Чем полезна артикуляционная гимнастика? Вкусная артикуляционная гимнастика


Вкусная артикуляционная гимнастика

«Ясность - главное достоинство речи» (Аристотель) - под таким девизом прошёл в МАУДО «Детский сад №10» г. Ялуторовска с родителями средних групп мастер-класс «Формирование правильного  звукопроизношения у дошкольников посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики».

Участники мероприятия выяснили: человеку необходимо приложить немало усилий для подготовки речевых органов  к усвоению «артикуляторных укладов», а это сложнейший ежедневный труд. Существует специальная гимнастика, она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. 

Непоседы-малыши не всегда готовы посвящать свое время однообразным занятиям. Заставлять, а тем более  ругать не стоит, потому что знания и навыки, полученные в результате отрицательных эмоций, плохо закрепляются и мало используются на практике.

Есть способ  подсластить жизнь нашим маленьким «труженикам», которые имеют дефекты речи и не хотят делать артикуляционную гимнастику.

Родители воспитанников на своем опыте убедились, что «сладкая жизнь» может  быть еще и полезно развивающей. На столах они обнаружили тарелочки… для чаепития: печенье разной формы и шероховатости, орешки, чупа-чупсы, палочки-соломки, различные мармеладки, помадки и прочие вкусняшки.

С самого начала было решено, не только слушать, но и действовать, поэтому взяв зеркала, сначала выполняли традиционный вариант артикуляционной гимнастики, а потом превращали его в «сладкий». На язык в виде  «чашечки» положили маленькую конфетку, надо было ее удержать, а потом можно и на вкус попробовать.

 

Упражнение «хоботок» преобразовали с помощью соломки, необходимо было удержать ее губами.

Гости так увлеклись вкусной гимнастикой, что даже сделали «усы» из соломки.

После всех испытаний пришли к заключению, что даже взрослым сложно без подготовки выполнять артикуляционные упражнения несмотря на их развлекательный и вкусный вариант.

Родители на своем опыте убедились, как сложна работа по укреплению речевого аппарата, как непросто и небыстро подготовить его к  воспроизведению необходимых  артикуляторных укладов. Они смогли оценить, как по разному, можно преподнести детям те или иные задания, упражнения, а чему именно  они отдадут предпочтение, зависит только от них.

 Автор репортажа: Разживина-Нестерова В.Л., учитель-логопед высшей категории 

МАУДО «Детский сад №10» г. Ялуторовска.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2017/2018 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

tmndetsady.ru

Чем полезна артикуляционная гимнастика?ИгроМама | ИгроМама

Все знают о пользе утренней гимнастики. Мы тренируем наши мышцы, чтобы они были сильными и красивыми.

Так почему мы забываем о самой сильной мышце в нашем организме – языке? Ведь от его правильного положения во время речи зависит поймут ли нас вокруг или нет.

️Поэтому так важна артикуляционная гимнастика!!!️

Хорошо, когда все идет по плану и все органы развиваются в норме. Но бывает много причин слабого или проблемного развития органов артикуляции. 

  • Очень важны все моменты питания малыша: грудное вскармливание, отсутствие пустышки, в норме процессы глотания и жевания. Они то и подготавливают наш артикуляционный аппарат к речи!
  • Кроме питания – это первые различные движения младенцев язычком губам и челюстью. Все эти движения и выражения личика — для первых звуков и лепета. 
  • А ещё есть нёбо, зубы, жевательные, глотательные, мимические мышцы! Плюс не забываем о голосе и дыхании! 
  • Так что при артикуляционной гимнастике желательно воздействовать на все эти составляющие или хотя бы делать комплексы для решения определенных задач.

Например, если нам нужен звук «С», то здесь и растягивание губ в улыбке, и положение языка с упором в нижние зубы, и холодная воздушная струя вдоль желобка на языке.

Сначала артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог следить за движениями и корректировать их по подражанию. Иногда логопеды применяют механическую помощь, если ребенку трудно повторить движение из-за слабого тонуса или наоборот напряженного языка. 

Некоторым детям даже может потребоваться логопедический массаж органов артикуляции, но это в случае проблем с тонусом.

Когда движения языка доводятся до автоматизма, можно заниматься без зеркала. Продолжительность занятий 5-8 минут, но они должны быть ежедневными, чтобы язык «запоминал» правильное положение.

Польза артикуляционной гимнастики

Чтобы не требовалось идти к логопеду, просто играйте и тренируйте язычок. 

Хорошо, если это будет во время еды, просто как игра:

  • оближи язычком губки с вареньем
  • удержи на плоском язычке кусочек сыра без тремора
  • слижи языком с тарелки мёд
  • приклей кусочек конфетки за зубами сверху или внизу
  • сделай чашечку из язычка и удержи водичку, чтобы не разлить
  • удержи между верхней губой и носом соломинку.

Другие вкусные артикуляционные упражнения в этой статье: «Вкусная Артикуляционная гимнастика»

 

Так что, всё в ваших руках  и на языке!

 

0

igromama.com

Артикуляционная гимнастика для щек с физминуткой про хомячка

Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики блога!Вспоминаем всем известные крылатые фразы: “уплетает за обе щеки”, “щеки из-за спины видны”, “надувать щеки”, “щеки как у хомяка”. На самом деле это не просто фразеологизмы, а готовая артикуляционная гимнастика для щек. Все их можно использовать, проявив фантазию и находчивость, а хомяк — это вообще центральный персонаж песенки для физминутки.

Но обо всем по порядку, немного терпения и внимательности, и в конце статьи я вам расскажу еще об одной идиоме про щеки, которая известна с древних времен и трактуется по-разному в зависимости от обстоятельств и от мировоззрения. А также приведу пример того, как ее можно использовать для развития органов речи для коррекции звукопроизношения.

Значение для еды и речи

Щеки во время еды участвуют в процессе пережевывания пищи. Поэтому если малышу трудно жевать, то и с речью у него скорее всего будут проблемы. Как правило, это дизартрия. Очень наглядно это можно проследить у детей с ДЦП, если им перемалывают пищу блендером, то и говорить они практически не могут. И наоборот, с развитием мыщц и нормализацией их тонуса появляется речь и самостоятельное пережевывание пищи.

В процессе звукопроизношения вместе с губами щеки помогают совершить правильный выдох. При работе над ними очень хорошо прослеживается связь речевой гимнастики с дыхательной и с логопедическим массажем. Если ребенок не может дуть, то массаж и гимнастика поможет восстановить эту функцию. Все эти задания должны выполняться в игровой форме, они требуют большого напряжения для нервной системы и большой точности. Малыша надо постоянно хвалить, поощрять разными способами, настраивать на позитив.

Артикуляционные упражнения для щек и их характеристика

  • шарик лопнул — надуваем щеки, держим на счет до 10, выпускаем воздух из щек
  • сытый хомяк — щеки надуты
  • голодный хомяк — щеки втянуты во внутрь
  • щеки догоняют друг друга — надуваем их по очереди
  • орешки (футбол) — языком катаем по одной щеке изнутри, затем по другой, можно положить за щеку ириску или леденец и пусть малыш его перекатывает.

Дутье и надувание

Можно дуть на что угодно: свечу, мыльные пузыри, полоску бумаги, ватку, пушинку, кораблик на воде — следить, чтобы дети не раздували щеки при этом, если воздух растекается в щеки, то и звуки будут нечеткие. Хорошо еще использовать различные дуделки, свистелки и дудочки, а также надувать воздушные шарики и надувные игрушки. При не согласованных движениях мышц воздух из шарика всасывается малышом обратно, надо продолжать работать дальше, дать ребенку разработанный шарик, более мягкий.

Массаж

Щеки надо массировать только снаружи, изнутри только языком. Иначе есть риск повредить слизистую и заработать стоматит. Тем более поверхностный массаж более эффективный, здесь много нервных окончаний. Движения обычно круговые и по спирали. Достаточно слегка похлопать, пощипать, побегать кончиками пальцев. Можно также разминать с помощью различных массажеров, логопедических зондов, шариков с шипами.

Физминутка про хомячка

Для повышения интереса, активизации восприятия или для смены вида деятельности можно использовать стих про хомячка.

Хома-хомка, хомячок (надуваем щеки)Полосатенький бочок (поглаживаем щечки)Хомка рано встает (подтягиваемся вверх. открываем глазки, зеваем, широко открывая рот)Щечки моет, ушки трет. (гладим щеки, трогаем уши)Подметает хомка хатку (языком двигаем за щеками влево и вправо)И выходит на зарядку. (двигаем ладошками или пальчиками по столу)1, 2, 3, 4, 5 (поднимаем ручки вверх 5 раз)Хомка сильным хочет стать (сгибаем руки в локтях)

На этом заканчиваю писать статью про щеки. Ах, я забыла рассказать про знаменитое крылатое выражение, оно гласит: “Если тебя ударили по правой щеке подставь левую”.Как его понимают, обычно это “непротивление злу насилием”. А что делаем мы? Боремся со злом — плохой моторикой щек — с помощью массажа, гимнастики и дыхательных упражнений. Хлопает ли по щекам логопед или сам малыш не имеет значения, главное, что дефекты речи исправляются и торжествует добро.

Читайте статьи блога, пишите к ним комментарии, подписывайтесь на новые, делитесь в соцсетях. Всего хорошего!

marilina.ru

вкусная артикуляционная гимнастика

 

Вкусная артикуляционная гимнастика

 Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того, чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т.е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Для того, чтобы артикуляционная гимнастика давала хороший результат, необходимо запомнить следующие правила:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо в форме игры, без принуждения.
  2. Упражнения должны выполняться каждый день.
  3. Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься перед зеркалом.
  4. Время занятия – 3-5 минут.
  5. Фиксировать внимание на неудачах ребенка нельзя (у него не всегда с первого раза будет получаться выполнять то или иное упражнение).

    ЧУПА ЧУПС КАК ТРЕНАЖЕР

    Эта круглая карамель на палочке весьма популярна в среде логопедов. Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочки, главное, чтобы не было острых краев.

    • берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком. Используется для упражнений “часики”, “качели”, “колесо”
    • положить шарик в углубление “чашечки” языка
    • массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
    • удерживать леденец губами, сжимая их
    • прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе
    • массировать щеки изнутри шариком

    После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:

    • кладем на середину языка и делаем трубочку языком
    • дуем в трубочку на ватку
    • ставим палочку в стакан с водой и булькаем
    • выкладываем из палочек буквы и фигурки

     

    СОЛОМКА И СЪЕДОБНЫЕ ПАЛОЧКИ

    Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:

    • “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
    • “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
    • “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
    • “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
    • делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
    • “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее

     

    ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИКИ

    • крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”
    • покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
    • положить крошку на кончик языка и сдуть
    • проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
    • построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
    • ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут

 

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК

  1. Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
  2. Приклеить в нёбу конфетку, жвачку и малыш должен поднять язык вверх и отлепить их.
  3. Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
  4. Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
  5. В углублении “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
  6. Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.

одержание публикации

dobrovolsckaja-sad7podr.edumsko.ru

logoped39 | Вкусная артикуляционная гимнастика

 «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)

 Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

 - сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

 - удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

 - приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

 - поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

 - двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.​

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.  Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? 

Я вам  отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

 «Держи крепче» (упражнения с ватной палочкой, макарониной, ложкой, сушкой)

 Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку)  на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

 «Бусинки» (упражнения с крошками печенья, конфетами)

 Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

 «Сладкий футбол» 

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку,  грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

mediss1.wixsite.com