Проект "Расти здоровым. Пальчиковая гимнастика" (3 класс). Задачи пальчиковой гимнастики


Статия на тему "Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей".

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств

развития речи детей.

Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольному условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его неповторимости и самобытности. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика были роль руки. Указывающие, очерчивающие, оборонительные и другие руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь.

На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но и у родителей. Ведь чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребенка: не позволяет ему полноценного общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое развития ребенка. Но, если вовремя помочь ребёнку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно решить.

Исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Результаты тех же исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет заметно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.

Причины моторного отставания у детей нужно связывать с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизаций прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильмы, тогда не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры – это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Не каждый взрослый ждет, пока ребёнок самостоятельно зашнуруют ботинки или застегнёт все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок на шнурках ботинки на липучках, вместо рубашки – кофточку на молнии.

Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль.

Проблема в следующем, затруднена речь, нет чёткого произношении слов, в словах переставляются слоги или буквы – выход один: развитие мелкой моторики рук ребенка, т.е. пальчиков.

В воспитании широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследований детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Особые трудности вызывает задания на смену пальчиковых поз, воспроизведения заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений?

Огромное значения для ребенка. Начиная с младенческого возраста, имеет развитие пальчиков, что впоследствии сказывается на развитии мелкой моторики, речи, а это ведет к развитию внимания, сосредоточенности, ловкости рук. Все это, несомненно пригодится ребенку в его последующей жизни для приобретения более сложных навыков, необходимых для полноценного развития личности.

С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев.

Содержание пальчиковой игры – взаимоотношения детей во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуются основная функция данного вида игры – подготовка к серьезной жизни в этом мире путем развития мелкой моторики речи. Пальчиковая гимнастика игра – средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их правильно играть, заинтересовывать.

В ранние, дошкольные годы ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, в котором формируется его личность. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребёнка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами. Которые ещё не стали повседневными.

То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков. Является для него большим достижением. Вследствие этого пальчиковые действия переходят в игровой план: ребёнок начинает раз за разам повторять и совершенствовать движения рук. Играя пальчиками, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственностью, действенности и эмоциональности.

Существенная роль в развитии игр принадлежит подражательной способности ребенка повторять движения за взрослыми.

Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Подобная тренировка в игровой форме позволяет ускорить созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, а это для маленького ребёнка не маленький срок.

В.А.Сухомолинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать собственными руками, тем он умнее и изобретательнее, тем он лучше творчески развит и тем тоньше воспринимает окружающий мир.

В ходе эволюции развитие функций рук и речи у людей шло параллельно в непосредственном взаимодействий. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы непосредственно руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга. Это подтверждает то факт, что территория проекции кисти и особенно большого пальца в коре головного мозга имеет почти такую же протяженность, как проекция всего тела человека.

Учёными доказано, что если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены, и соответствуют его возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребёнок отстает в развитии движений пальцев, то и задерживается и в речевом развитии. Другими словами, правильное и своевременное формирование речи у ребёнка происходит род влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому формирование правильной устной речи ребёнка происходит тогда, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.

Цель нашей работы. Формирование правильной речи ребёнка посредством использования пальчиковой гимнастики в педагогическом процессе. Нам важно познакомить детей с новыми пальчиковыми играми, обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, развивать речь детей, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, память, мышление детей.

В своей работе мы используем пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах. При проведений утренней гимнастики включаем в неё элементы пальчиковой гимнастики. На занятиях по развитию речи включаем элементы пальчиковой гимнастики.

Можно использовать пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени. Принципы работы:

Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в развитий мелкой моторики рук.

Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.

Принцип доступности предлагаемого материала – соответствие возрастным особенностям детей. Не просто утомлять малыша сложными играми, нужно выполнять простые упражнения-игры. Они могут сопровождаться стихотворениями, песнями, потяшками.

Принцип систематичности о последовательности в приобретении знаний и умений. При систематических занятиях происходит быстрое улучшение не только качества речи. Но и мышления ребёнка.

Принцип от простого к сложному – от простых игр переходим к более сложным.

Принцип личностно-ориентированный подход к детям – работать, как с группой детей так и индивидуально.

Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых позволяет укреплять здоровье ребёнка.

Используем наглядный метод работы – показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики. Мы проговариваем потешки, стихотворения при проведении пальчиковой гимнастики. Мы ожидаем улучшение качества речи детей, развитие мелкой моторики рук. Развития таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание. Развитие эмоциональной сферы детей.

Мы используем такие упражнения: «Замок». 1- ладони вместе, 2 – пальцы соединяются в замок. «лиса крадется»: все пальцы медленно шагает по столу вперед. 2 – «заяц убегает»: перебирая пальцами рук быстро движется назад. «Паук». Согнутые пальцы медленно перебираются по столу. «Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе. «Счет до четырех». Большой палец поочередно соединяется со всеми остальными.

Потешка «Ну-ка, братцы, за работу!»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев добавлять.

Дети обращаются к правой руке, сжатой в кулачок, поочередно разгибая все пальцы.

Проведенные упражнения на первый взгляд довольно просты, но именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Потешка «Замок». На двери висит замок. Ручки складывается в замок. Переплетая пальцы. Читая стишок. Ритмично, раскачиваете замок.

Постучала. На этом слове ритмично постукиваете друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы покрутили. Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули. Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

Паучок ползет опять. Действия аналогичны первоначальным.

А за ни ползут все детки «Паучки» ползают по голове.

Чтобы погулять по ветке.

Литература:

  1. Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.-320с.

  2. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками/ Е.Н.Борисова. – Издание 2-е, переработанное. – М.: Глобус: Волгоград: Панорама, 2009. – 144с.

infourok.ru

Упражнения и игры пальчиковой гимнастики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13

Упражнения и игры пальчиковой гимнастики

Воспитатель:

Лонгортова Ольга Валерьевна

с.Овгорт, 2015 г

Пальчик, мальчик (народная потешка)

Исходная позиция: все пальцы кроме большого зажаты и кулак.

Большой палец оттопырен.

Пальчик, мальчик,

Где ты был?

С этим братцем — в лес ходил. (Показать указательный палец.)

С этим братцем — щи варил. (Показать средний палец.)

С этим братцем — кашу ел. (Показать безымянный палец.)

С этим братцем — песни пел. (Показать мизинец.)

Сомни платочек

Предложите малышу одной рукой (второй рукой не помогать) смять как можно сильнее носовой платочек (салфетку). Затем это же задание выполнить другой рукой. Задание можно выполнить и двумя руками вместе.

В гости к пальчику большому

Исходная позиция: все пальцы сжаты в кулак.

В гости к пальчику большому (Оттопырить большой палец.)

Приходили прямо к дому:

Указательный (Показать указательный палец.)

И средний, (Показать средний палец.)

Безымянный (Показать безымянный палец.)

И последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог. (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.)

Пальцы все друзья, (Сложить обе руки в замок.)

Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)

Маленькие ножки идут по дорожке

Исходная позиция: сидя за столом, руки лежат на столе.

Маленькие ножки

Идут по дорожке. (Ходьба пальчиками по столу вперед и обратно.)

Большие ножки

Бегут по дорожке. (Бег пальчиками по столу вперед и обратно.)

Мы умеем быстро бегать

Исходная позиция: сидя за столом, руки лежат на столе.

Мы умеем быстро бегать,

Песни петь и танцевать. (Пробежаться пальцами по столу вперед и обратно. Темп умеренный, затем быстрый.)

А еще мы можем очень,

Очень ловко постучать. (Запястья лежат на столе. Пальчиками постучать по столу: каждым пальцем, затем всеми пальцами вместе.)

Моя семья

Исходная позиция: стоя или сидя.

Вот мой папа, (Все пальцы сжаты в кулак. Показать большой палец.)

Рядом мама, (Показать указательный палец.)

Брат, (Показать средний палец.)

Сестра, (Показать безымянный палец.)

А это я. (Показать мизинчик. Похлопать в ладоши.)

Вот и вся моя семья!

Дружная семья

Исходная позиция: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, вce пальцы сжаты в кулак.

Вот дедушка, (Показать большой палец.)

Вот бабушка, (Показать указательный палец.)

Вот папочка, (Показать средний палец.)

Вот мамочка. (Показать безымянный палец.)

Вот я. (Показать мизинец.)

Наша дружная семья! (Соединить пальцы рук в замок.)

Наши пальчики устали

Исходная позиция: сидя за столом.

Наши пальчики устали. (Пошевелить всеми пальцами.)

Долго, долго рисовали. (Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный, средний о средний и т. д.).)

Мы немного отдохнем (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и наоборот.)

И рисовать опять начнем. (Подуть на пальчики.)

Зайки, зайки — молодцы

Исходная позиция: сидя за столом. Руки лежат на столе. Все пальцы сжаты в кулаки.

Зайки, зайки — молодцы.

Вышли на зарядку.

Раз-два, раз-два

Вышли на зарядку. (Выдвигать одновременно вперед указательный и средний пальцы. Спрятать пальцы в кулак. И так далее.)

Зайки, зайки — молодцы

Делают зарядку.

Раз-два, раз-два

Делают зарядку. (Положить кулаки на стол. Выставить указательные пальцы обеих рук, убрать; затем средние, затем безымянные пальцы и т. д.)

Раз, два, три, четыре, пять

Исходная позиция: стоя, руки согнуты в локтях перед грудью. Пальцы сжаты в кулаки.

Раз, два, три, четыре, пять. (Под счет педагога раскрывать пальчики по одному, начиная с большого.)

Будем в пальчики играть. (Постучать пальчиками одной руки по пальчикам другой руки.)

Закрываем и молчок. (Сжимать пальчики по одному, начиная с мизинцев.)

Сжали пальцы в кулачок. (Покрутить в воздухе кулачками.)

Мы играем на рояле

Исходная позиция: сидя за столом, кисти рук на столе.

Мы играем на рояле,

Посмотрите все на нас.

Ловко двигаются пальцы,

Играть научим мы и вас.

Предложите детям «поиграть на рояле» (имитация).

Меняйте темп игры: «играйте» медленное произведение, затем быстрое.

Рисуем пальчиками

Предложите детям порисовать пальчиками.

Подготовьте краски, воду, лист бумаги, салфетку. Пусть ма¬лыши рисуют всеми пальчиками по очереди правой и левой рукой.

Интереснее будет, если вместе с малышами рисовать будете и вы. Затем вымойте детям руки.

Дождик, дождик, веселей (народная потешка)

Исходная позиция: сидя или стоя.

Дождик, дождик, веселей! (Указательным пальцем правой руки стучать по ладошке левой руки.)

Капли, капли не жалей. (Стучать указательным пальцем по каждому пальцу левой руки, начиная с мизинца и обратно.)

Только нас не замочи, (Указательным пальцем левой руки стучать по ладошке правой руки.)

Зря в окошко не стучи. (Стучать указательным пальцем по каждому пальцу правой руки, начиная с мизинца и обратно.)

Ладушки, ладушки (народная потешка)

Исходная позиция: сидя или стоя.

Ладушки, ладушки! (Потереть ладошки друг о друга.)

Где были?

У бабушки. (Хлопать в ладоши.)

Что вы ели?

Кашку. (Указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладошке левой руки, затем наоборот.)

Пили

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька, (Хлопать в ладоши.)

Кашка сладенька. (Указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладошке левой руки.)

Бабушка добренька. (Указательным пальцем левой руки делать круговые движения по ладошке правой руки.)

Сидит белка на тележке (русская народная потешка)

Исходная позиция: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, пальцы рук сжаты в кулак.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки. (Кулачки вниз, вверх, вниз, вверх перед грудью.)

Кому?

Лисичке-сестричке, (Выпрямить большие пальцы обеих рук.)

Воробью, (Выпрямить указательные пальцы обеих рук.)

Синичке, (Выпрямить средние пальцы.)

Мишке толстопятому, (Выпрямить безымянные пальцы.)

Заиньке усатому. (Выпрямить мизинцы.)

Сорока — белобока (русская народная потешка)

Исходная позиция: сидя или стоя.

Сорока — белобока

Кашу варила, (Пальцы левой руки соединить вместе, приподнять. Указательным пальцем правой руки «мешать кашу» в центре ладошки левой руки.)

Деток кормила.

Этому дала, (Указательным и большим пальцами правой руки загибать к центру ладошки большой палец левой руки.)

Этому дала, (Указательным и большим пальцами правой руки загибать к центру ладошки указательный палец левой руки.)

Этому дала, (Указательным и большим пальцами правой руки загибать к центру ладошки средний палец левой руки.)

Этому дала, (Указательным и большим пальцами правой руки загибать к центру ладошки безымянный палец левой руки.)

А этому не дала. (Подергать мизинчик.)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Тебе нет ничего.

Дождик (народная потешка)

Исходная позиция: сидя за столом, кисти рук лежат на столе.

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить. (Постукивать по поверхности стола подушечками пальцев обеих рук: сначала большим пальцем, потом указательным и т. д.)

Этот пальчик хочет спать

Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.

Этот пальчик хочет спать. (Оттопырить указательный пальчик левой руки.)

Этот пальчик — прыг в кровать. (Оттопырить средний пальчик левой руки.)

Этот пальчик прикорнул. (Оттопырить безымянный пальчик левой руки.)

Этот пальчик уж заснул. (Оттопырить мизинчик левой руки.)

Встали пальчики: «Ура!» (Соединить все прямые пальцы.)

В детский сад идти пора. (Помахать всеми пальцами левой руки в воздухе.)

Веер

Исходная позиция: стоя или сидя.

Солнце светит очень ярко (Помахать руками над головой.)

И ребятам очень жарко. (Погладить пальчиками обеих рук свое лицо.)

Достаем красивый веер, (Согнуть руки в локтях, поднять ладошки перед лицом, пальцы на каждой руке раздвинуть.)

Пусть прохладою повеет. (Помахать руками налицо.)

Идет коза рогатая (народная потешка)

Исходная позиция: сидя за столом.

Идет коза рогатая, (Выставить вперед указательный палец, остальные пальцы соединить, приставить ко лбу — «рожки». Покачать головой.)

Идет коза бодатая. (Выставить вперед указательный и средний пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед собой.)

Ножками топ-топ, (Сложить все пальцы в кулак, постучать по столу.)

Глазками хлоп-хлоп. (Поморгать.)

Кто каши не ест, (Погрозить указательным пальчиком правой руки.)

Молока не пьет — (Погрозить указательным пальчиком левой руки.)

Забодает, забодает. (Выставить вперед указательный и средний пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед собой.)

Вышли мыши как-то раз (английская песенка)

Исходная позиция: сидя за столом.

Вышли мыши как-то раз. (Походить всеми пальчиками по столу.)

Поглядеть, который час. (Пальчики соединить, приставить к глазам, посмотреть словно в бинокль.)

Раз-два-три-четыре — (Загибать пальчики на руках, начиная с мизинцев до указательных одновременно на обеих руках.)

Мыши дернули за гири. (Кулачками стукнуть по столу.)

Вдруг раздался страшный звон — (Хлопнуть в ладоши перед собой.)

Убежали мышки вон. (Пробежаться пальчиками по столу.)

Раз-два-три-четыре-пять!

Исходная позиция: стоя или сидя.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать. (Под счет педагога загибать пальчики на правой руке, начиная с мизинца.)

Крепкие, дружные,

Все такие нужные. (Соединить руки в замок перед грудью, надавить ладонью правой на ладонь левой руки.)

На другой руке опять:

Раз-два-три-четыре-пять! (Под счет загибать пальчики на левой руке, начиная с мизинца.)

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые... (Пошевелить пальчиками в воздухе.)

Пальчики дружные,

Все такие нужные. (Хлопать в ладоши перед грудью.)

Куд-куда? Куд-куда?

Исходная позиция: стоя или сидя.

Куд-куда?

Куд-куда? (Указательным пальцем правой руки загибать пальцы палевой руке, начиная с мизинца.)

Ну-ка, ну-ка

Все сюда. (Поглаживать ладошкой правой руки согнутые пальцы левой руки.) Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Я слепил пять караваев

Исходная позиция: стоя или сидя.

Я слепил пять караваев (Растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.)

И несу домой.

Этот — папе, (Указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)

Этот — маме, (Указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке.)

Этот — деду, (Указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке.)

Это — бабе, (Указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке.)

Ну а этот — мой. (Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.)

Улитка, улитка (народная потешка)

Исходная позиция: сидя за столом.

Улитка, улитка,

Покажи свои рога, (Кулаки положить на стол. Выставить одновременно на обеих руках указательные и средние пальцы.)

Дам кусок пирога, (Соединить пальцы вместе на каждой руке, положить на стол, ладошками вверх.)

Пышки и ватрушки,

Сдобной лепешки. (Имитация лепки пирожков.)

Высуни рожки! (Кулаки положить на стол. Выставить одновременно на обеих руках указательные и средние пальцы.)

Рисунок

Исходная позиция: стоя или сидя.

Киска кисточку взяла (Поднять к плечу согнутую в локте руку.)

Что рисует нам она? (Имитировать рисование, поднимая и опуская руку.)

Это дом с высокой крышей. (Соединить руки над головой — «крыша».)

На крыльцо котенок вышел. (Вытянуть ладони перед собой.)

Побежит он по дорожке

К полосатой маме-кошке. («Пробежать» пальчиками по бедрам.)

Вот зеленая трава. (Пошевелить перед собой пальцами.)

Вот скамейка у пруда. (Положить ладони одну на другую — «скамейка».)

В небе круглая луна. (Поднять руки, соединив указательные и большие пальцы — «луна».)

Видно Кисе спать пора. (Положить ладони под щечку.)

Пальчики

Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, подняты, пальцы сжаты в кулаки.

Раз-два-три -четыре - пять!

Вышли пальчики гулять. (Поочередно, начиная с большого пальца, разогнуть все пальчики.)

Раз-два-три-четыре-пять!

В домик спрятались опять. (Поочередно, начиная с большого пальца, согнуть все пальчики. Поднять прямые руки и немного потрясти руками.)

infourok.ru

Пальчиковые игры на занятиях - стр.2

Пальчиковые игры на занятиях.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста важно отметить, что у детей недостаточно хорошо развита речь. Поэтому я уделяю большое внимание развитию речи, с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности. На занятиях по математике с помощью пальчиковой гимнастики обучаю детей счёту. На занятиях по развитию речи: «Путешествие колобка» (Приложение № 2), тоже использую пальчиковую игру «Колобок», формирую слуховое восприятие, память и мышление.

С помощью потешек и пальчиковой гимнастики обогащаю словарный запас детей, развиваю их воображение и речь.

На занятиях по рисованию использовала пальчиковые гимнастики: «Красивые цветы», «Наши ручки» (Приложение №2), они нужны для расслабления кисти руки.

Диагностика развития мелкой моторики у детей в средней группе.

Я провела диагностику развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, используя пособия И. Светловой.

«Рубка» (движение прямыми ладонями, пальцы сомкнуты, поочередное постукивание по столу). Большинство детей точно воспроизводили движения по моему образцу. Неточность в выполнении заключалась в том, что ладони не были выпрямлены, пальцы полусогнуты. «Соление» (поглаживание всех подушечек пальцев большим).

В движение поглаживания не вовлекаются все пальцы следующие воспитанники:

Руслан. Ш. (5,3) - поглаживал пальчики, начиная с безымянного пальца, при этом мизинец был отодвинут в сторону.

Андрей. У. (4,10), Кирилл. К. (5), Катя. П. (4,11) - поглаживали большим пальцем - средним и указательным.

«Щепоть-ладонь» (соединяя все пальцы левой руки в щепоть, изображая клюв дятла, постучать по правой вертикально раскрытой руке, с разведенными пальцами, и перенести эти движения на другую руку).

Основная трудность детей с переносом движения с одной руки на другую. Затруднения наблюдались в искажении кисти, независимо от образца. Аня. С. (5,1) - при переносе постучала сначала по кулачку, потом кулачок о кулачок, и только потом, щепотью по раскрытой ладони.

«Поочередное постукивание» (всеми пальчиками, начиная с мизинца обеими руками по столу).

Ошибки, которые допускали дети:

Артём. Ж. (4,11) , Настя. С. (5,1), Камиль. Р. (4,10) -постукивали всеми пальчиками одновременно.

Руслан. Ш. (5,3) - пальчиками постукивал поочередно, не включая большой палец.

Результаты: использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, творческого воображения.

Вывод: Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Используют пальчиковый театр в свободное время от занятий.

Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Я выбрала именно это направление не случайно, т.к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.

В данной работе я попыталась показать на занятиях, в играх как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры. И с этой целью провела диагностику развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, используя пособия И. Светловой.

Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в работе по развитию речи детей в разных возрастах.

Заключение.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Литература:

1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.2. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.3. Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.4. Козырева Л.М развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41.5.КольцоваС.146-148,с.149-154,с.173-181.6. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162.

8.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.

Приложение № 1

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли в садик погулять.

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

1–2 строчки — пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.

3–4 строчки — указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.

5–6 строчки — считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

* * *

Поиграли — отдохните,

Ваши пальчики встряхните.

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

1–2 строчки — расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки — обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Стихотворение и все движения можно повторить.

* * *

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк.

Пастью щелкает напрасно —

Заяц бегает прекрасно!

1–4 строчки — указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.

5–6 строчки — расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками.

* * *

В домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить.

Если больно, то немножко

Разотри свои ладошки!

1–2 строчки — из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.

3–4 строчки — из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.

5–6 строчки — легкими движениями растираем ладони одна о другую.

* * *

Избушка на лужочке,

Двери на замочке.

Ключик быстро подберем

И избушку отопрем.

Отряхнем ладошки,

Отдохнем немножко.

1 строчка — делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.

2 строчка — соединяем пальцы в замок.

3–4 строчки — выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.

5–6 строчки — размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

* * *

Крылья нашей мельницы

У ветерка как пленницы —

Как ветер переменится,

Так повернется мельница.

1–4 строчки — прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.

* * *

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1–2 строчки — хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

3–8 строчки — в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять —

Надо всех пересчитать.

Десять пальцев — как отряд,

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

1–2 строчки — растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).

3–4 строчки — повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

5–6 строчки — сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.

* * *

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим!

Рубим-рубим, рубим-рубим!

Топором работать будем.

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

1–2 строчки — сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.

3–4 строчки — ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.

5–6 строчки — кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.

7–8 строчки — выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.

* * *

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку.

Раз, два, три, четыре, пять —

Весело ему скакать!

Выезжает в чисто поле —

Есть где разгуляться вволю!

1–4 строчки — одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.

5–6 строчки — разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь.

* * *

Повторяем все для другой руки.

Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики,

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики.

Быстро бегают они

По Машиной ладошке.

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнем немножко!

1–2 строчки — подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене.

3–4 строчки — пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.

5–6 строчки — пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.

Повторяем все действия для второй руки.

* * *

Две ладошки — два домишки.

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам.

А дорожки — две руки.

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

1–4 строчки — сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки — сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.

Игру можно повторить несколько раз.

* * *

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают.

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки — подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки — пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка — складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка — обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

* * *

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса.

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

1 строчка — складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка — разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.

3–4 строчки — поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5–6 строчки — сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

* * *

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтобы правильно писать,

Надо ручкам отдыхать!

Выполняем все движения согласно тексту стихотворения. Для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «Чтоб красиво рисовать» или «Чтоб красиво вырезать».

* * *

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился.

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки — сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.

3–4 строчки — разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки — пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

* * *

Пошла гулять Маринка

По узенькой тропинке.

У леса на лужочке

Рвала она цветочки.

Пока домой бежала,

Цветочки растеряла.

1–2 строчки — указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу.

3–4 строчки — соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.

5–6 строчки — раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.

Приложение № 2

Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие колобка"

Программное содержание:

  1. Развивать у детей разговорную речь - учить использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".

  2. Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

  3. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

  4. Формирование навыков учебной деятельности.

Предварительная работа:

  • чтение сказок "Колосок", "Три медведя", "Колобок",

  • обыгрывание на фланелеграфе,

  • игры в настольный театр.

Материал для занятия:

  • Демонстрационный: настольный театр "Колобок", сюжетное панно (рис.1), искусственная ель, волшебный мешок, пластиковые шары на каждого ребенка.

  • Раздаточный: Основное поле (рис.1), карточки с изображением животных (рис.2), колобок (рис.3), спичечные палочки, цветные карандаши, зеленые треугольники по 3 на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:

По дорожке мы пойдем,Прямо в сказку попадем.Раз, два, три, четыре, пять -Будем в сказку мы играть.

Дорогие мои ребятки! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать.

(воспитатель подводит детей к столику, где выставлены персонажи настольного театра "Колобок")

Из муки он был печен,На сметане был мешен,На окошке он студилсяПо дорожке:(укатился)Был он весел, был он смел,И в пути он песню : (пел)Кто же это?.. (Колобок)

Ребята! А какую же песню пел колобок?

Пальчиковая игра "Колобок"

Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)По сусекам скребён, (правой ладонью скребут по левой ладони)По амбару метен, (имитируют подметание пола)На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)На окошке стужен. (показывают руками окно)Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)Я от дедушки ушел.

А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу.

(дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы ( рис.3)и отдельно колобок (рис.4)).

Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?

Поставьте своего колобка возле зайца. Потом кого он встретил? (волка)

(Дети ставят своего колобка возле волка)

Что сказал ему волк? ("Колобок, колобок! Я тебя съем!") Встретился колобку медведь (дети ставят колобка возле медведя) и сказал ему тоненьким голосом: "Колобок, колобок! Я тебя съем!"

Или я что-то напутала, помогите мне. (медведь сказал толстым, грубым голосом)

Но наш колобок непростой, он после встречи с лисой убежал от нее и покатился дальше.

(У детей на столах лежит сюжетное панно)

На нашей следующей карточке нарисована дорожка, давайте вместе с колобком прокатимся по дорожке, колобок держим правой рукой. Катится колобок, катится, а навстречу ему : (еж).

Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился, покажите.

(Ой! - дети показывают удивление) Ребята с нашим ежиком случилась беда -потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать, сделаем их из спичечных палочек.(дети выкладывают колючки ежу из спичек)

Какие у нас с вами ежи замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежа, но колобок у нас маленький, а еж большой. Давайте предложим колобку посмотреть на колобка с пенька. Подкатился колобок к:( пеньку), взобрался на: (пенек), посмотрел на ежа с: (пенька). Очень понравился колобку еж, и он улыбнулся. Я предлагаю нарисовать нашему колобку улыбку. Какого цвета карандаш нам для это будет нужен, как вы думаете? ( красный) Какой получился у вас всех колобок? (радостный, веселый) А сейчас покажем колобку как мы умеем радоваться.

(дети выходят из-за столов и делают физминутку)

Ножками затопали, (топают ногами)Ручками захлопали. (хлопают руками)Хи-хи-хи, (руки в стороны)Ха-ха-ха (руки вверх)Вот какая красота! (хлопают)

(дети садятся за столы)

Попрощался колобок с ежом и покатился дальше, оглянулся и увидел вокруг себя странные деревья похожие на его друга ежа. Как вы думаете, какие деревья он увидел? (ели)

Да у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники желтого цвета (дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зеленого цвета).

Я очень рада, что вы у меня такие внимательные! (дети выкладывают ель, используя нарисованный ствол) Наши ребята просто молодцы, целый лес еловый сделали! (В центре группы появляется искусственная ель).

Ребята мы все вместе сочинили продолжение сказки "Колобок". Понравилась вам она? (ответы детей)

Посмотрите, в нашей группе тоже выросла ель, давайте подойдем к ней.

(дети подходят к ели и становятся в круг)

Это, наверное, колобок нам сделал какой-то сюрприз сделал. Давайте его поищем. Где же он мог его оставить? Посмотрим сначала на : (ель), потом под: (ель). (Дети находят волшебный мешок) Вам хочется узнать что там? (Дети ощупывают, делают предположения, воспитатель высыпает из мешка разноцветные пластиковые шары) Шары и все они похожи на кого? (на колобка). Я предлагаю вам поиграть с ними (звучи музыка).

Занятия по математике в средней группе

Тема: План (карта путешествий)

Программные задачи:

  1. Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве

  2. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом

  3. Закрепить счёт в пределах 5, формировать представление об обратном счёте

Материал:Демонстрационный – игрушки, билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 5.Раздаточный – счётные палочки, нитки.

Ход занятия.

1. Игра «Театр»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в театр зверей. Вначале надо купить билеты. Как вас много желающих. Мы будем заходить группами по несколько человек, по пять.Задание первой группе: Кто в вашей группе первый, третий, пятый? (раздаю цифры)Задание второй группе: посчитайте от 1 до 5 (раздаю цифры)Задание третьей группе: назовите числа по порядку, начиная с «хвоста» (раздаю цифры)Воспитатель: Молодцы! Переверните карточку с цифрой – это приглашение-билет в театр (изображены животные).Рассаживайтесь на стулья, согласно купленным билетам.

2. Работа с планом.

Сказка «Заяц и лиса» (с использованием игрушек)

Воспитатель: Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости. Жила она далеко, не сразу дойдёшь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому (воспитатель помещает план на доске). Расскажите, как дойти до Лисы.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

(Дети анализируют план совместно с воспитателем)

Воспитатель: Сколько дорог ведёт к домику Лисы? Захотелось Зайцу искупаться. Помогите ему дойти до озера.Решил Заяц угостить Лису грибами. Как ему попасть на грибное место?

3. Физминутка.

Воспитатель: представьте, что идём к Лисе в гости. А в лесу столько ягод. Давайте соберём Лисе земляники.Дети шли, шли, шлиЗемлянику нашли!Ах, какая ягода!

4. Игра «Составь фигуру»

У каждого ребёнка на столе по 2 верёвочки и набор счётных палочек.

Задания:

  • Составьте □ и ∆. Сколько палочек вам потребуется?

  • Покажите стороны □ и ∆. Сколько их? Сколько углов?

  • Сделайте из ниток Ο и 0 (овал)Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры?

5. Игра «Верёвочка» (Даю толстую верёвочку, связанную в кольцо)

Воспитатель: Дети, возьмитесь за верёвочку руками и образуйте Ο, 0 (овал), □, ∆.

Приложение№3

Пальчиковая гимнастика (2-3лет).

Свинка НенилаСыночка хвалила:- То-то хорошенький, - 1То-то пригоженький; - 2Ходит бочком, - 3Уши торчком, - 4Нос пятачком! - 5- Петушок, петушок, - 1Золотой гребешок, - 2Масляна головушка. - 3Шелкова бородушка, - 4Что ты рано встаешь,Что ты звонко поешь,Деткам спать не даешь? - 5Водичка-водиченька, - 1Умой мое личико! - 2Чтобы щечки алели, - 3Чтобы глазки блестели, - 4Чтоб смеялся роток, - 5Чтоб кусался зубок! - Солнышко-вёдрышко! - 1 Взойди поскорей, - 2Освети, обогрей -3 Телят да ягнят, - 4Еще маленьких ребят - 5Ножки, ножки, де вы были? - 1- За грибами в лес ходили.- Что вы, ручки, работали?- Мы грибочки собирали. - 2- А вы, глазки, помогали?- Мы искали да смотрели – 3Все пенёчки оглядели. - 4Вот и Ванюшка с грибком, - 5С подосиновичком!

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

Капустка

Мы капустку рубим - рубим

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз - движения повторяющиеся, ритмичные;

2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления;

3. потирание кулачка о кулачок - движения вертикальные, вверх - вниз;

4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем - движения ритмичные, одновременные.

Дятел

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;

2. - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево;

4. пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки.

Приложение№4

gigabaza.ru

Проект "Расти здоровым. Пальчиковая гимнастика" (3 класс)

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пушкино»

Пушкинского муниципального района

Проект для учащихся 3 класса

«Расти здоровым. Пальчиковая гимнастика»

подготовила

учитель начальных классов

Клюева Алевтина Александровна

Пушкино 2008

Цель: познакомить третьеклассников с несколькими видами пальчиковой гимнастики в стихах; объяснить значение проведения подвижных минуток на уроках в начальной школе.

Задачи: - разучить с третьеклассниками несколько видов пальчиковой гимнастики с целью проведения физкультминуток на уроках первоклассников;

- развивать организаторские, творческие способности учащихся;

- активизировать коммуникативные качества личности;

- воспитывать дружелюбное, чуткое отношение к младшеклассникам.

Продолжительность: 1,5 месяца (ноябрь – декабрь, II четверть 2008/09 учебного года).

Предметные области: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.

Руководитель проекта: Клюева А. А. – классный руководитель.

Участники проекта: учащиеся 3а класса, МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино.

Выбор темы исследования. Когда ученики 1 – 4 классов начальной школы приступили к работе над проектом «РАСТИ ЗДОРОВЫМ», мы с моими третьеклассниками решили поделиться опытом в проведении физкультминуток и динамических пауз. Темой нашего исследования стала пальчиковая гимнастика. Здоровый образ жизни школьника – это правильное питание, выполнение санитарно-гигиенических норм, приобщение к спору и участие в играх на свежем воздухе, соблюдение режима дня и т. п. А также мы считаем, что использование интересных, увлекательных физкультминуток на уроках тоже можно считать частью здорового образа жизни школьника. Поэтому с несколькими видами пальчиковой гимнастики мы решили познакомить наших первоклассников, тем самым стать участниками большого проекта «РАСТИ ЗДОРОВЫМ».

Краткое описание выполненного проекта. В ходе проекта третьеклассники подбирали стихотворения для пальчиковой гимнастики; разучивали эти стихи и разыгрывали сценки-миниатюры. Ребята познакомились с задачами проведения пальчиковой гимнастики. Детьми были изготовлены красочные наглядные памятки. На переменах общались с ребятами из других классов, делясь своим опытом, обучая всё новым и новым пальчиковым играм.

Результат. В ходе проекта третьеклассники выучили ряд пальчиковых гимнастик. Они убедились, что благодаря занятиям их пальцы стали более сильные, гибкие, подвижные; заметили, что у них улучшился почерк; поняли, что гимнастика способствует снижению физической усталости, морального напряжения во время уроков, а также является массажем активных точек на пальцах и ладонях. И, конечно, финалом нашей части работы в общем проекте было участие третьеклассников в открытом уроке, проведённым учителем 1 класса Ахременко А. В. в рамках семинара директоров Пушкинского района, который проходил в нашей школе 26 декабря 2008 года. На этом уроке во время физкультминутки ребята были инструкторами, обучающими первоклассников пальчиковой гимнастике.

Приложение

1. Две сороконожки

Две сороконожки / Ладошки спокойно лежат на парте, к лицу тыльной стороной /

Бежали по дорожке.

/ Подушечки пальцев поочерёдно касаются парты, начиная с мизинцев /

Бежали, бежали,

Друг друга повстречали.

/ Перед грудью ладони касаются друг друга, ладони держим вертикально/

Друг друга повстречали,

Друг друга обнимали.

/ Руки в «замочек» /

Друг друга обнимали,

Друг друга целовали.

/ Одновременно на левой и правой руке касаются, как будто целуются, друг друга подушечки большого и указательного пальца, затем – большого и среднего, затем – большого и безымянного, и, наконец, большого и мизинца/

Здравствуй, здравствуй! («чмок», «чмок», «чмок»)

Здравствуй, здравствуй! («чмок», «чмок», «чмок»)

2. Мы как древние индейцы

Мы как древние индейцы

/ Держим ладони, касающиеся друг друга, перед грудью в горизонтальном положении/

Добываем огонёк.

/ Начинаем тереть ладонь об ладонь, представляя, что в середине находится палочка, с помощью которой добываем огонь/

Быстро палочку покрутим

/Постепенно увеличиваем скорость трения /

И огонь себе добудем!

/Подносим горячие ладошки к нашим щекам /

3. Внучок и бабушка

Это дом с трубой и крышей.

/ Ладошками показываем крышу домика /

На балкон гулять я вышел.

/ Большие пальцы делают вращательные движения /

Бабушка очки надела.

/ На обеих руках делаем колечки, соединяя большой и указательный палец /

И на внучка поглядела.

/ эти «колечки», как очки подносим к глазам /

Я флажки в руках держу

/ Четыре пальца ( указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, а большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони повёрнута к себе /

И «флажками» ей машу!

/ Машем «флажками» влево и вправо /

4. Мы капусту рубим

Мы капусту рубим,

/ Прямыми напряжёнными ладонями имитируем движение ножа – вверх и вниз /

Мы морковку трём,

/ Рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки. /

Мы капусту солим,

/ Пальцы собрали щепотью и «солим» /

Мы капусту жмём.

/ Энергично сжимаем пальцы в кулаки одновременно на двух руках или поочерёдно /

5. Этот пальчик в лес пошёл

/ Пальцы сжаты в кулак, по очереди разгибаем, начиная с мизинца /

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну, а этот всё съел,

Потому и потолстел!

6. Ягодки

/ Чуть приподнимите перед собой руку так, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз /

С ветки ягодки снимаю

/ Пальцами другой руки поглаживайте каждый пальчик от основания до самого кончика /

И в лукошко собираю.

/ Обе ладошки складываете перед собой чашечкой /

Будет полное лукошко.

/ Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой, так же сложенной ладошкой /

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть,

/ Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаём воображаемые ягодки и отправляем их в рот /

Лёгким будет к дому путь!

/ Имитируя ножки, средний и указательный пальцы на обеих руках «убегают» как можно дальше /

7. Семья

/ Пальцы левой руки сжаты в кулак, по очереди разгибаем их, начиная с большого пальца /

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья!

8. Замок

/ Сцепить пальцы в замок и, встряхивая «замком», ритмично произносить /

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали,

/ Не расцепляя пальцы, постучать друг об друга основаниями ладоней /

Покрутили, покружили,

/ Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно /

Потянули, потянули

/ Тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская «замок» полностью /

И открыли!

/ Резко расцепить пальцы, широко развести руки в стороны /

  1. Шарик

/ Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит» и пальчики принимают исходное положение /

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой!

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой!

  1. Колокольчик

/ Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает /

Колокольчик всё звенит,

Язычком он шевелит!

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры и упражнения уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Пальчиковые игры развивают:

- тактильную чувствительность;

- зрительно-двигательную координацию движений;

- умение соотносить предметы в пространстве;

- увеличивают подвижность пальцев;

- развивают силу и гибкость пальцев;

- улучшают почерк;

- снижают физическую усталость и моральное напряжение во время уроков;

- хороший массаж активных точек на пальцах и ладонях

infourok.ru