Моторный тренинг «Спелое яблочко». Яблоко пальчиковая гимнастика


Моторный тренинг логопеда «Спелое яблочко»

Пальчиковые игры позволяют ребенку получать широкий спектр сенсорных впечатлений, вырабатывают у него способность сосредотачиваться, тренируют внимание. Все без исключения пальчиковые игры ориентированы на расширение как активного, так и пассивного словарного запаса ребенка. Так, одни пальчиковые игры ненавязчиво подготовят вашего малыша к счету, другие помогут освоить понятия меньше, больше, вверху, внизу, слева, справа и т. п., некоторые позволят расширить представление об окружающем мире.

Оборудование: игрушечный ежик, пластмассовые яблоки, груши, морковь диаметром 5-6см, картонные карточки с изображением яблоневых деревьев и пяти яблок на них, пластиковые плоскостные фигурки яблок, непрозрачный мешочек, простые карандаши.

1. Статическое упражнение «Яблочные пальчики»

Логопед: «Отгадайте, ребята, загадку.Круглое, румяное,Я расту на ветке,Любят меня взрослыеИ маленькие детки».«На чем растут яблоки?» (детям раздают карточки с изображением яблоневых деревьев с пятью яблоками, которые расположены небольшим полукругом). «Сейчас наши пальчики станут яблочными, каждый пальчик найдет себе яблочко на картинке и станет на него».

Яблоня Дети ставят пальчики на яблочки и удерживают все пять пальцев на яблоках, взрослые помогают им.

2. Пальчиковая гимнастика «Яблоко»

Логопед: «Вот наш знакомый ежик, однажды….» (дети вместе со взрослыми выполняют движения)

Ёжик в лесу

Ежик по лесу бежал (указательные средние пальцы рук «бегут» по столу),В лапках яблоко держал (ладони рук округлены, подушечки пальцев правой руки прижаты к подушечкам пальцев левой руки),Любят яблоки ежата (хлопают),Любят яблоки ребята (стучат ладошками по столу).

3. Пальчиковая игра «Волшебный мешочек»

Логопед: «Вот какие чудесные спелые яблочки собирал ежик, (выставляем корзинку с пластмассовыми яблоками), а еще он собирал сочные груши (выставляем корзинку пластмассовыми с грушами) и еще - сладкую морковь (выставляем корзинку с деревянной морковью). Ежик очень веселый, хотите с ним поиграть?»


Предметы логопеда для пальчиковой гимнастики Ход игры: спрятать в мешочек три предмета: яблоко, грушу, морковь. Попросить ребенка опустить руку в мешочек и найти яблоко. Задание можно усложнить, увеличивая количество предметов в мешочке.

4. Динамическое упражнение «Нарисую яблочко»

Логопед: «Ребята, ваши мамы и папы приготовили для вас сюрприз! (Взрослые достают плоские фигурки яблок). Посмотрите, какие красивые яблочки, какие они? (красные, желтые, зеленые) Давайте попробуем обвести эти яблочки карандашами».

Предметы логопеда для пальчиковой гимнастики Дети прикладывают фигурки яблок к бумаге, придерживают левой рукой, а правой обводят их простыми карандашами, взрослые помогают.

5. Домашнее задание

Логопед: «Ребята, дома вместе с мамой или папой попробуйте раскрасить ваши яблочки».

попробуйте раскрасить ваши яблочки

Советы родителям:

  • вместе с ребенком обводите простым карандашом различные плоские фигурки, затем раскрашивайте их, постепенно усложняйте задание – пусть ребенок выполнит его самостоятельно,
  • перебирайте горох, фасоль, семечки, раскладывая их в разные емкости.

Не забывайте: ваши совместные игры способствуют выработке у вашего малыша усидчивости, которая так необходима в школе!

Также по теме:

logoped18.ru

Картотека на тему "Пальчиковая гимнастика"

Сентябрь КАРТА 1

Осенью

Разбросала осень листья,

(делают волнообразные движения ладонями)

Разукрасила их кистью.

(делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)

Мы в осенний парк пойдем,

(шагают пальцами обеих рук)

В букеты листья соберем.

(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

(поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)

На дорожку спрыгнул вниз.

(звонко хлопают в ладоши)

И. Михеева

Сентябрь КАРТА 2

Гриб

Меж еловых мягких лап

(поглаживают ладонями обеих рук колени)

Дождик кап – кап – кап.

(постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох –

(постукивают ребром ладони по коленям)

Серый мох, мох, мох.

(«мнут мох», сжимая энергично обе ладони)

Где листок к листку прилип,

(хлопают ладонями)

Вырос гриб.

(сводят руки над головой)

Сентябрь КАРТА 3

Огород. Овощи

Вышла Люба в огород –

(ставят руки на пояс)

Сколько у нее хлопот!

(поднимают руки к щекам и покачивают головой)

Нелегко полить на грядке

(разводят руки в стороны)

Овощи все по порядку:

(указательным пальцем правой руки

пересчитывают все овощи)

Помидоры, лук, капуста

(поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща)

И горошек очень вкусный.

Репа, огурец, чеснок,

Свекла, редька и укроп.

И. Михеева

Сентябрь КАРТА 4

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово определение на обеих руках одновременно)

Яблоко я

пополам разломлю,

(складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны – раскрывают ладони)

Яблоко с другом своим разделю.

(выставляют ладони вперед)

Я. Аким

Октябрь КАРТА 5

Яблонька

Нашу яблоню трясу,

(имитация тряски дерева)

Яблочко достать хочу.

(тянемся вверх, делаем хватательные движения пальцами)

Круглое, гладкое (имитируем движения)

И, конечно, сладкое… (подносим ладошку ко рту, как будто откусываем яблоко)

Октябрь КАРТА 6

Готовим овощной салат

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем – трем,Мы капусту солим-солим,Мы капусту жмем-жмем.

(движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки)

Октябрь КАРТА 7

В нашем огороде

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Октябрь КАРТА 8

Ягодки 

(Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.)

С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко.(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)

Легким будет к дому путь!Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Ноябрь КАРТА 9

Корзина с ягодами

Вот корзина – так корзина!

(изображают удивление, разводят руки в стороны)

В ней крыжовник,в ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

(загибают пальцы, начиная с большого,

одновременно на правой и левой руках)

К нам ты в гости приходи-ка!

(делают приглашающий жест –

движение руками на себя)

Ягод, что найдем мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(поочередно ритмично ударяют

кулак о кулак и ладонь о ладонь)

С. Васильева

Ноябрь КАРТА 10

Белка

На сучки, как на гвоздочки,

Белка вешает грибочки,

Сушит ягоды рябины,

Ежевики и малины.

Носит желуди, орешки.

(на каждую стихотворную строчку загибают пальцы, начиная с большого. Сначала на правой, затем на левой руке)

Разбирает все без спешки.

Вот закончился запас

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нем тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей, поживать,

Никаких забот не знать.

(поочередные ритмичные удары кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Н. Антонова

Ноябрь КАРТА 11

«Осенние листья»

  Раз, два, три,

                       четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

  Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

  Листья березы,

  Листья рябины,

  Листики тополя,

  Листья осины,

  Листики дуба мы

                                 соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

  Маме осенний букет отнесем. 

(«шагают» по столу)

Ноябрь КАРТА 12

У нас на огороде

(массаж или самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород!

(большой палец правой руки)

Декабрь КАРТА 13

Праздник приближается

Праздник приближается,

Елка наряжается.

(поднимаем руки, опускаем их вниз)

Мы повесили игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(имитируем вешанье игрушек)

А здесь фонарики висят

(крутим «фонарики»)

Блеском радуют ребят.

Декабрь КАРТА 14

Новый Год

Вот снежок пошел,

(каждым пальчиком по очереди касаемся ладошки противоположной руки)

Дед Мороз пришел.

(пальчики шагают по столу)

Дед Мороз большой

(делаем большой круг руками)

В рукавицах, с бородой.

(«надеваем рукавицы» на руки, подносим руки к подбородку, изображая бороду)

Декабрь КАРТА 15

Новогодняя считалка

Один, два, три, четыре,

(ритмично соединяют каждый палец

с большим пальцем на правой руке)

Пахнет елкою в квартире.

(поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Три, четыре, пять и шесть –

(соединяют пальцы левой руки)

Не заставят кашу есть.

(ритмично сжимают и разжимают кулаки)

Пять, шесть, семь, восемь –

(соединяют пальцы правой руки)

На пирог сегодня просим,

(делают манящие движения рук)

Потому что – девять, десять –

(соединяют пальцы левой руки)

Мама с папой тесто месят.

(«месят тесто»)

М. Бородицкая

Декабрь КАРТА 16

Елочка

  Перед нами елочка:

 (Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка

  «елочки».)

  Шишечки, иголочки.

(Сделаны кулачки, указательные пальцы выставлены)

  Шарики, фонарики,

(сделаны колечки путем соприкосновения большого и указательного пальцев на обеих руках; складывание двух ладошек «фонариками»)

  Зайчики и свечки,

(делаем ушки зайца показом указательного и среднего пальцев; показом указательного пальца)

  Звезды, человечки.

(растопыриваем пальцы в сторону, ставим пальцы на стол, как человечки)

Январь КАРТА 17

«Снежок»

  Раз, два, три, четыре,

(загибают пальцы, начиная с большого)

  Мы с тобой снежок слепили.

(лепят, меня положение ладоней)

  Круглый крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимая ладони)

  И совсем-совсем не сладкий.

(«грозят пальчиком»)

  Раз подбросим. Два поймаем.

(имитируем движения)

  Три уроним и сломаем.

(имитируем движения и топаем ногой)

Январь КАРТА 18

Варежка

 Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

(сжать пальцы в кулачок)

Нету пальчика, пропал,

(все пальцы разжать кроме большого)

В свой домишко не попал».

(разогнуть большой палец)

Маша варежку сняла:

«Поглядите – ка, нашла!

(сжать пальцы в кулачок и отогнуть большой палец)

Ищешь, ищешь и найдёшь,

(пожимаем плечами и киваем головой

из стороны в сторону)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

(улыбаемся и подмигиваем)

Январь КАРТА 19

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

(разводят ладони в стороны, указывают на себя)

В снежки играть, на лыжах бегать.

(имитируем движения по тексту)

На коньках по льду кататься.

(крепко прижимаем пальцы друг к другу,

имитируем движения ногами, как на коньках)

Вниз с горы на санках мчаться.

(волнообразные движения

ладонями вверх – вниз перед собой)

Январь КАРТА 20

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

(сжимаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Только заиньке не спится,

(показываем большой палец, шевеля им)

Убегает от лисицы.

(барабаним пальцами)

Мелькает он среди кустов,

(соединяем большой палец левой руки

с указательным пальцем правой и наоборот)

Напетлял, и был таков!

Февраль КАРТА 21

Зимующие птицы

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок

на каждый ударный слог перекладывает

горошины из одной кружки в другую.

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Февраль КАРТА 22

Звери зимой

(поочередное соединение пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем)

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

(смена руки)

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Февраль КАРТА 23

Снежинки

Летели сто снежинок,

(делают волнообразные движения пальцами обеих рук)

Порхающий народ,

По парочке смешинок

Попало каждой в рот.

И засмеялся город,

(поочередно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название)

Машины и дома,

Деревья, на которых

Качается зима,

Фонтан, качели в парке,

Калитка и забор,

И дырка в нем, и арка,

И черный пес Трезор.

Одна из пересмешниц

(вытягивают раскрытые ладони перед собой)

В ладонь мою легла,

Став капелькою нежной,

(«заворачивают пальцы в ладони,

как будто пряча капельку)

Она не умерла.

Л. Богословская

Февраль КАРТА 24

Зимняя шуба

Снег пойдет и перестанет,

Незаметно он растает.

(делают волнообразные движения руками)

Шубу белую зима

Примеряет всем сама.

(отводят одну руку вправо, другую влево)

Шубу – зайцу беляку,

Шубу – лесу и лужку,

Шуба – Лене и Николке,

Шуба – дубу в чистом поле,

Шуба – тополю и вязу.

(поочередно загибают пальцы

на обеих руках одновременно)

Я уже в сугробе вязну.

Но у всех такая шуба,

(похлопывают обеими руками по плечам)

Что носить всю зиму любо!

М. Садовский

Март КАРТА 25

Наши мамы

Много мам на белом свете,

(разводят руки в разные стороны

и обнимаем себя за плечи)

Всех их очень любят дети.

Журналист и инженер,

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

(загибаем пальцы сначала на одной,

затем на другой руке, начиная с мизинца)

Мамы разные нужны,

(сжимаем руки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводим руки, поднимаем их вверх)

Март КАРТА 26

Мама устала

У мамы на кухне есть множество дел:

(сжимают – разжимают пальцы на обеих руках)

В кастрюле большущей бульон закипел,

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

Котлеты поджарили в сковороде,

В креманки уже разлито желе,

В салатнице папин любимый салат,

А к чаю купила она мармелад.

Семью накормила

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

И снова – дела:

Посуду помыть

(делают круговые движения ладоней друг о друга)

И прибрать со стола.

Но разве так можно?

(пожимают плечами, руки с растопыренными

пальцами опущены вниз)

Подумайте сами!

Давайте поможем заботливой маме!

(делают жест руками от груди вперед)

Посуду помыть

не составит труда,

(потирают круговыми движениями ладони друг об друга)

А мама приляжет – устала она.

(сложенные вместе ладони подкладывают под щеку)

С. Чешева

Март КАРТА 27

Прилетайте, птички!

Прилетайте, птички!

(зовущие движения пальцев)

 Сала дам синичке.

(режущие движения ребром ладоней)

 Приготовлю крошки

(пальцы щепоткой – крошим хлеб)

  Хлебушка немножко.

(трем подушечки пальцев друг об друга)

  Эти крошки – голубям,

(вытянуть вперед правую ладонь «ковшиком»)

  Эти крошки – воробьям.

(вытянуть вперед левую ладонь «ковшиком»)

  Галки да вороны,

(тереть ладонью о ладонь, катая макароны)

  Ешьте макароны!

Март КАРТА 28

Перелетные птицы

Тили – тили, тили – тили

(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели.

Прилетел к нам скворушка

(поочередно сгибаем пальцы,

начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

(скрещиваем пальцы, машем ладошками)

Песни звонкие запели.

(указательным и большим пальцами

делаем клюв – птицы поют)

Апрель КАРТА 29

Весна

Иди, весна, иди, красна,

(пальчиками «идут» по столу)

Принеси ржаной колосок,

(загибают по одному пальцу на обеих руках,

начиная с мизинца)

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Апрель КАРТА 30

Скворечник

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

(постукивают кулаками друг об друга)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

(сводят руки над головой – «скворечник»)

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

(попеременно ударяют кулак о кулак , ладонь о ладонь)

Мать, отец и скворушки

Черненькие перышки.

(ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно – «колечки», по 2 раза)

Е. Тараховская

Апрель КАРТА 31

Нашей ласточке

Наша ласточка – касатка,

Ты в свою родную хатку

(попеременно ударяют кулак о кулак , ладонь о ладонь)

Смело прилетай!

Здесь весной ты оперилась,

Здесь летать ты научилась,

(помахивают скрещенными ладонями)

Для тебя здесь рай…

Стены гнездышка побелишь,

Пухом донышко застелешь

Для птенцов своих.

(поглаживают ладонь левой руки ладонью и тыльной стороной ладони правой руки попеременно)

Что глядишь ты, недотрога,

На мальчишек наших строго?

(попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Ты не бойся их!

М. Конопницкая

Апрель КАРТА 32

Поиграем в пальчики

Большаку дрова рубить,А тебе воды носить,А тебе печь топить,А тебе тесто месить,А малышке песни петь.Песни петь да плясать,Родных братьев потешать.

(загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)

Май КАРТА 33

Наша армия

Аты – баты! Аты – баты!

(поочередно шагают указательным

и средним пальцами то правой, то левой руки)

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.

(по очереди соединяем подушечки пальцев,

начиная с большого пальца)

Май КАРТА 34

“Пять пальцев”

На моей руке пять пальцев,Пять хватальцев, пять держальцев.Чтоб строгать и чтоб пилить,Чтобы брать и чтоб дарить.Их нетрудно сосчитать:Раз, два, три, четыре, пять!

(ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)

Май КАРТА 35

Рыбки 

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)Рыбки плавали, нырялиВ чистой тепленькой воде.То сожмутся,

(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разожмутся,(Пальчики сильно растопыриваются в стороны._

То зароются в песке.(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.)

Май КАРТА 36

Почему не спят котята?

Что случилось у котят?

Почему они не спят?

(ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Почему буфет открыли,

Чашку новую разбили.

Уронили барабан,

Поцарапали диван?

(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой, а затем на левой руке)

Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому что ловят мышку.

(пальцами изображают коготки – «ловят мышку»)

В. Степанов

Июнь КАРТА 37

Ежик

По сухой лесной дорожке –

(поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Топ – топ – топ – топочут ножки.

(постукивают кулаками по столу)

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

(поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

(поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем)

Июнь КАРТА 38

Воскресная прогулка

Три крысы в костюмах

и шапках из плюша,

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно на каждое название животного)

Три утки в соломенных

шляпках для суши,

Три кошки с вуалью

прозрачной и тонкой,

Да три собачонки

без теплой попонки

Пошли на прогулку

и встретили свинок,

Двух свинок в шелках

с головы до ботинок.

Но скоро ударил

раскатистый гром

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

И все по домам

побежали бегом.

С. Маршак

Июнь КАРТА 39

«У Лариски - две редиски»

   У Лариски –

   Две редиски.

(по очереди разгибают пальцы с кулака

сначала на одной, затем на другой руке)

   У Алешки –

   Две картошки.

   У Сережки – сорванца –

   Два зеленых огурца.

   А у Вовки –

   Две морковки.

   Да еще у Петьки

   Две хвостатых редьки.

Июнь КАРТА 40

За ягодами

  Раз, два, три, четыре, пять,

(пальцы обеих рук соединяются, начиная с большого)

  В лес идем мы погулять.

(обе руки идут по столу)

  За черникой,

  За малиной,

  За брусникой,

  За калиной.

  Землянику мы найдем

  И братишке отнесем.

(загибают пальцы, начиная с большого)

Июль КАРТА 41

На базаре. Фрукты

 На базар ходили мы,

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, далее по порядку)

 Много груш там и хурмы,

 Есть лимоны, апельсины,

 Дыни, сливы, мандарины,

 Но купили мы арбуз –

(пальцы сжимаются в кулак)

 Это самый вкусный груз!

(большой палец отводится вверх)

Июль КАРТА 42

Лягушки

Две веселые лягушки

(дети сжимают кулаки

и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят.

(резко распрямляем пальцы, как будто прыгая)

Ловко прыгают подружки

(кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.

(тут же сжимают ладони в кулаки и кладут их на стол)

Июль КАРТА 43

Времена года

Круглый год, круглый год!

(сжимают пальцы в кулачок и

вращают большим пальцем правой руки)

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идет за летом осень.

(поочередно соединяем пальцы на левой с пальцами на правой руке, начиная с больших пальцев)

И за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Июль КАРТА 44

Орех

ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Август КАРТА 45

“Гроза”

Закапали капли

 (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)Идет дождь

 (постучать четырьмя пальцами)Он льет как из ведра!

 (стучим сильнее)Пошел град 

(косточками пальцев выбиваем дробь)Сверкает молния

 (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)Гремит гром!

 (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)Все быстро убегают домой

 (прячем руки за спину)А утром снова ярко светит солнце! 

(описываем руками большой круг)

Август КАРТА 46

“Птички и ветер”

Маленькие птички,Птички-невелички,

По лесу летают,Песни распевают

 (машем руками, как крылышками).

Буйный ветер налетел, 

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.Птички спрятались в дупло

 (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Август КАРТА 47

Насекомые

На полянке я сижу,

(сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала влево, затем направо)

Во все стороны гляжу.

Сколько насекомых здесь!

(руки через верх разводят в стороны)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

(поочередно ударяют кулаками и ладонями)

А она красуется!

С. Чешева

Август КАРТА 48

Солнечный зайчик

Скачет зайчик по стене

(ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

И подмигивает мне.

(зажмуривают один глаз)

Перепрыгнул на картинку,

Прогулялся по ботинку,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке.

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно ( на каждые две строчки)

Он со мной играет в прятки.

(прижимают ладони к лицу)

Раз, два, три, четыре, пять -

(сжимают — разжимают пальцы

на обеих руках одновременно)

Кто пойдет его искать?

(пожимают плечами, руки отведены

в стороны, пальцы растопырены)

Н. Гернет

infourok.ru

Пальчиковая гимнастика 

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста.

«Шарик».

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Мои игрушки».

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв, остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок)).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца, остальные прижать к ладони).

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой палец направлен вверх (ушко)).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

«Юла»

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

 

«Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики.

 

«Новые кроссовки»

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

 

«Яблоки».

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец.

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.

Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

«Компот».

Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

«Капустка».

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

 

 «Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

 

«Грибы»

(массаж пальцев)

Топ - топ - пять шагов,

(идут на месте)

В туесочке пять грибов.

(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)

Мухомор красный -

Гриб опасный.

А второй - лисичка -

рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело.

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

 

 

 

«Петушок»

Наш красивый петушок

Обе руки сжаты в кулачки.

Кверху поднял гребешок.

Разжать ладони.

Крылышками машет.

Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.

Кистями рук сделать манящие движения.

«Смелые гуси»

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га - га - га».

(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем«клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -

(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.

(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!

(ритмично потопывают)

 

 

«Утята»

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко - громко запищал:

- Пи - пи - пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков:«Пи - пи - пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

 

«Повстречались».

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

 

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

 

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

 

«Мышка и кошка»

- Пи - пи - пи, - пищала мышка

(ритмично щелкают пальцами рук)

- Кошка на охоту вышла!

Мне так страшно, трепещу.

Щу - щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

Норку я свою ищу.

Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично притоптывают ногами)

Кошка притворилась доброй:

- Мур - мур - мур, - она поет.

(ритмично поглаживают одной рукой другую)

- Нет - нет - нет, - пищит мышонок.

(ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет.

«Котенок - шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу - мяу, мяу - мяу!

(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:

- Мало - мало, мало - мало.

(скрестив пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:

- Мур - мур - мур (2 раза)

(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:

- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.

(ритмично потпирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:

- Цап - цап - цап, цап - цап - цап.

(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает:

- Ап - ап - ап, ап - ап - ап.

(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

 

«Кошки - мышки»

Кошка мышку цап - царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

 

«Есть у каждого свой дом»

Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

 

«Насекомые над лугом»

- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

- Я лечу издалека.

(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

- Зу - зу - зу, - комар пищит.

(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

- Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу»

(ритмично хлопают в ладоши)

 

«Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке;в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

anuprienko-ramdou31.edumsko.ru


Смотрите также