Артикуляционная гимнастика избавит детей от проблем с речью. Желобок артикуляционная гимнастика


Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи

Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей  с различными нарушениями речи

  Упражнение Звук “C”

При произнесении звука “С”:

губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Упражнение Звук “З”

При произнесении звука “З”:

губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Упражнение Звук “Ц”

При произнесении звука “Ц”:

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

артикуляция в два этапа:

передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,

голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Упражнение звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

средняя часть спинки языка прогибается,

задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Упражнение звук “Ж”

При произнесении звука “Ж”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

средняя часть спинки языка прогибается,

задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

 Упражнение звук “Ч”

При произнесении звука “Ч”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

кончик языка касается резцов,

средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

весь язык несколько продвинут вперед,

артикуляция в два этапа:

средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

струя воздуха сильная и короткая,

голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Упражнение звук “Щ”

При произнесении звука “Щ”:

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят до уровня верхних зубов,

передняя часть спинки языка несколько прогибается,

средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,

задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,

голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

  Упражнение звук “Л”

При произнесении звука “Л”:

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,

спинка языка опущена,

задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка опущены,

слабая струя воздуха проходит по бокам языка,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

 Упражнение звук “Р”

При произнесении звука “Р”:

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

спинка языка опущена,

задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит посередине,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Просмотр содержимого документа «Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи»

Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи

Упражнение Звук “C”

При произнесении звука “С”:

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

  • кончик языка упирается в нижние резцы,

  • передняя часть спинки языка выгнута,

  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,

  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

  • голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук С.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху

Упражнение Звук “З”

При произнесении звука “З”:

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

  • кончик языка упирается в нижние резцы,

  • передняя часть спинки языка выгнута,

  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,

  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук З.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Упражнение Звук “Ц”

При произнесении звука “Ц”:

  • положение губ нейтральное,

  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

  • кончик языка упирается в нижние резцы,

  • передняя часть спинки языка выгнута,

  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,

  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

  • артикуляция в два этапа:

    1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

    2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

  • сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,

  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ц.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Улыбка”

Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Киска сердится”

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Упражнение звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”:

  • губы вытянуты вперед и округлены,

  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

  • средняя часть спинки языка прогибается,

  • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Упражнение звук “Ж”

При произнесении звука “Ж”:

  • губы вытянуты вперед и округлены,

  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

  • средняя часть спинки языка прогибается,

  • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ж.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Упражнение звук “Ч”

При произнесении звука “Ч”:

  • губы вытянуты вперед и округлены,

  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

  • кончик языка касается резцов,

  • средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

  • весь язык несколько продвинут вперед,

  • артикуляция в два этапа:

    1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

    2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

  • струя воздуха сильная и короткая,

  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Ч.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным

Упражнение звук “Щ”

При произнесении звука “Щ”:

  • губы вытянуты вперед и округлены,

  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

  • кончик языка поднят до уровня верхних зубов,

  • передняя часть спинки языка несколько прогибается,

  • средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,

  • задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,

  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,

  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук Щ.

Название упражнения, образ

Описание упражнения

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Упражнение звук “Л”

При произнесении звука “Л”:

  • положение губ нейтральное,

  • зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

  • кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,

  • спинка языка опущена,

  • задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,

  • боковые края языка опущены,

  • слабая струя воздуха проходит по бокам языка,

  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционная гимнастика. Звук Л.

Название упражнения,

образ

Описание упражнения

“Окошко”

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Упражнение звук “Р”

При произнесении звука “Р”:

  • положение губ нейтральное,

  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

  • спинка языка опущена,

  • задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

  • сильная струя воздуха проходит посередине,

  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук Р.

Название упражнения, образ

Описание упражнения

“Окошко”

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Лошадка”

Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

“Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Молоточек”

Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

“Пулемет”

Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:

“Д-д-д-д”.

“Моторчик”

Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

“Колокольчик”

Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

kopilkaurokov.ru

Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки

Комплексы артикуляционной гимнастикиКомплекс артикуляционной гимнастики, указанный в памятках, способствует выработке тонких артикуляционных движений; формированию правильных артикуляционных укладов губ и языка; развитию переключаемости органов артикуляционного аппарата. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Звук “С”

При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика для звука С.

“Улыбка”

  • Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

  • Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

  • Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

  • Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

  • Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

Звук “З”

При произнесении звука “З”: губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика.

“Улыбка”

  • Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

  • Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

  • Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

  • Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

  • Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Колокольчик”

  • Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Звук “Ц”

При произнесении звука “Ц”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, артикуляция в два этапа: передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Улыбка”

  • Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик”

  • Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок”

  • Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок”

  • Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка”

  • Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Киска сердится”

  • Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”

  • С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

  • Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

  • Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Звук “Ж”

При произнесении звука “Ж”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”

  • С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

  • Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

  • Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Колокольчик”

  • Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Звук “Ч”

При произнесении звука “Ч”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед, артикуляция в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, струя воздуха сильная и короткая, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”

  • С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

  • Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

  • Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Грибок”

  • Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

Звук “Щ”

При произнесении звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят до уровня верхних зубов, передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”

  • С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

  • Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

  • Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Звук “Л”

При произнесении звука “Л”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционная гимнастика.

“Окошко”

  • Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

  • Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”

  • Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Колокольчик”

  • Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Звук “Р”

При произнесении звука “Р”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика.

“Окошко”

  • Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели”

  • Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Лошадка”

  • Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

“Грибок”

  • Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Непослушный язычок”

  • Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”

  • Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Красим верхний заборчик”

  • Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

  • Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Молоточек”

  • Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

“Пулемет”

  • Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:

“Д-д-д-д”.

“Моторчик”

  • Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

Жданова А.Р.,учитель-логопед

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Для выработки правильного произношения звуков Л, Р, Ж, Ш.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

« Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Оближем губки».

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Параллельно с упражнениями для мышц языка отрабатываем упражнения

для выработки правильного речевого выдоха.

«Фокус» (с ваткой)

Маленький кусочек ватки приклеить с помощью слюны на кончик носа. Язык высунуть изо рта и поднять к верхней губе. Сделать вдох носом и резко выдохнуть через рот так, чтобы струя выдыхаемого воздуха, пройдя через язычок, подняла кусочек ватки вертикально вверх. Повторить несколько раз.

«Футбол»

Скатать ватный шарик и положить его на стол. Из подручного материала соорудить воротики. Присесть так, чтобы ротовая полость находилась на одном уровне с крышкой стола. Высунуть широкий кончик языка и положить его на нижнюю губу. Подуть на ватный шарик так, чтобы струя выдыхаемого воздуха, проходя посередине языка, загоняла его в ворота.

Артикуляционная гимнастика для выработки правильного произношения звуков

С, З, С’, З', Ц.

При правильном произнесении звука «С» губы растянуты в улыбку, зубы соединены на расстояние 1-2 мм, кончик языка опущен за нижние передние зубы, а боковые края подходят к верхним коренным зубам. Посередине языка образуется желобок, по которому проходит резкая воздушная струя.

При произнесении звука «Сь», губы более растянуты и напряжены, кончик языка также упирается в нижние зубки, но его передняя и средняя части выше подняты к нёбу и ещё более продвинуты вперед и сужены, вследствие чего свистящий шум становится мягче.

Звуки «З» и «Зь» произносятся также, только с участием голоса.

Звук «Ц» образуется при плавном слиянии звуков «Т» и «С» и относится к глухим, всегда твердым согласным звукам. При произнесении звука «Ц» речевые органы занимают схожее положение со звуком «С». Кончик языка упирается в нижние зубы, а его передняя часть смыкается с нёбом.

Примерные артикуляционные упражнения для постановки звуков «С», «З», «Ц».

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. Время выполнения 25-30 сек.

«Киска сердится»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Удержать данное положение языка под счет до 5-ти. Повтор 4-5 раз.

«Птенчик»

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости (птенчик спит). Удержать язык в данном положении под счет до 5-ти. Повтор 3-4 раза.

«Оближем губки»

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Повтор 3-4 раза.

«Упрямый ослик»

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка подняты к верхним зубам. В таком положении произнести звук «и», затем «е». Язык напряжен, посередине языка образуется желобок, по которому идет воздушная струя. Отработав данный вариант произношения, далее произносим после «и» звук «с» (при произнесении звука «с» зубы сближаются).

Параллельно с упражнениями для мышц языка отрабатываем упражнения

для выработки правильного речевого выдоха.

«Фокус» (с ваткой)

Маленький кусочек ватки приклеить с помощью слюны на кончик носа. Язык высунуть изо рта и поднять к верхней губе. Сделать вдох носом и резко выдохнуть через рот так, чтобы струя выдыхаемого воздуха, пройдя через язычок, подняла кусочек ватки вертикально вверх. Повторить несколько раз.

«Футбол»

Скатать ватный шарик и положить его на стол. Из подручного материала соорудить воротики. Присесть так, чтобы ротовая полость находилась на одном уровне с крышкой стола. Высунуть широкий кончик языка и положить его на нижнюю губу. Подуть на ватный шарик так, чтобы струя выдыхаемого воздуха, проходя посередине языка, загоняла его в ворота.

Артикуляционная гимнастика

Для выработки правильного произношения

звука [К]

«Киска сердится» или «Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Удержать данное положение языка под счет до 5-ти. Повтор 4-5 раз.

Упражнение «Катание с горы»

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К].

«Удержание языка»

Просим ребенка высунуть язык изо рта. При помощи марлевой салфетки удерживаем язык, а ребенок пытается убрать язык внутрь рта. Повторить 4-5 раз.

«Язычок-борец»:

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Произнесение звука [К]

КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….

КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.

КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.

КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.

«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.

– отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

studfiles.net

Артикуляционная гимнастика для детей

Родители прикладывают немало усилий, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким. Каждое утро — зарядка, закаливание холодной водой. Физические упражнения укрепляют мышцы рук, ног, спины и живота.

Но есть особая группа мышц, которая не бросается в глаза, но тем не менее, для полноценного развития она очень важна. Речь идет о группе артикуляционных органов.

Если не уделять должного внимания тренировкам языка, губ и неба, в будущем у малыша могут возникнуть проблемы с речевым аппаратом. Поэтому развитие артикуляционной моторики должно стоять на втором месте после общеукрепляющей гимнастики для тела.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика для детей? Совсем крохам, до 2 лет, она поможет осознать, что основное предназначение их ротика и языка — это речь.

Деткам от 2 до 4 лет упражнения помогут подготовить органы речи к правильному звукопроизношению. Ну а ученикам младших классов такая тренировка поможет преодолеть уже имеющиеся проблемы.

Вспомните, наверняка среди ваших знакомых есть детки, которые уже учась в школе не очень хорошо выговаривают ряд звуков (как правило, проблемы возникают со звуками [р], [л], [с], [ш]).

Из этой статьи вы узнаете

Чем раньше — тем лучше

Артикуляционная гимнастика для малышей может иметь место уже тогда, когда ваш кроха начинает интересоваться окружающим миром.

Для совсем маленьких человечков, которым еще и годика-то нет, тренировки должны носить игровой характер. Заниматься с ребенком можно в любое время: купая его, переодевая, во время прогулки, перед сном.

Задача мамы или папы — показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать.

Игру “кто как говорит” любят все годовалые карапузы. Покажите ребенку, как мяукает кошка, кукарекает петух, цокает копытами лошадка или мычит корова.

При этом воспроизводите звуки разной тональности и с выразительной интонацией, широко открывайте рот, чтобы малыш увидел, в каком положении находится язык в случае речи каждого животного. Четко выговаривайте все эти “кукареку” и “бе-е”, желательно сделать упор на тягучие слоги.

Для детей старше 2 лет развитие артикуляционной моторики должно включать более сложные, но не менее занимательные упражнения.

Занимаемся с ребенком дошкольного возраста

Хоть малыш подрос и окреп, тем не менее тренировки артикуляции должны по прежнему происходить в игровой форме. Главная задача родителей — заинтересовать свое чадо, и впоследствии всячески поддерживать в нем этот интерес.

Не стоит говорить “А теперь — время зарядки для языка” (любые обязательные занятия вызывают только скуку), лучше предложить: “Давай поиграем”!

А чтобы гимнастика и в самом деле напоминала игру, можно подготовить интересные картинки, которые будут сопровождать упражнения. Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с тем, какими могут быть рисунки. Впрочем, вы можете подготовить любые другие картинки, главное — чтобы они были красочными.

Артикуляционная гимнастика включает такие упражнения

  • Улыбка — малыш должен широко улыбнуться, удержать это положение на некоторое время. Губы сомкнуты.
  • Забор — напоминает предыдущее упражнение, только губы раздвинуты, видно два ряда зубок (верхний и нижний).

заборчик

  • Слоник — карапузу предлагается вытянуть губы трубочкой, как слоник тянет хобот. Зубки при этом стиснуты.

трубочка

  • Тесто — повторяя “пя-пя-пя”, ребенок шлепает губами, между которым находится вытянутый язычок.

тесто

  • Лошадка — это упражнение любят все детки, ведь нужно всего лишь цокать язычком, издавая звуки стука лошадиных подков о мостовую.

лошадка

  • Горка — ротик карапуза широко открыт, точка опора для языка — нижние зубки. Язычок нужно выгнуть дугой, чтобы он напоминал округлую горку.

горка

  • Варенье было очень вкусное — представьте, что на верхней губе находятся остатки сгущенки или варенья, которые нужно слизнуть. Быстрым движением ребенок слизывает кончиком языка вкуснятину с верхней губы сверху вниз. Мама следит, чтобы нижние зубки не прикусывали язык.

вкусное варенье

  • Блинчик — кончик языка покоится на нижней губе, как блинчик на тарелке, рот приоткрыт.

блинчик

  • Грибок — начальное положение — как при упражнении “Лошадка”. Малышу нужно цокать, но гораздо медленнее. При этом язык распластывается по небу (это плоская шляпка грибка), а уздечка превращается в тонкую перегородку (ножка грибка). Это положение нужно зафиксировать.

грибок

  • Качели — ротик приоткрыт, язык поочередно нужно поднимать вверх, за верхние зубки, и опускать вниз — за нижний ряд зубов. Чтобы упростить задачу, мама или папа может при этом приговаривать “вверх-вниз”.

качели

  • Маляр — “красим” верхнее небо, работая языком, как малярной кистью (“красящие” движения должны быть вертикальными).

маляр

  • Чашечка — пусть карапуз попробуют высунуть язык, приподняв его кончик и края. Положение нужно зафиксировать на несколько секунд.

чашечка

  • Именинный торт — предложите ребенку задуть свечку на воображаемом торте. Губы сложены трубочкой, но щеки не надуваются, воздух выходит не рывками, а ровной струей.
  • Чистые зубки — ребенок по очереди “чистит” язычком изнутри верхние и нижние зубки.
  • Сдуй муху — вытянув язык (как в задании “Варенье”), нужно попытаться достать им кончик носа. Зафиксировав язык в максимально возможном вытянутом положении, малыш дует вверх. Воздух, проходя по такому желобу, должен попасть на кончик носа.
  • Ловим мышку — ротик слегка приоткрыт, наружу высунут только кончик языка — это мышиный хвостик. В таком положении ребенок говорит “а-а-а”. На третьем “а” зубками нужно легонько прикусить язычок — поймать мышонка за торчащий хвостик.
  • Работящий дятел — широко улыбаясь, малыш воспроизводит дробь “д-д-д”. Языком он касается основания верхних зубов. В этом упражнении нижняя челюсть не задействована, поэтому маме нужно следить, чтобы она не двигалась.

Все эти упражнения помогут малышу подготовить речевой аппарат к такой тонкой работе, как произношение “вредных” звуков [р], [л], [ж], [ш], [с], [з], [ц].

Рекомендации и советы

Маленькие детки 3-5 лет не отличаются усидчивостью и сосредоточенностью. Чтобы тренировки не превращались в пытку для обеих сторон, нужно учитывать некоторые нюансы:

  • заинтересовать малыша можно только личным примером. Занимайтесь вместе в удобное время. Дети любят соревноваться, предложите своему чаду игру “У кого лучше получится”;
  • показывайте ребенку, как нужно правильно делать упражнения. Чтобы карапуз мог оценить свой результат, заниматься лучше, сев вдвоем у настенного зеркала. Если такой возможности нет, дайте ребенку в руки небольшое зеркальце. Вам в этом случае придется сесть напротив него;
  • не переусердствуйте. Малыши не могут долго сидеть на одном месте, поэтому выполняйте за один подход 2-3 упражнения. В целом у вас должно уйти на это 5-10 минут, больше непоседа просто не высидит;
  • статические упражнения (те задания, где требуется удержать язык в оговоренном положении) нужно выполнять в течении 5-10 секунд;
  • на каждое задание выделяйте 5-6 повторов;
  • если малыш испытывает затруднение с каким-либо упражнением, посвятите сегодняшнее занятие только проблемному заданию.

Обязательно хвалите ребенка, отмечайте его достижения. Если что-то не получается с первого раза (или даже со второго), постарайтесь спокойно объяснить карапузу, что именно он делает неправильно. Утешьте кроху: “Посмотри, у меня тоже так не получается. Давай еще раз попробуем вместе”!

Не оттягивайте начало тренировок. Ребенку с невнятной речью тяжело общаться со сверстниками, находить общий язык. В результате он может избегать игр, сторониться общения.

Разве такого желают родители для своего ребенка? Напротив, малыш с правильной речью с малых лет будет активно принимать участие в детских забавах и легко адаптироваться в коллективе.

razvitie-vospitanie.ru