1.2.Гимнастика как учебно–спортивная и научно–педагогическая дисциплина. Военно прикладная гимнастика


4.3.2. Военно–прикладная гимнастика

Военно–прикладная гимнастика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки военнослужащих, бойцов отрядов особого назначения МВД и службы МЧС, космонавтов.

К средствам военно–прикладной гимнастики относят строевые упражнения, разновидности ходьбы, бега, прыжков, лазания, переползания, преодоления препятствий, переноска груза и партнера. Большое внимание уделяется овладению навыками динамического равновесия в условиях ограниченной и подвижной опоры. Изучение упражнений производится, как правило, на открытой местности в специально оборудованных городках, полосах препятствий. В подготовке летно–подъемного состава Вооруженных сил и отряда космонавтов широко практикуются такие средства, как прыжки на батуте, акробатические упражнения, вращение на лопинге, ренском колесе, центрифуге и др. Все эти средства «жесткого» воздействия направлены на развитие вестибулярного аппарата, воспитание ориентировки в пространстве и уровня координации движений.

4.3.3. Спортивно–– прикладная гимнастика

Высокий уровень достижений в спорте и бурно возрастающие нагрузки в физической, функциональной и психоэмоциональной сферах предъявляют повышенные требования к двигательной и волевой подготовке спортсменов. В этой связи спортивно–прикладная гимнастика при профессиональном подходе к делу содействует решению частных задач: целенаправленного развития недостающих спортсмену физических качеств, расширения диапазона двигательных возможностей, предупреждения характерных для конкретного вида спорта травм, восстановления двигательной функции спортсмена.

В учебно–тренировочном процессе большинства видов спорта применение так называемых «неспецифических» движений спортивно–прикладной гимнастики позволяет раскрыть реальные двигательные потенциалы организма, дать импульс развитию отстающих качеств, обеспечить активный отдых или восстановить нормальную функцию опорно–двигательного аппарата.

Многолетние наблюдения за подготовкой спортсменов в ряде видов спорта (футбол, ручной мяч, волейбол, вольная борьба, конный спорт), анализ содержания учебно–тренировочной и соревновательной деятельности в этих видах спорта позволяют рекомендовать ориентировочную схему направленности использования средств спортивно–прикладной гимнастики.

Развивающая направленность

Предусматривает целенаправленный подбор средств, способствующих воспитанию приоритетных двигательных качеств:

Скоростно–силовые качества развиваются с помощью специально подобранных общеразвивающих упражнений, выполняемых в максимальном темпе в течение 5–7 с.

Двигательная ловкость успешно совершенствуется с помощью акробатических упражнений динамического характера, связанных с вращениями в сагиттальной, фронтальной и горизонтальной плоскостях. В этих же целях полезно использовать простые (безопорные) и опорные прыжки, выполняемые с поворотами и в сочетании с бегом, а также игровые задания с элементами техники акробатических упражнений.

Гибкость (подвижность в суставах) хорошо обеспечивают систематические выполнения маховых движений, пружинящих, рывковых, упражнений с использованием помощи со стороны партнера, упражнений с фиксацией мышцы в растянутом положении (стретч). Особое внимание придается соразмеренному развитию гибкости и силовой подготовки.

Скоростно–силовая выносливость. Способность к длительному выполнению упражнений скоростно–силового характера успешно развивается с помощью упражнений, реализуемых по принципу круговой тренировки, использования таких форм организации занятий как поточное, серийное исполнение. Хорошо зарекомендовал себя проходной способ движений в виде полосы препятствий без остановок с большой скоростью. Проведение круговой тренировки базируется на использовании общеразвивающих упражнений, акробатических прыжков, прикладных упражнений (лазание, метание и ловля), упражнений на снарядах. Важным условием успеха является удачное сопряжение физических качеств и навыков, отвечающее особенностям избранного вида спорта.

Реабилитационная направленность

Наблюдения специалистов показывают: чем выше напряженность учебно–тренировочного процесса, тем выше вероятность травм и актуальней проблема реабилитации (восстановления) спортсмена. При всем многообразии приемов реабилитации, используемых в спорте, средствам спортивно–прикладной гимнастики отводится большая роль. Подмечено, что разнонаправленные вращения – кувырки, прыжки с поворотами, перевороты в сочетании с короткими «взрывными» пробежками ускоряют восстановление после интенсивных, анаэробных по характеру нагрузок. Наилучший эффект при этом дают обычные подскоки на батуте, выполняемые свободно, без напряжения мускулатуры. Четкий ритм чередования напряжений и расслаблений, подчиняющий себе ритм дыхания и сердечной деятельности, мгновения «невесомости» в верхней фазе траектории полета – все это благотворно влияет на нервно–регуляторные процессы.

Профилактическая направленность

Спорт, особенно спорт высших достижений потенциально травмоопасен. Травматизм мягких тканей (мышц) чаще всего связан либо с «запредельным» уровнем напряжения мышц, либо с недостаточной надежностью мышц, отстающих в своем развитии. Потенциально наиболее травмоопасными звеньями опорно–двигательного аппарата являются мышцы задней и медиальной поверхностей бедер, межпозвонковые связки, очень подвижный поясничный «корсет». Профилактические назначение спортивно–прикладной гимнастики сводится к планомерному использованию средств, обеспечивающих укрепление травмоопасных зон, повышение надежности мышечно–связочного аппарата.

1Буржуазное педагогическое течение, проповедовавшее идею человеколюбия и воспитания полезных обществу граждан на основе реформирования школы.

2СССР и другие социалистические страны по политическим мотивам в Олимпийских Играх 1984 года участия не принимали.

studfiles.net

7.Характеристика и назначение прикладных видов гимнастики.

Производственная гимнастика, включаемая в режим рабочего или учебного дня студентов, повышает работоспособность и укрепляет их здоровье.  Профессионально-прикладная гимнастика - составная часть профессионально-прикладной физической подготовки. С ее помощью совершенствуется профессионально важные физические качества  и двигательные навыки, от которых в значительной степени зависит успех в процессе овладения учащимися избранной профессией.  Военно-прикладная гимнастика по своей направленности сходна с профессионально-прикладной, но ее средства используются с контингентом допризывников и служат основой физической подготовки военнослужащих различных родов войск. Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью физической подготовки в различных видах спорта и включает в себя разнообразные гимнастические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, быстроты и ловкости. Для совершенствования физических качеств, способствующих повышению спортивных достижений, применяют упражнения, сходные с двигательными действиями в конкретном виде спорта.  Ритмическая гимнастика (аэробика), войдя в сферу массовой физической культуры, вот уже несколько десятилетий прочно удерживается в ней. Особенно популярна она в молодежной женской аудитории, которая составляет примерно половину студенческого контингента. 8.Характеристика и назначение спортивных видов гимнастики.

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика и спортивная аэробика.

Спортивная гимнастика — это многоборный вид спорта. В него входят: у мужчин — вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки; у жен­щин — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения. В занятия спортивной гимнастикой включаются упражнения художествен­ной и ритмической гимнастики, акробатики, хореографии, игры и др. (см. главу 12). Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит Федерация спортив­ной гимнастики России.

Художественная гимнастика — сугубо женский вид спорта. Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов (см. гла­ву 12). Они служат прекрасным средством физического воспита­ния девочек, девушек и женщин. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В стар­ших классах проводятся самостоятельные занятия художествен­ной гимнастикой. Развитием художественной гимнастики в стране руководит Федерация художественной гимнастики России. Ху­дожественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражне­ний: акробатические прыжки, парные (мужская и смешанная пары) и групповые упражнения. К акробатическим относят и упражне­ния на батуте. Широкий диапазон сложности акробатических уп­ражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, полу и физической подготовленности.

Спортивная аэробика — это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс уп­ражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы раз­ных структурных групп, а также взаимодействия между партнера­ми. Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуаль­ные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестерки в любом составе. Основу хореографии в этих упражне­ниях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения.

studfiles.net

Гимнастика в системе физической подготовки вооруженных сил

 

В системе физической подготовки военнослужащих гимнастика вместе с другими разделами способствует ре­шению задач обучения и воспитания воинов, развитию у них необходимых для боевой службы физических и пси­хических качеств.

Оказывая всестороннее воздействие на организм воен­нослужащих, гимнастика обеспечивает развитие и совер­шенствование физических способностей, военно-приклад­ных навыков, устойчивости к воздействию неблагоприят­ных факторов воинской службы, морально-волевых и пси­хических качеств, строевой выправки и подтянутости, в конечном счете, улучшает общее функциональное состояние организма. Кроме того, на занятиях по гимнастике успешно формируются организаторско-методические навыки и умения.

В процессе занятий гимнастикой у военнослужащих постоянно развиваются и совершенствуются физические качества – ловкость и координационные способности, сила и силовая выносливость, гибкость, быстрота, простран­ственная ориентировка, военно-прикладные и специальные навыки, волевые и психические качества, строевая выправка и подтянутость, улучшается функциональное со­стояние военнослужащих.

Ловкость и координация движений – способность вои­нов выполнять наиболее точные, соразмерные и целесооб­разные движения в сложных ситуациях, умение согласовы­вать движения различными частями тела, плавно выпол­нять движения, напрягая и расслабляя в необходимый момент определенные группы мышц, нужных всем военнослужащим. Они совершенствуются специально раз­работанными гимнастическими упражнениями для рук, плечевого пояса, туловища и всего тела на полу, снарядах. с помощью прыжков, акробатики и т.п.

Сила и силовая выносливость – способность преодоле­вать сопротивление и противодействовать ему, имеют большое значение для боевой и служебной деятельности военнослужащих всех специальностей. Выполнение рабо­ты, требующей значительного или строго дозированного напряжения мышц, характерного для ракетчиков (действия с грузом, лазание), военнослужащих танковых, самоходных артиллерийских, зенитных артиллерийских частей (поднимание и переноска боекомплектов, различных грузов, снарядов, траков, аккумуляторов), личного состава Войск ПBO страны и радиотехнических подразделений (пере­носка тяжестей, перенесение статических напряжений), летного состава Военно-Воздушных Сил (перенесение на­пряжений и перегрузок различного типа), личного состава Военно-Морского Флота (поднимание тяжестей, лазание). Гимнастика располагает значительным количеством упраж­нений для развития и совершенствования силовых способ­ностей – упражнения на гимнастических снарядах, подни­мание и переноска тяжестей, упражнения с внешним со­противлением и преодолением собственного веса на раз­личных тренажерах группового и индивидуального типа.

Гибкость – свойство подвижности в различных суста­вах, чрезвычайно важное для военнослужащих при выпол­нении многих действий в процессе службы. Для развития гибкости применяются упражнения активного (выполняемые самостоятельно) и пассивного (с помощью товарища, с тя­жестями, амортизаторами и т.п.) характера с многократ­ным повторением и увеличением амплитуды движений.

Быстрота - умение совершать двигательные действия в краткий промежуток времени. Она необходима воинам всех специальностей, так как в процессе боевой службы действия носят скоротечный характер и требуют проявле­ния скорости реакции и быстроты движений, умения оце­нивать микроинтервалы времени. На занятиях по гимна­стике быстрота совершенствуется в процессе бега, разбегов для прыжков, акробатических упражнений, действий на гимнастической конструкции.

Пространственная ориентировка – умение определять положение тела в пространстве и времени – качество, не­обходимое всем военнослужащим, особенно летчикам, мо­рякам, десантникам, ракетчикам и т.д. Многочисленные упражнения на координацию, акробатика, прыжки на батуте, вращения на лопинге во многом способствуют со­вершенствованию этого качества.

Военно-прикладные и специальные навыки в ходьбе, беге, преодолении препятствий на местности, прыжках, в лазании, удержании равновесия, поднимании и переноске грузов, выполнении различных упражнений на специаль­ных снарядах и тренажерах необходимы для всех военно­служащих. Они формируются в процессе выполнения гим­настических упражнений и имеют большое значение для военно-профессиональной выучки. Для развития военно-прикладных навыков проводятся простые и комплексные упражнения с применением отдельных снарядов и уст­ройств, включающие действия прикладного характера – лазание, передвижение по узкой и высокой опоре, прыжки в глубину и т.п.

Представители ряда профессий выполняют свои обязан­ности в условиях укачивания, перегрузок, нервно-психиче­ского напряжения. В гимнастике имеется немало средств совершенствования устойчивости к этим неблагоприятным факторам.

Устойчивость к укачиванию – способность переносить воздействие ускорений, возникающих в условиях военно-профессиональной деятельности летчиков, космонавтов, моряков, водителей боевых машин и танков. Укачивание вызывает раздражение вестибулярного аппарата, ухудшает координацию движений, скорость реакции. Одним из мето­дов воспитания устойчивости к укачиванию является многократное выполнение специальных гимнастических упражнений в процессе всех занятий. Применяются упражнения из акробатики и на специальных снарядах – лопинге, цен­трифуге, гимнастических подвижных и стационарных колесах.

Устойчивость к перегрузкам – способность противосто­ять действу­ющим на организм инерционным силам ускорения. Это характерно для летного состава, моряков и других профессий. Занятия гимнастикой вырабатывают у занимающихся способность к быстрым компенсаторным реакциям на изменение условий кровотока при выполне­нии упражнений. Хороших результатов можно достигнуть с помощью специально подобранных упражнений из гим­настики – оборотов, кувырков, положений вниз головой, вращений, выполняемых на гимнастических и специальных снарядах (лопинге, батуте, колесах и т.п.).

Морально-волевые и психические качества развиваются на всех занятиях гимнастикой. Воины в процессе выпол­нения упражнений воспитываются в духе преодоления трудностей, постоянного стремления проявить волевые качества. К ним относятся целеустремленность, настойчи­вость и упорство, выдержка и самообладание, смелость и решительность. В гимнастике существует большой вы­бор упражнений для развития смелости и решительности, столь важных для всех военнослужащих. Это соскоки, прыжки в сложных условиях, ходьба на высоте, акробатические упражнения.

На занятиях гимнастикой широко применяются уп­ражнения и различные приемы для воспитания психиче­ских качеств занимающихся и свойств личности. Для этого выполняются действия, требующие проявления скорости реакции на различные сигналы преподавателя, внимания и т.п.

Воспитание строевой выправки и подтянутости – неотъемлемая составляющая часть занятий по гимнастике. Гим­настика является одним из ведущих разделов, способствующих совершенствованию дисциплинированности и подтянутости военнослужащих, она содействует четкому выпол­нению строевых приемов, подходов и отходов от снарядов, формированию выправки и строевой выучки. Хорошая осанка достигается в результате гармоничного развития мышц и, особенно, мышц плечевого пояса, спины, брюш­ного пресса. Большое количество упражнений для отдельных групп мышц и специальные методические приемы в гимнастике способствуют исправлению дефектов осанки, главным из которых является сутуловатость.

Под влиянием систематических занятий гимнастикой улучшается физическое развитие и функциональное со­стояние военнослужащих, укрепляется опорно-двигатель­ный аппарат воина, увеличиваются мышцы, жизненная емкость легких и другие показатели физического развития. Улучшение функционального состояния проявляется, пре­жде всего, в совершенствовании функции ЦНС, регулиру­ющей все системы организма. Упражнения способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, снижению частоты сердечных сокращений, регуляции артериального давления и т.п. В целом занятия гимнастикой положительно влияют на здоровье военно­служащих.

Важной задачей физической подготовки является фор­мирование организаторско-методических уме­ний сержантов и офицеров, проводящих занятия. На за­нятиях по гимнастике формируются навыки и умения в проведении отдельных упражнений, подготовительной и основной частей урока. Будущие сержанты и офицеры организуют занятия в составе отделений, осуществляют ознакомление с упражнениями, демонстрируют способы оказания помощи и страховки, проверяют и оценивают качество выполнения гимнастических упражнений.

 

Содержание гимнастики

Гимнастика и ее многообразные упражнения проводятся во всех формах физической подготовки – на учебных за­нятиях, утренней физической зарядке, в процессе учебно-боевой деятельности и спортивной подготовки.

Наибольшее количество упражнений используется на учебно-трениро­воч­ных занятиях со всеми категориями военнослужащих. Гимнастические упражнения широко представлены на занятиях по всем разделам фи­зической подготовки, особенно в подготовительной части.

На утренней физической зарядке основным средством являются общеразвивающие и специальные упражнения, ходьба, бег, упражнения вдвоем и для совер­шенствования специальных качеств, например вестибу­лярной устойчивости. Во время УФЗ выполняются простые ранее изученные элементы силового характера (подтяги­вание, поднимание ног, сгибание и разгибание рук и т.п.) на многопролетных перекладинах, брусьях, низких стоялках, скамейках с упорами для ног, наклонных досках, с тяжестями и т.п.

В процессе учебно-боевой деятельности гим­настические упражнения применяются в целях поддержа­ния профессиональной работоспособности военнослужащих во время попутной физической тренировки, при передви­жении войск транспортными средствами, во время де­журств у аппаратов и приборов, в кабинах самолетов и т.п.

В спортивной работе гимнастика достаточно ши­роко представлена в Военно-спортивном комплексе, Воен­но-спортивной классификации и Единой военно-спортивной классификации.

Содержанием гимнастики являются средства (упражне­ния), применяемые во всех формах. Это многочисленные и многообразные элементы, соединения, комбинации, уп­ражнения и комплексы без снарядов и на снарядах: строе­вые приемы и действия; ходьба и бег; упражнения в дви­жении и на месте общеразвивающего характера; вольные упражнения; прикладные упражнения; упражнения на снарядах, специальных снарядах; прыжки; акробатика; комплексные упражнения; игры и эстафеты.

Строевые приемы и действия способствуют формирова­нию осанки, подтянутости, выправки и дисциплинирован­ности, приучают к коллективным действиям, организо­ванности, проводятся в виде построений, передвижений, размыканий, поворотов и т.п. в соответствии со Строевым уставом ВС.

Ходьба, бег и упражнения в движении являются важ­ными средствами развития прикладных навыков и укреп­ления двигательного аппарата, включают различные виды ходьбы, повороты, выпады, движения руками и ногами.

Общеразвивающие упражнения совершенствуют коор­динацию движений занимающихся; содействуют укрепле­нию мышечно-связочного аппарата, общему физическому развитию, развитию гибкости, разогреванию организма, формированию двигательных навыков; выполняются без предметов, с предметами, отягощениями, вдвоем, на гимнастической стенке и скамейке, в виде комплексов на 16 счетов и т.п.

Вольные упражнения – более сложные и регламентиро­ванные движения, применяющиеся в спортивно-гимнасти­ческом многоборье. Они направлены на совершенствование координационных и хореографических способностей, чув­ства ритма, выполняются, как правило, под музыку в ви­де композиции на определенное количество счетов.

Прикладные упражнения формируют двигательные на­выки, необходимые военнослужащим при выполнения профессиональных действий, для чего применяются канаты, шесты, лестницы, бревна, патронные ящики, траки, гимнастические конструкции.

Упражнения в лазании способствуют развитию си­лы рук, плечевого пояса и всего тела, имеют большое значение для силовой подготовки воинов, выполняются с помощью рук и ног.

Упражнения в равновесии служат эффективными средствами тренировки вестибулярного аппарата, воспита­ния смелости и решительности, выполняются на полу, на разной (до 5 м) высоте, на месте и в движении.

Упражнения с тяжестями развивают силу и сило­вую выносливость, проводятся в виде поднимания и переноски грузов или товарища.

Упражнения на конструкциях, тренажерах совершенствуют все качества, необходимые военнослужа­щим, применяются широко в виде влезания на устройства, слезания различными способами, ходьбы на высоте. В на­стоящее время создаются тренажеры, позволяющие вы­полнять упражнения общеразвивающего характера для мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног и всего тела в составе подразделений и индивидуально.

Упражнения на гимнастических снарядах воздействуют на всю мышечную систему и организм человека в целом. Они многообразны и разнохарактерны, что зависит от устройства и конструкции снаряда, способа выполнения упражнений. Применяются упражнения на перекладине, воспитывающие силовую выносливость, ловкость, ори­ентировку в пространстве, смелость и решительность, а ряд элементов (обороты, повороты, соскоки) – вестибулярную устойчивость; на брусьях, развивающие силу мышц рук, плечевого пояса и туловища, а также прыжки че­рез козла и коня – хорошее средство развития прыгучести, скорости и быстроты, силы мышц ног, ловкости, сме­лости и решительности, пространственной ориентировки, положительно влияющие на сердечно-сосудистую и дыха­тельную системы, воспитывающие навык в преодолении различных препятствий.

В армейских условиях вместе с традиционными сна­рядами применяются многопролетные перекладины и брусья, на которых одновременно могут упражняться большие группы военнослужащих в составе взвода и роты.

Акробатические и прыжково-акробатические упражнения обеспечивают развитие координации движений, ори­ентировки, смелости и решительности. Упражнения эти доступны и эмоциональны, они широко используются в учебной и спортивной работе с военнослужащими. Прыж­ки, кувырки, стойки, равновесия, многократно выполняе­мые движения через голову улучшают функцию вести­булярного аппарата.

Упражнения на специальных снарядах способствуют по­вышению устойчивости к укачиванию, перегрузкам и другим неблагоприятным факторам боевой службы, они при­меняются для летного состава ВВС, личного состава ВДВ, ВМФ и военнослужащих других специальностей. С воен­нослу­жа­щими проводятся прыжки с трамплина, упражне­ние на батуте, лопинге и вращения на гимнастических колесах.

Прыжки с трамплина совершенствуют двига­тельную координацию, пространственную ориентировку, положительно влияют на сердечно-сосу­дистую и дыха­тельную системы, выполняются прыжки вверх, в группи­ровке, с поворотами и сальто.

Упражнения на лопинге развивают устойчи­вость к перегрузкам и укачиванию. Военнослужащие при выполнении упражнений испытывают значительные пере­грузки. На лопинге выполняются раскачивания, вращения вперед и назад с постепенным ускорением и увеличением числа оборотов.

Упражнения на батуте – прекрасное средство развития пространственной ориентировки, устойчивости к укачиванию, снятия эмоциональной напряженности и усталости. В то же время эти упражнения дают значи­тельную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательные системы. На батуте занимающиеся тренируются в выпол­нении прыжков, падений на живот и спину, поворотов и сальто.

Вращения на гимнастических колесах способствуют повышению устойчивости к перегрузкам. Выполняют вращения на стационарном и подвижном ко­лесах влево, вправо, вперед и назад. Наиболее сложным является катание по спирали на подвижном колесе, кото­рое включено в Военно-спор­тив­ную классификацию.

Игры и эстафеты развивают ловкость, быстроту, ори­ентировку в пространстве, чувство товарищества, умение выполнять действия в быстро меняющейся обстановке. Иг­ры и эстафеты включают бег, прыжки, лазание, переноску тяжестей, преодоление препятствий и другие приемы.

Комплексные упражнения дают возможность всесторон­не воздействовать на организм, развивают все необходи­мые военнослужащим качества. В них включаются знако­мые, хорошо изученные элементы и действия – бег, ходьба, равновесие, поднимание и переноска груза, силовые уп­ражнения, приемы для совершенствования смелости и ре­шительности.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Военно-прикладные навыки. Упражнения на развитие военно-прикладных навыков.

Ответ:

К основным военно-прикладным навыкам относятся: навыки в передвижении по пересеченной местности на лыжах, совершение марш-бросков, преодоление препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою.

Упражнения на развитие военно-прикладных навыков: марш-бросок на 5 км, 5 км в составе подразделения, марш-бросок на 10 км, марш-бросок на 10 км в составе подразделения; лыжная гонка на5 км, 10 км, марш на лыжах в составе подразделения на 5 км, 10 км, преодоление естественных и искусственных препятствий, преодоление препятствий в составе подразделения, преодоление препятствий для различных родов войск, плавание в обмундировании с оружием, выполнение приемов рукопашного боя с оружием и без оружия, комплексы приемов боя с оружием и без оружия на 8 счетов.

Провести ознакомление и разучивание упражнения 6

Подъем переворотом на перекладине.

1. По команде проверяющего очередной курсант выходит из строя на 2-а шага. По команде "К проведению методического задания приступить" очередной курсант отвечает "Есть" и выходит строевым шагом на середину строя и приступает к проведению методического задания.

2.Подача команд: "СТАНОВИСЬ", "РАВНЯЙСЬ", "СМИРНО".

3.Доведение темы занятия: "Тема занятия: "Гимнастика и атлетическая подготовка". Ознакомление и разучивание подъему переворотом на перекладине (упражнение 6)".

4.Проведение строевых приемов на месте:

команды "нале-ВО", "напра-ВО", "кру-ГОМ"

5.Перестроение: "Группа на пра-во, к месту проведения занятий шагом марш. На месте. Стой раз, два. Нале-во. Гимнастическую стойку принять".

6. Назвать упражнение: "Упражнение 6 подъем переворотом на перекладине. Показываю".

Образцово показать.

8. Объяснить технику выполнения упражнения: "Вис хватом сверху, подтягиваясь, поднять ноги к перекладине и, переворачиваясь вокруг оси снаряда, выйти в упор на прямые руки. Положение виса и упора фиксируются, опускание в вис выполняется произвольным способом".

9. Еще раз показать на примере наиболее подготовленного курсанта с попутным объяснением техники выполнения упражнения и объяснением помощи и страховки.

10.Сказать: "Упражнение является простым, поэтому обучение проводим в целом".

11.Вызвать на исходное положение обучаемых: "Курсант Иванов на исходное положение, курсант Сидоров для оказания помощи и страховки, на указанные места шагом марш".

12.Подать команду для начала упражнения, предварительно указав количество раз и на какие детали техники обратить внимание: "Выполнить упражнение 1 раз, обратить внимание на фиксацию положения виса внизу, ноги прямые. К снаряду". После выполнения указать на недостатки каждому обучаемому. Далее подавать только команду "К снаряду".

13.После выполнения упражнения всеми занимающими подать команду: "Упражнение закончить стать в строй". Далее сделать общие замечания и указать на общие недостатки.

Далее вызвать на исходное упражнение обучаемых по выше указанным командам и выполнить упражнение на максимальное количество раз. Объявить оценку, указать на недостатки каждому.

После выполнения упражнения всеми занимающими подвести итоги, указать еще раз на недостатки и общие ошибки, отметить лучших и худших.

16.Далее построить группу на первоначальном месте построения: "Группа разойдись, ко мне в две шеренги становись". Выйти на середину строя строевым шагом и доложить проверяющему об окончании упражнения (задания): "Группа, Равняйсь, Смирно! Равнение на середину. Товарищ подполковник, курсант Иванов проведение методического задания закончил".

Билет 13

Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование военно-прикладных навыков.

Ответ:

Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование военно-прикладных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку (совершенствование).

Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение; при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:

в целом – если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;

по частям – если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

по разделениям – если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

cyberpedia.su

1.2.Гимнастика как учебно–спортивная и научно–педагогическая дисциплина

Гимнастика является одним из важнейших средств физического воспитания. Это объясняется тем, что гимнастические упражнения наилучшим образом обеспечивают общее гармоническое физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей. Но вместе с тем гимнастика развивает широкий спектр таких личностных качеств, как организованность, дисциплинированность, самодисциплина, творческое отношение к делу.

Приоритетность гимнастики в формировании двигательной культуры основана на тесной связи с искусством – прежде всего хореографией, танцем, музыкой, на использовании их практического опыта, театрально–художественных традиций.

Специфика упражнений, используемых в гимнастике методов, методических приемов, технических средств обусловливают широту и глубину ее педагогического воздействия. Поэтому гимнастика в системе образования, являясь обязательным предметом, применяется на занятиях в дошкольных учреждениях, школах, училищах, колледжах.

Гимнастика – фундаментальная спортивно–педагогическая дисциплина, в значительной мере определяющая профессиональный облик специалиста по физической культуре и спорту. Она преподается в Университете физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов.

Прошедший основательную гимнастическую подготовку специалист всегда востребован в любой сфере – в физкультурно–оздоровленческом или профессионально–техническом учреждении, в общеобразовательной школе или вузе.

Хороший преподаватель гимнастики – прежде всего педагог, поэтому обязан владеть всей полнотой знаний в области педагогики, психологии, особенно глубоко разбираться в вопросах возрастных аспектов этих гуманитарных наук.

Не меньшее значение имеют знания смежных наук – анатомии, физиологии, биохимии мышечной деятельности, биомеханики; умение использовать их в учебно–тренировочном и воспитательном процессе.

Поскольку основное место в деятельности преподавателя гимнастики занимает обучение физическим упражнениям, хорошо понимать оздоровительные, воспитательные и образовательные возможности гимнастики так же важно, как знать историю предмета, терминологию, уметь обеспечивать безопасность своих воспитанников, предупреждать физические и психические перегрузки. Уважающий себя спортивный наставник просто обязан знать большое количество упражнений, уметь конструировать их в поиске нужных индивидуальных вариантов.

Как и каждая научно–педагогическая дисциплина, гимнастика имеет свою историю, теорию и методику предмета, свои специфические организационно–методические подходы к обучению, воспитанию, тренировке.

Представляя собой часть науки о физическом воспитании и являясь фундаментальной научно–педагогической дисциплиной, гимнастика изучает закономерности физического развития и совершенствования двигательных способностей человека с помощью специфичных для нее средств, методов и форм организации учебно–воспитательного процесса.

В поиске новых направлений развития гимнастики проведены тысячи исследований, защищены сотни диссертаций, в том числе десятки докторских по актуальным вопросам совершенствования теории и методики гимнастики.

Вместе с тем теория гимнастики развивается в тесном единстве с практикой, подпитывая друг друга в поиске эффективных методических подходов к обучению и тренировке, опираясь на новые данные о строении, функциях и возрастной динамике развития организма, новых данных о практических приемах управления процессом физического совершенствования человека.

studfiles.net