«Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?». Зачем артикуляционная гимнастика


«Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?»

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?»

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.

В это время необходимо проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание.

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л) .

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка) .

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома? Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце) .

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком… »

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические. Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

• «Заборчик»,

• «Окошечко»,

• «Трубочка»,

• «Чашечка»,

• «Блинчик»,

• «Иголочка»,

• «Мостик»,

• «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

• «Часики»;

• «Качели»;

• «Лошадка»;

• «Чистим зубки»;

• «Вкусное варенье»;

• «Барабанщик»;

• «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Покажите правильное выполнение упражнения.

Сейчас мы попробуем их выполнить. Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение на слайде. (Родители выполняют упражнения "Улыбочка", "Дудочка", «Катание шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на прогулке», «Пароход гудит», «Маляр». "Красим потолок", «Парус». «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел». «Прогони комарика», "Красим верхний заборчик", "Улыбка-трубочка-квадратик»", «Утиный клювик», «Раскатай тесто», "Желобок", "Красим нижний заборчик", «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка»).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.

Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

Крутить шарик лакательными движениями языка.

Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой.

1. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Игры с ватными шариками и бутылочками,свечками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Свеча.

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«Фокус» («Снежинка на носу»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение:

На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

Не сжимать язы зубами.

3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз. В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

И в конце своего выступления я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастике:

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно я хотела отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

psiholik.ru

Развитие Ребенка - Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Красивая и насыщенная речь говорит о культуре человека и его хорошем образовании. Научить ребенка говорить чисто и правильно – вот цель, которую стоят перед собой логопеды, воспитатели и родители. Неисправленные вовремя недостатки речи у ребенка могут привести к серьезным трудностям в общении со сверстниками и взрослыми и к плохой успеваемости в школе.

Наиболее эффективное средство подготовки правильного произношения для детей – это артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.

Современная педагогика предлагает  использовать артикуляционную гимнастику не только для коррекции речевых нарушении, но и для их своевременного предупреждения. Этот вид деятельности очень полезен также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.

В артикуляционной гимнастике используются статические и динамические упражнения.  

Статические предлагают  удержать артикуляционную позу в течение нескольких секунд.

Динамические – ритмичную смену поз.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения несколько раза в день по 3–5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.

3.​ Выполнять артикуляционные упражнения необходимо с опорой на зрительный контроль, перед зеркалом.

4.​ Использовать комплекс артикуляционной гимнастики, соответствующий возрасту ребенка и его возможностям.

5.​ Статические упражнения выполнять нужно по счету от 5 до 10–15 (удержание артикуляционной позы в одном положении).

6.​  Идти от простых упражнений к более сложным, в игровой форме.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Необходимо помнить, что красивая чистая речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям педагогов, родителей и всего окружения ребенка.

razwitie-rebenka.ru

Зачем делать артикуляционную гимнастику?

Зачем делать артикуляционную гимнастику!

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.

Уроки у студентов факультета иностранных языков начинаются с артикуляционной гимнастики. Возникает вопрос, зачем она взрослым людям? Ответ на поверхности: для того, чтобы четко и правильно произносить звуки изучаемого языка.

А чем малыш, в данном случае, отличается от студента? Ведь он только начинает осваивать звуки, по сути незнакомого для него языка. И такая гимнастика поможет подготовить речевой аппарат вашего ребенка к формированию красивой и связной речи.

Артикуляционная гимнастика сравнима с гимнастикой для тела. Если регулярно выполнять упражнения на пресс, то в итоге удастся сесть в шпагат. А вот хорошо «натренированные» язык и губы быстрее и легче примут и закрепят необходимые артикуляционные позиции.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Эффект от артикуляционной гимнастики:

  • усиливает кровообращение;
  • дает возможность подготовить речевой аппарат к постановке конкретных звуков.

развивает гибкость органов речевого аппарата

тренирует четкость произношения;

Что нужно для занятий?

Зеркало, ребенок и участие мамы.

Важно, чтобы занятие проходило в игровой форме, и мама на собственном примере показывала как необходимо выполнять упражнения.

Зеркало — это очень важный и обязательный атрибут при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенок должен видеть, как он выполняет упражнения и какие ошибки допускает. Мама смотрит, подсказывает, корректирует.

Помните! Гимнастика даст свой результат только при систематических занятиях! Желательно ежедневных! Переусердствовать не нужно! Делаем 2-3 упражнения за один раз в течение 5-7 минут 2 раза в день.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

infourok.ru

Зачем нужна артикуляционная гимнастика? — Детский сад №83

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения ; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Артикуляционные упражнения выполняют перед зеркалом. В случае, если с ребёнком занимается мама, ей лучше всего накрасить губы яркой помадой — это привлечёт внимание малыша. Мама садится рядом с ребёнком перед зеркалом, и, глядя на свои отражения, они вместе играют в лягушат, обезьянок или котят, которые лакают молоко.

Для детей более старшего возраста артикуляционные упражнения объединены в комплексы. Дети постепенно вырабатывают арикуляционные уклады, необходимые для произношения определённых групп звуков (свистящих «С», «З», «Ц», шипящих «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», сонорных «Л», «Р»)

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения. Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой — залог успеха.

https://yadi.sk/i/6qYeqKgZvbuy7

detsad83.gorodku.ru

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются с учетом тех движений и положений органов арт. аппарата, в результате которых образуются необходимые для ребенка звуки.

Самым подвижным органом является язык. От его работы зависит качество произносимых звуков.

Также в образовании звуков большую роль играет и верхняя и нижняя губа. Вытянули губы - образовалась трубочка для звука «у», округлились - бублик для звука «о», растянулись в улыбке - для звука «и». Меняя положения (открывание - закрывание) нижней челюсти, мы увеличиваем объем полости рта, что особенно важно при произнесении гласных звуков.

Мягкое небо, провисая, способствует тому, что в речи все звуки приобретают носовой оттенок (что недопустимо). В одних случаях мягкое небо должно подниматься, а в других опускаться. В связной речи звуки произносятся не изолированно, а друг за другом и органы артикуляции должны быстро менять свое положение.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить арт. аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.

При образовании каждого звука органы артикуляции занимают определенное положение, поэтому при постановке звуков логопед отбирает необходимые упражнения, подводя их в определенной последовательности.

Помните:

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы

вырабатывались у детей определенные двигательные навыки, закрепились они и

становились прочными.

Выполняют артикуляционную гимнастику от 3-7 минут, повторяя каждое данное упражнение несколько раз. Выполнять арт. гимнастику необходимо сидя, желательно перед зеркалом или сидя друг перед другом, чтобы ребенок мог видеть свою и вашу артикуляционную позу, мог контролировать свои движения.

Нельзя говорить, что ребенок выполняет упражнения неверно - это может вызвать полное нежелание делать их. Покажите, подбодрите ребенка, введите упражнение в игру: «язычок отправился в гости».

Apтикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движений, за полнотой объема.

Примеры упражнений артикуляционной гимнастики

Название

упражнения

Описание выполнения упражнения

«Улыбочка»

Улыбнуться, широко растянув губы. Рот закрыт, зубы не видны.

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

«Замочек»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжениемвытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5. Зубы не видны!!!

«Бублик»

Округлить губы, вытянуть их вперёд, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении под счёт до5.

«Толстячок»

Вариант 1. Надувание обеих щёк одновременно

Вариант 2. Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

«Худышка»

Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах

«Лопаточка»

Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до 5.

«Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Змейка»

Широко открыть рот. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Выполнять в медленном темпе.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «тик-так» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Киска сердится»

(«Горка»)

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинку языка выгнуть горкой.

«Катушка»

Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперёд и убирать вглубь рта.

«Чистим нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«Посчитай нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

«Чистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

«Посчитай верхние зубки»

«Считаем» верхние зубы.

«Накажем непослушный

язычок»

Положить широкий язык между губами и "пошлёпать" его "пя-пя-пя". Положить язык между зубами и пошлёпать «тя-тя-тя».

«Причешем язычок» («Расческа»)

Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«Пароход»

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

«Пылесос»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук [ж]. Если у ребёнка закрывается рот, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки. Удерживать под счёт до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Фокус»

Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

«Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно ускорять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щётки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка грибка, а подъязычная уздечка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, опускать нижнюю челюсть и поднимать обратно.

"Лошадка"

Улыбнуться, открыть рот. Поцокать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

freedocs.xyz

Консультации для родителей по развитию речи Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её выполнять правильно!

Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Понятно для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Очень важно для своевременного правильного становления речи в дошкольном возрасте тренировать и язык. Ведь язык-главная мышца органов речи, и для   него,  как и для всякой мышцы, гимнастика необходима. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстро поставить правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившееся нарушение  звукопроизношение. Желательно-артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом, т.к. ребёнку необходимо видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный момент (за верхними или за нижними зубами).

У нас, взрослых,  артикуляция-автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Интересней всего артикуляционную гимнастику проводить в виде сказки или со стихотворением. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие - артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребёнку. Не всегда это легко и просто -уважайте труд ребёнка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание. Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребёнок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то не понятно. Сначала упражнения артикуляционной гимнастики выполняются перед зеркалом, а когда ребёнок научился делать нужные движения, зеркало убирают.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

  • Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка. 

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения, например:

  • «Заборчик»,

  •  «Дудочка»,

  • «Чашечка»,

  • «Грибочек»,

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач». 

infourok.ru

Зачем нужна артикуляционная гимнастика | Школьные файлы SchoolFiles.net

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Зачем нужна артикуляционная гимнастика?Учитель – логопед Милиахматова Алёна Николаевна  Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.  Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…» . Всегда хвалить ребёнка за успехи, которые он делает.Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению. Какие артикуляционные упражнения бывают? Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения: «Заборчик», «Окошечко», «Трубочка», «Чашечка», «Блинчик», «Иголочка», «Мостик»,«Парус».Это некоторые основные упражнения, их намного больше.Статические упражнения должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».   Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как: «Часики», «Качели», «Лошадка», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Барабанщик», «Худышки – толстяки» и другие.Эти упражнения тоже

schoolfiles.net