЛИ

Язычок вверх и вниз -На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко.

До чего же хорошо, Весело Дениске!

ГОРКА

Кончик языка

в зубки упирается, Спинку выгнем язычка — Горка получается.

Быстро-быстро с горки вниз На санках катится Денис.

ПАРОХОД ГУДИТ

Вот Денискин пароход Смело по морю плывет. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».

ТРУБОЧКА Кто играет на гитаре, А Денис — на дудочке: Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой.
ЧАСИКИ У Дениса есть часы Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга.
БАРАБАНЩИК Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко-громко барабанит.
УЛЫБКА Наш Дениска — озорник, Тянет губки к ушкам. — Посмотрите, — говорит – Я теперь лягушка!
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Если у Дениса Плохое настроенье, Ест Дениска наш Вкусное варенье. Надо верхнюю губу Вареньицем намазать И широким язычком Облизнуть все сразу.

 

 

Зоопарк

(Е.М. Косинова)

 

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

 

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

О. Перова

 

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

 

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

 

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

 

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

 

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

 

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Веселая артикуляционная гимнастика

(Н.В. Нищева)

 

Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота.   Широко открывать и закрывать рот   Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»?   Качели
Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.   Улыбка   У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы.   Иголочка
Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.   Хоботок   Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.   Маятник (Часики)
Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.   Хомячок (надувание щек)   Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе.   Вкусный мед
Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.   Лопата   Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.   Мостик (Киска злится)
Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.   Котенок лакает молоко   Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.   Орешки (Футбол)
Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.   Чашечка    

 

 

megaobuchalka.ru

Веселая артикуляционная гимнастика: развиваем губы и язычок

18.11.2014

Веселая артикуляционная гимнастика: развиваем губы и язычок

Хотите, чтобы ребенок разговаривал чисто, вовремя освоил даже самые сложные звуки — [р], [с], [ш]? Артикуляционная гимнастика поможет вам в этом! Эксперт нашей школы развития речи, логопед-дефектолог с многолетним опытом работы Анна Маковей предлагает вам с малышом немного поиграть и потренировать губки и язычок. А чтобы делать упражнения было еще проще, мы подготовили наглядные фото. Артикуляционная гимнастика для развития подвижности мышц губ и языка Чтобы малыш правильно произносил все звуки, необходимо развивать подвижность мышц губ и язычка. Упражнения помогут в постановке поздних звуков [с, з, ц, ш, ж, ч, р, л] и их мягких пар и улучшат, уточнят произношение звуков раннего и среднего периода появления (гласных, [б-п-м], [т-д], [в-ф], [к-г-х] и их мягких пар). Попробуйте вместе с малышом освоить в игре основные положения и движения язычка и губ. Они станут отличной основой для улучшения произношения. 1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.Чтобы научить кроху делать улыбку, попробуйте изобразить лошадку, как в игре «Травка для лошадки» (игра есть в нашей бесплатной подборке, чтобы посмотреть ее, нужно зарегистрироваться). Только цоканье языком замените на протяжный звук «Иииииииии». Покажите малышу, как Вы это делаете! Улыбнитесь без напряжения, чтобы видны были верхние и нижние зубы и произнесите звук [и] несколько секунд. Вариант «Улыбки» — «Оскал». Покажите зубки так, будто рычит собачка. Несколько секунд произносите при этом: «Ыыыыыыыы».

2. Вытягивание губ вперед трубочкой. Научить этому помогут все игры с поддуванием. Например, можно изобразить ветер, вырезать несколько «снежинок» из бумаге, положить их на ладошку и сдуть. Следите за тем, чтобы губки при этом вытягивались «хоботком» вперед.

Подключите звукоподражания: «Самолет летит! У-у-у! Полетели! У-у-у!». Это сделает игру интереснее и привлекательней для малыша. Для развития подвижности губ тоже можно поиграть в «Лошадку» — сомкните губы и вытяните их немного вперед. Теперь подуйте так, чтобы губы завибрировали. Теперь сделайте это с голосом! Очень весело, правда? 3. Чередование положения губ «улыбка» — «трубочка».Если малыш маленький, и первые 3 движения совсем-совсем не получаются, можно применить прием пассивной артикуяционной гимнастики. Своими пальцами осторожно и нежно растяните уголки губ малыша — улыбка, затем приблизьте их — трубочка. 4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

«Ротик, как окошко, открывается и закрывается! Открыли окошко, закрыли окошко, открыли окошко, закрыли окошко».

Варианты:

  • Если открывать рот произвольно не получается, можно использовать следующий прием: роняем голову вниз — рот открывается, запрокидываем — закрывается.
  • Если у малыша есть ограничения подвижности, и сам он этого сделать не может — помогаем! Опускаем нижнюю челюсть рукой и сами же закрываем ротик — тыльной стороной ладони слегка поддавливаем на подбородок снизу-вверх. Затем переходим к пассивно-активному упражнению с опусканием и запрокидыванием головы (см. предыдущее).
5. Язык широкий.Для освоения этого навыка используем «Веселую песенку». «Язычок выглянул в окошко и запел песенку!» Положите свой язык на нижнюю губу и пошлепайте его губами. Сначала со звукам «пя-пя-пя», затем «бя-бя-бя» и «мя-мя-мя». Можете петь песенку на знакомый мотив — так интереснее и веселее. Обратите внимание малыша на то, что язычок стал плоский, как лепешка!

Варианты:

  • Если у крохи сильно текут слюни — не выполняйте упражнение слишком длительно. «Пя-пя-пя» — спрятали язычок, сглотнули; «бя-бя-бя» — сглотнули, и так далее )
  • Также можно поиграть «Сладкоежку»: на широкий язычок кладем что-нибудь вкусное — витаминку или сладкую крошку печенья, малюсенький кусочек яблока или сыра — просим занести в ротик и не уронить. И облизываем «усы» — широким язычком стараемся облизать верхнюю губку – можно помазать ее чем-нибудь вкусным – фруктовым пюре, медом или вареньем.
Сделать язычок узким помогают «Жало» (можете встретить то же упражнение, но с другим названием — «Иголочка») и «Часики». Попросите крошку потянуться язычком вперед, как можно дальше: «Вот! Как у змейки язычок! Показала змейка язычок — спрятала. Показала — спрятала. Вот какая змейка!». Когда язычок научится быть узким покажите как можно поболтать им из стороны в сторону — «У язычка часики есть, вот как тикают: Тик (язык дотрагивается до правого уголка рта) так (до левого)».

Если у крохи короткая подъязычная связка, поощряйте все попытки высунуть язык как можно дальше – это растягивает уздечку, делает ее более эластичной.

Варианты:

  • Если не получается, то можете пальчиком дотрагиваться до того места, куда должен переместиться язычок (см. фото)
  • Если получается — попробуйте поболтать язычком из стороны в сторону уже в ротике. Можно попросить малыша «Давай почистим зубки язычком». Попробуйте почистить изнутри сначала нижние зубки, а потом — верхние.
7. Чередование широкого и узкого языка. Это движение ( и любое другое подобного вида) необходимо для улучшения переключения с одной артикуляционной позы на другую. И очень важно для правильного произношения звуков в словах. Поиграйте в игру на внимание: «Я говорю, а ты делаешь: лепешка-иголочка, лепешка-иголочка». Пусть малыш тоже покомандует Вами! Это очень весело и повышает интерес к игре. 8. Подъем языка за верхние зубы. Это движение необходимо освоить для произношения звуков, требующих подъема языка вверх [т, д, н, р, л, ж, ц], а также для растяжения подъязычной связки, если она коротковата. Для освоения этого упражнения пробуем цокать язычком, как лошадка. Звук должен получаться чистым, звонким, без хлюпания («хлюпающий» звук выходит тогда, когда «присасывается» к небу не кончик, а спинка языка — его средняя часть). Получается? Очень здорово! Покажите крохе, как «присосать» язычок к небу – язык поднялся к верхним зубкам и там... прилип! «Грибочек вырос! Получается грибочек! Не отрывая языка от неба плавно опустите челюсть вниз, затем поднимите ее наверх – «Гармошка». Когда язычок уже хорошо поднимается вверх, поиграйте в «Моторчик» и «Звоночек». Поможет в этом машинка или самолетик (прямо бумажный можно сделать): «Заводим машину: «т-т-т-т» (широкий язычок поколачивает по твердому небу за зубами). Все!!!! Поехала! «Д-д-д-д» (то же движение языка, но уже с голосом). 9. Чередование движений языка вверх и вниз. Это движение необходимо для улучшения переключения с одной артикуляционной позы на другую. Очень важно для правильного произношения звуков в словах. «Язычок на качельках очень любит качаться! Высоко раскачивается! Вверх летит — вниз опускается. вверх и вниз!» Хорошо помогает стихотворение из игры «Раскачалися качели».

Раскачалися качели,

Выше неба полетели!

Вверх-вниз,

Вверх-вниз,

Крепче язычок держись! 10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним резцам. Играем с язычком в прятки: «Cпрятали (отодвигаем в глубину рта) — показали (выдвигаем вперед, к нижним зубкам), спрятали — показали! Вот как хорошо язычок в прятки играет!» На что стоит обратить внимание, чтобы артикуляционная гимнастика пошла на пользу? 1. С малышами до 4 лет все упражнения выполняем по подражанию и в игровой форме! Придумайте веселую сказку о Язычке, нарисуйте или сделайте из цветной бумаги героев (может получиться очень интересная книжка-самоделка), и крошка сам будет просить гимнастику! 2. Сначала потренируйтесь выполнять упражнение сами, чтобы Ваши движения были уверенными и четкими. 3. Малыши еще не умеют контролировать движения язычка и губ, поэтому играйте перед зеркалом, например, после умывания в ванной или присев рядом с зеркалом в комнате. Так крошка будет видеть не только Вашу артикуляцию, но и свою. 4. Не делайте все упражнения сразу! Достаточно 1-2 упражнений за 1 игру. Длительность занятия тоже небольшая – 1-2 минутки и переходите к другим затеям. Так малыш не устанет и сохранит интерес к упражнениям. 5. Не ждите быстрых результатов. Кроха может сразу повторить за Вами все движения губ и языка, а может и нет. Не стоит нервничать и переживать. Это – нормально. Нам для освоения нового движения тоже требуется время. Вспомните, как Вы учились кататься на коньках или плавать.. Сразу все получилось? =) 6. Артикуляционные упражнения развивают мышцы. Поэтому для достижения хорошего результата нужны регулярные «тренировки» — делайте по 1 упражнению, но по возможности чаще. Приятных игр!

Анна Маковей

Также рекомендуем прочитать:

galka-igralka.ru

Весёлая артикуляционная гимнастика - PDF

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей

Подробнее

Артикуляционная гимнастика для малышей.

Артикуляционная гимнастика для малышей. Артикуляционная гимнастика для малышей. Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой речи? Вполне. И сделать это в состоянии не только логопеды, но и родители. Одним из самых доступных

Подробнее

Учимся артикуляционной гимнастике вместе

Учимся артикуляционной гимнастике вместе Учимся артикуляционной гимнастике вместе Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Автор: учитель-логопед Савченко Светлана Геннадьевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 85 Опубликовано на www.logolife.ru

Подробнее

Комплекс упражнений для свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Комплекс упражнений для свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц Комплекс упражнений для свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами),

Подробнее

Приложение 1: «Бегемотики» «Змея»

Приложение 1: «Бегемотики» «Змея» Приложение 1: «Бегемотики» «Змея» «Часики» «Месим тесто» «Чистим зубы» «Блинчики» «Лошадка» «Маляр» «Парус» «Фокус» «Грибок» «Вкусное варенье» «Чашка» «Дятел» «Комарик» «Заведи мотор» «Лягушка слоник»

Подробнее

Цель артикуляционной гимнастики:

Цель артикуляционной гимнастики: Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению артикуляционной

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика «Часики» Тик так, тик так Ходят часики вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в потоке речи, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей

Подробнее

Картотека артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционной гимнастики Картотека артикуляционной гимнастики «Блинчик» («Лопатка») Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10. Язык широкий

Подробнее

Артикуляционная гимнастика для звуков С, C Ь, З, ЗЬ, Ц

Артикуляционная гимнастика для звуков С, C Ь, З, ЗЬ, Ц Артикуляционная гимнастика для звуков С, C Ь, З, ЗЬ, Ц Лопаточка Накажу непослушный язык Чищу зубы Паровозик свистит Язык-силач Качели Горка Звуки С, СЬ, З, ЗЬ Улыбнись, Боковые края плотно По середине

Подробнее

«Окошко» «Лошадка» «Чистим зубки»

«Окошко» «Лошадка» «Чистим зубки» При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Для свистящих звуков \с, з, ц\ Загнать мяч в ворота Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, мягкое нѐбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,

Подробнее

Памятка. Артикуляционная гимнастика.

Памятка. Артикуляционная гимнастика. Памятка. Артикуляционная гимнастика. Для тренировки артикуляционного аппарата эффективна артикуляционная гимнастика. Проводить гимнастику желательно не только на уроке, но и дома, чтобы движения становились

Подробнее

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ Открываем ротик-дрм. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг. Широко открывать рот. В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены

Подробнее

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы? Для того, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать,

Подробнее

Родителям на заметку.

Родителям на заметку. Родителям на заметку. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з],

Подробнее

Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах Артикуляционная гимнастика в стихах http://logomamik.ru/ При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно,

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Образовательный центр «Успех» АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Подготовила: Инна Николаевна Гришанова учитель-логопед г. Москва, г. Троицк 2016

Подробнее

Консультация для родителей.

Консультация для родителей. Консультация для родителей. Арикуляционная гимнастика обязательный элемент в системе работы по коррекции звукопроизношения. Упражнения обязательно делать перед зеркалом, 2-3 раза в день. Продолжительность

Подробнее

Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц 1. Наказать непослушный язык Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. при открытом рте под счет от

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Подробнее

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Внятная разборчивая речь - залог успешного обучения в школе. В основе грамотного письма лежит твоя способность к проговариванию слов и предложений. Для четкого проговаривания

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная (речевая) гимнастика проводится для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных

Подробнее

Картотека. артикуляционных упражнений

Картотека. артикуляционных упражнений Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики Статические упражнения Цель упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие

Подробнее

docplayer.ru

Веселая артикуляционная гимнастика

Поиск Лекций

Утро с котиком Музиком

(О.Н. Арсеневская)

 

 

Котик Музик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

 

Музик наш расческу взял,

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем;

Все покажем язычком.

 

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.

 

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

 

Как сметанку любит Котик?

Оближи скорее ротик.

 

А теперь чаек попьем.

Чай мы в чашечку нальем.

Музик сыт, Музик рад!

Музик любит всех ребят!

 
 

 

Веселая прогулка

(Е. М. Косинова)

 

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.

Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообедал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.

Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Ежик

У меня в иголках шерстка

И норе запасов горка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

О. Перова

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.

Футбол

Во дворе народ толпится.

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

 

Потому что наблюдает

За игрою из окна

Катерина. Всякий знает:

Генке нравиться она.

 

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Качели

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

 

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Индюк

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

 

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

О. Перова

 

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Блинчики

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

О. Перова

 

Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Вкусное варенье

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

 

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Чашка

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

 

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Чистим зубки

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Веселый лягушонок

(М.В. Малец)

Прямо рядышком с болотцем

Средь зеленых кочек

Жил веселый лягушонок —

Маменькин сыночек.

Был он очень-очень мил

И со всеми он дружил.

Улыбался он друзьям,

Улыбнется он и нам,

Улыбнусь ему и я,

Мне он нравится, друзья!

 

Упражнение «Улыбка» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Улыбаться широко Очень просто и легко: Как лягушка, Тянем к ушкам Губы. Улыбаемся. Получается отлично! Молодцы! Стараемся!   Лягушонку с ранних лет Добывать себе обед Приходилось самому. Было нелегко ему. Пищу сам он добывал, Еще до свету вставал И под кочкой у листочка Язычок свой разминал: Чтоб комариков достать, Должен он подвижным стать.  
Упражнение «Блинчик» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта.   Повторить его зарядку Мы сумеем по порядку. Пя-пя-пя — Пя-пя-пя — Язык — лопатка у тебя! На лопатку и на блинчик Наш язык сейчас похож, Он послушен и прилежен И поэтому хорош!  
Упражнение «Иголочка» Рот открыт. Узкий язык высунуть изо рта.   Расслабляться надоело! Напряжемся до предела! Язычок теперь — «иголка», Хоть и острый, но не колкий!   А теперь без сожаленья Чередуем упражненья: «Блинчик» — острая «иголка» — Расслабленье — напряженье.  
Упражнение «Часики» Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.   «Часики» — «тик-так, тик-так!» Постарайся, сделай так: Язык — «иголка», улыбнись, Губ уголков «иглой» коснись. Словно маятник язык: Тик-тик! Тик-тик! Тик-тик! Тик-тик!
Упражнение « Чистим зубки» Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом — по нижним зубам, слева направо и обратно.   Лягушонок чистит зубки Ежедневно, каждый день! Чистить зубки лягушонку Ну совсем, совсем не лень! Зубки верхние снаружи Чистит. Чистит и внутри. Справа — влево, слева — вправо, Полюбуйся, посмотри. Зубки нижние снаружи Чисто чистит он затем. Справа — влево, слева — вправо, Помнить нужно это всем: Челюсть нижняя на месте! «Чистим зубки» с ним мы вместе!  
Упражнение «Качели» Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку. Лягушонок чуть схитрил, Закричал что было сил: «Эй, комарики, качели! На качели, на качели! Я качели сделал вам! Покачаю вас я сам! Рот открыт, В улыбке губы, Гибкий кончик языка Покачает вас пока Вверх и вниз, К губе и к носу, Наслаждайтесь без вопросов!»  
Упражнение «Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. На язык комарик сел, А взлететь он не сумел! Прямо в «чашечку» поймался! В «чашечке» он и остался!
Упражнение «Болтушка» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад. Лягушонок очень мил, Сам себя он похвалил: «Бл-бл-бл, бл-бл-бл! Сам комариков ловил! Бл-бл-бл, бл-бл-бл! У меня хватило сил! Язычок широкий, плоский, Словно блинчик или доски, Чашечкой я завернул, К носу язычок тянул.  
Упражнение «Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкимкончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизнулся с наслажденьем: «Мой обед вкусней варенья!» Вот конец стихотворенья — Занимайся каждый день. Прочь тогда прогонишь лень! Если прочь прогонишь лень, Сытым будешь каждый день!  

 

Веселый язычок

(В.Н. Чернякова)

 

Жил веселый язычок,

Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные дви­жения в быстром темпе.

Запирался на крючок.

Делают язычок узким, кончик под­нимают вверх.

Хоть один он проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Руки вверх и руки вниз,

Двигают языком вверх-вниз за зу­бами с постепенным ускорением.

А потом ты наклонись.

Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднима­ют переднюю часть спинки языка, упи­рая его кончик в нижние передние рез­цы.

А затем подскоки, бег —

Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы прикле­ивается к нёбу.

Тут совсем не до утех.

Узким языком выполняют горизон­тальные движения, влево-вправо (темп меняется).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок.

Стараются сделать язычок как можно уже.

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел.

Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.

Зубы чистил, полоскал,

Имитируют полоскание ротовой полости.

А умылся — засверкал.

Кончиком языка облизывают губы.

А на завтрак язычок

Выпил тепленький чаек

Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.

С вкусным вареньем,

Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.

С большим наслажденьем.

Улыбаются, сомкнув зубы.

Взялся язычок за дело —

И работа закипела:

Язык широкий, боковые края язы­ка прижимают к коренным зубам, кон­чиком как бы снизу вверх чистят ниж­ние резцы.

Подметал, белил и мыл —

Отрабатывают подъем языка и его подвижность.

Ничего он не забыл.

Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.

Прогуляться он пошел,

Узким языком выполняют горизон­тальные движения влево-вправо (темп меняется).

Много он забав нашел:

С горки весело спускался,

Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.

На качелях покачался,

Двигают языком вверх-вниз с посте­пенным ускорением.

На лошадке поскакал,

Прижимают язык к нёбу и опуска­ют вниз (щелкают).

И ни разу не упал.

А потом домой вернулся,

Помещают язык в нижнее положе­ние, расслабляют, сжав зубы.

Дверь закрыл и улыбнулся.

Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек:

Потрудился, отдохнул,

Делают язык широким.

Наигрался и заснул.

Помещают язык в нижнее положе­ние, расслабляют его, зубы сжимают.

Денискина зарядка

(Е.Б. Смирнова)

 

КАЧЕЛИ

Язычок вверх и вниз -На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко.

До чего же хорошо, Весело Дениске!

ГОРКА

Кончик языка

в зубки упирается, Спинку выгнем язычка — Горка получается.

Быстро-быстро с горки вниз На санках катится Денис.

ПАРОХОД ГУДИТ

Вот Денискин пароход Смело по морю плывет. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».

ТРУБОЧКА Кто играет на гитаре, А Денис — на дудочке: Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой.
ЧАСИКИ У Дениса есть часы Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга.
БАРАБАНЩИК Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко-громко барабанит.
УЛЫБКА Наш Дениска — озорник, Тянет губки к ушкам. — Посмотрите, — говорит – Я теперь лягушка!
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Если у Дениса Плохое настроенье, Ест Дениска наш Вкусное варенье. Надо верхнюю губу Вареньицем намазать И широким язычком Облизнуть все сразу.

 

 

Зоопарк

(Е.М. Косинова)

 

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

 

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

О. Перова

 

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

 

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

 

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

 

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

 

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

 

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Веселая артикуляционная гимнастика

(Н.В. Нищева)

 

Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота.   Широко открывать и закрывать рот   Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»?   Качели
Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.   Улыбка   У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы.   Иголочка
Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.   Хоботок   Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.   Маятник (Часики)
Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.   Хомячок (надувание щек)   Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе.   Вкусный мед
Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.   Лопата   Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет.   Мостик (Киска злится)
Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.   Котенок лакает молоко   Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.   Орешки (Футбол)
Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.   Чашечка    

 

 

poisk-ru.ru

Веселая артикуляционная гимнастика Н.В.Нищева | Club.Umnitsa.ru

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.Вот простые упражнения которые вы с ребенком можете начать делать уже сейчас, а на следующей неделе, я покажу вам новые упражнения.426x604 387x604 388x604 433x604 365x604 422x604 635x807 641x807 639x807 698x807 623x807 700x807 643x807 692x807 608x807 760x807 612x807 705x807 581x807 771x807 638x807 735x807 664x807 769x807 663x807 714x807

club.umnitsa.ru


Смотрите также