Значение утренней зарядки. Значение утренняя гимнастика


Значение утренней гимнастики

Подобный материал:
  • Методика проведения утренней гимнастики. Условия проведения утренней гимнастики. Закаливающие, 12.01kb.
  • Основные причины травматизма во время занятий физической культурой, 1097.24kb.
  • Рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы студентов наименование тем,, 25.63kb.
  • Составьте и выполните комплекс утренней гимнастики. Билет №2. Основные требования, 73.67kb.
  • Составьте и выполните комплекс утренней гимнастики.   Билет №2 Основные требования, 39.58kb.
  • Темы рефератов по дисциплине «Физическая культура» для студентов очной формы обучения,, 109.4kb.
  • «самомассаж», 106.15kb.
  • «самомассаж», 105.5kb.
  • Темы контрольных работ по гимнастике для студентов заочников 2к. Ффк (3 сессия), 28.01kb.
  • Функциональные обязанности музыкального руководителя, 46.49kb.
Утренняя гимнастика

Значение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность. Теория и методика утренней гимнастики разработаны Н. Метловым, В. Невским и др.

Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции.

После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, - вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

Все сказанное выше относится к утренней гимнастике, или, как ее называют в практике, зарядке, которая проводится сразу после пробуждения ребенка в семье и учреждении интернатного типа. В группах дневного пребывания она сохраняет оздоровительное и организующее значение.

Утренняя гимнастика, влияя на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.

В целях закаливания организма детей температура воды систематически, но постепенно снижается; при этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача22.

Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повыш ающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка.

Подбор упражнений в комплексе утренней гимнастики. Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Подбор упражнений в комплексы предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц в интенсивную работу, их развития и укрепления в целях воспитания правильной осанки.

Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. При этом устанавливается такая последовательность упражнений: 1) для развития и укрепления мышц плечевого пояса, содействующих развитию подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника; 2) для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующих развитию этих мышц, оказывающих массирующее действие на внутренние органы, развивающих суставы ног, способствующих формированию правильной осанки; 3) для развития мышц брюшного пресса и ног, направленных на укрепление этих мышц и оказывающих массирующее действие на внутренние органы.

Подбор конкретных упражнений в комплексы определяется Программой для каждой возрастной группы с учетом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также их индивидуальных особенностей.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и легкого бега, благотворно влияющего на функциональное состояние организма, непродолжительных упражнений, предусматривающих профилактику плоскостопия, развитие ориентировки в пространстве, затем дети строятся в несколько колонн или в круг для выполнения общеразвивающих упражнений. После этого проводится бег (или прыжки) с постепенным переходом сначала на интенсивную, а затем на ходьбу с замедлением, которая заканчивается шагом на месте и остановкой.

Таким образом, в процессе утренней гимнастики постепенно включаются в работу все основные группы мышц, вовлекая весь организм в деятельное состояние. После наиболее высокой физической нагрузки, во время бега или прыжков, происходит постепенное ее снижение (во время ходьбы), и к моменту остановки состояние организма достигает прежней нормы.

Весьма целесообразным является использование на утренней гимнастике предметов (флажки, палки, обручи и т.д.) при условии подготовки их в определенном порядке и в обусловленном месте, откуда дети берут их в процессе ходьбы.

Музыка на утренней гимнастике.

В процессе утренней гимнастики музыка вызывает у детей эмоциональный подъем, радостные ощущения.

Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, бодрая ходьба, с которой начинается утренняя гимнастика, согласуется с музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы снизить возбуждение и привести организм в норму; в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным, исполняться в умеренном темпе23. В старших группах рекомендуется начинать гимнастику с ходьбы под песню. Исполнение песни создает у детей бодрое настроение и является своеобразной и полезной дыхательной гимнастикой,

При отсутствии музыкального руководителя воспитатель может пользоваться одним из уда рных инструментов - бубном, барабаном или музыкой в грамзаписи.

Методика проведения утренней гимнастики.

Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно установленное по режиму время.

Утренняя гимнастика вводится с первой младшей группы.

Подбор упражнений (комплексы) и продолжительность гимнастики определяются Программой с учетом особенностей и возможностей детей каждой возрастной группы.

Упражнения, включаемые в утреннюю гимнастику, разучиваются с детьми предварительно на физкультурных занятиях. Однако они не копируют точно то или иное движение, но имеют с ним общую основу. Например, упражнение на утренней гимнастике «Коснуться палкой колена согнутой ноги из положения палка вверху над головой» подготавливается на занятиях, когда дети делают хлопок ладонями обеих рук о колено согнутой ноги из положения руки в стороны - вверх или аналогичное упражнение с флажками, обручем и т.п. Такие однотипные упражнения, не требуя специального разучивания, в то же время систематически тренируют навыки благодаря применению разнообразных предметов. Чем больше вариантов используется, тем лучше вырабатывается двигательный навык, точнее выполняется упражнение и значительнее оздоровительный эффект.

Продолжительность каждого комплекса утренней гимнастики обычно 7 дней. В течение этого времени в комплекс могут быть включены аналогичные по задачам варианты упражнений, заменены используемые предметы.

На утренней гимнастике не происходит обучения движениям, поэтому не нужны предварительное объяснение и показ упражнений воспитателем. В младших группах и в первой половине года в средней воспитатель предлагает детям выполнять упражнения одновременно с ним, применяя игровые приемы. В дальнейшем в средней (вторая половина года), старшей и подготовительной к школе группах он кратко называет упражнение, дает команду для исходного положения (например: «Основную стойку принять!»). После этого дети выполняют упражнение вместе с воспитателем. Такая организация утренней гимнастики целесообразна: дети непосредственно воспринимают безукоризненный образец, правильно воспроизводят его. Однако воспитатель не всегда делает все упражнения. Если, например, выполняется наклон вперед с опусканием головы вниз или вращение туловища, при котором воспитатель не видит детей, то ему целесообразнее наблюдать за выполнением упражнения детьми, регулировать их темп и, если нужно, помогать краткими указаниями.

Воспитатель следит за дыханием детей, требуя фиксации выдоха словом или звуком. Этот прием сохраняется и при выполнении упражнений под музыку. Окончание каждого упражнения всегда совпадает с окончанием музыкальной фразы, и в соответствии с этим дети негромко произносят: «Вниз», «Хлоп», «Сели» и др.

До начала упражнений и по окончании их дети старших групп стоят в основной стойке (пятки вместе, носки врозь). Из этого положения они меняют стойку по указанию воспитателя для следующего упражнения, а также начинают ходьбу. По окончании ходьбы они вновь принимают основную стойку. Это содействует приучению ребенка к правильному держанию тела (осанка), воспитывает подтянутость, организованность. В младших и средних группах дети стоят в стойке - ноги слегка расставлены, ступни параллельно друг другу, что является профилактикой деформации стопы.

В конце утренней гимнастики ходьба с постепенным снижением темпа заканчивается шагом на месте с невысоким подъемом ног, выполнением дыхательных упражнений. Это приводит пульс ребенка в норму.

После утренней гимнастики дети переходят к какой-либо установленной для них врачом водной закаливающей процедуре (обтирание, обливание, душ).

В группах детей разного возраста основным требованием является учет возрастных подгрупп. В связи с этим упражнения утренней гимнастики подбираются отдельно для каждой подгруппы в соответствии с Программой и возможностями детей.

Последовательность проведения гимнастики с каждой подгруппой определяется режимом в целом. Недопустимо объединять детей различного возраста для выполнения общих для всех упражнений; в таких случаях младшие по возрасту дети выполняют непосильные упражнения, рассчитанные на более старших, и утомляются, а старшие, выполняя упражнения, предназначенные для младших, теряют интерес к заданиям и не получают необходимой им физической нагрузки.

Условия для проведения утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами или на чистой травяной или земляной площадке во дворе.

Дети стационарных групп выходят на утреннюю гимнастику в трусиках и тапочках. Дети, пришедшие из дома, тоже переодеваются. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны.

Если утренняя гимнастика проводится на воздухе, то дети в осенне-зимний сезон надевают специальные костюмы, а возвратясь с гимнастики, принимают водную процедуру.

В зале с открытыми окнами (осенью и зимой) или при выходе на воздух гимнастика начинается с непродолжительной быстрой ходьбы, переходящей на бег, вырабатывающей в организме тепло и вызывающей усиленную работу сердца, легких, активизирующей функции вегетативной нервной системы. Бег постепенно переходит на ходьбу интенсивного, быстрого темпа с последующим замедлением и перестроением детей в круг или колонны.

В процессе мышечной работы, требующей большого количества кислорода, углубляется дыхание, в организме усиленно вырабатывается тепло и исключается опасность охлаждения. При регулярном повторении процесс теплорегуляции совершенствуется и вырабатывается привычка к холодной температуре. Дети перестают зябнуть и бояться холода, их нервная система укрепляется, они охотно занимаются на воздухе. Большое значение имеет воспитание эмоционально положительного отношения. «Мы физкультурники!» - говорят дети.

При пониженной температуре все упражнения, входящие в комплекс, даются в более энергичном темпе. Это необходимо для скорейшей выработки тепла в организме и возникновения у детей положительных эмоций, влияющих на физиологические процессы теплорегуляции, способствующие восстановлению температуры кожи.

geum.ru

Значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика

Значение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность. Теория и методика утренней гимнастики разработаны Н. Метловым, В. Невским и др.

Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции.

После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, - вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.

Все сказанное выше относится к утренней гимнастике, или, как ее называют в практике, зарядке, которая проводится сразу после пробуждения ребенка в семье и учреждении интернатного типа. В группах дневного пребывания она сохраняет оздоровительное и организующее значение.

Утренняя гимнастика, влияя на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.

В целях закаливания организма детей температура воды систематически, но постепенно снижается; при этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача22.

Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повыш ающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка.

^ Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Подбор упражнений в комплексы предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц в интенсивную работу, их развития и укрепления в целях воспитания правильной осанки.

Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. При этом устанавливается такая последовательность упражнений: 1) для развития и укрепления мышц плечевого пояса, содействующих развитию подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника; 2) для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующих развитию этих мышц, оказывающих массирующее действие на внутренние органы, развивающих суставы ног, способствующих формированию правильной осанки; 3) для развития мышц брюшного пресса и ног, направленных на укрепление этих мышц и оказывающих массирующее действие на внутренние органы.

Подбор конкретных упражнений в комплексы определяется Программой для каждой возрастной группы с учетом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также их индивидуальных особенностей.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и легкого бега, благотворно влияющего на функциональное состояние организма, непродолжительных упражнений, предусматривающих профилактику плоскостопия, развитие ориентировки в пространстве, затем дети строятся в несколько колонн или в круг для выполнения общеразвивающих упражнений. После этого проводится бег (или прыжки) с постепенным переходом сначала на интенсивную, а затем на ходьбу с замедлением, которая заканчивается шагом на месте и остановкой.

Таким образом, в процессе утренней гимнастики постепенно включаются в работу все основные группы мышц, вовлекая весь организм в деятельное состояние. После наиболее высокой физической нагрузки, во время бега или прыжков, происходит постепенное ее снижение (во время ходьбы), и к моменту остановки состояние организма достигает прежней нормы.

Весьма целесообразным является использование на утренней гимнастике предметов (флажки, палки, обручи и т.д.) при условии подготовки их в определенном порядке и в обусловленном месте, откуда дети берут их в процессе ходьбы.

^

В процессе утренней гимнастики музыка вызывает у детей эмоциональный подъем, радостные ощущения.

Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, бодрая ходьба, с которой начинается утренняя гимнастика, согласуется с музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы снизить возбуждение и привести организм в норму; в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным, исполняться в умеренном темпе23. В старших группах рекомендуется начинать гимнастику с ходьбы под песню. Исполнение песни создает у детей бодрое настроение и является своеобразной и полезной дыхательной гимнастикой,

При отсутствии музыкального руководителя воспитатель может пользоваться одним из уда рных инструментов - бубном, барабаном или музыкой в грамзаписи.

^

Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно установленное по режиму время.

Утренняя гимнастика вводится с первой младшей группы.

Подбор упражнений (комплексы) и продолжительность гимнастики определяются Программой с учетом особенностей и возможностей детей каждой возрастной группы.

Упражнения, включаемые в утреннюю гимнастику, разучиваются с детьми предварительно на физкультурных занятиях. Однако они не копируют точно то или иное движение, но имеют с ним общую основу. Например, упражнение на утренней гимнастике «Коснуться палкой колена согнутой ноги из положения палка вверху над головой» подготавливается на занятиях, когда дети делают хлопок ладонями обеих рук о колено согнутой ноги из положения руки в стороны - вверх или аналогичное упражнение с флажками, обручем и т.п. Такие однотипные упражнения, не требуя специального разучивания, в то же время систематически тренируют навыки благодаря применению разнообразных предметов. Чем больше вариантов используется, тем лучше вырабатывается двигательный навык, точнее выполняется упражнение и значительнее оздоровительный эффект.

Продолжительность каждого комплекса утренней гимнастики обычно 7 дней. В течение этого времени в комплекс могут быть включены аналогичные по задачам варианты упражнений, заменены используемые предметы.

На утренней гимнастике не происходит обучения движениям, поэтому не нужны предварительное объяснение и показ упражнений воспитателем. В младших группах и в первой половине года в средней воспитатель предлагает детям выполнять упражнения одновременно с ним, применяя игровые приемы. В дальнейшем в средней (вторая половина года), старшей и подготовительной к школе группах он кратко называет упражнение, дает команду для исходного положения (например: «Основную стойку принять!»). После этого дети выполняют упражнение вместе с воспитателем. Такая организация утренней гимнастики целесообразна: дети непосредственно воспринимают безукоризненный образец, правильно воспроизводят его. Однако воспитатель не всегда делает все упражнения. Если, например, выполняется наклон вперед с опусканием головы вниз или вращение туловища, при котором воспитатель не видит детей, то ему целесообразнее наблюдать за выполнением упражнения детьми, регулировать их темп и, если нужно, помогать краткими указаниями.

Воспитатель следит за дыханием детей, требуя фиксации выдоха словом или звуком. Этот прием сохраняется и при выполнении упражнений под музыку. Окончание каждого упражнения всегда совпадает с окончанием музыкальной фразы, и в соответствии с этим дети негромко произносят: «Вниз», «Хлоп», «Сели» и др.

До начала упражнений и по окончании их дети старших групп стоят в основной стойке (пятки вместе, носки врозь). Из этого положения они меняют стойку по указанию воспитателя для следующего упражнения, а также начинают ходьбу. По окончании ходьбы они вновь принимают основную стойку. Это содействует приучению ребенка к правильному держанию тела (осанка), воспитывает подтянутость, организованность. В младших и средних группах дети стоят в стойке - ноги слегка расставлены, ступни параллельно друг другу, что является профилактикой деформации стопы.

В конце утренней гимнастики ходьба с постепенным снижением темпа заканчивается шагом на месте с невысоким подъемом ног, выполнением дыхательных упражнений. Это приводит пульс ребенка в норму.

После утренней гимнастики дети переходят к какой-либо установленной для них врачом водной закаливающей процедуре (обтирание, обливание, душ).

В группах детей разного возраста основным требованием является учет возрастных подгрупп. В связи с этим упражнения утренней гимнастики подбираются отдельно для каждой подгруппы в соответствии с Программой и возможностями детей.

Последовательность проведения гимнастики с каждой подгруппой определяется режимом в целом. Недопустимо объединять детей различного возраста для выполнения общих для всех упражнений; в таких случаях младшие по возрасту дети выполняют непосильные упражнения, рассчитанные на более старших, и утомляются, а старшие, выполняя упражнения, предназначенные для младших, теряют интерес к заданиям и не получают необходимой им физической нагрузки.

^ Утренняя гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами или на чистой травяной или земляной площадке во дворе.

Дети стационарных групп выходят на утреннюю гимнастику в трусиках и тапочках. Дети, пришедшие из дома, тоже переодеваются. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны.

Если утренняя гимнастика проводится на воздухе, то дети в осенне-зимний сезон надевают специальные костюмы, а возвратясь с гимнастики, принимают водную процедуру.

В зале с открытыми окнами (осенью и зимой) или при выходе на воздух гимнастика начинается с непродолжительной быстрой ходьбы, переходящей на бег, вырабатывающей в организме тепло и вызывающей усиленную работу сердца, легких, активизирующей функции вегетативной нервной системы. Бег постепенно переходит на ходьбу интенсивного, быстрого темпа с последующим замедлением и перестроением детей в круг или колонны.

В процессе мышечной работы, требующей большого количества кислорода, углубляется дыхание, в организме усиленно вырабатывается тепло и исключается опасность охлаждения. При регулярном повторении процесс теплорегуляции совершенствуется и вырабатывается привычка к холодной температуре. Дети перестают зябнуть и бояться холода, их нервная система укрепляется, они охотно занимаются на воздухе. Большое значение имеет воспитание эмоционально положительного отношения. «Мы физкультурники!» - говорят дети.

При пониженной температуре все упражнения, входящие в комплекс, даются в более энергичном темпе. Это необходимо для скорейшей выработки тепла в организме и возникновения у детей положительных эмоций, влияющих на физиологические процессы теплорегуляции, способствующие восстановлению температуры кожи.

do.gendocs.ru

Значение утренней зарядки

ЗНАЧЕНИЕ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ

инструктор по физической культуре

Ланцова В. Ф.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполняться непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики.

Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который способствует оздоровлению организма ребёнка.

Литература:

  1. Ермакова З.И. На зарядку, малыши! – 2-е изд., перераб. – Мн., «Нар. Асвета», 1981. С. 3 – 57.
  1. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., «Просвещение», 1972. С. 203 – 208.
  1. Нарскин Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Под. Ред. Г.И. Нарскина. – Мн.: «Полымя», 2002. – С.17 – 18, 122 – 131.

do.gendocs.ru