Артикуляционная гимнастика для языка: укрепления десен, иммунитета и улучшение дикции? (2013-12-18). Язычковая гимнастика


Гимнастика для язычка в стихах

Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело.

Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.

Регулярное выполнение этих упражнений подготовит ребенка к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.

Котенок

Упражнения:1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;3)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону; 4)"котенок моется": имитируем вылизывание котенком шерстки.

Налью в чашечку котенку /упражнение 1Молочко, молочко.Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2 Молочко язычком.

Служит ложечкой котенку /упражнение 1Язычок, язычок.И дрожит как хвостик тонкий,И вздыхает язычок.

А когда закончит ужинНаш усатенький чудак,Знает, что быть чистым нужно,Умывается так:

Он оближет свои губки, /упражнение 3Еще раз, еще разок,Чисто вымоет он шубку /упражнение 4Язычком, язычком.

Лапой мордочку он моет –Как мочалочкой скоблит.“Мурр!” – мне скажет с любовью:“Все, спасибо: как я сыт! ”

***

Чашечки

Упражнение “Чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

Наливаю медвежонкуВ эту чашечку — сгущенку, В эту чашечку — варенье,В эту — положу печенье,

В эту — пирожок с капустой,В эту — морс брусничный вкусный,В эту — в сахаре орешки.Ешь, мой милый сладкоежка!

***

На обед!

Упражнения: 1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;3)"едим кашу": широко открываем и закрываем рот.

Наварила Катя кашки: Подставляйте, куклы, чашки!Чашка – Саше,Чашка – Маше, / упражнение 1Эта чашечка – НаташеИ пол-чашки – Валеньке,Кукле самой маленькой.

Эта – зайке, эта – мишке,Буратино-шалунишке.Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2Кушай ложкой, а не носом!

Кто все быстро сможет скушать,Тот пирог получит с грушей.Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3Быстро съели все до крошки!

***

Грибок

Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

Еле маленький грибокЧерез мох пробиться смог.Целый день он подрастал,К вечеру огромным стал.

Нас увидев, удивился,И, подумав, поклонился:Шляпку снял и выгнул спинку:-Не возьмете ли в корзинку?!

***

Богатыри

А теперь – смотри, смотри -Мы с тобой – богатыри:Рухнул старый-старый дом –Мы поднимем крышу в нем.

***

Ветерок

Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Ветер в трубочку свернулЛистик, в дудочку подул:Песенка – дыханье Ветра –Зазвенела… где-то, где-то,

Там, за синими лесамиОбернулась парусами.Морской Ветер – старший брат –Этой песенке так рад! -

Щеки надувает,Парус наполняет:Облака-кораблики –Белые журавлики –Снова за леса плывут –С моря дождики везут.

***

Дудочка

Упражнение “дудочка”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Дую я в свою дуду -Дудочка поет: «Ду-ду!»

***Зайка и балалайка

Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

- Эй, зайчонок, серый зайка,Мне сыграй на балалайке!Подыграй, а я споюПесню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,Зайка очень постарался,Балалаечка звенела,Белка рыженькая пела.

- Ты устал? Ну, отдохниИ опять играть начни.Молодчина, зайка!Вот так балалайка!

***

Дятел

Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.

- Кто в лесу стучит, стучит?- Дятел дерево долбит:- Д-д-д-д-д-д-ды,Нелегки мои труды:Я не просто так стучу –Это дерево лечу:Под корой – жучков ходы,Д-д-д-д-д-д-ды.

***

Гусь и индюк

Упражнения: 1)“гусь”: "шипим" - дуем на широкий язык, подняв его к небу;2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.

Гусь поспорил с индюком:Птичник: чей же это дом?Гусь шипит: “Да ты малыш!Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”

А индюк: “Бл-бл-бл-бла!У тебя нет ни кола!Всем понятно: птичник - мой!Я иду к себе домой!”

Воробьи взлетают с крыш,Испугавшись “Ш-ш-ш!”И бегут на край селаУточки от “Бл-бл-бла!”.

…Ты пугать умеешь, друг,И как гусь, и как индюк?Нас немного посмеши:Двух задир нам покажи!

***

Львенок учится рычать

Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”

Львенок учится рычать,Очень хочет “Рррр!” сказать.Мордочку свою задрав,Хочет - “Рррр!”, выходит: “Мяв!”

Как он стать львом грозным сможет?Мы с тобой ему поможем!Трактор – синий богатырь –Как мотор заводит?- Тррр!

Молния сверкает! Гром!Мы его не пустим в дом -Крыша прочная! Нет дыр!Пусть себе ворчит:- Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.Слышно катер: “Ды-ды-ды”.Вот подходит пассажир –Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”

Львенок маленький старался,Львенок долго упражнялся.Он, как папа, на весь мирСкажет громко, звонко: “Ррррр!”

***

В домике ремонт

Упражнения: 1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;3)"половичок": широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).

Как-то раз решил свой домикПривести в порядок гномик:Краску, кисточку нашел –Потолок белить пошел.

Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1Еще краску гном берет,Красит вновь: вперед – назад.Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубахВыметает паутинуИ в углу, и на комоде:- Пауки пусть в сад уходят!Сверху – все. Спускаюсь вниз.Ну, грязюка, берегись!

 Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах- Влево-вправо! – моет стенку:- Вправо-влево! – вновь и снова.Дом сияет, словно новый!

 Положил половичок /упражнение 3На забор наш старичок:- Пыль стряхну с него раз пять –На пол постелю опять.

 Вымыт пол. Приятно в доме.И решил усталый гномик:- Заслужил я угощенье –Чай малиновый. С вареньем!

***

Качели

Упражнение "Качели": язык движется вверх-вниз.

Во дворе стоят качели.Вы качались? В самом деле?Ну-ка, заинька, садись:Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка:- Стойте! Дайте!Меня тоже покачайте!Что ж, исполним твой каприз:Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох: качели косолапыйОстанавливает лапой:- Я качаюсь! Берегись!Вверх-вниз, вверх-вниз!

***

По дорожке

Упражнение "Кошкина спинка": улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, при этом “спинку” языка поднимать и опускать.

Едет к бабушке Егорка: Забирается на горку, /выгнуть “спинку” языкаПосле горки – вновь низина. /опустить язычокРечка… Мостик выгнул спину. /выгнуть “спинку” языка

 

Дальше ровная дорожка. /опустить язычокБрызнул дождь – чуть-чуть, немножко.В небе радуга проснулась,Над дорожкой изогнулась. /выгнуть “спинку” языка

***

Серый волк

Упражнение "Крокодил": широко открываем и закрываем рот

Серый волк под старой елкойДва часа зубами щелкал.Широко рот открывал,Но зайчишку не поймал. 

***

Жара

Упражнения:1)имитировать всасывание воды через тонкую трубочку2) вытянуть губы вперед трубочкой и дуть

В зоопарке жарко-жарко.Как слоненку зебру жалко! -Солнце жарит целый день,Бесполезна даже тень.

Бедной зебре очень плохо!Только слон не будет охать:В пруд свой хобот опускает – /упражнение 1Воду до-о-олго набирает.

Хобот – вверх: теперь дуть надо. /упражнение 2- Дождь! – ах, как же зебра рада!

***

Вкусно!

Упражнение: имитировать всасывание воды через тонкую трубочку

Пить коктейль чернично-мятныйЧерез трубочку приятно. 

***

Рыбка

Упражнение “рыбка”: округляем губы, делаем захватывающее движение губами

Не наживка – без крючкаРыбке дали червячка.Рыбка радуется: “О-о-о!Я, пожалуй, съем его!”

***

Я на слоника похож

Упражнение “хоботок”: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Посмотрите на слоненка:Хобот длинный у ребенка!- А я так умею тоже! –Маме говорит Сережа.Губы трубочкой свернулИ вперед как потянул!- Посмотрите, как хорош! –Я на слоника похож!

***

Орешки

Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

Бурундук, нас встретив, в спешкеПрячет за щекой орешки –Щечка стала, словно мяч!- Покажи, что там, не прячь!

Злится бурундук в ответ:- Ничего за щечкой нет –Видишь, тонкая какая.- Видим – круглая другая.

Ты в секрете не держи –Что за щечкой? Покажи!- И за этой пусто тоже! –Бурундук всерьез встревожен,

Он орешки взад-впередПерекатывает:- Вот:Здесь их нет, и здесь их нет!Мы достали свой обед:

- Не тревожься и не злись!На морковку – угостись!Мы пойдем – нас ждет медвежка…-Эй, ребята! Там – орешки.

***

Леденец

Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

Леденец от щечки к щечкеПерекатывает дочка.Не спешит, не разгрызает:Пусть подольше он не тает!

***

Пони

Упражнение “лошадка”. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.

Сбоку – дорожка, а в центре – лужок.Маленький пони, мой добрый дружок,Снова и снова катает ребят:Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,Стану как будто лошадкою тоже:Словно копыта, звучит язычок:- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

***

Улыбка

Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.

Мы с тобой когда проснемся,Сразу солнцу улыбнемся!

***

Забор

Упражнения:1)“заборчик”: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;2)“воротца”: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке

Мы посадим лук и репкуИ забор поставим крепкий. /упражнение 1В нем калитку сделать надо – /упражнение 2Мы гостям хорошим рады! 

***

Бублик

Упражнение “бублик”: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Круглый бублик получаюЯ всегда на завтрак к чаю. 

***

Заборчик – бублик

Чередование упражнений:

1)“заборчик” - губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;

2)“бублик” - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

На заборе у черешниМы повесили скворечник.

***

Кролик

Упражнение “кролик”: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Кролик – беленький пушок,Поиграй со мной, дружок!

***

Уточка

Упражнение “уточка”: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

А теперь на две минуткиСтанем мы с тобой как утки:Губы вытянем вперед –Станет плоским клювом рот.

***

Лошадка

Упражнение “недовольная лошадка”: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.

Дам лошадке я картошку:- На, полакомься немножко!- Фрр! – лошадка недовольна:- Лучше хлеб дай черный с солью!

***

Шарик

Упражнение “воздушный шар”: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.

Шар воздушный ярко-красныйНа столе лежит напрасно.Я его надую лучше:Станет он большой, летучий!

***

Чистим зубки

Упражнение “чистим зубы”: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Чтобы зубки стали чище,Каждый день их щеткой чищу.

***

Хрюшка

Упражнение “пятачок”: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Дети свинку угощают,Свинкин носик выбирает:Держит высоко АндрюшаСладкую большую грушу.

Справа – рыженький АнтошкаПредлагает ей картошку.Может, у Катюшки шустрой –Там, внизу – забрать капусту?

Слева – с яблоками Лада.Хрюшке что-то делать надо:Ищет пятачок опять:“Это выбрать? Это взять?”

***

Рыбка

Упражнения:1)надуть щеки; 2)втянуть щеки.

Что-то рыбку испугает –Рыбка щеки надувает: /упражнение 1Мол, меня не трогай лучше! –Я большая! И в колючках!Как опасность миновала, /упражнение 2Рыбка вновь худышкой стала. 

***

Кошка-мышка

Упражнение “прятки”: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.

Мышка выглянет из норки –Очень хочет сыра корку! –Тут же прячется опять:Рядом кошка – страшно взять!

***

Вкусное варенье

Упражнения:

1)“вкусное варенье”: облизать верхнюю губу справа налево, затем – слева направо;2)облизывать губы по кругу.

У меня сегодня – чудо-настроенье:Бабушка сварила вкусное варенье. /упражнение 1Я раз сто, наверное, губки оближу, /упражнение 2А потом “спасибо” бабушке скажу.

***

Улыбка

Упражнение: чередуем “улыбку”- удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и “хоботок”- вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед.

Улыбнись скорей, дружок!А теперь, ребенок,Покажи мне хоботок,Словно ты – слоненок!

***

Чистота

Упражнение «выбиваем ковер»: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: “та-та-та”.

Пыльный и большой коверПоложили на забор,Выбиваем: “Та-та-та!”Будет в доме чистота!

***

Часики

Упражнение “часики”: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

Как часы, заладим в такт:- Тик-так! Тик-так!Разговариваем так:- Тик-так! Тик-так!

Мы не просто так болтаем,А секундочки считаем,Отставать нельзя никак:- Тик-так! Тик-так!

***

Губки

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.

Если губки я кусаю,Значит, я переживаю.Если губки я чешу,Значит, сладкого прошу.

***

Рыбки

Упражнение “рыбки разговаривают”: хлопаем губами друг о друга.

Рыбка рыбке говорила:- Я сегодня борщ сварилаИз ракушек и из ила,Очень-очень вкусно было! 

Рыбка рыбке отвечала:- Ты, кума, не то сказала:Это был не борщ, а щи –Для борща траву ищи!

www.privetlogoped.ru

Гимнастика для язычка (артикуляционная гимнастика)+ упражнения при укороченной подъязычной связке.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА» - рот открыт широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА»- рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ЖАЛО». Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.  

«ГОРКА»- рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА»- рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК»- рот открыт, язык присосать к небу  и удерживать .

Каждое упражнение выполняется раз 6 - 8 раз

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«УЛЫБОЧКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК».Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

Чередование положений губ:

«УЛЫБОЧКА»-«ХОБОТОК»

«ЗАБОРЧИК» –« ТРУБОЧКА»

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот открыт.Губы растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно тянется под счет педагога к уголкам губ.

«ЗМЕЙКА» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. 1) Напряженный язык тянуть к носу, затем к подбородку.

                                          2) За верхние и нижние резцы.

«ФУТБОЛ». Рот закрыт. Напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.  Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу и щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, вытягивать подъязычную связку.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой , ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка? Действительно, у разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины. Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него, скорее всего, не будет препятствий для постановки звуков, требующих подъема языка к небу.

В норме длина уздечки составляет 1,5 см.Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Мы, логопеды, рекомендуем не ждать. Начните растягивать уздечку уже сейчас. Существует комплекс упражнений на растягивание подъязычной уздечки. Быть может, что ваши усилия помогут избежать в дальнейшем операции по подрезанию подъязычной уздечки.Многие упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста. Помните! Малыш не сможет сесть с Вами перед зеркалом и выполнять упражнения по Вашей инструкции. Превратите все в игру. Тогда Ваш ребенок с пользой и с удовольствием проведет время.

Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка:

1) «Оближи блюдце». Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдцеМожно тянуться языком за ложечкой

2) «Дотянись языком до подбородка»

3) «Дотянись языком до носа»

4) «Качели»Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.Так качаются качели.Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумелиЯзычком «качать качели»?

5) «Лошадка»Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть остава­лась неподвижной.Едем, едем на лошадкеПо дорожке гладкой.В гости нас звала соседкаКушать пудинг сладкий.Мы приехали к обеду,А соседки дома нету.Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно – к маме на колени.

6) «Маляр»Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.Красить комнаты пора.Пригласили маляра.Челюсть ниже опускаем,Маляру мы помогаем.

7) «Грибок»Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.Я стою на ножке тонкой,Я стою на ножке гладкой,Под коричневою шляпкойС бархатной подкладкой.

8) «Гармошка»Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.На гармошке я играю,Рот пошире открываю,К нёбу язычок прижму,Ниже челюсть отведу.

logopedspeshit.ru

Артикуляционная гимнастика для языка: укрепляем самую подвижную мышцу

Артикуляционная гимнастика для языка

Содержание:

  1. Советы и рекомендации
  2. Укрепляем язык

 

Артикуляционная гимнастика для языка – упражнения для начального развития органов речи, в частности языка. Проводить ее  нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения закреплялись и  становились более прочными.

 

 

 

Советы и рекомендации

1)     каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку

2)     нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды

3)     для детей и взрослых: взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений

4)     заниматься по 3-5 минут каждый день.

 

 

Укрепляем язык

1. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10.

 

Примечание: Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

 

 

2. Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5-10.

 

Примечание: Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук и.

 

 

3. Губы в улыбке, легко покусывая, помассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

 

 

4. Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке.

 

 

Примечание: Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.

 

 

5. Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево.

 

Примечание: Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

 

 

6. Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого.

 

Примечание: Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

 

7. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой.

 

Примечание: Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

 

 

8. Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.

 

 

9. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их.

 

Примечание: Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение – по нижним зубам. 10. Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

 

 

11. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз.

 

Примечание: Следить, чтобы челюсть не двигалась.

 

 

12. При вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т.п.

комплекс артикуляционной гимнастики

Попробуйте перемещать во рту что-нибудь из еды для укрепления мышц языка

 

13. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Примечание: Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

 

14. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Примечание: Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

 

15. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны.Примечание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

16. Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит посередине языка, ватка летит строго вверх.Примечание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

 

17. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп.Примечание: Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

 

18. То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17 работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.

 

19. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает).Примечание: Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.

 

20. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к небу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется.Примечание: Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

 

21. То же, но беззвучно.

 

22. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается.Примечание: Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.

 

23. Присасывание спинки языка к небу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету – ребенок старается, прижимая спинку языка к небу, сосать конфету.

 

24. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому небу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком.Примечание: Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

 

25. Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому небу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.Примечание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.

 

26. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при ‘том чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».

 

27. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

articulyacionnaya-gimnastika-dlya-yazika-2

Вернуться к содержанию

Что еще почитать

vashgolos7.ru

"Сказка о язычке" (артикуляционная гимнастика для малышей)

Артикуляционная гимнастика для активизации мышц языка и губ для малышей.

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики — зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

1. Прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

2. Проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

3. Частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

4. Предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

5. Начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

6. Делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант — сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

7. Не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

8. Обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.

«Сказка о язычке»

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так, Язычок качался так, Словно маятник часов Ты в часы играть готов? (М.Синицына)

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. (О.Петрова)

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. (М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. (М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулем лихой шофер, «Дын-дын-дын» — гудит мотор! (М.Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успоко й киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук — Раздается громкий звук. (М.Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко — Стук копыт услышишь звонкий. (М.Синицына)

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот – Отдыхает бегемот. (О.Перова)

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. (М.Синицына)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Красным цветом выделены названия упражнений.

Предлагаю ознакомиться с другими полезными статьями для родителей по развитию речи на моем сайтеlogoped-lapteva.ucoz.ru

Узнать нуждается ли Ваш ребенок в логопеде

Советы логопеда по развитию речи ребенка

Скачать бесплатно компьютерные игры и материалы по развитию речи

Получить бесплатную он-лайн консультацию логопеда

Какие нарушения речи бывают у детей

Какие нарушения речи бывают у взрослых

Список пособий для занятий по развитию речи

Проверка готовности ребенка к школе

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

www.baby.ru

Гимнастика для языка укрепляет десна и улучшает дикцию

Зачем нам, взрослым, нужна гимнастика для языка? Вы скажете,что гимнастикой для языка занимаются только логопеды в детском саду и будете не правы. Язык связан системой каналов со многими внутренними органами. Кончик языка связан с легкими и сердцем, а его края с печенью. Середина языка связана с желудком и селезенкой.

Гимнастика для языка выполняет множество функций. Это и стимуляция слюноотделения, очищение полости рта, тренировка мышц языка, улучшение состояния зубов и укрепления десен, повышение иммунитета, а кроме того улучшение дикции.

Гимнастика для языка-простые упражнения

Гимнастику для языка можно выполнять  утром, еще не вставая с постели. Предлагаю вам несколько простых базовых упражнений.

Упражнение Перемешивание моря

Выполнение:  сделайте языком в полости рта 36 круговых перемешивающих движений. Э то упражнение стимулирует кровообращение, кроме того укрепляет десна.

Упражнение Сжимание зубов

Выполнение: ритмично и легко следует сжимать зубы. Сжимайте зубы 36 раз. Упражнение укрепляет зубы и десна. Служит профилактикой заболевания зубов, укрепляет костную ткань и улучшает кровообращение  в деснах.

Поза Льва

поза льваОблегченный вариант. Высуньте язык и постарайтесь дотянуться им до кончика подбородка, затем верните язык в рот и достаньте кончиком языка маленький язычок или, если не получается, край верхнего неба.

Язык и шея во время выполнения упражнения остаются напряженными. Выполняйте упражнение 10 раз утром и вечером.

Эффект от упражнения: во время выполнения упражнения, мышцы глотки сокращаются и все, что скопилось в миндалинах выдавливается и отходит. В результате небные миндалины очищаются. Очень полезно выполнять это упражнение  в период простудных заболеваний, а также,  если горло уже начало болеть.

Поза Льва — классический вариант

поза льваВыполнение: Сядьте на пятки, руки с растопыренными пальцами положите на колени. Кисти рук должны упираться в колени, а пальцы все время напряжены.

Сделайте глубокий вздох и на секунду задержите дыхание. Одновременно высуньте язык, стараясь дотянуться до подбородка, а глаза широко распахните. Старайтесь смотреть прямо или вверх. Начинайте выдыхать через рот, с громким звуком «ха», воздух должен проходит по задней стенке горла.

Массаж горла

Сделав гимнастику для языка и зубов, не забывайте про горло. Легкий массаж укрепляет нервно-мышечный аппарат,  соответственно повышает устойчивость к холоду, инфекциям и укрепляет здоровье.

Поглаживание шеи

Погладьте свое горло движениями вверх-вниз. При движении вверх надавливать чуть сильнее — вниз — слабее. Затем  прогладьте шею от основания до уха с поворотом головы. Сначала в одну сторону, затем в другую.

Похлопывание шеи и повороты

  1. Слегка прохлопайте ладонью шею и верхнюю часть груди.
  2. Поворачивайте голову сначала вправо-влево, затем вверх-вниз.

Чтобы не заболело горло, дышите правильно! Дышать следует только носом.  Только носовое дыхание обеспечивает правильную циркуляцию воздуха. Воздух не сразу попадает в легкие, а успевает прогреться.

Если вам понравилась статья, поставьте лайк. Просто поделитесь с друзьями в соц.сетях. Это поможет нам сделать сайт лучше. Спасибо!

Поделиться новостью в соцсетях     Метки: гимнастика Икебана-отражение гармонии вселенной « Предыдущая запись Йога-поза льва Симхасана Следующая запись »

telo-v-delo.ru

Гимнастика для языка

Малыши прекрасно знают, что для того, чтобы стать сильными и ловкими, они должны каждое утро делать зарядку. Тренируя наше тело, мы учим его быть «послушным»: быстро бегать, высоко прыгать, ловить мяч и ставать на мостик.Точно так же, мы можем научить и наш язычок правильно произносить слова, если будем каждый день его тренировать.

Зарядка для язычка или, как говорят логопеды, артикуляционная гимнастика, является обязательным условием для правильного развития речевого аппарата и чёткой постановки произношения отдельных звуков.

Ребёнок, который неправильно выговаривает отдельные звуки, с возрастом начинает отмечать, что его произношение отличается от произношения сверстников, начинает из-за этого страдать, что серьёзно отягощает его эмоционально-психическое состояние.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой уже через небольшой промежуток времени дадут желаемый результат. А если начать выполнять упражнения для язычка ещё до появления проблем, то их и вовсе можно избежать.

При помощи артикуляционной гимнастики малыши двух-четырёх лет быстро научатся правильно произносить даже самые сложные звуки, а дети пяти-шести лет – исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Очень важно, чтобы ребёнок во время артикуляционной гимнастики мог контролировать движения своего язычка. Для этого необходимо проводить занятия напротив зеркала. Зрительное восприятие положения языка позволит быстрее освоить все упражнения, почувствовать то, что видят глаза.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики могут вызвать сложности и у взрослого. Но уже через несколько занятий даже малыш сможет их освоить.

Заниматься артикуляционной гимнастикой следует каждый день 5-7 минут.

Упражнение 1. «Форточка». Когда на улице жарко, мы широко открываем форточку – ребёнок открывает рот как можно шире. Когда на улице холодно, мы плотно закрываем форточку – ребёнок старается сомкнуть губы как можно плотнее.

Упражнение 2. «Чистим зубки». Ребёнок открывает рот, улыбается, стараясь показать все зубки. С внутренней стороны кончиком языка проводим поочередно по каждому зубу нижней челюсти и каждому зубу верхней челюсти.

Упражнение 3. «Месим тесто». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке. Язык следует вытянуть вперёд, чтобы он разместился между губами. «Месим» язык губами – интенсивно произносим «пя-пя-пя», язык между губами. «Месим» язык зубами – аккуратно покусываем зубами кончик языка.

Упражнение 4. «Чашечка». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке и широко открыть рот. Язык следует высунуть вперёд и немного приподнять вверх его кончик, тем самым, придав ему форму чашки.

Упражнение 5. «Дудочка». Зубы и губы следует плотно сомкнуть. Потом, не разжимая зубы, надо постараться вытянуть губы в трубочку.

Упражнение 6. «Забор». Плотно сомкнуть зубы. Растянуть губы в улыбке, обнажив забор из белых ровных зубов.

Упражнение 7. «Маляр». Растянуть губы в улыбке, слегка приоткрыть рот.  Представляем, что язык – это кисть маляра. Кончиком кисти (языка) раскрашиваем верхнее нёбо в любимый цвет малыша.

Упражнение 8. «За грибами». Сначала едем в лес на лошадке – языком прицокиваем в такт движению. Изображаем гриб, для этого кончиком языка прикасаемся к верхнему нёбу в центре, формируя ножку гриба, а верхнее нёбо будет его шляпкой.

Упражнение 9. «Кошечка потягивается». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Упереться кончиком языка в зубы нижней челюсти - "кошечка спит". Продолжая упираться кончиком языка в зубы, приподнять среднюю часть языка вверх – «кошечка потягивается».

Упражнение 10. «Ловим мышку». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Высовываем язык и произносим «а-а-а» - мышка выглянула из норки, потом осторожно прикусываем кончик языка – мышку схватили за хвостик.

Упражнение 11. «Лошадка». Приоткрыть рот и вытянуть губы в трубочку. В таком положении воспроизвести звук, который издаёт лошадка во время движения  (поцокать).

Упражнение 12. «Пароход». Растянуть губы  в улыбке, приоткрыть рот. На выдохе произнести с напряжением долгое «Ы-ы-ы».

Упражнение 13. «Слоны на водопое». Изобразить хобот слона при помощи вытянутых в трубочку губ. Через трубочку «втягивать воду», причмокивая.

Упражнение 14. «Индюк». Быстро постучать языком по верхней губе, воспроизводя звук «ба-ба-ба».

Упражнение 15. «Где орешек?» Плотно сомкнуть губы. Упираться кончиком языка по очереди то в одну, то в другую щёку, немного выпирая её, формируя «орешки».

Упражнение 16. «Качели». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Кончик языка спрятать за верхние зубы - качели полетели вверх, кончик языка спрятать за нижние зубы – качели полетели вниз.

Упражнение 17. «Часики». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Переводить кончик языка из левого в правый уголок рта и обратно – «ти-так».

Упражнение 18. «Блинчик». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поместить на нижнюю губу широкий язык.

Упражнение 19. «Вкусное варенье». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Облизать широким языком верхнюю губу.

Упражнение 20. «Воздушный шарик». Сомкнуть губы, надуть щёки – «шарик надули». Сдуть щёки – «шарик лопнул».

Упражнение 21. «Гармошка». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поднять язык к нёбу. Не меняя положение языка, смыкать и размыкать губы, при этом зубы не смыкаются.

Упражнение 22. «Барабанная дробь». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов, воспроизводя "дэ-дэ-дэ".

Упражнение 23. «Парашют». Небольшой кусочек ватки положить на нос. Язык вытянуть вперёд и расплющить, прижать к верхней губе и слегка подуть, чтобы сдуть ватку с носа.

Упражнение 24. «Гол». Широкий язык разместить между губами. Из такого положения постараться «задуть» мяч в ворота, при этом щёки не следует надувать.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

kotikit.ru

Гимнастика для язычка

"ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА".

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики - зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

Во-первых, прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

Во-вторых, проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

В-третьих, частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

В-четвертых, предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

В-пятых, начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

В-шестых, делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант - сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

В-седьмых, не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

В-восьмых, обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.

Я привожу Вашему вниманию существующие варианты сказок и историй про язычок разных авторов. Но, что мешает проявить такое же творчество и фантазию Вам?

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались?

Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок.

(Н.В. Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']. - Ярославль, 2003).

Сказка о Веселом Язычке

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

(М.Г. Генинг, Н.А.Герман. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1971 г.)

Сказка о Весёлом Язычке

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят. Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы детям всем присниться. Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). - Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю - травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью: Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Зимой: Белый снег, пушистый. По ветру кружится И на землю тихо Падает, ложится.

Весной: Травка зеленеет, Солнышко блестит. Ласточка с весною В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться По утрам и вечерам. Пусть болезни нас боятся, Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку - С-С-С):

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы, Этой щеткой - башмаки, Этой щеткой чистим брюки - Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить. Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив - сливовое, яблок - яблочное, груш - грушевое, клубники - клубничное, малины - малиновое и т. д.

"Вкусное варенье". (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Длительность от 4 до 8 раз.

Пора на прогулку. Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик. И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу - поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня И держусь руками. Посмотрите на меня. Я поеду к маме.

"Останови лошадку". (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

(М.А. Поваляева. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, 2002.)

Сказка о Веселом Язычке

Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

Вот и сказке конец.

(А. С. Герасимова. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. - Москва, 2007.)

Сказочные истории из жизни Язычка

Домик для Язычка.

Знакомство.

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.

А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами.

Язычку очень понравилось его новое жилище.

Язычок делает ремонт.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем вторую дверь - зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение "Маляр".)

Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.)

После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)

Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы - упражнение "Забор".)

(Е. Карельская. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда// Дошкольное воспитание, 1999, № 6 )

Сказка про Язычок

Этот маленький дружок - Твой весёлый Язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя! Наша сказка - вам подсказка, Ведь зарядку каждый день Должен делать непослушный Язычок, Забыв про лень. Вот проснулся Язычок Выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок На крылечке Язычок. Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д - д - д - д - д - д - стучит молоточек Т - т - т - т - т - т - вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра - в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт".

Тетушка Щёчка Племянника ждёт, Блинчики с маком К обеду печёт. Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя - пя - пя".

На лошадке по дороге Скачет Язычок, И копытами лошадка - Цок, цок, цок, цок, цок,. В горку медленно идёт: Цок цок цок цок цок. А с горы стрелой несётся: Цок - цок - цок - цок - цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка Весело встречает. Чай ему с вареньем Тут же предлагает. Ах, какое вкусное, Сладкое варенье, Да и каша манная - Просто объедение - Ням - ням - ням - ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком - блл, блл, блл - Индюки болтают. Индюшачьей речи Никто не понимает. На качели индюки Весело кивают. Покататься Язычку "Блл, бллл!" - предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл - бл - бл" ("индюк").

Ну - ка, детки, с Язычком Вместе покатаемся! Поиграем в паровозик И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду И ещё пять шариков Покатать комариков! Надуваем шарики: "Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра - Воздушный Колобок. Из щёчки в щёчку покатать Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело Все вокруг, Сильный вихрь Поднялся вдруг. Язычок затрепетал, Задрожал и затрещал: Бррр - бррр - бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок, Лёг в кроватку на бочок; Пя - пя - пя - пя - пя - пя Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

(Е. Карельская. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда// Дошкольное воспитание, 1999, № 6)

Желаю успеха!

Список литературы:

  1. 1. Н.В. Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']. - Ярославль, 2003.
  2. 2. М.Г. Генинг, Н.А.Герман. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1971 г.
  3. 3. М.А. Поваляева. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, 2002.
  4. 4. А. С. Герасимова. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. - Москва, 2007.
  5. 5. Е. Карельская. Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда// Дошкольное воспитание, 1999, № 6

29ds.ru


Смотрите также