МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ВОКАЛИСТА". Вокальная гимнастика


Развитие вокала (4 действенных и эффективных упражнений)

Развитие вокала упражнения

 

Многие хотят научиться петь. Но как правильно развивать собственный вокал? Находясь в компании, или же попросту, исполняя мелодии для себя – вы можете сбросить большинство негативных ощущений, тем самым сделав собственную жизнь намного приятней, или же подняв настроение своим знакомым. Однако, если вы не умеете петь, как же этого добиться? В данной статье мы постараемся осветить данный вопрос. Основные упражнения:

 

1) Дыхание

 

Любое развитие вокала начинается с того, что вам необходимо научиться правильно дышать, без верного дыхания вряд ли что-то выйдет. Дыхание должно быть полным, при этом, наполнять легкие воздухом необходимо не за счет расширения груди, а при помощи диафрагмы, ощущать вы это будете, как будто дышите животом, точнее прессом. Такое дыхание позволяет максимально эффективно набрать необходимый объем воздуха для исполнения любой мелодии, будь то сложно или же наоборот простой.

 

Для развития правильного дыхания вы можете встать, затем расправить плечи и начать пытаться дышать не грудью, а животом, при этом, старайтесь набирать воздух не только носом, но и ртом. Со временем вы этому научитесь.

 

2) Упражнение «корова»

 

Основная проблема многих начинающих вокалистов в том, что их речевой аппарат не подготовлен к тому, чтобы исполнять какую-то мелодию, однако это можно легко исправить. Упражнение «корова» поможет добиться поставленной перед вами цели, а именно развивать вокал и научиться петь.

 

Встаньте ровно, расправьте плечи, затем вдохните побольше воздуха, закройте рот, а язык поднимете к небу. Затем, на выдохе вам необходимо начать мычать как корова. Элементарное упражнение, позволяющее вам почувствовать собственную мощь в голосе, мало того, что ваш речевой аппарат начнет издавать приятные звуки, так вы еще обретете «глубину», которая очень цениться в среде профессиональных певцов.

 

 

 

3) Упражнение «кукушка»

 

Особенно для мужчин, основная проблема, связанная с развитием вокала заключается в том, что они не могут взять большинство высоких нот, упражнение «кукушка» позволит снять все зажимы с горла, тем самым, увеличив диапазон исполнения.

Опять вдохните, при этом максимально наполните воздухом легкие, затем сверните трубочкой губы и начните издавать звуки похожие на звуки кукушки. Через полчаса вы ощутите, что ваш голос стал намного более приятным, а также звонким.

 

4) Упражнение «волк»

 

Это упражнение даст вам возможность ощутить уверенность в собственных силах, другими словами, вы перестанете стесняться собственного голоса.

 

Все делаем, как и в прошлых упражнениях, а затем, после набора воздуха, начинаем подражать волку, издавая протяжные высокие звуки, при этом, чем громче вы сможете это сделать, тем будет больше толка от упражнения.

 

В завершении хочется сказать, что данные упражнения позволят вам ощутимо развить свой вокал, однако, для того, чтобы научиться свободно использовать свой голос, придется попеть еще гаммы, для этой цели вам подойдет любой музыкальный инструмент. Начните с "до" и затем, передвигаясь к более высоким гаммам, так, вы разовьёте чувство мелодии, позволяя вашему голосу исполнять самые сложные мелодики.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

sub-cult.ru

дыхательные упражнения для здоровья и творчества

Ставим голос: дыхательные упражнения для здоровья и творчества

Постановка дыхания важна не только для будущих певцов. Это прекрасный способ развивать речь у детей, а также полезная гимнастика для здоровья как детей, так и взрослых.

В преддверии творческих мастер-классов, которые Я – Родитель организует совместно со Школой Искусств МакSим 22 ноября, педагоги школы по вокалу Лия Матиссэн, Дмитрий Попов и Дмитрий Нестеров подготовили несколько дыхательных упражнений и рекомендаций для юных певцов, а также и всех тех, кто интересуется правильной постановкой голоса.

Почему важно следить за дыханием?

В мире существует множество разных школ постановки голоса, но все они базируются на классической итальянской школе, которая обрастает новыми формами и приемами.

Дыхание любого человека происходит рефлекторно: оно устанавливается с первым криком маленького человека, когда тот появляется на свет. Но с течением времени у ребенка могут появиться те или иные зажимы разных групп мышц, в том числе и тех, которые отвечают за дыхание.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время множество людей дышат поверхностно, иногда шумно, сопят, даже задыхаются. От неправильной работы дыхательного аппарата появляется предрасположенность к различным заболеваниям. Поэтому занятия пением или просто дыхательные упражнения очень полезны: они помогают убрать зажимы, освободить выдох, усилить силу звука, сделать голос более объемным, спокойным, грудным и приятным на слух.

Гимнастика Стрельниковой

Педагог Школы Искусств МакSим по вокалу Лия Матиссэн рассказала Я – Родителю, что дыхательные упражнения, которые используются в пении, чаще всего основываются на практиках из йоги. Самая распространенная гимнастика носит имя Александры Стрельниковой. Она была разработана ею для певцов, потерявших голос. Это лечебная гимнастика, которая тренирует и массирует мышцы, отвечающие за звукообразование, в том числе и связки, расправляет легкие и увеличивает их объем. Главное внимание уделяется вдоху. Он тренируется – короткий, глубокий, легкий.

Упражнения гимнастики Стрельниковой

Для начинающих есть три простых упражнения. Лучше всего выполнять их вместе с малышом. Так он научится правильно его выполнять. Кроме этого, вместе со взрослым ему будет намного веселее упражняться.

1. «Ладошки»

Попросите ребенка встать прямо и показать вам ладошки. Локти должны быть опущены. Затем скажите ребенку сделать короткий и шумный вдох и одновременно сжать кулаки. Следите за тем, чтобы ребенок сжимал все пальцы одновременно и очень активно.

После вдоха нужно разжать кулачки и сделать свободный выдох через нос или рот. Повторите так несколько раз.

После четырех шумных вдохов остановите ребенка, пусть он отдохнет в течение трех-пяти секунд. Для наилучшего эффекта необходимо дышать таким образом 24 цикла по четыре вдоха-выдоха.

На что обратить внимание:

  • не стоит растопыривать пальцы при выдохе. Кисти рук после сжатия необходимо расслабить;
  • не нужно контролировать выдох. Активным должен быть только вдох;
  • не нужно делать задержек на вдохе или выдохе;
  • если ребенок почувствовал головокружение при выполнении задания, остановите его. Упражнение можно продолжить сидя.

2. «Погончики»

Попросите ребенка встать прямо и сжать руки в кулачки, а потом поставить их на талию. Пусть ребенок сделает такой же короткий и шумный вдох носом, как в предыдущем упражнении, одновременно вытягивая и толкая кулаки в сторону пола. Это движение похоже на отжимание. И вместе с этим движением нужно разжать кулаки.

Необходимо сделать подряд восемь вдохов с движениями, не останавливаясь. Затем отдохнуть в течение трех-пяти секунд и повторить восемь вдохов.

На что обратить внимание:

  • после разжимания кулаков попросите ребенка растопыривать пальцы рук;
  • на вдохе напрягаются плечи, а руки тянутся к полу;
  • вдох происходит легко и пассивно, руки возвращаются на место и сжимаются в кулаки;
  • не стоит широко открывать рот при выдохе;
  • не концентрируйтесь на выдохе;
  • данное упражнение можно делать сидя или лежа.

3. «Насос»

Попросите ребенка встать «по стойке смирно». Пусть он наклонится вниз, но не сильно. Спину необходимо слегка скруглить, а голову опустить. Затем попросите его сделать короткий шумный вдох.

Теперь пусть он приподнимется, но не выпрямляется полностью, и выдыхает свободно.

Необходимо сделать так восемь поклонов-вдохов, после взять паузу на три-пять секунд и повторить еще раз по восемь.

Дыхательное упражнение от Дмитрия Попова

Дмитрий Попов – певец, музыкант и преподаватель по вокалу Школы Искусств МакSим – рекомендует самое простое, но эффективное упражнение на постановку дыхания – вдыхание через нос и выдыхание ртом.

Таким образом человек учится распределять дыхание равными дозами. Это нужно, чтобы в процессе пения юным исполнителям удавалось держать длинные ноты. Можно сделать два равномерных вдоха и два равномерных выдоха, потом четыре или восемь.

3 рекомендации Дмитрия Нестерова для детей, занимающихся вокалом

Если ребенок занимается вокалом: рекомендации Дмитрия Нестерова

Дмитрий Нестеров придерживается мнения, что пение – это совокупность дисциплин, включающая в себя слух, артикуляцию, сценическую речь, понимание тональностей и многое другое. Ниже Дмитрий дает рекомендации родителям детей, которые уже посещают занятия вокала.

  1. Запишите на диктофон гаммы и интервалы

    Рекомендуется петь гаммы.

    Можно тренироваться петь интервалы: до-ре, до-ми, до-соль. Попросите преподавателя сыграть эти интервалы и запишите его игру на диктофон. А дома уже занимайтесь с ребенком. В идеале сделать так, чтобы ребенок самостоятельно пел под диктофон: ведь наедине с собой нет зажимов и стеснения, и ребенку проще тренировать мелодический слух и ритм.

  2. Попросите ребенка «позевать» перед занятием

    Это нужно для того, чтобы будущий певец правильно интонировал. Здесь очень помогает позиция «зевок». Перед вокалом лучше всего позевать, это настраивает тональность. Если не хочется, можно толкнуть кончиком языка в небо, опуская основание языка.

  3. Устраивайте домашние концерты

    Начинающим певцам необходимо как можно чаще давать домашние концерты, выступать перед друзьями, родственниками, чтобы научиться не бояться сцены. Как только человек научится петь, он перестанет бояться многих вещей, и перед ним откроются новые возможности, о которых он не подозревал. Главное – не бояться.

Я – Родитель и Школа Искусств «МакSим» приглашают юных москвичей от семи лет на мастер-классы по вокалу и сценической речи, которые состоятся 22 ноября. Вход свободный, необходима регистрация. Торопитесь! Количество мест ограничено.

Елена Баталина

www.ya-roditel.ru

Учебное занятие по вокалу "Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой"

Методическая разработка учебного занятия

вокального ансамбля «Поющие друзья»

по теме «Дыхательная гимнастика»

Тема занятия: «Дыхательная гимнастика» (по методике А.Н.Стрельниковой)

Цель занятия – профилактика заболеваний дыхательной системы учащихся, знакомство с правильным вокальным дыханием.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с правилами дыхательной гимнастики по методике А.Н.Стрельниковой.

2.Научить выполнять упражнения дыхательной гимнастики и использовать приемы правильного вокального дыхания.

3.Способствовать мотивации учащихся на бережное отношение к своему здоровью.

Тип занятия – изучение нового материала, применение знаний в

вокальной практике, формирование практических умений.

Форма организации деятельности учащихся – на основе

нетрадиционной организации учебного материала – презентация,

групповая работа.

Образовательные технологии, применяемые при организации

учащихся – ИКТ- технологии, которые реализуются в рамках

системы «педагог – компьютер – учащийся» с помощью обучающей

программы (информационной, тренинговой, развивающей).

Методы – наглядный, словесный, практический.

Ход занятия

Организационный этап:

Педагог: Внимание, ребята! Начинаем наше занятие! Подравняйте спинки! Садимся прямо! (Поет приветствие) Здравствуйте, ребята!

Учащиеся: (поют ответное приветствие) Здравствуйте!

Педагог: Очень рада видеть вас, друзья!

Подготовительный этап:

Дыхание - это жизнь. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут. Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно.

Как вы думаете, для чего нужно дыхание?

Насколько важно дыхание для певца?

Нужно ли тренировать дыхание певцу? Почему?

Предположите, из каких упражнений может состоять дыхательная гимнастика?

А хотели бы вы научиться дыхательной гимнастике для вокалистов? (Дети отвечают на вопросы).

Основной этап:

На сегодняшнем занятии мы узнаем об Александре Николаевне Стрельниковой, которая создала дыхательную гимнастику для вокалистов, познакомимся с правилами дыхательной гимнастики по системе А.Н.Стрельниковой, научимся делать несколько дыхательных упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», которые помогут нам бережно относиться к своему здоровью.

Александра Николаевна Стрельникова родилась в 1912 году в семье Николая Дмитриевича и Александры Северовны. Её мать была ученицей великой испано-французской певицы Полины Виардо. Работала в Новосибирской филармонии (филармония – концертный зал) педагогом – вокалистом. В конце 30х годов XX века она разработала «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой» - основу будущей «стрельниковской» гимнастики.

Александра Стрельникова тоже стала оперной певицей, выступала в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В годы войны руководила Новосибирской музыкальной агитбригадой. По возвращении в Москву мать и дочь стали работать педагогами – вокалистами. Их дыхательная гимнастика улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса у тех, для кого пение было профессией, и «делала» голос тем, кто хотел петь, не имея для этого природных данных.

В 1953 году Александра Николаевна тяжело заболела, потеряла голос. Никто из известных врачей не смог помочь ей. Однажды осенней ночью резкая боль в груди сковало тело и комом подступило к горлу. «Мама! – закричала Александра Николаевна, - я задыхаюсь!» Мама распахнула все окна. Чтобы дочери было легче дышать, но легче ей не стало. И в этот момент младшая Стрельникова, судорожно ловя ртом воздух, вдруг подумала: «стрельниковская» гимнастика! Собрав последние силы, она стала шумно вдыхать воздух, делая по 4 коротких вдоха. И сразу же поняла, что доживёт до утра.

Болезнь помогла матери и дочери доработать систему дыхательной гимнастики. А.Н. Стрельникова получила патент на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», благодаря которому смогли восстановить голос или расширить его диапазон многие певцы, а многих людей, с помощью этого комплекса упражнений, вылечили от астмы.

«Стрельниковской» гимнастикой пользуются до сих пор во всём мире. Любовь Казарновская, Алла Пугачёва, София Ротару, Валерий Леонтьев используют эту гимнастику. Теперь её можем освоить и мы!

Основные требования при выполнении «стрельниковской» гимнастики:

1.Думай только о вдохе – коротком и активном!

2.Не закрывай плотно рот, чтобы выдох мог уйти свободно!

3.Считай только вдохи!

Вдох должен быть шумным, резким, коротким, активным, как хлопок в ладоши.

Темпоритм должен быть единым, чётким, энергичным, как хороший пульс, как накачивание шины.

А теперь посмотрим, как выполняет эти упражнения ученик и последователь А.Н. Стрельниковой Михаил Щетинин, который пропагандирует «стрельниковскую» гимнастику.

Подойдите, пожалуйста, к монитору. Смотрим, запоминаем и повторяем все дружно!

Упражнение «Ладошки» (разминочное)

Исходное положение: стоя, встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

Упражнение «Погончики»

Исходное положение: стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, потянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться его) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон плюс вдох. Можно представить, что вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклоняться не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно!!! «Качать шину» в ритме строевого шага. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Упражнение «Кошка» (полуприседание с поворотом)

Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох. Потом тоже с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо с размахом перекрещенными руками сделать движения, как будто бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Молодцы! Проходите на свои места! (Дети идут на свои места)

Контрольный этап:

А теперь поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Что вы испытывали при выполнении упражнений?

Какое упражнение было самым трудным? Самым интересным?

Как вам может помочь эта гимнастика? (Дети отвечают на вопросы).

Итоговый этап:

Итак, подведём итоги сегодняшнего занятия:

-мы сегодня узнали об А.Н.Стрельниковой,

-узнали про систему дыхательных упражнений,

-узнали, что вдох в дыхании главный,

-познакомились с правилами дыхательной гимнастики,

-научились дышать энергично в одном темпе,

-научились делать 5 дыхательных упражнений,

-научились дышать все вместе.

Дышите правильно! Ведь дыхание – это наша жизнь и здоровье!

Наше занятие подошло к концу, мы с вами прощаемся. Садимся правильно! Подровняли спинки!

Педагог (поет): До свидания, мои дорогие!

Учащиеся (поют): До свидания!

infourok.ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ВОКАЛИСТА"

. Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г.Оби»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ВОКАЛИСТА

Составитель: Исайкина Н.Е.

(преподаватель по классу вокала

ДШИ г.Оби)

Рецензент: Бралинова А.К.

(преп. Высш. Категории

НМК им. Мурова)

г.Обь

2011

Содержание

Введение

  1. Упражнения на уроке вокала. Их разновидности.

  2. Первая часть вокальных упражнений.

  3. Вторая часть вокальных упражнений.

  4. Третья часть вокальных упражнений.

Заключение

Приложение №1 Не вокальные упражнения

Введение

Данное методическое пособие разработано для преподавателей сольного пения ДШИ и ДМШ независимо от направления (академическое, эстрадное, народное). Приведенные в пособие упражнения предназначены для работы с начинающими вокалистами.

Причиной создания данного пособия послужило изучение мною множества методик преподавания вокала и различные статьи педагогов, в которых были приведены множество упражнений для развития голоса, дикции, дыхания и т.д. Такое множество методов требовало классификации, так как в работе с одним учеником нередко приходится использовать несколько методик и было бы удобно выбирать упражнения, подходящие для решения различных проблем с вокальной техникой, не перечитывая заново всю литературу, посвященную этому.

Мои исследования показали, что существующие сборники упражнений для работы с хором не могут удовлетворить требования преподавателей, работающих с солистами. А те сборники, которые составлены для солиста, опираются на какую-либо одну методику обучения.

В данном методическом пособие я постаралась подобрать упражнения из популярных и уже подтвердивших свою результативность методик, а так же из новейших методик преподавания вокала, заинтересовавших меня и опробованных мною на уроках с учениками.

Целью создания данного методического пособия составление сборника упражнений для начинающих вокалистов из различных методик преподавания, их классификация по принципу преодоления различных вокальных трудностей.

Основной задачей сборника упражнений стало классификация вокальных упражнений из различных методик по принципу объединения упражнений для решения определенной учебной задачи. А также более узкое подразделение упражнений по степени трудности (от простого к сложному).

  1. Упражнения на уроке вокала. Их разновидности.

Урок вокала должен начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.

Первые упражнения-распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения.  Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).

Иногда педагогами используются Распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Также в некоторых методиках используются Упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа.

Распевка занимает большую часть урока вокала на начальном и среднем уровне обучения (20-30 минут). В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время урока вокала отдается работе над репертуаром.

  1. Первая часть вокальных упражнений

Разминка

В разминку, помимо вокальных упражнений входят невокальные, такие как:

  • Упражнения для развития мимики

  • Легкая гимнастика для мышц шеи

  • Упражнения для развития подвижности языка. Губ

  • Упражнения для развития дыхания

(подробности в приложении №1)

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

Методика Емельянова наиболее подходящая для разогрева голосового аппарата

  1. Упражнение направленное на естественную фонацию (по методике Емельянова)

Штром-бас с последующим «вываливанием» звука с открытым ртом и расслабленным языком. На 2-3 звука в примарной зоне

  1. Упражнение на озвучивание грудных резонаторов

Резонирование губами на звук «тпру» на 2-3 звука в примарной зоне

  1. На поднятие небной занавески

«тпры-ы-ы» с широко открытым ртом (возможно подставить к рту сжатый кулак для ощущения «большого» пространства во рту) выполняется на примарных тонах

  1. Упражнение на озвучивание головных резонаторов

«Тпру» выполняется плотно прижатыми губами скольжением на квинту и обратно. Начинать упражнение следует от фа 1октавы и продолжать по полутонам вверх до предела «свистковым» приемом

Следующие упражнения встречаются в различных методиках и направлены на установку верного звукообразования

  1. Настройка на звукообразование в фальцетном режиме:

Упражнение должно выполняться с мягкой атакой звука или же добавить перед гласной звук Й

Для поднятия небной занавески можно применить прием: «удивление»

Варианты гласных: о, а

Динамика: p, mp

  1. Упражнение, направленное на головное резонирование:

Упражнение выполняется при плотном равномерном выдохе, а так же имеет значение точное попадание на звук без «подъезда» и аккуратная атака звука.

Для точного попадания на ноту можно предложить визуализацию: «капля, падающая сверху».

При слишком твердой атаке можно привести пример: «словно погладить котенка».

  1. Вторая часть вокальных упражнений

В этой части упражнений необходимо уделять большое внимание формированию звука, певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части отрабатываются дикционные трудности, четкость и краткость произнесения согласных звуков.

  1. Упражнение на развитие головное резонирование и выравнивание гласных при смене высоты тона.

При открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием небной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной И, избавляться от «уплощения» этой гласной.

Следует продвигаться по полутонам вверх до появления характерного «прижатого звука» и так же спускаться вниз до зоны грудного резонирования.

  1. Упражнение, направленное на сглаживание регистров.

Выполняя упражнения на сглаживание регистров, следует особое внимание уделить ровности звука, избегать скачков гортани и сохраненять высокую позицию звука в головных резонаторах.

Звук И формируется округло с мягкой аккуратной атакой звука

Практика показывает, что при движении вниз наиболее сложно сохранить высокую позицию звука и его объем, поэтому данные упражнения следует выполнять только сверху вниз

  1. Упражнение на сглаживание регистров и выравнивание гласных.

В данном упражнении следует обратить внимание не только на округлое формирование всех гласных и точную атаку, но и на снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая акцентирования слабой доли.

  1. Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при формировании гласных.

Следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не опуская небную занавеску. Так же немаловажную роль в этом упражнении играет плотный поток выдыхаемого воздуха и правильное распределение дыхания.

У------------- О-------------А-------------Э---------------И------------

Для начинающих вокалистов рекомендуется подставлять сонорную согласную М, с требованием произносить её быстро, не закрывая рта. Также обращать особое внимание на равномерный выдох без толчков.

  1. Упражнения, формирующие звукообразование в грудном режиме.

При исполнении этого упражнения многие педагоги рекомендуют «погудеть», «опереть на грудь». Особое внимание следует обратить на постановку корпуса при пении, чтобы вокалист не опускал голову при пении.

  1. Упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции.

Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги: ди…., зи…, ви….и т.п.

Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато.

Еще один вариант этого упражнения: с расширенным диапазоном и исполнения на слоги гаммы до мажор. Усложненное упражнение исполняется для решения проблемы быстрой смены слога при предельно единообразном формировании гласных.

  1. Упражнение на развитие дикции и артикуляции

При выполнении упражнения следует добиваться четкого произношения данных слогов.

Упражнение секвенцируется по полутонам вверх и вниз в пределах квинты.

Усложненный вариант упражнения.

  1. Третья часть вокальных упражнений

Следующий раздел посвящен упражнениям, развивающим вокальную технику – подвижность голоса. Для этого используются упражнения с использованием широких скачков, техники стаккато, арпеджирование и т.п.

  1. Для младшего возраста наиболее часто используется упражнение, в основе которого лежит мажорная восходяще-нисходящая гамма, состоящая из её первых 5-ти ступеней.

Поётся распевка с такими словами:

" Я-и-ду-до-мой, он и-дёт за-мной. А кто ско-рей?"

На последнюю фразу: «а кто скорей?» исполняется квинтовый интервал от V до I ступени.

  1. Пение интервалов

Это упражнение требует точного попадания на различные звуки, расположенные друг относительно друга на различных расстояниях (интервалах) в быстром темпе.

Начинать это упражнение также следует с примарного тона, постепенно поднимая или опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных: "а", "о", "и", "у", начиная с медленного и постепенно повышая темп.

В основе упражнения также лежит одно октавная мажорная гамма (с возвратом к нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему - на нисходящем движении). Поётся упражнение в двух вариантах: на легато (слитно) и на стаккато (отрывисто).

  1. Упражнения для выработки певческого вибрато.

Одна из сложных в освоении характеристика для певческих голосов, вибрато, вырабатывается при помощи следующего упражнения.

Суть его такова: исполняется восходящий отрезок мажорной гаммы из 5-ти первых ступеней. Пятая ступень повторяется пять раз, после чего следует нисходящая гамма, возвращающая нас к начальному звуку.

Для выработки вибрато необходимой частоты упражнение нужно выполнять в строго определённом темпе.

1-е важное указание к исполнению данного упражнения. Желательно, чтобы эта пятая, повторяющаяся 5 раз, нота не звучала отрывисто. Вместо коротких пауз между звуками пятой ступени, у тебя должно быть понижение громкости. Таким образом, будут звучать не 5 коротких отдельных нот одной высоты, а одна длинная, с плавным волновым изменением громкости, где есть 5 пиков, соответствующих исходной громкости, и 4 впадины между ними. Главное добиться равномерности: чтобы расстояния между пиками были одинаковы по времени, а также, чтобы и пики между собой, и, соответственно, впадины между собой были одинаковой громкости.

При понижении громкости будет происходить и некоторое понижение высоты исполняемой ноты. Поначалу, возможно, это понижение будет не очень слышно. Впоследствии, когда упражнение будет хорошо отработано в отношении громкости, нужно продолжать добиваться, чтобы при волновом понижении громкости одновременно следовало бы и понижение звука на полтона.

2-е важное указание. Необходимо чтобы данное упражнение выполнялось на опоре дыхания. Брюшной пресс должен быть всё время упруго напряжён.

Данное упражнение, на самом деле, достаточно выматывающее. Не следует выполнять его слишком долго. Оно требует недюжинной силы воли. На выработку правильного певческого вибрато уходит от нескольких месяцев до нескольких лет.

  1. Упражнение на развитие диафрагмы и опоры дыхания.

Упражнение заключается в исполнении восходяще-нисходящей мажорной гаммы, каждый звук которой повторяется 6 раз на стаккато. Кроме выработки навыков отрывистого пения, тренировки диафрагмы и постановки опоры дыхания данное упражнение также может быть использовано в качестве развития певческого вибрато, если его регулярно пропевать в определённом темпе.

  1. Упражнение на развитие верхнего регистра и умения петь через порог.

Начинается упражнение с исполнения ноты нижнего регистра, расположенной вблизи переходных нот на достаточно громком звуке. Дальше идёт плавное скольжение звука на октаву вверх. Где-то на этом скольжении срабатывает «переход», и вокалист начинает петь звуки верхним регистром голоса (фальцетом). Этот «переход» не должен смущать, главное - постараться спеть конечный звук так же громко и, по возможности так же насыщенно, как и первый звук. Затем исполняется первая нота, и звук опускается на ступень вниз (нисходящая мажорная гамма). Где-то в середине упражнения «перехода» в другой регистр уже нет. Здесь начинается тренировка умения «скользить» по нотам через октаву.

  1. Упражнение, развивающее подвижность голоса

Исполняется на любой слог, на стаккато, секвенцируя по полутонам вверх и вниз.

Усложненный вариант этого упражнения.

  1. Упражнение на выравнивание диапазона и выработки единообразного формирования гласных звуков

Данное упражнение относится к «сложным» и требует длительной подготовки.

Упражнение исполняется с названием нот – «сольфеджио» и требует внимательного отношения к четкости произношения согласных, а также следить за единообразной манерой пения гласных.

До ре ми фа соль ля си до ре до си ля соль фа ми ре до

Усложнённый вариант упражнения для выработки длительного выдоха

До ре ми фа соль ля си до ре до си ля соль фа ми ре до ми соль до соль ми до

  1. Упражнение для развития подвижности голоса

Упражнение исполняется с названием нот или сочетанием слогов. В зависимости от поставленной задачи.

Например:

Зи ма зи ма зи ма зи ма зи ма зи ма зи ма зи ма зи

Заключение

Упражнения на уроках не только могут способствовать развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивать в учащихся выносливость, силу воли, умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Данное пособие содержит основные виды вокальных упражнений, может послужить помощью для педагогов-вокалистов в индивидуальном подборе упражнений для учащихся с учетом их возможностей и трудностей.

В Приложении №1 содержатся не вокальные упражнения, способствующие устранению различных зажимов и развитию свободной артикуляции.

Упражнения составлены по принципу «от простого - к сложному», с четко прописанными рекомендациями к исполнению.

У преподавателя остается возможность подобрать наиболее подходящее для данной проблемы упражнения, возможно, дополнить его или усложнить для более узкого или обширного воздействия.

Список литературы

  1. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983

  2. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.

  3. В.Ф. Иванников Методика поточного пения, Москва, 2005 год

  4. Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008г.

  5. Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1961г

  6. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968

  7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.

  8. Емельянов В.В. Развитие голоса . Спб., 1997

  9. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977

  10. Малахов. Современные дыхательные методики._ Донецк.2003

  11. Назаренко И. «Искусство пения» М., 1963. 2-изд. М., 1966

  12. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель Л.В. Назарова; Под ред. Л.П. Шестеркиной. -- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.- 27 с.
  13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, Москва, изд. «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1992год

  14. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва.ФИС,2000

  15. http://www.uroki-vocala.com.ua

  16. http://orpheusmusic.ru

  17. http://academy-vocal.front.ru

  18. http://www.knyazhinskaya.ru

  19. http://www.knyazhinskaya.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Не вокальные упражнения

Дыхательные упражнения.1

1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).

2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный “массаж” связок.

3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).

4. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6 раз).

5. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).

6. Надуть щеки, как шар. Резко “выхлопнуть” воздух через «губы-трубочку». Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что очень пригодится для хорошей артикуляции.

7. Беззвучно сказать “ы”. Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов (как при зевоте). Упражнение активизирует мышцы мягкого и твердого неба.

8. Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.

9. Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом (опять через гармошку) выдохнуть (выдуть) постепенно весь воздух. Не надо пугаться головокружения. Сначала упражнение делается 15 секунд, постепенно увеличивается (через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее.

10. “Мычание” на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30 сек.). Мычать близко, “на зубах”, чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед “мычанием” открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе.

11. После “мычания” потянуть звук на хорошем продыхе, через свободное горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре. Звук не глубить:

М____________________ З____________________

Н____________________ В____________________

12. Точно так же говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть.

ма-м`а на-н`а ва-в`а

ма-м`о на-н`о ва-в`о

ма-м`у на-н`у ва-в`у

ма-м`э на-н`э ва-в`э

ма-м`ы на-н`ы ва-в`ы

Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой.

13. Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: “ох, ах”. Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом.

14. Неплохо делать легкий массаж лица. Подушечками пальцев надавливать на корни верхних зубов и щеки по направлению к ушам. Массаж носа: от крыльев носа вверх до переносицы и в стороны по подбровьям. Хорошо, если после массажа появится желание зевнуть. Целитель из Омска Васильева И.А. считает, что горло здорово тогда, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови, а подпитка обеспечивается мышечной активностью.

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.2

1. “Лошадка”. Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

2. “Ворона”. Произносите “Ка – аа – аа – ар”. Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

3. “Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

4. “Лев”. Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

5. “Зевота”. Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

6. “Трубочка”. Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем – до подбородка. Повторить 6-8 раз.

7. “Смех”. Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеётесь вы или просто произносите “ха-ха-ха”. Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

Упражнения для устранения мышечных зажимов3

Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх – это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упражнение №1

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упражнение №2

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упражнение №3

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упражнение №4

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

Рецензия на методическое пособие

«Вокальные упражнения для начинающего вокалиста»

преподавателя по классу вокала

Детской школы искусств г.Оби

Исайкиной Нины Евгеньевны

Рецензируемое пособие представляет собой сборник упражнений, направленных на развитие вокальных навыков начинающего вокалиста.

Используемая в пособии методическая система основана на опыте работы составителя с начинающими вокалистами в ДШИ и вокальной студии ДК. В пособии также используются методические разработки других педагогов, такие как, «фонопедический метод Емельянова», «Освобождение голоса» Кристина Линклэйтера, Наталии Княжинской, заслуженного педагога, методиста института им. Гнесиных, "Управление голосом" Антона Калабина, также использует и проверенные временем методики, такие как Егорычевой, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Стулова Г. П., «Постановка голоса эстрадного вокалиста» И.Б.Бархатовой, «Методика поточного пения» В.Ф. Иванникова и др. Эти методики автор успешно переработала, классифицировав упражнения для решения различных проблем с освоением вокальной техники.

Рецензируемое пособие призвано помочь современному преподавателю в подборе упражнений для начинающего вокалиста, учитывая проблемы учащегося, его недостатки и физиологические особенности.

Автор предлагает гибкий подход к вокальным проблемам ученика, и каждое упражнение дополняется четкими разъяснениями и комментариями к исполнению, подсказками методических приемов для преподавателей. Упражнения разделены на три основные группы: разминочные, развивающие и укрепляющие. Цель и задачи каждого упражнения ясно прописана и понятна даже начинающему педагогу. Нотные примеры, используемые в пособии, облегчают работу с ним. Приведенные в приложении упражнения также уместны и являются продолжением первой группы упражнений, которые носят разминочный характер, но в то же время помогают преодолеть вокальные проблемы именно начинающих певцов.

Тема, которую затрагивает автор, на сегодняшний день довольно актуальна и имеет большое практическое значение. Так как сегодня многие педагоги подтверждают значимость вокальных упражнений для развития вокалиста, особенно на начальной стадии обучения, то данное пособие можно рекомендовать к широкому использованию в учебном процессе на занятиях сольным пением с начинающими вокалистами, а так же для обучения вокалу более продвинутых учащихся.

Рецензент

Бралинова Айгуль Калиулловна

преп. Высш. категории

НМК им. А.Ф. Мурова

1 Е. М. Пекерская Вокальный букварь Москва 1996

2 Е. М. Пекерская Вокальный букварь Москва 1996

3 http://www.uroki-vocala.com.ua

multiurok.ru

Пособие "Сборник вокальных упражнений"

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр детского творчества»

СБОРНИК ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Почивалова Нелли Викторовна, педагог дополнительного образования

C:\Users\андрей\Desktop\Картинки нот\3.jpg

Надым, 2014 год

Сборник включает в себя различные виды упражнений для развития певческих навыков учащихся. Педагог или учащийся может в каждом отдельном случае выбирать упражнения наиболее соответствующие конкретно поставленной цели.

Данное пособие может быть использовано педагогами по классу вокал в качестве дополнительного материала.

Введение

Пение – это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а, следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение детей пению является мощным средством их воспитания и развития. Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс, общение с музыкальным искусством – сам по себе мощный воспитательный и развивающий детей фактор. Это связано, прежде всего, с самим процессом обучения.

Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, искусствознания, медицины и пр. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности. Из анализа практической  работы многих детских певческих коллективов становится ясно, что не всякое  пение способствует развитию детских голосов. По данным фониаторов (В.Г. Ермолаева, В.Т. Маслова, Н.Ф. Лебедевой и др.), неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьезным заболеваниям и порче детских голосов.

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки.

Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Без распевки исполнитель может не попадать с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос, может обнаружить, что где-то посредине вокального упражнения или песни у него может перехватить горло и ему нужно будет откашляться и т.д.

Распевка для певца - что разминка для спортсмена. Регулярное выполнение вокальных упражнений позволит:

1. Закрепить необходимые условные рефлексы.

2. Сконцентрировать творческое внимание.

3. Настроить сложный процесс звукообразования.

4. Пробудить эмоциональную сферу.

5. Пробудить творческую фантазию.

Упражнение 1

Упражнение - разогрев. Пропевать с закрытым ртом, используя среднюю громкость звука. Высокие ноты в этом упражнении упускаются, т.к. это может «зажать» голос и дальше заниматься будет невозможно.

yprajnenie 1

При появлении напряжения в голосе учащегося, целесообразно остановится пару минут, чтобы мышцы расслабились и забыли ощущение зажатости

Упражнение 2

В этом упражнении учим учащихся сразу использовать правильное диафрагменное дыхание, фиксировать вдох верхним прессом и опираться на диафрагму.

yprajnenie 2

Время от времени просим ученика проверять, положив руку на верхний пресс, правильно ли делается вдох и выталкивается воздух мышцами пресса, плечи при вдохе не двигаются.

Первое время упражнение делается перед зеркалом.

Упражнение 3

yprajnenie 3

Используя более подвижный темп и быстрое переключение с ноты на ноту, упражнение способствует развитию гибкости связок. Обязательно отслеживаем качество пения и интонацию. Чтобы каждая нота звучала точно, добавьте еле ощутимую букву "г" (ма-га-га-га-га-ааа).

Пение начинаем с правильного вдоха, распределяя выдох диафрагмой. Объёмный звук достигается только при правильной вокальной позиции. Переход с закрытого звука на открытый, осуществляется только приоткрыванием звука губами. Следим за тем, чтобы во время исполнения у учащегося сохранилась правильная вокальная позиция и опора звука.

Самая правильная позиция для высоких нот "на зевке".

Упражнение 4

Арпеджио. Работа над расширением певческого диапазоном ученика. Упражнение поётся с закрытым ртом, помня о правильной позиции, вдохе и опоре звука, легко «пробегая» с низких нот на высокие и обратно. Главное, это "связное пение". При пении упражнения, добавить к звуку букву "г", что бы точно вызвучивать каждую ноту, а не смазывать.

yprajnenie 4

Можно исполнить эту распевку используя приём-отвлечение (с наклоном). Начиная мелодию - стоим ровно. Когда голос поднимается вверх, к высоким нотам, наклоняемся вниз, до тех пор, пока не дойдём до самой высокой ноты. Голос возвращается к низким нотам - выравниваем спину, возвращаемся в исходное положение. Наклоняться нужно на уровне поясницы, то есть, спина ровная. Чтобы высокие ноты было легко исполнять, ученик исполняет их чуть тише и используют меньше воздуха по сравнению со средними.

Упражнение 5

Упражнение на проработку правильного исполнения гласных звуков. Все задачи предыдущего упражнения остаются. По очереди пропеваются все "А", "О", "У", "Э", "И". Впевают разные гласные на разных участках диапазона (т.е. на средних, низких и высоких нотах).

Упражнение 6

Упражнение в движении вверх поётся активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image022.gif

Упражнение 7

Всего три ноты в этом упражнении способствуют формированию высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image024.gif

Упражнение 8

Для точного звучания каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр, целесообразно петь это упражнение и на слова «лес весной». А можно (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос».

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image028.gif

Упражнение 9

Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image030.gif

Упражнение 10

В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image032.gif

Таким образом, исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остается взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (главным образом диафрагмы). Внимание учащегося фиксируется на этой работе, в результате налаживается четкая координация между движениями голосовых складок и диафрагмы, что очень важно уже на первых порах обучения. Паузы между стаккатными звуками с остановкой дыхания помогают учащемуся ощутить дыхательную опору.

Упражнение 11

Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image034.gif

Упражнение 12

Задачи следующего распева: проработка штриха staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы – это остановки дыхания (выдоха).

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image036.gif

Упражнение 13

Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image038.gif

Упражнение 14

Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image040.gif

Упражнение 15

В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание учащихся на исполнение второго звука. Попросить несколько замедлить их исполнение и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды. http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image042.gif

Упражнение 16

Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса. http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image044.gif

Упражнение 17

Акцент в упражнении ставится на верхней ноте и staccato.

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image046.gif

Упражнение 18

Данная распевка способствует выработке высокая позиция звука и активной артикуляции. http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image048.gif

Упражнение 19

Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, используется визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так: ЛЯ-ли → ЛЕ-ли ← ЛЁ-ли.

http://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image050.gifhttp://festival.1september.ru/articles/574865/f_clip_image052.gif

Список используемой литературы

  1. Нижникова А.Б. Вокальная работа с детьми. – М.: Учебно-методическое пособие, 2006. - С. 13

  2. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Академия, 2003. - С. 39

  3. Стулову Г.П. Хоровой класс. – М.: Просвещение, 1988. - С. 120

  4. Венгрус Л.А. Пение и “фундамент музыкальности”. - Великий Новгород, 2000. – С. 350

  5. Гонторенко Н.Б. Сольное пение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 315

  6. Исаева И.О. Эстрадное пение: экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.: Астрель, 2006. – С. 195

  7. Маркуот Л. Самоучитель по пению. – М.: Астрель, 2006. – С.115

  8. Соловьева Л. Методика освобождения голоса по системе К. Линклэйтер. – С-Пб: 2000. – С. 218

  9. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. – М.: Гном и Д, 2005. – С.48

  10. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания.- М., 2000. – С. 156

Электронные ресурсы

  1. www.all-2 music.com

  2. http://www.all-2music.com/solfegio.html

  3. http://www.musicteachers.at.ua/

  4. http://muzsmile.ru/?page_id=420

infourok.ru

Дыхательные упражнения для вокалистов

Занятия вокалом можно сравнить с занятиями спортом. Если вы когда-либо занимались спортом или посещали уроки физкультуры, то должны знать, что перед тем, как дать организму серьезную физическую нагрузку, нужно хорошо размяться. Слабо разогретые связки и суставы могут легко травмироваться при резких движениях и движениях с сопротивлением. То же самое можно сказать и о голосовом аппарате – перед извлечением разных по тональности звуков его нужно хорошо разогреть и подготовить к предстоящим нагрузкам. Для тех, кто решил серьезно заняться вокалом, пренебрежение разминкой может стоить потери голоса.

Еще одно сходство вокалиста со спортсменом это то, что если неподготовленным мышцам дать очень большую нагрузку, то на следующий день мышцы будут болеть. Голос – более нежный аппарат, чем опорно-двигательная система, и перетренировка его на первых порах обучения пению вредна. Во всем важна постепенность, поэтому обучение пению рекомендуется начинать с дыхательных упражнений.

Дыхание, как для певца, так и для спортсмена, играет важную роль. Тяжелоатлеты, к примеру, делают усилие на выдохе. Извлечение звука тоже происходит на выдохе. Если у пловца или марафонца маленький объем легких и нескоординированное дыхание, то вряд ли он сможет долго упражняться. Так же и в пении серьезное значение имеет развитие дыхательного аппарата, оптимальное чередование вдоха и выдоха, ведь от того, как мы возьмем дыхание, так и пойдет подача голоса. Если мы контролируем дыхательный процесс, то получается и более правильное, сбалансированное пение.

В вокальной практике используется три типа дыхания:

1. Грудной тип

При грудном типе дыхания происходит расширение и поднятие преимущественно верхней части грудной клетки, ключиц и плеч, а диафрагма пассивно следует за их движениями.

2. Грудобрюшной тип

Осуществляется с участием диафрагмы. Может быть рёберно-диафрагматическим -на вдохе равномерно расширяются ребра и поднимается вверх грудная клетка – и нижнерёберно-диафрагматическим – вдох производится с участием диафрагмы и живота.

3. Брюшной тип

Живот на вдохе активно выпячивается вперед, диафрагма при этом опускается, грудная клетка неподвижна.

Есть еще один, смешанный, или полный тип дыхания, когда одновременно задействуются все три дыхательных отдела: вдох производится сначала животом, потом расширяются ребра и последовательно поднимается вверх грудная клетка. Рекомендуется использовать именно такой тип дыхания и следует выполнить следующие дыхательные упражнения: 1. Полное дыхание

Набираем воздух сначала животом (выпячиваем живот вперед), затем диафрагмой (расширяем ребра) и наполняем верхнюю часть грудной клетки (поднимаем грудь, ключицы и немного плечи). Выдох выполняем в нисходящем порядке – опускаем плечи, затем грудь и втягиваем живот. Стараемся дышать равномерно. 1/3 воздуха набираем животом, 1/3 – грудью и 1/3 – верхней частью грудной клетки. Продолжительность, как вдоха, так и выдоха от 4 до 8 секунд. По мере подготовленности можно увеличивать длительность дыхательного цикла. Выполняем упражнение 5-7 раз.

2. Дыхание животом

На вдохе набираем воздух только животом, на выдохе втягиваем живот. Можно положить руку на живот, чтобы лучше контролировать процесс дыхания. На вдохе живот надувается, как воздушный шарик, на выдохе сдувается. Выполняем 10 вдохов и выдохов. Упражнение способствует тренировке диафрагмы.

3. Дыхание через «трубочку»

Вытягиваем губы трубочкой, как будто поем букву «У» и начинаем медленно набирать воздух через трубочку, затем также медленно через трубочку выпускаем воздух. Важно ровно набирать воздух, без рывков. Продолжительность выдоха должна быть равна продолжительности вдоха, приблизительно 15 секунд. Дышим сразу тремя регистрами, как в упражнении 1. Упражнение помогает развить объем легких и учит контролировать дыхание, чтобы легкие учились выдавать воздух заданным количеством. Выполняем 5-7 раз.

myband.ru

хоровые упражнения, для голоса, на дыхание, для начинающих

Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.

 

Вокальные упражнения нужны и начинающим, и опытным певцам, и солистам, и артистам хора. Они позволяют выработать правильное дыхание, улучшить дикцию, задействовать все возможности голосового аппарата — и получить на выходе роскошное звучание. Ежедневные распевки на долгое время  сохранят ваш голос красивым и сочным.

 

Содержание

  1. Как формируется голос?
  2. Как дышим?
  3. Тренируем диафрагму
  4. Речевой способ пения
  5. Тренируем артикуляцию
  6. «Проснись и пой»
  7. Повторение – мать... чего?
  8. Как разминаться?
  9. Вокально-хоровые упражнения

 

Как формируется голос?

 

Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.

 

В процессе формирования голоса участвуют:

 

  • верхние резонаторы — полости рта и носа, а также глотка;
  • гортань и голосовые связки;
  • нижний резонатор — трахея и крупные бронхи;
  • грудная клетка и ее дыхательные мышцы;
  • диафрагма — мембрана между грудной и брюшной полостями;
  • брюшная полость и мышцы передней стенки живота (пресс).

 

Профессионал задействует весь голосовой аппарат и добивается богатого, сочного, разнообразного вокала. Его голос не устает, он звучит одинаково хорошо в течение длительного времени. Неопытный вокалист, напротив, поет только гортанью. Голосовые связки не могут выдерживать больших нагрузок, амплитуда их движений уменьшается, и это сразу отражается на звучании. Поэтому начинающим в первую очередь необходимо освоить вокальные упражнения на дыхание.

 

Как дышим? ↑

 

Окраска и сила нашего голоса зависят от правильного чередования вдохов и выдохов. Опытные вокалисты хорошо знают: как взял дыхание, так и споешь.

 

Различают 4 типа дыхания:

 

  • Грудное. Основную работу на вдохе-выдохе выполняет грудная клетка, а диафрагма только следует за ней.
  • Промежуточное (грудобрюшное). К мышцам груди частично присоединяется диафрагма.
  • Брюшное (диафрагмальное). Основная нагрузка при дыхании ложится на мышцы диафрагмы, а грудная клетка не двигается. Для певца или оратора такой тип дыхания — наилучший.

 

Есть счастливчики, которые с рождения дышат диафрагмой. Это наследственная особенность, как цвет волос или тип телосложения. Но если вы к их числу не относитесь — не беда. Вокальные упражнения для начинающих позволяют за 2-3 недели освоить этот навык.

 

Тренируем диафрагму ↑

 

Вокальные упражнения для тренировки дыхания нужно выполнять ежедневно, по 10 раз каждое. Простейший комплекс состоит из 7 упражнений.

 

  1. Выберите удобное положение тела. Опустите одну руку на живот, вторую — на нижнюю часть груди сбоку. Сделайте глубокий вдох. Следите, чтобы при этом выпячивалась брюшная стенка и расширялась нижняя часть грудной клетки (ваши руки хорошо это почувствуют). Сразу же сделайте выдох — плавный, медленный. Почувствуйте, как живот и нижние ребра вернутся в исходную позицию. 
  2. Положение тела и рук прежнее. Коротко вдохните через нос, задержите дыхание на 2-4 секунды — и плавно, свободно выдохните ртом. В этом и во всех последующих упражнениях следите за движениями живота и нижней части грудной клетки.
  3. Коротко вдохните ртом и на выдохе протяжно произнесите один из гласных звуков.
  4. Произнесите на выдохе несколько гласных звуков.
  5. Считайте вслух на выдохе, стараясь довести счет до 15. Следите за тем, чтобы выдох был свободным и плавным.
  6. Считайте на выдохе в обратном порядке (от 10 до 1).
  7. Прочтите на выдохе пословицу или скороговорку.

 

Речевой способ пения ↑

 

Долгие и упорные дыхательные тренировки нужны в том случае, если вокалист выступает в академических жанрах — например, поет в опере. Эстрадные исполнители подходят к пению с других позиций. Они применяют так называемый речевой способ — когда вокалист поет гортанью, добиваясь ее полного расслабления и неподвижности. Звук в этом случае изливается более свободно, а голосовые связки не испытывают излишнего напряжения. Для пения в речевой позиции вокальные упражнения «на дыхание» действительно не особенно актуальны. Куда важнее умение контролировать мышцы гортани.

 

Тренируем артикуляцию ↑

 

Дикция — это способность ясно и четко произносить звуки, слова и предложения. Она невозможна без правильной артикуляции, то есть свободных и слаженных движений челюстей, нёба, губ, языка. Вокальные упражнения для дикции улучшают подвижность этих органов. Чтобы отработать навык, педагоги предлагают произносить отдельные звуки, слоги, слова и скороговорки, читать вслух небольшие рассказы. Все это необходимо делать, утрируя артикуляцию: например, произнося звук «у», требуется сложить губы трубочкой и вытянуть их как можно сильнее, словно стараясь кого-то поцеловать, а на звуке «и»   — улыбнуться, как чеширский кот.  Упражнения выполняют ежедневно в течение 20-30 минут.

 

Тренировка дикции, разработка резонаторов и укрепление мышц, принимающих участие в образовании красивого и мощного звука, составляют единый комплекс, который называется вокально-интонационные упражнения. 

 

«Проснись и пой» ↑

 

Следующий этап — вокальная разминка. Оговоримся сразу: рекомендация старой советской песенки для начинающих (да, впрочем, и для профессиональных) вокалистов абсолютно не применима. Петь с утра пораньше будет только человек, которому и дела до звучания голоса особого нет. Помурлыкать под нос в душе вы, конечно, можете, но не более того. Полноценно нагружать связки рекомендуют не ранее, чем через пару часов после подъема. Касается это правило не только пения как такового, но и выполняемых вами вокальных упражнений.

 

Начинать вокальные упражнения для голоса нужно с зарядки: сделать несколько энергичных наклонов, поворотов, приседаний, махов руками и ногами. Небольшая физическая нагрузка ускоряет течение крови, разогревает организм, повышает его готовность к работе.  Затем подышите: выполните глубокие вдохи и выдохи, не забывая контролировать движение диафрагмы. И только потом можно приниматься за вокальные упражнения как таковые: выпевать звуки, гаммы и тому подобное.

 

Повторение – мать ... чего? ↑

 

Пожалуй, распевка (как иногда называют разминку голоса) является одним из не самых любимых дел для начинающих вокалистов. Но как-то изменить ситуацию, отказавшись от подобной подготовки связок, значит поставить под удар собственный голос. Именно поэтому распеваться необходимо, всегда, везде и перед каждым выступлением (репетицией, записью – нужное подчеркнуть). Что приятно – делать это можно дома, но – заблаговременно.

Так, если вам попадается аренда студии звукозаписи недорого на час-другой – смело выполняйте упражнения, которые «будят» голос дома, за полчаса-час до записи. Таким образом, вы приедете в студию уже в своей лучшей форме и сможете спеть наиболее качественно.

 

Как разминаться? ↑

 

Итак, если важность распевки вы уяснили, а понимание, что это не бесполезное сотрясание воздуха – пришло, то приступайте! Как правило, вокальная разминка состоит из нескольких довольно типичных упражнений:

  1. «Мычите». То есть – издавайте согласный «м» в течение пары-тройки минут.
  2. Приплюсуйте к «мычанию» звук «и». При этом он не должен отличаться от вашего обычного, разговорного «иканья». Пропеть эту парочку тоже несколько минут.
  3. Добавьте гласных: а, э, о, у. Все они, «пристроившись в хвост» за слогом «ми», должны исполняться на одном дыхании, без пауз.
  4. Вспомните о других согласных – звуках «в» и «ф». Чередуя их, потренируйте связки (достаточно «раскачивать» голос в диапазоне одной-двух нот).
  5. А теперь – порычите! Но это должен быть не просто звук «р», а слог – «ро». Не забывайте, что при этом напрягать губы и язык не нужно, постарайтесь их расслабить.
  6. Наконец, пропойте небольшие слоги, открытые и закрытые, например, «мам», «но», «вав», «сам».

После такой разминки, когда вы почувствуете, что полностью владеете голосом, и любая песня зазвучит!

 

Вокально-хоровые упражнения ↑

 

Распевка необходима не только солистам, но и певческим коллективам, особенно таким большим как хор. Вокальные упражнения позволяют взять правильное дыхание, сосредоточиться на образовании звука, разогреть голосовой аппарат. Разминка занимает 15-20 минут от общего времени репетиции и затрагивает в основном средний звуковой диапазон. Причина проста: певческий голос разогревается не быстро и достигает полного звучания только через 35-40 минут с начала разминки.

 

У каждого руководителя хора есть свои методы и секреты распевок. Например, один из корифеев этого искусства, П.И. Муравский, распевал артистов до 40 минут. При этом он не использовал рояль (только камертон). Музыкант добивался удивительной гладкости длинных аккордов, поразительно чистого унисона и великолепного интонирования.

 

Стандартные вокально хоровые упражнения включают в себя:

 

  • дыхательную разминку;
  • упражнения для разогрева резонаторов;
  • гаммы;
  • упражнения на длинных звуках;
  • арпеджио
  • упражнения для выравнивания гласных;
  • простые попевки-каноны;
  • упражнения на полифонию.

 

В младших хорах разминку дополняют вокальные упражнения для артикуляции, а также распевки, направленные на развитие гармонического слуха. Они помогают детям уверенно вести свою партию и точно попадать в заданный тон.

www.hendrixstudio.ru


Смотрите также