Методическая разработка "Оздоровительные виды гимнастики". Виды оздоровительной гимнастики


Современные оздоровительные виды гимнастики

Доклад

на тему: «Современные оздоровительные виды гимнастики».

Содержание

Введение. 3

1. Оздоровительная гимнастика. 4

2. Методика проведения ритмичной гимнастики. 6

Заключение. 12

Введение

Физическая культура располагает мощным потенциалом для повышения духовного, нравственного и физического здоровья. В последние годы происходит бурное развитие оздоровительной физической культуры, которое становится одним из основных факторов здорового образа жизни. Принципы оздоровительной направленности физического воспитания, как правило, конкретизируются в физкультурно–оздоровительных технологиях.

В настоящее время в сфере оздоровительной физической культуры происходит активное внедрение в практику инновационных технологий с целью достижения и поддержания оптимального физического состояния человека в соответствии с его мотивацией и индивидуальными особенностями.

Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки. Красоту движений, оздоровительный эффект для тела и организма в целом развивает ритмическая гимнастика. Простые комплексы упражнений с предметами и без (махи, повороты, наклоны), выполняемые под мотивы современных песен, оказывают оздоровительный эффект на все органы и системы, развивают силу, ловкость, способствуют снижению веса, исправляют осанку, предупреждают развитие остеохондроза, повышают настроение. К таким видам ритмической гимнастики относятся аэробика и шейпинг, выгодно выделяясь среди всех современных видов спорта, составляя интерес как для только начинающих заниматься спортом, так и для тех, кто не представляет без него жизни.

1. Оздоровительная гимнастика

Современная система гимнастики представляет собой совокупность различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики.

Оздоровительная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, относящихся к современным направлениям специальных физических нагрузок - Пилатес, Пауэрстрейч, Лоу импэкт, Чи йога, Стрейчинг, Каланетика, а так же работу с отягощениями. Необходима для укрепления собственных мышц и мышечного корсета позвоночника, повышения эластичности связок, сокращающие способности мышц, общей и силовой выносливости. Так же для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволяют провести профилактику многих заболеваний, реже обращаться к врачам, быстрее восстановить организм после травм и перенесенных заболеваний.

Оздоровительная гимнастика имеет два направления: оздоровительно-развивающее и спортивное. Выделение их в определенной мере условно, однако в аналитическом аспекте для лучшего понимания проблемы вполне оправданно. При этом предполагается, что в спортивной направленности гимнастики наиболее доступным и оправданным, с точки зрения последующей востребованности, является профессиональная подготовленность (т. е. обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками) на уровне упражнений классификационных программ, упражнений по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений спортивно-художественной гимнастики. Второе направление гимнастики решает задачи развития и сохранения психофизических способностей человека в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и др.). В определенной мере они перекликаются с направлением спортивным. Однако в силу целого ряда причин обеспечиваются особыми видами упражнений.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры, в зависимости от структуры движений, можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».

Существует 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. Они условно разделяются на три группы. В первую входят виды, включающие танцевальные движения. Это ритмическая гимнастика, женская гимнастика, аэробика и другие, содержащие в названии конкретный танцевальный стиль (джаз-гимнастика, диско-гимнастика, модерн-гимнастика). Во вторую группу входят виды, предназначенные для целенаправленного развития форм тела или преимущественного развития определенных функций организма. Это атлетическая гимнастика, фитнесс, калланетика, шейпинг, стретчинг, различные дыхательные, косметические виды гимнастики. В третью группу объединяются виды гимнастики, образовавшиеся на основе восточных философских систем, важнейшей частью которых всегда было совершенствование тела посредством специальных гимнастических упражнений. Это йога, тайцзицуань, цигун и др.

2. Методика проведения ритмичной гимнастики

Ритмическая гимнастика (известная также под названием аэробика) – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку, использующийся в оздоровительных целях.

В настоящее время можно говорить о двух направлениях в ее развитии. Одно представляет собой музыкально–педагогическую дисциплину и называется ритмикой. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение.

Второе направление ритмической гимнастики прочно заняло свое место в системе физического воспитания, явившись прародительницей популярных сегодня современных систем: аэробики, шейпинга и т.д., а также спортивных видов гимнастики – художественной, аэробики и др.

Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а следовательно и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя желание заниматься физическими упражнениями.

Основу занятий ритмической гимнастикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером. Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба, плавание и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно–сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.

Основным регулятором нагрузки на занятиях аэробикой являются:

а) интенсивность работы, подразделяемая на три уровня:

— низкий — до 75 % от максимальной частоты пульса;

— средний — до 84 %;

— высокий — до максимальной частоты сердечных сокращений

б) продолжительность занятий и их частей;

в) количество занятий (в неделю, в течение месяца, цикла и т.д.) и их содержательный режим.

Наиболее типичная структура занятия по аэробике при общей продолжительности его 60 мин включает подготовительную, основную и заключительную части.

Первая часть - продолжительностью 5-10 мин, посвящена общей разминке, разогреванию, подготовке к напряженной и интенсивной работе. Как правило, здесь используются упражнения с изолированной работой различных звеньев тела, одновременные (одно- и разнонаправленные, поочередные) движения конечностями, движения туловищем, умеренное растягивание мышц и связок.

Вторая часть — продолжительностью 30-45 мин, включает несколько комплексов упражнений:

1) комплекс аэробных упражнений на базе основных элементов с постепенным увеличением амплитуды движений, вовлечением в работу все большего количества мышечных групп; темп движений поддерживается в пределах 140-160 акцентов в минуту;

2) короткий комплекс движений - «заминка» 3-5 минут - направлен на постепенный переход от высокоинтенсивной работы к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;

3) комплекс силовых упражнений, продолжительностью 10-15 мин, для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета и утилизации мышцами глюкозы. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, амортизаторами и т.п.).

Третья часть — 5-10 мин - направлена на восстановление и подготовку к последующей деятельности. Движения выполняются в спокойном темпе с максимальным (но легким) растягиванием мышц и связок и последующим по возможности полным расслаблением.

mirznanii.com

6. Характеристика и назначение оздоровительных видов гимнастики.

Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выпол­нение упражнений в режиме дня в виде утренней гигиенической (зарядка) и вводной гимнастики, физкультпаузы, физкультми­нутки в учебных заведениях, на производстве; сюда включены также лечебная и ритмическая гимнастика. Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособ­ность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и обще­ственной деятельности.

Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и ук­репления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, трудовой и общественной ак­тивности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения, продолжительной адинамии.

В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. Заканчивается ком­плекс упражнениями в глубоком дыхании и в расслаблении мышц.

Вводная гимнастика направлена на быстрое вхождение зани­мающихся в предстоящую учебную или трудовую деятельность. По форме организации это «гимнастика до занятий» в школе и «гимнастика до работы» на производстве. Здесь применяются упражне­ния по структуре движений, энергетическому и сенсорному обес­печению близкие к профессиональным двигательным действиям. В ходе выполнения упражнений достигается физиологический и психологический настрой на активную и высокопроизводитель­ную учебную или производственную деятельность. Продолжитель­ность выполнения упражнений от 5 до 10 мин.

Физкультурная минутка, или физкультурная пауза, применя­ется для поддержания физической и умственной работоспособно­сти на высоком уровне в течение всего учебного или трудового дня, предупреждения нарушения осанки, локального физического утомления. Она проводится при появлении признаков утомления (отвлечение внимания, нарушение позы, чувство усталости и др.) во время учебных занятий или работы. Комплекс может состоять из 5 — 10 упражнений и выполняться в течение 2 — 5 мин.

Лечебная гимнастика — основа лечебной физической культуры (ЛФК). Она помогает восстановлению временно утраченных от­дельных функций организма после травмы, ранения, болезни, хирургической операции и др. Применяется в комплексе с другими лечебными средствами при самых различных заболеваниях. Она осо­бенно эффективна при лечении опорно-двигательного аппарата.

Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздорови­тельной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из обще-развивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и дру­гих несложных по технике исполнения упражнений. Важным эле­ментом ритмической гимнастики является музыкальное сопровож­дение. С помощью этих средств можно дозировать величину физио­логической нагрузки на организм, управлять психологическим со­стоянием занимающихся, повышать их активность на занятии.

Стретчинг (гимнастика поз) включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для увеличения подвижно­сти определенных мышечных групп и суставов.

Калланетика — это гимнастика статических упражнений. В сис­тему данного вида оздоровительной гимнастики входит тридцать упражнений, нагрузку которых повышают за счет увеличения вре­мени удержания определенной позы.

Шейпинг система — это гармоничное соединение влияния фи­зических упражнений, определенного режима питания и специ­ального компьютерного тестирования на организм занимающих­ся. Шейпинг — одна из самых популярных систем, получивших распространение в нашей стране. Существует несколько видов шей­пинг-систем: шейпинг-классик, шейпинг-терапия, шейпинг-юни, шейпинг для беременных, шейпинг-про, шейпинг тонких тел.

Восточные оздоровительные системы гимнастики позволяют использовать резервы человеческого организма, обладающего уни­кальными возможностями для самосохранения и восстановления. Специфичной чертой комплексов восточных видов гимнастики является единство внутренней и внешней деятельности организ­ма, достигнутое при ведущей роли сознания.

studfiles.net

Оздоровительная гимнастика: комплекс упражнений | Спортивное питание Леветон Элтон

Оздоровительная гимнастикаМедициной давно доказано, что оздоровительная гимнастика полезна для человека. Выполняя упражнения, человек помогает телу укрепиться, а мышцам всегда находиться в тонусе, улучшается иммунитет и здоровье в целом.

Оздоровительная гимнастика также очень важна для поддержания физической формы. Занимаясь периодически, можно избавиться от многих недугов и неприятностей со здоровьем. Для постоянной заботе о своем здоровье, рекомендуем вам употреблять Апитонус П — источник природных витаминов. Средство послужит отличным способом насыщения организма полезными веществами. Употребляя препарат, вы почувствуете себя лучше, бодрее и целеустремленнее.

 

Оздоровительная гимнастика: виды

В настоящее время различается три основных вида оздоровительной гимнастики:

  1. Включает в себя разновидности гимнастики с танцевальными элементами (ритмическая гимнастика, аэробика и ее разновидности). Данные программы особенно востребованы у женщин.
  2. Содержит занятия, направленные на работу конкретных частей тела (фитнесс, шейпинг). А также все направления лечебно-оздоровительной гимнастики.
  3. Комплексы упражнений в своей основе содержат популярные восточные направления (йога).

Можно заниматься оздоровительной гимнастикой, как в домашних условиях, так и специальных залах. Помещение необходимо проветривать и для лучшей закалки заниматься с открытыми окнами. Заниматься только в удобной одежде, из натуральных тканей. Лучшее время утро или вечер, не ранее, чем через 30 минут после еды.

 

Комплексы гимнастики для здоровья

Существует также насколько комплексов  гимнастики для здоровья:

  1. Снарядовая гимнастика.
  2. Акробатика.
  3. Художественная гимнастика.
  4. Спортивная аэробика.
  5. Акробатический рок-н-ролл.
  6. Спортивный фитнесс.

Любой из вышеперечисленных видов спорта характеризуется высокой степенью сложности тренировок (упражнений), требуется хорошая физическая подготовка и высокая координация движений для выполнения всех заданий.  Именно поэтому с точки зрения спортивной медицины данные виды спорта считаются спортом для очень молодых атлетов. Велик процент получения травм, переломов, растяжений. Чтобы этого избежать, необходимо соблюдать режим сна, питания, тренироваться по мере своих сил, по специально индивидуально составленным комплексам упражнений.

Следует учесть, что за последние двадцать пять лет произошло увеличение степени трудности упражнений в гимнастике, а это привело и к большему количеству риска, к травмам. Также доказано, что важной причиной высокой травмированности является потеря концентрации внимания. Необходимо помнить, что после получения травмы, вернуться «в строй» можно только при полном и абсолютном выздоровлении, иначе последствия могут быть самыми неприятными для будущего спортсмена.

На сегодняшний день существует огромное множество комплексов оздоровительной гимнастики. Каждый подбирает себе занятия индивидуально, отталкиваясь от физических данных и поставленных целей.  Оздоровительная гимнастика помогает в борьбе со многими болезнями.

Занимаясь любым видом гимнастики и вообще физическими упражнениями, организму необходимо дополнительное питание. Рекомендуем вам Леветон Форте, продукт, который разработан специально  для людей, занимающихся спортом. В состав препарата входят исключительно натуральные компоненты, содержатся микроэлементы, аминокислоты и витамины, которые очень важны для организма любого человека. Также рекомендуем употреблять Элтон П, это средство увеличит ваши силы и поспособствует дополнительной энергии организма. Употребляя данные препараты, вы добьетесь отличных результатов в любом виде спорта.

 

Видео оздоровительной гимнастики для дома

Видео оздоровительной гимнастики для дома в двух частях. Смотрите и повторяйте.

 

Читайте также:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АЭРОБНЫХ ТРЕНИРОВОК ДЛЯ ПОХУДАНИЯ. КАК БЫСТРЕЕ СЖЕЧЬ ЖИР В ОРГАНИЗМЕ?

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ, ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ И ТРЕНИРОВКА

ПОДГОТОВКА И СПОРТИВНОЕ ПИТАНИЕ ЛЕГКОАТЛЕТА ПЕРЕД СОРЕВНОВАНИЯМИ

ЗАНЯТИЕ ФИТНЕСОМ ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ. ПОЛЬЗА ТРЕНИРОВОК И ПИТАНИЯ

КАК ПРОИСХОДИТ СЖИГАНИЕ ЖИРА И СПОСОБЫ ЭТОГО ДОСТИЧЬ!

leveton.su

Современные оздоровительные виды гимнастики

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: «Современные оздоровительные виды гимнастики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение. 3

1. Оздоровительная гимнастика. 4

2. Методика проведения ритмичной гимнастики. 6

Заключение. 12

Введение

Физическая культура располагает мощным потенциалом для повышения духовного, нравственного и физического здоровья. В последние годы происходит бурное развитие оздоровительной физической культуры, которое становится одним из основных факторов здорового образа жизни. Принципы оздоровительной направленности физического воспитания, как правило, конкретизируются в физкультурно–оздоровительных технологиях.

В настоящее время в сфере оздоровительной физической культуры происходит активное внедрение в практику инновационных технологий с целью достижения и поддержания оптимального физического состояния человека в соответствии с его мотивацией и индивидуальными особенностями.

Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки. Красоту движений, оздоровительный эффект для тела и организма в целом развивает ритмическая гимнастика. Простые комплексы упражнений с предметами и без (махи, повороты, наклоны), выполняемые под мотивы современных песен, оказывают оздоровительный эффект на все органы и системы, развивают силу, ловкость, способствуют снижению веса, исправляют осанку, предупреждают развитие остеохондроза, повышают настроение. К таким видам ритмической гимнастики относятся аэробика и шейпинг, выгодно выделяясь среди всех современных видов спорта, составляя интерес как для только начинающих заниматься спортом, так и для тех, кто не представляет без него жизни.

 

1. Оздоровительная гимнастика

Современная система гимнастики представляет собой совокупность  различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики.

Оздоровительная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, относящихся к современным направлениям специальных физических нагрузок - Пилатес, Пауэрстрейч, Лоу импэкт, Чи йога, Стрейчинг, Каланетика, а так же работу с отягощениями. Необходима для укрепления собственных мышц и мышечного корсета позвоночника, повышения эластичности связок, сокращающие способности мышц, общей и силовой выносливости. Так же для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволяют провести профилактику многих заболеваний, реже обращаться к врачам, быстрее восстановить организм после травм и перенесенных заболеваний.

Оздоровительная гимнастика имеет два направления: оздоровительно-развивающее и спортивное. Выделение их в определенной мере условно, однако в аналитическом аспекте для лучшего понимания проблемы вполне оправданно. При этом предполагается, что в спортивной направленности гимнастики наиболее доступным и оправданным, с точки зрения последующей востребованности, является профессиональная подготовленность (т. е. обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками) на уровне упражнений классификационных программ, упражнений по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений спортивно-художественной гимнастики. Второе направление гимнастики решает задачи развития и сохранения психофизических способностей человека в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и др.). В определенной мере они перекликаются с направлением спортивным. Однако в силу целого ряда причин обеспечиваются особыми видами упражнений.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры, в зависимости от структуры движений, можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».

Существует 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. Они условно разделяются на три группы. В первую входят виды, включающие танцевальные движения. Это ритмическая гимнастика, женская гимнастика, аэробика и другие, содержащие в названии конкретный танцевальный стиль (джаз-гимнастика, диско-гимнастика, модерн-гимнастика). Во вторую группу входят виды, предназначенные для целенаправленного развития форм тела или преимущественного развития определенных функций организма. Это атлетическая гимнастика, фитнесс, калланетика, шейпинг, стретчинг, различные дыхательные, косметические виды гимнастики. В третью группу объединяются виды гимнастики, образовавшиеся на основе восточных философских систем, важнейшей частью которых всегда было совершенствование тела посредством специальных гимнастических упражнений. Это йога, тайцзицуань, цигун и др.

 

2. Методика проведения ритмичной гимнастики

Ритмическая гимнастика (известная также под названием аэробика) – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку, использующийся в оздоровительных целях.

В настоящее время можно говорить о двух направлениях в ее развитии. Одно представляет собой музыкально–педагогическую дисциплину и называется ритмикой. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение.

Второе направление ритмической гимнастики прочно заняло свое место в системе физического воспитания, явившись прародительницей популярных сегодня современных систем: аэробики, шейпинга и т.д., а также спортивных видов гимнастики – художественной, аэробики и др.

Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные  упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с  музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а следовательно и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя  желание заниматься физическими упражнениями.

Основу занятий ритмической гимнастикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые  под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером. Выполнение упражнений  поточным способом с большим количеством повторений дает возможность  соединить  преимущество  циклических  видов деятельности (бег, ходьба, плавание и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно–сосудистую,  нервно–мышечную,  эндокринную системы организма.

Основным регулятором нагрузки на занятиях аэробикой являются:

а) интенсивность работы, подразделяемая на три уровня:

— низкий — до 75 % от максимальной частоты пульса;

— средний — до 84 %;

— высокий — до максимальной частоты сердечных сокращений

б) продолжительность занятий и их частей;

в) количество занятий (в неделю, в течение месяца, цикла и т.д.) и их содержательный режим.

Наиболее типичная структура занятия по аэробике при общей продолжительности его 60 мин включает подготовительную, основную и заключительную части.

Первая часть - продолжительностью 5-10 мин, посвящена общей разминке, разогреванию, подготовке к напряженной и интенсивной работе. Как правило, здесь используются упражнения с изолированной работой различных звеньев тела, одновременные (одно- и разнонаправленные, поочередные) движения конечностями, движения туловищем, умеренное растягивание мышц и связок.

Вторая часть — продолжительностью 30-45 мин, включает несколько комплексов упражнений:

1) комплекс аэробных упражнений на базе основных элементов с постепенным увеличением амплитуды движений, вовлечением в работу все большего количества мышечных групп; темп движений поддерживается в пределах 140-160 акцентов в минуту;

2) короткий комплекс движений - «заминка» 3-5 минут - направлен на постепенный переход от высокоинтенсивной работы к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;

3) комплекс силовых упражнений, продолжительностью 10-15 мин, для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета и утилизации мышцами глюкозы. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, амортизаторами и т.п.).

Третья часть — 5-10 мин - направлена на восстановление и подготовку к последующей деятельности. Движения выполняются в спокойном темпе с максимальным (но легким) растягиванием мышц и связок и последующим по возможности полным расслаблением.

Контрольным показателем нормальной реакции организма на аэробную нагрузку является 5-минутный период восстановления, когда пульс приблизится к исходному уровню. Частота сердечных сокращений - простой и достаточно информативный показатель реакции организма на нагрузку, поэтому динамика ее - достаточно показательная характеристика динамики состояния занимающегося в стандартном занятии.

Для поддержания интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

1. Метод музыкальной интерпретации.

2. Метод усложнений.

3. Метод сходства.

4. Метод блоков.

5. Метод "Калифорнийский стиль".

Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй – с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта. Чаще всего в аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов. Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации. Надо скомпоновать подобранные упражнения в соответствии с музыкальной темой. Например, во время припева (если такой присутствует) можно выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, а можно аналогичные но с небольшим изменением ритма, движений рук, изменение амплитуды движений.

Метод усложнений определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов: изменение темпа движения, его направления, ритма, техники, добавление новых движений в ранее изученные комбинации, изучение упражнения по частям, а затем объединение его в одно целое. Применение метода усложнений характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад). Такой комплекс может состоять от 2 и более упражнений. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым.

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для "блока" упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение №1, 2, 3, 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения. Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них повторяется многократно. В то же время, при использовании вариаций блоков можно разнообразить программу.

Метод "Калифорнийский стиль" фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по "квадрату", по кругу, по диагонали). Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т.д. Все упражнения должны согласовываться с музыкой.

Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа. При подготовке к занятиям инструктор (тренер) заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки. Инструктор должен видеть всех занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности.

 

Заключение

В настоящее время люди очень мало уделяют вниманию своему физическому телу, ее красоте. Хорошее, крепкое здоровье возможно только при развитии всех систем и органов, при всестороннем равномерном развитии организма.

Красивое телосложение – величайшая эстетическая ценность человека, которая неподвластна капризам моды. Как видим, аэробика общедоступна, высокоэффективна, эмоциональна, для любого возраста. Желаемый эффект от занятий достигается в том случае, если систематические уроки вписываются в правильно организованный режим дня и сочетаются с рациональным питанием.

Занятие аэробикой помогают обрести хорошую физическую форму, улучшает обмен веществ, повышает иммунитет к различным заболеваниям, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма, нормализуют вес, улучшает фигуру, осанку, самочувствие, сон, снимает нервное напряжение. Её задача сделать людей не просто здоровыми, но социально значимыми, т.е. трудоспособными.

Физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается современный человек для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

 

znakka4estva.ru

Современные оздоровительные виды гимнастики

Доклад

на тему: «Современные оздоровительные виды гимнастики».

Содержание

Физическая культура располагает мощным потенциалом для повышения духовного, нравственного и физического здоровья. В последние годы происходит бурное развитие оздоровительной физической культуры, которое становится одним из основных факторов здорового образа жизни. Принципы оздоровительной направленности физического воспитания, как правило, конкретизируются в физкультурно–оздоровительных технологиях.

В настоящее время в сфере оздоровительной физической культуры происходит активное внедрение в практику инновационных технологий с целью достижения и поддержания оптимального физического состояния человека в соответствии с его мотивацией и индивидуальными особенностями.

Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки. Красоту движений, оздоровительный эффект для тела и организма в целом развивает ритмическая гимнастика. Простые комплексы упражнений с предметами и без (махи, повороты, наклоны), выполняемые под мотивы современных песен, оказывают оздоровительный эффект на все органы и системы, развивают силу, ловкость, способствуют снижению веса, исправляют осанку, предупреждают развитие остеохондроза, повышают настроение. К таким видам ритмической гимнастики относятся аэробика и шейпинг, выгодно выделяясь среди всех современных видов спорта, составляя интерес как для только начинающих заниматься спортом, так и для тех, кто не представляет без него жизни.

Современная система гимнастики представляет собой совокупность  различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики.

Оздоровительная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, относящихся к современным направлениям специальных физических нагрузок - Пилатес, Пауэрстрейч, Лоу импэкт, Чи йога, Стрейчинг, Каланетика, а так же работу с отягощениями. Необходима для укрепления собственных мышц и мышечного корсета позвоночника, повышения эластичности связок, сокращающие способности мышц, общей и силовой выносливости. Так же для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволяют провести профилактику многих заболеваний, реже обращаться к врачам, быстрее восстановить организм после травм и перенесенных заболеваний.

Оздоровительная гимнастика имеет два направления: оздоровительно-развивающее и спортивное. Выделение их в определенной мере условно, однако в аналитическом аспекте для лучшего понимания проблемы вполне оправданно. При этом предполагается, что в спортивной направленности гимнастики наиболее доступным и оправданным, с точки зрения последующей востребованности, является профессиональная подготовленность (т. е. обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками) на уровне упражнений классификационных программ, упражнений по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений спортивно-художественной гимнастики. Второе направление гимнастики решает задачи развития и сохранения психофизических способностей человека в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и др.). В определенной мере они перекликаются с направлением спортивным. Однако в силу целого ряда причин обеспечиваются особыми видами упражнений.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры, в зависимости от структуры движений, можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».

Существует 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. Они условно разделяются на три группы. В первую входят виды, включающие танцевальные движения. Это ритмическая гимнастика, женская гимнастика, аэробика и другие, содержащие в названии конкретный танцевальный стиль (джаз-гимнастика, диско-гимнастика, модерн-гимнастика). Во вторую группу входят виды, предназначенные для целенаправленного развития форм тела или преимущественного развития определенных функций организма. Это атлетическая гимнастика, фитнесс, калланетика, шейпинг, стретчинг, различные дыхательные, косметические виды гимнастики. В третью группу объединяются виды гимнастики, образовавшиеся на основе восточных философских систем, важнейшей частью которых всегда было совершенствование тела посредством специальных гимнастических упражнений. Это йога, тайцзицуань, цигун и др.

Ритмическая гимнастика (известная также под названием аэробика) – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку, использующийся в оздоровительных целях.

В настоящее время можно говорить о двух направлениях в ее развитии. Одно представляет собой музыкально–педагогическую дисциплину и называется ритмикой. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение.

Второе направление ритмической гимнастики прочно заняло свое место в системе физического воспитания, явившись прародительницей популярных сегодня современных систем: аэробики, шейпинга и т.д., а также спортивных видов гимнастики – художественной, аэробики и др.

Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные  упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с  музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а следовательно и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя желание заниматься физическими упражнениями.

Основу занятий ритмической гимнастикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые  под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером. Выполнение упражнений  поточным способом с большим количеством повторений дает возможность  соединить  преимущество  циклических  видов деятельности (бег, ходьба, плавание и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно–сосудистую,  нервно–мышечную,  эндокринную системы организма.

Основным регулятором нагрузки на занятиях аэробикой являются:

а) интенсивность работы, подразделяемая на три уровня:

— низкий — до 75 % от максимальной частоты пульса;

— средний — до 84 %;

— высокий — до максимальной частоты сердечных сокращений

б) продолжительность занятий и их частей;

в) количество занятий (в неделю, в течение месяца, цикла и т.д.) и их содержательный режим.

Наиболее типичная структура занятия по аэробике при общей продолжительности его 60 мин включает подготовительную, основную и заключительную части.

Первая часть - продолжительностью 5-10 мин, посвящена общей разминке, разогреванию, подготовке к напряженной и интенсивной работе. Как правило, здесь используются упражнения с изолированной работой различных звеньев тела, одновременные (одно- и разнонаправленные, поочередные) движения конечностями, движения туловищем, умеренное растягивание мышц и связок.

Вторая часть — продолжительностью 30-45 мин, включает несколько комплексов упражнений:

1) комплекс аэробных упражнений на базе основных элементов с постепенным увеличением амплитуды движений, вовлечением в работу все большего количества мышечных групп; темп движений поддерживается в пределах 140-160 акцентов в минуту;

2) короткий комплекс движений - «заминка» 3-5 минут - направлен на постепенный переход от высокоинтенсивной работы к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;

3) комплекс силовых упражнений, продолжительностью 10-15 мин, для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета и утилизации мышцами глюкозы. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, амортизаторами и т.п.).

Третья часть — 5-10 мин - направлена на восстановление и подготовку к последующей деятельности. Движения выполняются в спокойном темпе с максимальным (но легким) растягиванием мышц и связок и последующим по возможности полным расслаблением.

Контрольным показателем нормальной реакции организма на аэробную нагрузку является 5-минутный период восстановления, когда пульс приблизится к исходному уровню. Частота сердечных сокращений - простой и достаточно информативный показатель реакции организма на нагрузку, поэтому динамика ее - достаточно показательная характеристика динамики состояния занимающегося в стандартном занятии.

Для поддержания интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

1. Метод музыкальной интерпретации.

2. Метод усложнений.

3. Метод сходства.

4. Метод блоков.

5. Метод "Калифорнийский стиль".

Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй – с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта. Чаще всего в аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов. Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации. Надо скомпоновать подобранные упражнения в соответствии с музыкальной темой. Например, во время припева (если такой присутствует) можно выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, а можно аналогичные но с небольшим изменением ритма, движений рук, изменение амплитуды движений.

Метод усложнений определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов: изменение темпа движения, его направления, ритма, техники, добавление новых движений в ранее изученные комбинации, изучение упражнения по частям, а затем объединение его в одно целое. Применение метода усложнений характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад). Такой комплекс может состоять от 2 и более упражнений. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым.

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для "блока" упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение №1, 2, 3, 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения. Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них повторяется многократно. В то же время, при использовании вариаций блоков можно разнообразить программу.

Метод "Калифорнийский стиль" фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по "квадрату", по кругу, по диагонали). Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т.д. Все упражнения должны согласовываться с музыкой.

Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа. При подготовке к занятиям инструктор (тренер) заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки. Инструктор должен видеть всех занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности.

В настоящее время люди очень мало уделяют вниманию своему физическому телу, ее красоте. Хорошее, крепкое здоровье возможно только при развитии всех систем и органов, при всестороннем равномерном развитии организма.

Красивое телосложение – величайшая эстетическая ценность человека, которая неподвластна капризам моды. Как видим, аэробика общедоступна, высокоэффективна, эмоциональна, для любого возраста. Желаемый эффект от занятий достигается в том случае, если систематические уроки вписываются в правильно организованный режим дня и сочетаются с рациональным питанием.

Занятие аэробикой помогают обрести хорошую физическую форму, улучшает обмен веществ, повышает иммунитет к различным заболеваниям, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма, нормализуют вес, улучшает фигуру, осанку, самочувствие, сон, снимает нервное напряжение. Её задача сделать людей не просто здоровыми, но социально значимыми, т.е. трудоспособными.

Физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается современный человек для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

doc4web.ru

Методическая разработка "Оздоровительные виды гимнастики"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МАРШАЛА А.В.ГЕЛОВАНИ»

Методическая разработка

Оздоровительные виды гимнастики.

для учащихся ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

преподавателя дисциплины «Физическая культура»

Халитова Рефата Ибрагимовича

Севастополь 2016г

1. Положение «О разработке рабочих планов и программ в ГБОУПО СПТК» утверждённого приказом №___ от «____» ________ 2015 г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский промышленно-технологический колледж имени маршала инженерных войск А.В. Геловани»

Разработчик: преподаватель Халитов Р.И., специалист высшей категории

Впервые рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения отделения Технологии питания и пищевой промышленности.

Протокол № ___ от «___» _______ 2016г.

Председатель МО _________ Н.П. Рыжкова

Оздоровительные виды гимнастики.

Цель: дать систематизированные сведения о некоторых видах оздоровительной гимнастики.

План изложения Структура и характеристика современных оздоровительных систем. Гимнастика для формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия. Ритмическая гимнастика. Атлетическая гимнастика. Китайская оздоровительная гимнастика Уциньси. Терапевтическая йога. Все системы оздоровительной гимнастики можно условно разделить на восточные, европейские и американские, ставших интернациональными.

Восточные оздоровительные системы особое внимание обращают на комплексность триады: движение, дыхание и сознание. Особенность восточных систем заключается в том, что человек, стремящийся физического совершенства, должна обладать высокими моральными качествами честность, доброту, любовь к людям, уважение к учителю, благородство и т.д..

Европейским и американским школам присуща установка на выполнение определенных движений, влияющих на отдельные мышечные группы, суставы, связки. Мышечной системе отдается первостепенная роль в поддержании здоровья.

Кроме того, непрерывно возникают и совершенствуются научные, индивидуальные и авторские системы оздоровительного физической тренировки: • японская система "Десять тысяч шагов к здоровью";

• система Амосова "Режим ограничений и нагрузок", "Тысяча движений".

• Система К.Купера "Новая аэробика" / заслугой врача Купера является определение энергетической стоимости различных видов двигательной активности в условных единицах, рекомендации по количеству очков, что можно набрать за неделю, характеризующих соответствующий уровень здоровья, разработка тренировочных программ, дают возможность повысить уровень физического состояния во время индивидуальных и групповых занятий.

• Аэробика Д.Фонды - сочетание средств гимнастики и танца с музыкой.

• Калланетика Каллак Пинкнет, это физические упражнения на основе статического напряжения и растяжения различных мышечных групп. Цель - коррекция фигуры и устранения недостатков тело-строения. • Шейпинг - система сообщения средств аэробики и атлетической гимнастики с использованием элементов компьютерного контроля за эффективностью занятий. Главный акцент делается на приближении морфологических показателей в заданных или выбранных эталонных моделей теми, кто занимается.

• фитнес - система, охватывающая не только телесные движения, но и все, что может принести пользу телу человека. К нему относятся контролируемое тренировки сердечно-сосудистой системы, коррекционная техника дыхания, тренировки мышц, поддерживающих осанку и создают подтянутый внешний вид, тренировка гибкости и умения расслабляться, рациональное питание, обеспечивающее организм нужной энергией.

• Дыхательная гимнастика: йогов, Лобаковои-новому, Стрельниковой, Бутейко.

• Стретчинг - система упражнений на растягивание, что пришла из США.

• Атлетическая гимнастика - система упражнений с отягощением с целью телосложения.

• Аква, гидро аэробика - напряженный вид аэробных упражнений, выполняемых в воде.

• Слим-джин - система упражнений, объединяющие элементы аэробики, хореографии, калланетики и бодибилдингу. Методика формирования правильной осанки и коррекция ее нарушений.

Как известно, большое значение в жизнедеятельности человека имеет хорошая осанка. Она является выражением не только внешней красоты человека, но и свидетельством его здоровья, залогом оптимального положения и функционирования внутренних органов.Осанка - это привычная поза человека, непринужденно стоит, приобретенная без излишнего мышечного напряжения: туловище и голова держатся вертикально, позвоночник образует плавную волнообразную линию. Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях

/ Рис. 149 /.

К первым относятся: сутулость / рис. 149 а /,

круглая спина / рис. 149 б /, кругловвигнута спина.

При сутулости и круглой спине голова наклонена вперед,

дугообразная спина, свисающие плечи и сведены вперед

крыловидные лопатки, впалая грудь, выпячены живот, ноги чуть согнуты в коленях.

hello_html_2f44cd4a.png

К нарушениям осанки с уменьшением

физиологических искривлений позвоночника относятся: плоская

спина / рис .. 149 г /, плоско вогнутая спина. при плоской

спине грудная клетка сплющена, узкая, плечи свисают,

лопатки крыловидные, наклон таза уменьшен, низ живота

выпячены.

К дефектам осанки во фронтальной плоскости относится асимметричная осанка / рис .. 149 г /. Она характеризуется изменениями симметрии между правой и левой половиной туловища. Позвоночник представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, плечо и лопатка с одной стороны опущены, неравномерные треугольники талии.Широким распространением нарушений осанки является сколиоз. Это тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием / торсия / позвонков вокруг вертикальной линии. Сколиоз сопровождается различными нарушениями расположение и функционирование внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В зависимости от дуги искривления позвоночника выделяют несколько типов сколиоза. Согласно места образования первичной дуги делят сколиозы на грудные, попериково-декабре и поперикови, а по направлению - левосторонние и правосторонние / рис .. 150 /.

hello_html_m53b3bc76.png

Основными средствами формирования правильной осанки является гимнастические упражнения. Основные физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки, можно условно разделить на три группы:

упражнения для формирования правильной осанки;

корректируя упражнения, которые включают в систему физических упражнений для профилактики дефектов осанки;

упражнения для развития двигательных навыков и укрепления мышечного корсета / ЗРВ и специальные упражнения для рук, ног, туловища, живота /.

Воспитание правильной осанки / за О.Д. Дубогай, В.И. Завадским,

Ю.А. Карпом, 1995г. /.

1. Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки. При этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки должны касаться вертикальной плоскости. Запомнить это положение и, не нарушая его, сделать шаг вперед, а потом назад;

2. То же, но сделать 4-8 шагов;

3. То же, но проверить положение осанки перед зеркалом, чтобы его запомнить зрительно;

4. Прижавшись к стене затылком, спиной, ягодицами и пятками, присесть с прямой спиной, руки вверх; вернуться в и.п.

5. Стоя у стены в положении правильной осанки, поднять руки вверх, в стороны, вперед, на пояс не теряя правильной позы и не отходя от стены;

6. Исходное положение - То же. Согнуть правую ногу вперед, захватив голень руками и прижав к туловищу, не теряя правильной осанки и не отходя от стены. То же, - левой ногой

7. Исходное положение - То же, руки на пояс, локти прижаты к стене. Поднять левую ногу влево до горизонтального положения, не отходя от стены. То же - правой ногой

8. Исходное положение - То же, руки в стороны. Наклониться к левой ноге, не меняя положения рук и не отходя от стены.

Каждое упражнение выполнять по 8 -10 раз.

Комплекс упражнений с предметами на голове:

В положении правильной осанки у стены положить на голову мешочек с песком / 200-300гр. /, Книгу или другой предмет, пройти к противоположной стороне и обратно, минуя стул, стол и т.п., удерживая предмет и сохраняя позу .;

Из положения стоя с предметом на голове сесть на пол, встать на колени и сесть на пятки, вернуться в и.п., не потеряв предмет и сохранив позу. То же - с закрытыми глазами

С предметом на голове встать на стул и сойти с него;

П.п. - Ступни на одной линии / одна за другой /, удерживая правильную позу и предмет на голове, выполнить различные движения руками. То же - с закрытыми глазами

Держа гимнастическую палку на пальцах и предмет на голове, пройти 8 - 10 шагов, не потеряв предмет. То же - с поворотом вокруг;

Держа гимнастическую палку на ладони вертикально и предмет на голове, сесть на стул, встать не потеряв предметы;

Стать на колени с предметом на голове в полуметре от стены, упереться руками в стену, туловище держать прямо. Поставить правую ногу в упор, не снемая предмет. То же, левой ногой.

Каждое упражнение выполнять 8-10 раз

Для формирования правильной осанки необходимо уметь регулировать

напряжение мышц и чувствовать части всего тела, находясь в разных положениях: стоя, сидя, при ходьбе. Задача гимнастики при обнаружении дефекта в осанке сводятся к следующему: улучшение эмоционального состояния и нормализация основных нервных процессов; улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, обменных процессов; укрепление мышц спины и туловища, повышение уровня силовой и общей выносливости; формирование и совершенствование двигательных навыков и улучшения общего физического развития; предотвращения дальнейшего прогрессирования сколиотической деформации позвоночника на ранних стадиях заболевания; растяжения сокращенных мышц и связок на вогнутой стороне позвоночника и укрепления их на выпуклой стороне дуги; исправление дефекта осанки, воспитание и закрепление навыка правильной осанки.

В зависимости от дефекта осанки подбирают и соответствующие гимнастические упражнения.

Упражнения для коррекции плоской, плоско вогнутой и сутулой спины.

П.п. - Лежа на спине, положив под лопатки упругий валик; руки вперед, держа гантели. Развести руки в стороны - вдох, п.п. - Выдох. Повторить 10 раз

П.п. лежа на спине, под лопатками упругий валик; гантели в руках у бедер. Поднять руки вперед и опустить за голову - вдох, п.п. - Выдох. Повторить 6-8 раз;

П.п. - Лежа на спине. Упереться пятками и плечами в пол и, сделав вдох, прогнуться в пояснице. Задержать дыхание на вдохе, покачаться спиной из стороны в сторону два-шесть раз. Затем сделать выдох и энергично втянуть живот. П.п. - Расслабиться. Повторить 4-6 раз.

П.п. - Лежа на спине, руки в стороны. 1.-согнуть ноги в коленях и руками прижать их к груди / выдох /; 2 - и.п. / Вдох /. Темп средний. Повторить 8-10 раз.

П.п. - Лежа на спине, руки за головой, ноги подняты и согнуты в коленях. 1-8 имитация езды на велосипеде вперед; 9-16 - то же, назад; Дыхание умеренное. Повторить 4-6 раз в каждом направлении.

П.п. лежа на спине, упереться руками в пол возле головы, ноги согнуты в коленях. 1-2 - выполнить "мост" с опорой на голову, руки и ноги / вдох /; 3-4 - п.п. - / выдох /. Повторить 4 - 6 раз.

П.п. - Лежа на животе, руки выпрямлены, в руках конце закрепленного резинового бинта. 1-2 - растягивая бинт, согнуть руки, локти прижаты к бокам, кисти к плечам / выдох /; 3-4 - п.п. / вдох /. Повторить 10-15 раз.

П.п. - Стоя, левая рука на груди, права на животе. 1 - на вдохе расширить грудную клетку, живот втянуть; 2 - и.п. / Выдох /. Полное и глубокое дыхание. Повторить 6 - 8 раз.

Упражнения для коррекции круглой и кругло вогнутой спины.

Лежа на животе, подбородок на кистях рук. Поднять голову и плечи, руки на пояс. Живот от пола не отрывать, лопатки соединить. Позу удерживать, считая до шести. И. п. - Расслабиться; То же, но руки поднять к плечам, за голову, назад, в стороны, вверх;

П.п. - Лежа на спине пытаться прикоснуться пола всеми позвонками пояснице и удерживать такое положение, считая до шести. П.п. - Расслабиться. Пытаться прикоснуться пола всеми позвонками шеи, считая до шести. П.п. - Расслабиться. Повторить 4 раза;

П.п. - Лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны. 1 - поднять ноги вперед и соединить их / вдох /; 2 - согнуть ноги в коленях / выдох /;

3 - выпрямить ноги вперед / вдох /; 4 - и.п. / Выдох /. Спину и голову от пола не поднимать. Темп средний. Повторить 8 - 10 раз;

5. Исходное положение - Лежа на спине, руки к плечам. 1-3 - выполнить "мост" с опорой на голову, руки и ноги / выдох /; 4 -в.п. / Вдох /. Темп медленный, повторить 6-8 раз;

6 Исходное - Лежа на животе, подбородок на тыльной стороне кистей. 1-2 - поднять голову и плечи, локти отвести назад / вдох /; 3-4 - и.п. / Выдох /. Темп средний. Повторить 8-10 раз.

7. Исходное положение - Упор стоя на коленях. 1. - правую ногу справа, повернуть туловище и голову вправо / вдох /; 2 - и.п. / Выдох /; 3 - левую ногу слева, повернуть туловище и голову влево / вдох /; 4 -в.п. / Выдох /. Темп средний. Повторить 8-10 раз.

8. Исходное положение - Стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - руки в стороны -вверх, подняться на носки, прогнуться / вдох /; 2 - и.п. / Выдох /. Темп медленный. Повторить 8-10 раз. Упражнения для коррекции шейно-грудного и грудного сколиоза.

Предложенные упражнения предназначены для коррекции правостороннего сколиоза. При левостороннем соответственно изменяется п.п.

П.п. - Лежа на животе, рука с стороны вогнутости / левая / вверху, правая согнута в локте, кисть под подбородком: 1 - Тянуть левую руку вверх, перебирая пальцами по полу в течение 10 сек; 2 -В.п. -розслабитись - 4-6сек .; 3 - поднять максимально прямую левую руку, голову, плечи и удерживать такое положение 8 сек .; 4 -В.п., расслабиться - 4 -6 сек. Повторить упражнение 2 раза.

П.п. - Лежа на животе, руки держат гимнастическую палку вверху. 1- Поднять голову, грудь, палку горизонтально - как можно выше, руки вытянутые, живот прижат к полу. Удерживать позу 4 сек. 2 Исходное, расслабиться - 4 сек. Повторить 6 раз.

П.п. - Лежа на спине, руки в стороны ладонями вверх, ноги врозь

/ Таз и ноги прижаты к полу /. 1 - Повернуть туловище вправо / при левостороннем грудном сколиозе /, пытаясь левой ладонью накрыть праву. Позу удерживать 6 сек. 2. Исходное положение, расслабиться 4 сек. Повторить 6 раз.

Упражнения для коррекции поясничного и пояснично-грудного сколиоза.

1.В.п. - Лежа на животе, подбородок положить на сомкнутые кисти рук.

1. Медленно отвести ногу со стороны выпуклости; 2. Исходное положение, расслабиться, повторить 6 раз; 2. Исходное положение - Лежа на животе, ногу со стороны выпуклости в поясничном отделе отвести в сторону, руки сомкнуты в "замок" за головой.

1. Развести локти в стороны, прогнуть позвоночник, сделать вдох и удерживать позу в течение 4 сек. 2.- Исходное, медленно выдохнуть, считая до четырех, расслабиться. Повторить упражнение 4-6 раз.

3. Исходное положение - Лежа на боку / дуга искривления позвоночника в поясничном или поясничном и грудном отделах направлена ​​вверх /. 1 - поднять ногу вверх, удерживать позу на вдохе в течение 4-х сек. 2. Исходное положение, медленно выдохнуть, считая до 4-х, и расслабиться. 3 - Глубоко вдохнуть, поднять обе ноги и удерживать позу 4 сек. 4 -В.п., медленно выдохнуть, считая до 4-х, расслабиться. Повторить 4 раза.

4. Исходное положение - Упор стоя на коленях. 1. -Руки вверх с вогнутой стороны искривления в грудном отделе и одновременно - ногу назад с вогнутой стороны искривления в поясничном отделе. 2. - И.п. Повторить упражнение 4-6 раз.

ив5. П.п. - Стоя правым боком у гимнастической скамейки, правую ногу на скамью, руки на пояс. 1-3 - наклоны туловища вправо; 4 - и.п. Изменить п.п. 5-7 наклоны туловища влево; 8 - п.п .. Дыхание умеренное. Темп средний. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

6. Исходное положение - Стойка ноги врозь, пол наклон туловища вперед, руки перед грудью. Имитация плавания способом "брасс". Дыхание умеренное. Темп средний. Упражнение выполнять 15-20 сек.

7. Исходное положение - Стойка ноги врозь левой на одной линии, руки на пояс. 1 - наклон туловища вправо / выдох /; 2 -в.п. / Вдох /; 3 - наклон туловища влево / выдох /; 4 -в.п. / Вдох /. Темп медленный. Повторить 10-12 раз.

8. Исходное положение л.д. Ходьба по рейке гимнастической скамейки, руки в стороны. Дыхание умеренное. Темп средний. Упражнение выполнять в течение 15-20 сек.

Упражнения для коррекции комбинированного сколиоза.

Активно-пассивная коррекция позвоночника перед зеркалом;

Деторсийни упражнения / вращения позвонков в сторону, противоположную торсии /;

П.п. - Лежа на спине, руки в стороны. 1- Стопой ноги со стороны выпуклости позвоночника медленно скользить по голени другой ноги, бедро развернуть наружу. 2. Исходное положение Повторить упражнение 6 раз;

П.п. - Лежа на животе, руки со стороны выпуклости позвоночника в грудном отделе отвести в сторону ладонью вниз / давить пол /, вторую руку вверх. 1 - Ногу со стороны выпуклости позвоночника в поясничном отделе отвести максимально в сторону, руку со стороны вогнутости в грудном отделе тянуть вверх. Удерживать позу в течение 4-х сек .. 2.- Исходное - Расслабиться. Повторить упражнение 6 раз. При сколиозе одним из средств коррекции является вытяжение позвоночника. Оно способствует растяжению укороченных на месте вогнутости позвоночника мышц. Его можно выполнять в положении лежа на наклонной плоскости / 20-30 см; время вытяжки от 2-3 до 10 мин. /, Вис на перекладине, гимнастической лестнице в течение 15-20 сек. / Нельзя спрыгивать с перекладины после весу - одной рукой за стойку и мягко опуститься на пол /. Выс повторять несколько раз в день.

Для формирования правильной осанки и с целью коррекции / учитывая вид деформации позвоночника /, используются упражнения классического экзерсиса. Но не нужно забывать об индивидуальном подходе в этих упражнениях и осторожность с нагрузкой.

Комплексы упражнений при плоскостопии.

Плоскостопие может быть врожденной и приобретенной / после травм, паралича мышц, длительных непомерных нагрузках, иммобилизации и т.п. / и характеризуется разной степенью сплющиванием свода стопы. Одним из методов определения состояния свода стопы по отпечатку ступни на листе бумаги. Подошвенную поверхность ступни смачивают в воде, которая была перед этим закрашена марганцовкой / или синькой / и встают на лист белой бумаги. При плоскостопии отпечаток нет внутренней выемки в подошве.

Профилактические физические упражнения при плоскостопии является частью основной и наиболее физиологичным средством лечения. Задача - восстановление и укрепление мышечно-сухожильного аппарата, поддерживающего свод стопы.

Упражнения в исходном положении лежа на спине:

1 поочередное и одновременное оттягивание носков с одновременной супинации.

2.Зигнуты ноги, опереться стопами о пол. Развести пяти и свести. Выполнить 10 - 15 раз, расслабиться.

3. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются подошвой. Отвод и приведение пяток с опорой на пальцы стоп.

4. Скользя движения стопой одной ноги по голени другой, охватив голень.

Упражнения в исходном положении сидя:

П.п. - Сидя на гимнастической скамейке / стулья /. Захвата пальцами ног различных мелких предметов / карандаш, пуговицы, платочек и др. /. Дыхание умеренное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз в каждом направлении. П.п. - То же, 1 -4 - круговые обороты ступней снаружи; 5 -8 - круговые обороты ступней внутрь. Выполнить по 10 - 1 2 раз в каждом направлении.

П.п. - Сидя на стуле, ноги прямые, ступни вместе, носки на полу, руки на пояс. 1 - 3 максимально развести пятки, не отрывая носков от пола; 4 - и.п. Повторить 10 - 12 раз.

П.п. - Упор сидя сзади на гимнастической скамейке, ноги врозь. 1 - максимально свести носки; 2 - развести носки в стороны. Повторить 10 - 12 раз.

Сидя "по - турецки", подогнуть пальцы ног. Наклоняясь вперед, встать с опорой на тыльную поверхность стоп.

Сидя в упоре сзади развести колени и подтянуть стопы до полного касания подошвами.

Упражнения в исходном положении стоя:

П.п. - Л.д. 1 -2 - подняться на носки, руки в стороны / вдох /; 3-4 - опускаясь на пятки, руки вниз / выдох /. Повторить 8 - 10 раз.

П.п. - Узкая стойка, стопы параллельны. Перекат на внешние границы стопы и наоборот.

П.п. - Стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - 3 - упругие приседания на носках, руки вперед; 4 - и.п. Темп средний. Повторить 8 - 10 раз. П.п. - О.с., руки на пояс. Перекаты с пяток на носки, с носков на пятки. Темп медленный. Упражнение выполняется 20 -30 сек.

П.п. - О.с., руки держаться за гимнастический канат. Лазанье по канату на произвольную высоту. Канат во время лазанья захватить подошвами. Темп медленный. Выполнить 1 - 2 раза.

Стоя на рейке гимнастической стенки. Подъем на цыпочках и возвращения в п.п.

Стоя на набивных мячах. Приседания в сочетании с движениями рук.

П.п. -о.с. Прыжки на обеих ногах, на цыпочках с небольшим продвижением вперед. Темп средний. Повторить 16 - 20 раз.

Упражнения в движении.

Ходьба приставными шагами правым и левым боком вперед по рельсу перевернутой гимнастической скамейки. Темп медленный.

Походка цыпочках.

Походка на внешних границах стоп.

Ход в положении носки внутрь, пятки наружу, с поочередным поднятием на цыпочках.

Лазание по гимнастической стенке произвольным способом, наступая на ступень серединой ступни. Повторить 3 -4 раза.

Перекаты поочередно левой и правой стопой теннисного мяча. Упражнение выполнять в течение 2 - 3 мин.

Ходьба на цыпочках, не сгибая ног в коленях, руки на пояс. Темп средний. Упражнение выполнять в течение 1 2 мин.

Шествие по ребристой доске.

infourok.ru


Смотрите также