Пальчиковая гимнастика - здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Здоровье пальчиковая гимнастика


Пальчиковая гимнастика - Здоровый образ жизни

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками

Хозяйка с базара домой принесла по столу.)

Картошку, (Загибают по одному паль чику.)

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!.. (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе — (Попеременные удары

Кто лучше, вкусней и нужней на земле, кулачками и ладонями.)

Картошка? (Загибают пальчики.)

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром ладони

И ножиком этим крошить начала по столу.)

Картошку, (Загибают по одному паль чику.)

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают

Кипели, кипели в крутом кипятке крест-накрест на столе.)

Картошка, (Загибают по одному паль чику.)

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох! (Хлопок.)

И суп овощной оказался не плох! (Показывают большой палец.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Как у нашей кошки (Загибают на обеих руках пальчики,

На ногах сапожки. по одному, начи ная с больших.)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так, («Шагают» по столу указа тельным

Вот так, и средним пальца ми обеих рук.)

Новые кроссовки.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«ПИРОГ»

Падал снег на порог. (Дети два раза медленно

опускают ла дони на стол.)

Кот слепил себе пирог. (Показы вают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега — из мук.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«БУРЕНУШКА»

Дай молочка, Буренушка, (Дети показывают, как доят

Хоть капельку — на донышке. корову.)

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из

Малые ребятки. пальчиков.)

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному паль-

Творогу немножечко, чику на обеих руках.)

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье (Снова «доят».)

Молоко коровье.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз (Дети «шагают» средним и указатель-

Нам подарки преподнес. ным пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики, Орешки рядом с ними, начиная с большого.)

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«НАША ГРУППА»

В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат

кулачками по столу.)

Самый младший — это я. (Разжимают кулачки,

Это Маша, начиная с ми зинчика.)

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«РЫБКА»

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть. изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают,

как плывет рыб ка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное

движение обеи ми руками.)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«КАША»

Каша в поле росла, (Дети подняли руки,

шевелят пальчи ками.)

К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим, (В правой ладошке мешают

По тарелке дадим. указатель ным пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке, (Загибают по одному

Зайцу и лисичке, пальчику на обеих руках.)

Кошке и матрешке,

Всём дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«НАПЕРСТОК»

Вышивает, шьет иголка, (Левая ладошка раскрыта,

Пальцу больно, в правой руке — воображаемая иголка;

Пальцу колко. иголка «шьет» и задевает кончик

указательно го пальца на левой руке.)

А наперсток (Дети делают правой рукой такое

В тот же миг дви жение, как будто надевают на

К девочке на пальчик указа тельный палец левой

Прыг! руки наперсток.)

Говорит иголке: («Шьют».)

-Шей,

А колоться ты не смей! (Грозят указательным

пальчиком ле вой руки.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«КОТЯТА»

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем,Сейчас все котята по парам стоят: пальцы прижимаем друг к другу.)Два толстых, два ловких, (Постукиваем соответствующимиДва длинных, два хитрых, пальцами друг о другаДва маленьких самых (от большого к мизинцу).И самых красивых.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«КРОЛИК»

Маленький кролик (Кисти прижать к голове, как ушки.)

С большими ушами,Розовым носом, (Дотронуться до носа.)Смешными усами. (Указательные пальцы прижаты к губам.)Норку глубокую роет себе (Роем ноку.)Сильными лапками

В мягкой земле.Чистит он шёрстку себе ("Чистим шёрстку".)

Или спит. (Руки кладём под щёку.)Кролик ушами всегда шевелит. (Шевелим "ушами".)Слышит шаги и лисиц, и волков,Прячется в норку свою от врагов. (Закрыть лицо ладонями.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«ДОМИК»

Под грибом - шалашик-домик, (Ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик. (Постучать кулаком одной руки о

Мы тихонько постучим, ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним. («Звоним в колокольчик»)Двери нам откроет гномик,Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, (Ладони ребром прижаты друг к другу)

А на нем - дубовый стол. (Показываем стол)

Рядом - стул с высокой спинкой (Показываем стул)

На столе - тарелка с вилкой. (Ладонь левой руки направленаИ блины горой стоят - вверх (тарелка), правая рука (вилка):Угощенье для ребят. ладонь направлена вниз,

четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«ДОМ»

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами "окошко»)Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом).Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".)Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«ПАЛЬЧИКИ»

Этот пальчик хочет спать. (Загибать пальцы на левой руке)Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул.Этот сразу же уснул.Этот крепко-крепко спитИ тихонечко сопит. (Руки кладём под щёку.)Солнце красное взойдет, (Поднять левую руку и Утро ясное придет, распрямить все пальчики)Будут птички щебетать, (Шевелить пальцами.)Будут пальчики вставать!

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«ПАЛЬЧИКИ»

Палец Толстый и Большой (Загибать пальцы на левой руке)В сад за сливами пошел.Указательный с порогаУказал ему дорогу.Палец Средний — самый меткий,Он снимает сливы с ветки.Безымянный поедает,А Мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

«МАРТЫШКИ И КНИЖКИ»

Две проказницы мартышки (Выполнять движения,

Полистать любили книжки. соответствующие тексту)

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело (Показать руками «очки»)

И очки они надели.

К носу книжку поднесли, (Две ладошки приблизить к лицу)

Вдруг подальше отвели. (Ладошки отдалить от лица)

Ничего в очках не видно.

И мартышкам так обидно! (Вытираем щечки, «слезы»)

Автор: Ефименко Ольга Алексеевна

pedportal.net

Пальчиковая гимнастика - здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

«Деятельность педагога по здоровье сбережению в условиях новых требований ФГОС»

Тема:

Пальчиковая гимнастика - здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

Введение:

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровье сберегающие педагогические технологии» дискуссионное и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровье сберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровье сберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровье сбережения.

Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровье сбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе. Технологии здоровье сбережения имеют множество направлений, которые помогают комплексно подойти к задаче охраны здоровья ребенка.

Еще в старину заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые

стихами, благотворно влияют на развитие детей. Пальчиковая гимнастика – является эмоциональной и увлекательной игрой, которая способствует развитию речи и творческой личности. Пальчиковая игра способна отразить реальность окружающего мира: предметы, животных, птиц, деятельность людей и явления родной природы. Во время выполнения пальчиковой гимнастики активизируется мелкая моторика, которая позволяет развивать у воспитанников ловкость, умение управлять ни одним видом деятельности, а еще и движением и речью.

Таким образом, в ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что тема «Пальчиковая гимнастика - здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста является актуальной.

Указанные противоречия определили проблему данного исследования: Каковы условия использования здоровье сберегающих технологий в современном дошкольном учреждении?

Объектом исследования является процесс образовательной деятельности в детском саду на основе пальчиковой гимнастики.

Предметом исследования выбрана пальчиковая гимнастика как фактор здоровье сбережения обучающихся.

Цель - определение эффективности использования пальчиковой гимнастики в образовательной деятельности в ДОУ , на основе анализа литературы по данной теме. Для этого были определены следующие задачи :

1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной теме.

2. Выявить педагогические условия здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.

3. Изучить существующие в практике обучения игры с пальчиками.

Гипотеза исследования. Доказываем положительное влияние пальчиковой гимнастики на здоровье сбережение и развитие дошкольников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования:

1. Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа с родителями, результаты деятельности детей.

Часть 1. Теоретические основы проблемы здоровьясбережения в образовательном процессе.

Детский сад это первая ступенька взросления и становления детей. За 5—6лет, 2 - 3 летние малыши становятся школьниками. Педагоги прикладывают массу усилий, чтобы дети чувствовали себя комфортно, окружают их теплотой и вниманием. Но прерывание педагогического

процесса, системы адаптации у малышей являются болезнью. Дети,

особенно в младших группах, часто и подолгу болеют. Самые негативные заключаются в том, что прерванная адаптация стимулирует новые заболевания. Так же фактором заболеваемости является плохая

экология, несбалансированное питание и генетика. Как с этим бороться?

Ознакомившись с классификацией здоровьесберегающих технологий,

предложенной А.М. Сивцовой, можно составить таблицу с образовательными областями соответствующие ФГОС.

Таблица 1.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной

деятельности дошкольников ГБОУ Гимназии №1 сп ДС Ладушки

Образовательные области

Элементы ЗСД

Физи

ческое разви

тие

Позн

ание

Социальнокоммуникативное развитие

Речевое развитие

Художеств-еннооэстетическое развитие

Музыка

Продук

тивная деятель

ность

Специально организованная физическая деятельность

+

Подвижные, спортивные игры

+

+

Стрейчинг

+

Ритмопластика

+

+

Динамическая пауза

+

+

+

+

Физкультминутки

+

+

+

+

Коммуникативные игры

+

+

+

+

+

+

Система знаний из серии «Уроки здоровья»

+

Игротерапия, игротренинг

+

Гимнастика (дыхательная, пальчиковая, зрительная)

+

+

+

+

+

+

Арт-терапия

+

+

+

Музыкальное воздействие

+

Сказкотерапия

+

+

+

+

+

+

Воздействие цветом

+

+

Коррекция поведения

+

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в

обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Работа по здоровьесбережению в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка, на принципах гуманизации построения педагогического процесса с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении должна

создаваться с учетом индивидуально дифференцированного подхода. В

нашем дошкольном учреждении функционируют физкультурный зал

совместно с музыкальным, спортивная площадка на улице.

В дошкольном возрасте необходимо сформировать представление о составляющих компонентах здорового образа жизни: духовно-эмоциональное благополучие, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, неприятие антисоциальных привычек.

Все виды деятельности направленные на решение этих задач можно объединить в одну группу — здоровьесберегающие образовательные технологии. Их целью является воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Формирование системы знаний происходит как в ходе организованной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников.

Форма организации детей достаточно разнообразна. Самая распространенная — это беседа, в ходе которой воспитатель в доверительной, неназидательной, а часто и игровой форме излагает довольно серьезные вопросы: строение и функции организма человека, полезные и вредные факторы жизнедеятельности, болезни и способы их предупреждения, примеры безопасного поведения и способы различных действий в непредвиденных ситуациях.В своей коррекционной работе по развитию речи я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, мяч и речь. Систематически используемые пальчиковые игры и упражнения оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей.

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.Часть 2. Практическая работа.

С детьми каждодневно нужно проводить пальчиковую гимнастику это увлекательная и интересная игра для детей, которая отвечает требованиям здорово сберегающих технологий. Пальчиковую гимнастику можно выбирать от темы дня образовательного процесса. Или просто любую которая понравиться. Главное проводить занятия регулярно.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- помогает развивать речь;

- развивает эмоциональную выразительность;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает внимание, память, воображение;

- способствует развитию пространственного мышления;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.

Правила выполнения упражнений:

1 . Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить  его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8 .  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9.  В идеале  каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12.  Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Занимаясь гимнастикой с ребенком, мы не просто двигаем пальцами, а осознаём и контролируем свои действия, поэтому гимнастика повышает зрительно‐моторную координацию и концентрацию внимания. Выполняя пальчиковую гимнастику, необходимо соблюдать правила: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно, после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

Упражнения пальчиковой гимнастики сначала выполняются медленно.

Необходимо следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал

положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости можно помогать ребёнку, а также научить ребенка помогать себе второй рукой.

Упражнения сначала отрабатываются одной рукой (если не предусмотрено

участие обеих рук), затем уже другой рукой, после этого – двумя одновременно. Когда все упражнения будут хорошо знакомы воспитаннику, можно выполнять следующие игровые задания: выполнять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала взрослый сам придумывает рассказ, затем предлагает сочинить свою историю ребенку.

Например: «Жила была речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая

рыбка (изображаем «рыбку»). Как‐то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел, рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т.д.

Так же можно использовать игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаем ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами; катать между большим и указательным пальцами; придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика) – совсем не трудно, для начала предлагаем покатать между ладошками шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Этот простой, и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Ежедневно воспитателями проводится массаж пальцев с использованием различных предметов: шишек, орехов, карандаша, ребристых палочек, счетов, массажных шариков «Су- Джок» и др. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Так же в своей работе я использую ширмы передвижки и консультации для родителей на тему здоровье сберегающих технологий. Используя в своей работе игры пальчиками была отмечена положительная тенденция улучшения эмоционального состояния дошкольников что несомненно положительно влияет на их здоровье.

Заключение

Выполняя с воспитанниками упражнения для кистей рук, развивается подражательная способность, дети учатся напрягать и расслаблять мышцы.

Упражнения для пальцев условно‐статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Упражнения для пальцев динамические развивают точную координацию

движений, учат сгибать и разгибать пальцы рук.

Таким образом, пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность

коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение и снимает тревожность, все это способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ

Приложения:

Пальчиковый футбол

Тренажер су – джок

Список литературы:

  1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» М., ВАКО, 2004г.

  2. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – Астрель, 2007.

  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  4. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

  5. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.

  6. Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.

  7. Весёлая пальчиковая гимнастика. ФГОС. Нищева Наталия Валентиновна.

  8. Приложения.

kopilkaurokov.ru

Пальчиковая гимнастика - как здоровье сберегающая технология

Пальчиковая гимнастика - как здоровьесберегающая технология

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

              В. Лирясова.

О том, как важно развивать моторику мышц рук малыша известно многим родителям. Наука подчеркивает связь развития речи ребенка и того, как развиты пальцы его рук. К сожалению, технический прогресс, результатом которого стало обилие всевозможных игрушек, бытовой и компьютерной техники, не особо способствуют тому, чтобы пальчики детей получали нужное развитие. Здесь на помощь придет пальчиковая гимнастика. Игры и упражнения, входящие в ее состав, направлены на развитие ловкости, подвижности, творческих способностей, внимания и скорости реакции ребенка, а забавные стихи помогут расслабиться и достичь спокойного умиротворенного состояния. Работая на логопункте, я  столкнулись с  такой  проблемой,  как   слабое  развитие  мелкой  моторики  рук. Дети не справлялись даже с самими простыми игровыми заданиями: “Шнуровка”, «Пальчики здороваются”. Поэтому я  в  своей работе стала  уделять большое  внимание пальчиковой  гимнастике.

Главной целю пальчиковых игр является - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Вашему вниманию представлены следующие задачи:

- развивает мелкую моторику рук ребенка

- помогает развивать речь;

- развивает эмоциональную выразительность;

- повышает работоспособность головного мозга;

 - развивает внимание, память, воображение;

 - способствует развитию пространственного мышления;

   - снимает тревожность.

Подробнее я хотела бы остановиться на первой задаче. Далеко не все родители осознают, как важно работать над мелкой моторикой рук ребенка, и уж тем более не все знают, с помощью каких способов это можно делать. Давайте подробнее взглянем на этот вопрос.

Мелкая моторика - это умение делать четкие и мелкие движения руками (пальцами, кистями). Сфера мелкой моторики состоит из немалого количества разных движений рук – от простых (что-то хватать, удерживать) до сложных (техника письма, рисование).

Развивать мелкую моторику крайне важно, ведь это способствует полноценному развитию ребенка. Благодаря развитию мелкой моторики, у ребёнка появляется ловкость рук, формируется красивый почерк, быстрота реакций.

Способы развития мелкой моторики:

  • Пальчиковый массаж (такая пассивная гимнастика подходит для самых маленьких)

  • Пальчиковые игры (сюда относятся: пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж и рисование с помощью пальцев)

  • Игры с предметами мелкого размера (можно играть с крупами, макаронами, песком и другим натуральным материалом. Хорошо развивать руки помогают игры с мячиком и мелкими игрушками, а так же занятия по выполнению узоров из мелких деталей)

  • Ручные тренажёры (вкладыши, шнуровки)

  • Занятия изобразительным искусством (лепка, рисование, аппликация, работа с конструктором)

  • Использование простого карандаша (получив простой карандаш, ребенок может тренировать руки, обводя предметы по точкам и рисуя по клеточкам, ища выход из лабиринтов, штрихуя силуэты)

Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Дети с удовольствием  принимают участие в таких играх.

Существует множество правил выполнения упражнений:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить  его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.8.  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.9.  В идеале  каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.10.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12.  Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.13.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.  Рекомендуются  всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

 На фото видна разница выполнения упражнений пальчиковой гимнастики: в первом варианте нагрузка, а соответственно и польза, минимальна, во втором варианте – мышцы работают в полном объеме (возможны даже болевые симптомы, что является нормальным, как при выполнении любых физических упражнений). 

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.

1группа. Упражнения для кистей рук:

-развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-учат переключаться с одного движения на другое.

Фонарики

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)

Фонарики погасли! (пальцы сжать).

Кошечка

При выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счёт «раз-два».

«раз»: левая рука- кулачок, правая рука- ладошка.

«два»:левая рука- ладошка, правая рука-кулачок.

Повторить несколько раз.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:

-совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. Воспроизведение образов предметов с помощью пальцев.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

-развивают точную координацию движений;

-учат разгибать и сгибать пальцы рук;

-учат противопоставлять большой палец остальным.

Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Работая в детском саду, я прилагаю  все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Спасибо за внимание!

infourok.ru

Пальчиковая гимнастика — здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

Скачать документ

«Деятельность педагога по здоровье сбережению в условиях новых требований ФГОС»

Тема:

Пальчиковая гимнастика — здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

Введение:

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровье сберегающие педагогические технологии» дискуссионное и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровье сберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровье сберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровье сбережения.

Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровье сбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе. Технологии здоровье сбережения имеют множество направлений, которые помогают комплексно подойти к задаче охраны здоровья ребенка.

Еще в старину заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые

стихами, благотворно влияют на развитие детей. Пальчиковая гимнастика – является эмоциональной и увлекательной игрой, которая способствует развитию речи и творческой личности. Пальчиковая игра способна отразить реальность окружающего мира: предметы, животных, птиц, деятельность людей и явления родной природы. Во время выполнения пальчиковой гимнастики активизируется мелкая моторика, которая позволяет развивать у воспитанников ловкость, умение управлять ни одним видом деятельности, а еще и движением и речью.

Таким образом, в ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что тема «Пальчиковая гимнастика — здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста является актуальной.

Указанные противоречия определили проблему данного исследования: Каковы условия использования здоровье сберегающих технологий в современном дошкольном учреждении?

Объектом исследования является процесс образовательной деятельности в детском саду на основе пальчиковой гимнастики.

Предметом исследования выбрана пальчиковая гимнастика как фактор здоровье сбережения обучающихся.

Цель — определение эффективности использования пальчиковой гимнастики в образовательной деятельности в ДОУ , на основе анализа литературы по данной теме. Для этого были определены следующие задачи :

1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной теме.

2. Выявить педагогические условия здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.

3. Изучить существующие в практике обучения игры с пальчиками.

Гипотеза исследования. Доказываем положительное влияние пальчиковой гимнастики на здоровье сбережение и развитие дошкольников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования:

1. Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа с родителями, результаты деятельности детей.

Часть 1. Теоретические основы проблемы здоровьясбережения в образовательном процессе.

Детский сад это первая ступенька взросления и становления детей. За 5—6лет, 2 — 3 летние малыши становятся школьниками. Педагоги прикладывают массу усилий, чтобы дети чувствовали себя комфортно, окружают их теплотой и вниманием. Но прерывание педагогического

процесса, системы адаптации у малышей являются болезнью. Дети,

особенно в младших группах, часто и подолгу болеют. Самые негативные заключаются в том, что прерванная адаптация стимулирует новые заболевания. Так же фактором заболеваемости является плохая

экология, несбалансированное питание и генетика. Как с этим бороться?

Ознакомившись с классификацией здоровьесберегающих технологий,

предложенной А.М. Сивцовой, можно составить таблицу с образовательными областями соответствующие ФГОС.

Таблица 1.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной

деятельности дошкольников ГБОУ Гимназии №1 сп ДС Ладушки

Образовательные области

Элементы ЗСД

Физи

ческое разви

тие

Позн

ание

Социальнокоммуникативное развитие

Речевое развитие

Художеств-еннооэстетическое развитие

Музыка

Продук

тивная деятель

ность

Специально организованная физическая деятельность

+

Подвижные, спортивные игры

+

+

Стрейчинг

+

Ритмопластика

+

+

Динамическая пауза

+

+

+

+

Физкультминутки

+

+

+

+

Коммуникативные игры

+

+

+

+

+

+

Система знаний из серии «Уроки здоровья»

+

Игротерапия, игротренинг

+

Гимнастика (дыхательная, пальчиковая, зрительная)

+

+

+

+

+

+

Арт-терапия

+

+

+

Музыкальное воздействие

+

Сказкотерапия

+

+

+

+

+

+

Воздействие цветом

+

+

Коррекция поведения

+

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в

обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Работа по здоровьесбережению в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка, на принципах гуманизации построения педагогического процесса с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении должна

создаваться с учетом индивидуально дифференцированного подхода. В

нашем дошкольном учреждении функционируют физкультурный зал

совместно с музыкальным, спортивная площадка на улице.

В дошкольном возрасте необходимо сформировать представление о составляющих компонентах здорового образа жизни: духовно-эмоциональное благополучие, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, неприятие антисоциальных привычек.

Все виды деятельности направленные на решение этих задач можно объединить в одну группу — здоровьесберегающие образовательные технологии. Их целью является воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Формирование системы знаний происходит как в ходе организованной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников.

Форма организации детей достаточно разнообразна. Самая распространенная — это беседа, в ходе которой воспитатель в доверительной, неназидательной, а часто и игровой форме излагает довольно серьезные вопросы: строение и функции организма человека, полезные и вредные факторы жизнедеятельности, болезни и способы их предупреждения, примеры безопасного поведения и способы различных действий в непредвиденных ситуациях.В своей коррекционной работе по развитию речи я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, мяч и речь. Систематически используемые пальчиковые игры и упражнения оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей.

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.Часть 2. Практическая работа.

С детьми каждодневно нужно проводить пальчиковую гимнастику это увлекательная и интересная игра для детей, которая отвечает требованиям здорово сберегающих технологий. Пальчиковую гимнастику можно выбирать от темы дня образовательного процесса. Или просто любую которая понравиться. Главное проводить занятия регулярно.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

— помогает развивать речь;

— развивает эмоциональную выразительность;

— повышает работоспособность головного мозга;

— развивает внимание, память, воображение;

— способствует развитию пространственного мышления;

— снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.

Правила выполнения упражнений:

1 . Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить  его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8 .  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9.  В идеале  каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12.  Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Занимаясь гимнастикой с ребенком, мы не просто двигаем пальцами, а осознаём и контролируем свои действия, поэтому гимнастика повышает зрительно‐моторную координацию и концентрацию внимания. Выполняя пальчиковую гимнастику, необходимо соблюдать правила: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно, после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

Упражнения пальчиковой гимнастики сначала выполняются медленно.

Необходимо следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал

положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости можно помогать ребёнку, а также научить ребенка помогать себе второй рукой.

Упражнения сначала отрабатываются одной рукой (если не предусмотрено

участие обеих рук), затем уже другой рукой, после этого – двумя одновременно. Когда все упражнения будут хорошо знакомы воспитаннику, можно выполнять следующие игровые задания: выполнять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала взрослый сам придумывает рассказ, затем предлагает сочинить свою историю ребенку.

Например: «Жила была речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая

рыбка (изображаем «рыбку»). Как‐то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел, рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т.д.

Так же можно использовать игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаем ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами; катать между большим и указательным пальцами; придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика) – совсем не трудно, для начала предлагаем покатать между ладошками шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Этот простой, и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Ежедневно воспитателями проводится массаж пальцев с использованием различных предметов: шишек, орехов, карандаша, ребристых палочек, счетов, массажных шариков «Су- Джок» и др. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Так же в своей работе я использую ширмы передвижки и консультации для родителей на тему здоровье сберегающих технологий. Используя в своей работе игры пальчиками была отмечена положительная тенденция улучшения эмоционального состояния дошкольников что несомненно положительно влияет на их здоровье.

Заключение

Выполняя с воспитанниками упражнения для кистей рук, развивается подражательная способность, дети учатся напрягать и расслаблять мышцы.

Упражнения для пальцев условно‐статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Упражнения для пальцев динамические развивают точную координацию

движений, учат сгибать и разгибать пальцы рук.

Таким образом, пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность

коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение и снимает тревожность, все это способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ

Приложения:

Пальчиковый футбол

Тренажер су – джок

Список литературы:

  1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» М., ВАКО, 2004г.

  2. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – Астрель, 2007.

  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  4. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

  5. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.

  6. Е.С. Анищенкова Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.

  7. Весёлая пальчиковая гимнастика. ФГОС. Нищева Наталия Валентиновна.

  8. Приложения.

eduboss.ru

Пальчиковая гимнастика. Массаж. Здоровье — Практическая эзотерика

Пальчиковая гимнастика — комплекс упражнений, который поможет вам синхронизировать полушария. Рекомендуется для выполнения при интеллектуальной деятельности во время перерыва в течение 2-5 минут.

При выполнении такой разминки вы почувствуете, как ваш мозг начинает включаться, поскольку активизируются оба полушария. Стоит выполнять эти упражнения на том уровне, когда у вас не совсем получается выполнять движения. Начинайте с медленной скорости упражнений, затем ускоряйтесь.

Этот принцип делает нашу руку пультом дистанционного управления на различные системы и органы нашего тела, в том числе и на суставы. Таким образом, эта гимнастика для пальцев рук способствует ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ РАЗМИНКЕ и ВКЛЮЧЕНИЮ второстепенных ЧАКР соответствующих суставов.

Внимание! Каждое упражнение из комплекса гимнастики для пальцев рук надо выполнять по 10 раз для каждого пальца.

Энергетический эффект вы заметите в разных сферах вашей жизни при ее постоянном применении!

Загрузка...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

ezoterika-ru.ru

«Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология» - Доклады - Каталог файлов

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида  №21 «Золотой ключик»

 

 

 

 

 

«Пальчиковая гимнастика

 как здоровьесберегающая технология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Желянина Анастасия Николаевна,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

г. Канск

2014

Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология

 

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим  направлениям:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

         Пальчиковая гимнастика относится к направлению «Технологии сохранения и стимулирования здоровья».

         Гимнастика пальчиковая проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Пальчиковые игры помогают  совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:  произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей; развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.

 Пассивная гимнастика (массаж кистей рук: поглаживание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

 Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

Пальчиковая гимнастика состоит:

  • Игры с пальчиками («Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Мы делили апельсин» и др.)
  •  Пальчиковые потешки «Пошел котик на торжок» и др.
  •  Пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.
  •  Пальчиковый и теневой театры.

 

Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

 Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.

 При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

  Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные  навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.

         Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.

Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.

 Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

         Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.

Пальчиковые игры широко представлены в литературе работами О.И. Крупенчук, И. Лопухиной, М.С. Рузиной, Н.В. Новотворцевой и др. Они считают что, играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры. Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев,— это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.

 

 

 

 

bokalenkoa.my1.ru

Пальчиковая гимнастика - Здоровый образ жизни

Подготовительная к школе группа

Тема

Название пальчиковой гимнастики

Период

Хочу всё знать

Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

1-2 неделя

Скоро в школу

Карандаш

Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

3-4 неделя

Мой дом, мой город, моя республика

Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,

Люблю считать (на каждое название достопримечательности

Космонавтов - раз, Ленина - два, загибают по одному пальчики)

Улица Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

1-2 неделя

Осенины

Осень

Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы, (загибают в ритме каждой строчки

Листья рябины, по одному пальцу)

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки)

3-4 неделя

День

народного единства

Дружные ребята

Дружат в нашей группеДевочки и мальчики. (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)Мы с тобой подружимМаленькие пальчики. (подушечки всех пальцев одной руки одновременно

дотрагиваются до пальцев другой)Раз, два, три, четыре, пять… (поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с

большим, указательный с указательным и т.д.)Начинай считать опять. (одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)Раз, два, три, четыре, пять… (поочередное касание)Мы закончили считать. (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с

пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с

больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)

3-4 неделя

День

матери, день отца

Дружная семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Привет, я – чайник (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)

3-4 неделя

Новый год

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

1-2 неделя

Зима

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе )

И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят «снежок»)

Три – уроним (роняют воображаемый снежок)

И… ломаем. (топают).

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

1-2 неделя

Международный женский день

8 марта

Моя семья

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе

Дома дружная семья: и в соответствии с текстом

Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя, средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

За работу.

Ну ка, братцы, за работу, (выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца)

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять

1-2 неделя

Весна

Весёлые льдинки

Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)

Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)

По сосульками слезинки…

И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

3-4 неделя

День Победы

Капитан

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.

Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка

Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук

Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив

Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать

К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

1-2 неделя

Лето

Я рисую лето

Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»)

3-4 неделя

Подготовительная к школе группа

Тема

Название физкультминутки

Период

Хочу всё знать

Школьникам на память

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

1-2 неделя

Скоро в школу

Переменка

Переменка, переменка! (стоят в круга, хлопают в ладоши)

Отдохните хорошенько

Можно бегать и шуметь, (бегают по группе)

Танцевать и песни петь, (танцуют, как умеют)

Можно сесть и помолчать, (приседают на корточки и затихают)

Толь – чур! Нельзя – скучать! (вскакивают и прыгают)

3-4 неделя

Мой дом, мой город, моя республика

По городу трамваи, троллейбусы идут, («едут» по кругу)

Их по своим маршрутам водители ведут

Спешишь ли в гости к другу, (делают повороты туловищем)

Иль в школу на урок,

Они без опоздания тебя доставят в срок («едут» по кругу)

1-2 неделя

Осенины

Листья осенние тихо кружатся, (плавно кружатся)

Прямо нам под ноги листья ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу)

Будто опять закружиться хотят (плавно кружатся)

3-4 неделя

День

народного единства

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)

Покидаем детский сад. (шаги на месте)

Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)

Как мы хором песни пели, (далее движения по тексту)

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй, радуга-дуга, (дети выполняют наклон)

Разноцветный мостик! (широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу)

Здравствуй, радуга-дуга! (вновь выполняют наклон)

Принимай нас в гости. (идут, по кругу взявшись за руки)

Мы по радуге бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках)

Перепрыгнем на бегу (делают еще четыре прыжка на носках)

И опять бегом, бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

3-4 неделя

День

матери, день отца

Если был бы я девчонкой…

Если был бы я девчонкой, (идут по кругу)

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал (останавливаются и повторяют движения

Я б рубашки постирал, в соответствии с текстом)

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам (прыгают на месте)

Я б расставил по местам!

От чего ж я не девчонка? (мальчики машут рукой)

Я бы маме так помог! (ставят руки на пояс)

Мама, сразу бы сказала:

- молодчина ты, сынок! (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Я – чайник, (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую

Ворчун, хлопотун, сумасброд, держат на поясе)

Я вам напоказ выставляю живот. (животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают обеими ногами)

«Эй люди, я с вами почайпить хочу» (делают призывные движения правой рукой)

3-4 неделя

Новый год

Наряжали звери ёлку (изображая животных по выбору, идут по кругу)

Помогал зайчонок волку, (делают движения, словно наряжают ёлку)

Белочка и ёжик

Потрудились тоже.

К ёлочке несли корзины, (идут по кругу с «корзинами» в руках)

В них грибочки и рябина, (достают «грибочки», «рябину», «яблочки» из «корзины»

Яблочки на диво и показывают друг другу)

Будет ель красива (хлопают в ладоши и прыгают на месте)

1-2 неделя

Зима

Снежинки

Кружатся снежинки (кружатся на носочках)

В воздухе морозном.

Падают на землю (медленно приседают, руками показывают

Кружевные звёзды. падение снежинок)

Вот одна упала. (встают, «ловят» снежинку на ладонь)

Ой, не тай, снежинка (бережно, прикрывают «снежинку» и сдувают её)

Подожди немножко.

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Может он в футбол играть, («пинают» ногами мяч)

Может книжку мне читать, (складывают руки, как книжку)

Может суп мне разогреть, (сжимают и разжимают пальцы)

Может мультик посмотреть. (прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки, (делают повороты туловищем)

Может даже вымыть чашки, (делают движения напоминающие мытьё посуды )

Может прокатить меня (скачут по кругу как лошадки)

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить («ловят рыбу»)

Может кран на кухне починить. (хлопают в ладоши)

Для меня всегда герой –

Самый лучший папа мой! (маршируют по кругу)

1-2 неделя

Международный

женский день

8 марта

Мамин праздник

Вот подснежник на поляне, (идут по кругу)

Я его нашел. (нагибаются «срывают цветок»)

Отнесу подснежник маме, (идут по кругу, в руке «цветок»)

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно (обнимают сами себя)

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник (разводят руки в стороны)

От её тепла.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

Вышивают девочки, («вышивают»)

Сидя на траве, (приседают)

Вышивают девочки

Шёлком на канве. («вышивают»)

- Это клюв! А это шпоры!

- А вот это гребешок! (показывают клюв, шпоры, гребешок)

Приутихли разговоры, (пальчик прикладывают к губам)

За стежком бежит стежок. (бегут друг за другом)

1-2 неделя

Весна

Весна, весна красная

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью (поворачиваются и в противоположную сторону)

С великой милостью:

С льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут

руки вверх, делают вдох)

С корнем глубоким, (опускают руки, приседают, делают выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).

3-4 неделя

День Победы

Самолёт

Руки в стороны – в полёт (дети поднимают прямые руки в стороны

Полетит наш самолёт. поворачиваются вокруг себя

Сделал правый поворот, через правое плечо, подняв правую руку

Сделал левый поворот, поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку

Крыльями покачал, покачивают крыльями руками

Загудел и задрожал. поднимаются на носки опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…»

Начинается полёт, бегут по кругу, расставив руки в стороны

Полетел наш самолёт,

Вот закончился полёт, замедляют бег

Приземлился самолёт. опускаются на одно колено)

1-2 неделя

Лето

Раз, два, три, четыре, пять, (скачут по кругу)

Будем летом мы играть,

Будем плавать и качаться, («плывут»)

Будет прыгать и кататься, («прыгают»)

Будем бегать, загорать. (бегают по группе)

И грибочки собирать.

3-4 неделя

Список литературы

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Савина Л.П. пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

Автор: Корякова Татьяна Викторовна

pedportal.net