планирование пальчиковой и зрительной гимнастики. средний возраст.docx. Зрительная гимнастика фрукты


Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов "В гостях у ОСЕНИ"

Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов "В гостях у ОСЕНИ"

для учащихся начальных классов VIII вида.

      Тренинг состоит из 7 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащимися 3-го класса с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:
  1. Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.
  2. развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время суток.
  3. Развивать психомоторные навыки ориентировки в пространстве большом и малом.
  4. Развивать психомоторные навыки: точность движений, координации, речи, двигательную память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.
  5. Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.

Средства коррекции: игры, упражнения, рисование, лепка, аппликация и т.д.

Форма коррекции: групповая

Материалы и оборудование: раздаточный наглядный дидактический материал, бумага, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, природный материал, овощи, крупы.

ЗАНЯТИЕ 1.  ВСТРЕЧА.

Задачи:

Коррекционные:

  • Научить произвольному напряжению - расслаблению
  • Развивать мелкую и крупную моторику
  • Развивать тактильные ощущения
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие
  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы
  • Развивать координацию движений,
  • Развивать речь
  • Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

  • Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
  • Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

  • Мешочек с овощами
  • Плакат "Контурные изображения предметов"(изготовлен своими руками )
  • Нарисованные картинки "Морковки" на ниточках
  • Карточки с изображением овощей по точкам
  • Разрезная картинка "Капуста" с образцом
  • Карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 1.

 

1

Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

Загадка о зайчике.

2 мин.

3

Игра "Зайчики".

3 мин.

4

Зрительная гимнастика "Морковка".

2 мин.

5

Игра "Волшебный мешочек овощей".

5 мин.

6

Упражнение "Зашумлённые овощи".

5 мин.

7

Дыхательное упражнение "Морковка".

2 мин.

8

Физкультминутка. Игра "Зайчик".

2 мин.

9

Упражнение. "Разрезные картинки. Капуста".

5 мин.

10

Пальчиковая гимнастика.

2 мин.

11

Упражнение "Дорисуй овощи".

6 мин.

12

Релаксация.

2 мин.

13

Завершение занятия.

2 мин.

 

40 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости!

//Ответы детей//

авайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.

По дороге золочёной Осень щедрая идёт. Убранным листами клёна Сундучок с собой несёт.          Сундучок с её приданным          Полон солнечных даров          Много тут брусники красной          Спелых яблок и грибов. По дороге золочёной Осень в гости к нам пришла И зверятам и ребятам Всем подарки принесла.

//Выходит "Осень" с сундучком//.

Осень: Здравствуйте, ребята! К вам пришла я в гости. Знаете кто я?

/Ответы детей/.

А как вы узнаёте, что я прихожу?

//Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени. Раздаётся стук в дверь.//

Психолог: К нам кто-то ещё пришёл.Зайчик: Здравствуйте, ребята, а знаете ли вы кто я? Вспомните про меня загадку.Дети вспоминают загадку: Зимой - белый, летом - серый. Зайчик: Какие, вы, молодцы! А теперь поиграем в игру "Зайчики"

ИГРА "ЗАЙЧИКИ".

Цель: развитие общей моторики, двигательной памяти.

Ход игры: Дети по кругу делают три прыжка и бегут. Повторяется несколько раз.

Зрительная гимнастика. "МОРКОВКА".

Цель: Развитие двигательных мышц глаза.

Ход упражнения: У детей в руках морковки (вырезанные из бумаги) и они выполняют движения соответственно тексту.

Вверх морковку подними На неё ты посмотри Вниз морковку опусти Только глазками смотри.          Вверх и вниз и вправо-влево          Ах, да Заинька умелый          Глазками моргает          Глазки закрывает Зайчики морковки взяли, С ними весело плясали.

Наглядный материал:

Игра "ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК".

Цель. Развитие тактильных ощущений, восприятия цвета, формы, величины.

Ход игры. Дети определяют на ощупь: Какие овощи лежат в мешочке. Называют их форму, цвет, размер.
Упражнение "Зашумлённые овощи и фрукты". Цель: развитие восприятия контурных изображений, внимания. Ход упражнения: Детям предлагаются карточку с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке. (Карточки можно изготовить самим)
Дыхательное упражнение "МОРКОВЬ".

Цель: Развитие направленного выдоха.

Ход упражнения. Дети дуют на морковки (вырезанные из бумаги или картона), висящие перед ними на ниточках, тонкой длинной струёй (Используется 4-х фазное правильное дыхание: 1,2,3,4 - вдох; 1,2,3,4 - задержка; 1,2,3,4 - выдох; 1,2,3,4 - задержка).

Игра "ЗАЙКА".

Цель: Развитие общей моторики, координации движений, речи.

Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.

Зайчик беленький сидит И ушами шевелит Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть          Лапки вверх, лапки вниз,    Н      а носочки поднимись          Лапки ставим на бочок          На носочках скок-скок-скок А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

Упражнение "РАЗРЕЗНАЯ КАПУСТА".

Цель: Развитие целостности восприятия, анализа, синтеза.

Ход упражнения: Дети собирают разрезную картинку - капусту, имея перед глазами образец.

Пальчиковая гимнастика "ЗАЙЧИК".

Цель: Развитие мелкой моторики, точности движений.

Ход упражнения: Дети выполняют движения соответственно тексту:

1,2,3,4,5 Вышел зайчик погулять Пошевелил одним ушком, другим. Двумя ушками.

Упражнение "ДОРИСУЙ ОВОЩИ".

Цель: Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия.

Ход упражнения: Дети рисуют по точкам контур овощей

(картофель, помидор, морковь, огурец, репка, свекла).

Раскрашивают их.

РЕЛАКСАЦИЯ "ВОЛК И ЗАЯЦ". Цель: Обучение приёмам релаксации. Ход упражнения: Ходит - бродит волк, ищет зайчика - дети напрягаются, сжимаются. Ушёл - расслабляются.

Завершение занятия. Подведение итогов.

Иванова Елена Михайловна Педагог - психолог г. Чебоксары

                               << В ГОСТЯХ У ОСЕНИ >>          ДАЛЕЕ -->

iemcko.ru

планирование пальчиковой и зрительной гимнастики. средний возраст.docx - Перспективное планирование. Пальчиковая и зрительная ...

Перспективное планирование.Пальчиковая и зрительная гимнастика. (2 год обучения)цясеМ.яледеНамеТПальчиковая гимнастика.Практические действия.Зрительная гимнастика.1.Пальчиковая гимнастикаВ огород мы пойдём ,Много овощей найдём.Вот огурец, зелёный молодец,Вот лучок, жёлтенький бочок,Красный помидор,Белая капуста,Чтобы не было в корзине пусто.1.Зрительная гимнастикаРаскололся тесный домикНа две половинки,И посыпались оттудаБусинки­дробинки.2.Прослеживание глазками зафонариком.3­я неделя.«Овощи»ьрбятнеС4­я неделя«Фрукты»ь 1­я неделя.«Дары леса»(грибы, ягоды,рбяткОшишки)Ну, а что останется, только мне2."Собираем урожай" ­ лепка разноцветных шариков из пластилина3."Сложи картинку" из 4 частей4. ."Строим забор" обводка по точкам5. ."Сушка овощей" ­ двойные трафареты развесить веревке1.Пальчиковая гимнастика.Очищаем апельсин,На тарелке он один,Апельсин я разломлю,Всех знакомых наделю:Эту дольку Ване, эту дольку Тане,Эту дольку Толе, эту дольку Коле,

достанется!2."Собираем урожай" ­ лепка разноцветных шариков из пластилина3."Сложи картинку" из 4 частей4. ."Строим забор" обводка по точкам5. «Большая и маленькая тарелочки» ­выгибание из проволоки тарелок круглойи овальной формы6. Аппликация «Фрукты, овощи»1.Пальчиковая гимнастика.Раз, два, три, четыре, пятьВ лес пойдём мы погулять,За черникой, За малиной,За брусникой,За калиной,Землянику мы найдемИ братишке отнесем2.Раскрашивание пластилином3.Сухой бассейн1.Зрительная гимнастика.Раскололся тесный домикНа две половинки,И посыпались оттудаБусинки­дробинки.2.Прослеживание глазками зафонариком с использованиемтаблиц.1. Зрительная гимнастика.Ходил ёжик по полянке Он искал грибы­опяткиГлазки щурил и моргалНо грибов не увидал.Вверх смотрел он,Вниз глядел,Сам тихоченько пыхтел.Смотрел влево,Смотрел вправо, Вдруг увидел гриб на славу!

znanio.ru

Зрительная гимнастика на занятиях учителя-дефектолога

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Темы: «Овощи-фрукты», «Грибы», «Ягоды»

Ослик

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

И.Лопухина

Дети вытягивают вперед указательный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами

Посмотреть вверх

Посмотреть вниз

Движения глазами влево – вправо

Посмотреть вниз

Посмотреть вверх

Круговые движения глазами

Закрыть глаза

Наша грядка

Раз, два, три, четыре пять

Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Там редиска, там салат.

Наша грядка просто клад.

В.Волина

Круговые движения глазами

Посмотреть вниз

Влево – вправо

Поморгать глазами

Фруктовая загадка

Раз, два, три, четыре пять

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе – лимон –

Фруктовый господин-барон,

Справа – яблоко в корзине.

Его купили в магазине.

Ну а снизу – апельсин,

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта – угадали?

Дети смотрят перед собой

Дети смотрят влево

Дети смотрят вправо

Дети смотрят вниз

Опята

Посмотри-ка вокруг: сколько опят!

Шляпки грибов, как монетки горят,

От шляпок рябит в глазах у ребят.

Движения глазами влево – вправо

Дети смотрят вдаль

Часто поморгать глазками

Речевое сопровождение

^

По ягоды

Справа зреет земляника,

Слева – сладкая черника,

Справа – красная брусника,

Слева спеет ежевика.

Ягоды все соберем

Отдохнем и потом домой пойдем.

Движения глазами влево – вправо

Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, повторить 6-8 раз

Рябина

Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом

30 секунд

В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза

Лесные ягоды

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

По заданному педагогом направлению дети перемещают взгляд

Тема: «Животные»

Мишка

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки

А внизу – берлога мишки

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Движения глазами внизу вверх

Движения глазами слева – направо

Посмотреть вверх

Движения глазами вниз

Прикрыть глаза

Васька

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Только мыши заскребут,

Чуткий Васька тут как тут,

Когти расправляются,

Глазки закрываются.

Васька мышек сторожит,

Притворился, будто спит.

Движения глазами влево – вправо

Указательные пальцы обеих рук поднести к внешним уголкам глаз и потянуть их, чтобы глаза сузились в щелочку, одновременно часто моргая

Опустить руки, расслабится на

2-3 секунды

Три медведя

Три медведя шли домой.

Папа был большой – большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок – малютка просто

Движения глазами вверх

Движения глазами вперед

Смотрят вниз

Однажды в лесу

Как-то осенью в лесу висела шишка

У всех на виду.

Шишка на всех глядела и тихонечко висела.

Лось сказал, что низко,

А зайчонок – высоко,

Белочка сказала – близко,

А ежонок – далеко.

Смотреть на указательный палец вытянутой руки

Движения глазами вниз

Движения глазами вверх

Движения глазами на кончик носа

Движения глазами вдаль

Медвежонок

Медвежонок потянулся

Раз – направо посмотрел

Два – налево посмотрел.

Лапы в стороны развел,

Меда видно не нашел.

(А.Гриднева)

Движения глазами вверх

Направо

Налево

Смотрят вдаль и разводят руками

Закрывают глаза

Тема: «Цветы»

Бутончики

Каждый бутончик

Склониться бы рад

Влево и вправо,

Вперед и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете

Движения глазами влево – вправо

Посмотреть вдаль и на кончик носа

Сомкнуть веки

Душистые цветы

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

Вот деревья, вот кусты,

Вот – душистые цветы.

Поднять глаза вверх

Круговые движения глазами

Посмотреть влево – вправо

Посмотреть вперед

Тема: «Осень»

Осенний лес

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – дуб,

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Круговые движения глазами

Движения глазами влево – вправо

Движения глазами вверх – вниз

Движения глазами по тексту

Осень

Осень! Осыпается весь наш бедный сад…

Листья пожелтели по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.Толстой

Дети выполняют движения глазами вверх – вниз

Круговые движения глазами влево и вправо

Посмотреть вдаль

Закрыть глазки

Листопад

Листопад, листопад, листья желтые летят,

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг

Желтый двор, желтый дом

Вся земля желта кругом.

Ю.Вакуленко

Движения глазами вверх – вниз

Движения глазами влево – вправо

Движения глазами вверх, по кругу

Движения глазами вниз, вдаль

Движения глазами по кругу

^

Снег-снежок

Снег-снежок, снег-снежок

По дорожке стелется.

Снег-снежок, снег-снежок,

Белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок,

Замело дорожки.

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке.

Частое моргание глазами

Движения глазами влево – вправо

Частое моргание глазами

Круговые движения глазами

Частое моргание глазами

Посмотреть вдаль

Частое моргание глазами

Посмотреть на ладошку

^

Весна

Весна, весна! Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордо головой

Расцвел подснежник голубой.

В.Ковалько

Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки

Широко открыть глаза

Поморгать глазками

^

Петушок

Перед нами петушок –

Он с земли зерно клюет.

Слева – курица идет,

Справа – уточка плывет.

Сверху солнце ярко светит,

Согревает всех на свете.

Посмотреть вдаль

Посмотреть вниз

Посмотреть влево

Посмотреть вправо

Посмотреть вверх

Быстро-быстро поморгать глазами

Жаворонок

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине.

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив круглый год.

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Частое моргание глазами

Речевое сопровождение

^

Тема: «Транспорт»

В городе

По городу автобусы и трамваи идут,

Их по маршрутам водители ведут

Поедут направо, налево, кругом

Свободны машины и ночью, и днем.

Круговые движения глазами

Движения глазами влево, вправо

Похлопать глазами

Машины

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень,

Поедут направо, налево, кругом

Свободны машины и ночью, и днем.

Н.Нищева

Движения глазами по кругу

Движения глазами направо, налево, кругом

Дети закрываю глаза – открывают

На луну

Старших всех мы уважаем,

Младших мы не обижаем,

Мы гуляем и читаем,

На луну слетать мечтаем.

А.Гриднева

Посмотреть вверх

Посмотреть вниз

Движения глазами направо – налево

Посмотреть вверх

Ракета

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Посмотри вверх, вниз, вперед.

Отправляемся в полет!

Выполнять движения глазами по тексту стихотворения

Самолет

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел –

Посмотрел,

Левое крыло отвел –

Поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Движения глазами вверх

Движения глазами вправо

Движения глазами влево

Круговые движения глазами

Движения глазами вверх

Речевое сопровождение

^

Тема: «Наш дом»

Это наш уютный дом.

Всей семьей мы в нем живем!

Посмотри-ка вверх, дружок!

Ты увидишь потолок.

Белый-белый он на вид –

Белой краскою покрыт.

На полу лежит ковер,

Как красив на нем узор!

Видишь голубой плафон?

Он висит под потолком.

На полу стол, стулья, кресло –

В нашем доме интересно!

Видишь, вешалка висит,

У стены диван стоит,

Смотри прямо – там буфет,

Много сладких в нем конфет.

Дальше – кухня, в ней кладовка,

Мышка там живет, плутовка.

Принесем мы мышке сыр,

Пусть она устроит пир.

^

Для начала мы с тобой

Повращаем головой.

Оборот и оборот,

А потом наоборот.

Поднимаем глазки вверх

Плавно опускаем вниз

Снова посмотри наверх,

Ну, дружочек, не ленись.

Посмотри-ка влево – вправо –

Это легкая забава.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно,

А теперь посмотрим вместе

Вы на доску. Интересно?

Отдых кончен наш, ребята,

Нам опять пора за парты.

Круговые движения глазами

Движения глазами вверх

Посмотреть вниз

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Движения глазами направо – налево

Посмотреть на кончик носа

Закрыть глаза и несколько секунд подумать о чем-нибудь приятном,

Расслабится в течение 2-3 секунд

Частое моргание глазами 5-10 раз

Вращение головой в стороны

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Движения глазами вверх

Движения глазами направо – налево

Движения глазами направо – налево

Движения глазами прямо перед собой на предмет на доске

Речевое сопровождение

^

Тема: «Игрушки»

Игрушки

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата.

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят.

Движения глазами влево – вправо,

вверх – вниз за указкой

Сомкнуть веки

Юла

Как юла я весела,

Я забыла про дела.

Стала я кружиться,

Не могу остановиться.

С.Лёвина, С.Тукачева

Круговые движения глазами

Тема: «Насекомые»

Насекомые

Посмотри-ка на ребят,

Теперь на небо – там птички летят,

Внизу, по травке, жук ползет,

А слева – деревце растет,

Направо – алые цветы,

Закрыв глаза, понюхай ты.

Над ними бабочка кружит,

С ней рядом шмель большой жужжит.

Бросит взгляд вперед

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Влево

Вправо

Закрыть глаза, потом открыть

Влево

Вправо

Две бабочки

Две бабочки летели

Друг на друга посмотрели,

К цветочку вместе полетели.

Быстро моргать глазками

Посмотреть на кончик носа

Движения глазами влево – вправо

Бабочки

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают

Раз – два – три – четыре

Полетели, закружились

Широко открывать и закрывать глаза

Дети смотрят вдаль

Выполнять круговые движения глазами

Часто моргать глазками, затем закрыть глаза

Жук

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

На ромашки погляжу.

Я на тучке покачаюсь

И на землю опускаюсь.

Движения глазами влево – вправо

Движения глазами вверх – вниз

Круговые движения глазами

Прикрыть веки

Речевое сопровождение

^

Пчела

Я пчела!

С утра жужжу,

Цветы бужу,

Кружу, гужу

И мед вожу.

Движения глазами влево – вправо

Вверх – вниз

Круговые движения глазами

Стрекоза

Вот какая стрекоза

Как горошины глаза

А сама как вертолет

Влево, вправо,

Назад и вперед

В.Ковалько

Круговые движения глазами

Круговые движения глазами в другую сторону

Влево, вправо

Посмотреть вдаль и на кончик носа

Тема: «Лес»

Прогулка

Собираемся мы в лес,

Там деревьев много есть.

Вдалеке мелькает степь,

И вблизь надо посмотреть,

Оглянемся мы вокруг,

Иди рядом со мной, друг!

По дороге мы идем

Песню звонкую поем.

Слева – ягоды растут

Справа – ландыши цветут

Сверху – неба синева,

А внизу растет трава.

А теперь пора домой,

Загулялись мы с тобой.

Дети смотрят вдаль

Дети смотрят перед собой

Круговые движения глазами вправо

Круговые движения глазами влево

Движения глазами влево

Движения глазами вправо

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Косари

Тишина стоит вокруг

Вышли косари на луг

Взмах косой туда – сюда

Делай раз и делай два!

Глаза закрыты

Широко открыть глаза

Движения глазами слева – направо

Солнышко встает

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Хорошо живется

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Дети часто моргают глазами

Дети широко открывают, а потом закрывают глаза

Мечта

Давайте с вами помечтаем.

Глаза закроем и представим:

Как по лесу мы гуляем,

Грибы и шишки собираем.

Слева – ягоды цветут,

А справа здесь грибы растут.

Снизу шишки, да трава,

А сверху – неба синева.

Открывайте, дети, глазки,

Вот и вышли мы из сказки.

Дети закрывают глаза

Круговые движения глазами

Движения глазами влево

Движения глазами вправо

Движения глазами вниз

Движения глазами вверх

Открыть глаза

Тема: «Деревья»

Липы

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят,

Вниз верхушки пригибают,

И качают их, качают…

Колебательные движения глазами справа – налево, затем слева – направо

Дети совершают движения глазами вверх – вниз, вниз – вверх

Клён

Ветер тихо клён качает,

Влево – вправо наклоняет,

Ветер дует – задувает,

Листья с дерева срывает.

Движения глазами влево – вправо

Движения глазами вверх – вниз

Быстро поморгать глазами

Тема: «Природа»

Сосулька

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

Смотрит вверх,

Смотрит вниз.

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

Дести выполняют движения глазами по тексту

Посмотреть на кончик носа

Посмотреть вниз

Тема: «Части тела»

Треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води,

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

В.Ковалько

Дети представляют внешний вид геометрических фигур (по тексту)

Будь здоров!

Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить,

Эти нужные движенья предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ножки.

Влево, вправо побыстрей.

Удивимся – что такое? И закроем их скорей.

А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов.

Открывай глаза. И снова

на занятье. Будь здоров!

Движения глазами по тексту стихотворения

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

fs.nashaucheba.ru

Зрительная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Зрительная гимнастика для детей старшего возраста для детей с нарушением зрения.

Тема: Одежда, обувь. Головные уборы.

Зрительная гимнастика,

Педагог предлагает детям крепко зажмурить глаза, и вспомнить в какой сказке говориться о головном уборе … красного цвета. Кто вспомнит название, начинает моргать глазками. Совместно называют сказку и показывают, как Красная Шапочка надевает свою шапочку.

- В какой сказке говорится об обуви … для кота. Задание то же.

- В какой сказке говорится об одежде для Короля.

- Наденьте шапочку (сапоги, платье), полюбуйтесь на себя в зеркало.

Тема: « Мебель».

Зрительная гимнастика: Назовите мебель в группе ( в спальной и др.), которая находится далеко, близко, затем наоборот.

Тема: «Домашние птицы».

Упражнение для глаз:

Перед нами петушок – дети смотрят перед собой

Он с земли зерно клюет.

Слева курица идет, - смотрят влево,

Справа уточка плывет, - вправо,

Сверху солнце ярко светит, - вверх.

Согревает всех на свете.

Тема: « Дикие животные. Животные средней полосы»

Зрительная гимнастика.

« Белка»

Вверх- вниз целый день

Прыгать белочке не лень.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево - вправо, вверх и вниз

Целый день прыгать белочке не лень. - зажмурить глаза

Тема: « Фрукты. Овощи»

Упражнение для глаз:

Ослик ходит, выбирает

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, ( глазами смотрят вверх и т.д. по тексту)

А внизу растет крапива,

Слева – свекла,

Справа – брюква,

Слева – тыква,

Справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

. Тема: « Земля. Космос »

Упражнение для глаз: « Космонавт»

В темном небе звезды светят закрыть глаза

Космонавт летит в ракете. открыть глаза

День летит и ночь летит посмотреть влево,

вправо

И на землю вниз глядит. опустить взгляд вниз

Видит сверху он поля, на каждое слово

Горы, реки и моря посмотреть то влево, то

вправо

Видит он весь шар земной нарисовать глазами круг

Шар земной – наш дом родной посмотреть вдаль

Тема: « Наш город»

Упражнение для глаз:

Мы по улице идём, моргают глазами

Слева дом и справа дом. глазами влево-вправо

Слева дом стоит высокий, глаза влево и вверх (голова прямо)

У него так много окон. , моргают глазами

Справа домик низкий, глаза вправо и вниз

Он к дороге близко. моргают глазами

infourok.ru

Гимнастика для глаз на логопедических занятиях

Профилактика зрительного утомления и близорукости

Все эти комплексы упражнений для глаз я собирала из разных источников на протяжении нескольких лет. Поэтому на авторство не претендую, а просто хочу поделиться с коллегами-логопедами. Упражнения зрительной гимнастики  могут использовать школьные логопеды и логопеды детских садов на своих занятиях.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.

Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 уп­ражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привы­кания к комплексу в него включаются новые упражнения или услож­няются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Памятка для учащихся начальных классов

«Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза? Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.

Лучше всего читать книги при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно! Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!».»

Долго тянется урок —Много вы читали.Не поможет тут звонок,Раз глаза устали.Глазкам нужно отдыхать,Знай об этом каждый.Упражнений ровно пять,Все запомнить важно.Упражнение один -На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такоеПовтори пять раз за мною.Упражнение два —Тренируй свои глаза.

(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,Повтори четыре раза.Упражнение три.Делай с нами, не спеши.

(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторите пять раз,Расслабляя мышцы глаз.На упражнение четыреПотратить нужно много силы.

(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

Повторите 5—6 раз,Все получится у вас.Упражнение пятьНужно четко выполнять.

(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

«Гимнастика для глаз»

Ах, как долго мы писалиАх, как долго мы писали,Глазки у ребят устали.(Поморгать глазами.)Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево-вправо.)Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.)Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками.)В классе радугу построим,Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)Вправо, влево повернем,А потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз.)Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

«Бабочка»

Спал цветок(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)И вдруг проснулся,(Поморгать глазами.)Больше спать не захотел,(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)Встрепенулся, потянулся,(Руки согнуты в стороны (выдох).)Взвился вверх и полетел.(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…Глазки закрываются…Мы спокойно отдыхаем…Сном волшебным засыпаем…Дышится легко… ровно… глубоко…Наши руки отдыхают…Отдыхают… Засыпают…Шея не напряженаИ расслаблена…Губы чуть приоткрываются…Все чудесно расслабляется…Дышится легко… ровно… глубоко…(Пауза.)Мы спокойно отдыхаем…Сном волшебным засыпаем…(Громче, быстрей, энергичней.)Хорошо нам отдыхать!Но пора уже вставать!Крепче кулачки сжимаем.Их повыше поднимаем.Потянулись! Улыбнулись!Всем открыть глаза и встать!

Упражнения для снятия усталости глаз

1.    Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.2.    Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

«Часовщик»

Часовщик прищурил глаз,(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)Чинит часики для нас.(Открыть глаза.)(С. Маршак)

Профилактические упражнения для глаз

—    15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.—    15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.—    15 вращательных движений глазами слева-направо.—    15 вращательных движений глазами справа-налево.—    15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».

Руки за спинку, головки назадРуки за спинку, головки назад.(Закрыть глаза, расслабиться.)Глазки пускай в потолок поглядят.(Открыть глаза, посмотреть вверх.)Головки опустим — на парту гляди.(Вниз.)И снова наверх — где там муха летит?(Вверх.)Глазами повертим, поищем ее.(По сторонам.)И снова читаем. Немного еще.

Комплекс специальных упражнений для глаз

1.    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.

2.    В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

3.    Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

4.    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

5.    Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

6.    Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх ~ налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

Комплекс упражнений для глаз «На море»

(Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт»1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2.    «Лодочка»1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.5-8 — повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

3.    «Радуга»1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4.    «Солнышко»1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5.    «Пловец плывет к берегу»1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6.    «Яркое солнышко»1-8 — зажмуриться — «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1.    И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки — выдох. Смотреть на руки. Повторить 4—6 раз.

2.    И. п.— стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10—15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. в правую.

3.    И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую — опускать, затем наоборот — 20-15с. Сопровождать движение рук взглядом.

4.    И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить.Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15с.

5.     И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с, затем в правую — смотреть на правую кисть.

6.    И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7.    И. п.— то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

1.    «Пальминг»

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2.    «Верх-вниз, влево-вправо»

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3.    «Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4.    «Квадрат»

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5.    «Гримасы»

Логопед предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика — губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).

6.    «Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7.    «Раскрашивание»

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8.    «Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

9.    «Буратино»

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа.Взрослый медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Ещё игры-упражнения:

1. «Буратино 2»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует разные фигуры. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

2. «Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.

3. «Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

4. «Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

5. Игра «Дрессированная муха»

Гимнастика для глаз

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

а) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?

б) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

в) Управляем мухой молча (Направление задает логопед движениями рук)

6.    «Часики»

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Зрительные дифференцированные физкультминутки

(Бумажные офтальмотренажеры)

1. Пирамидки

Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т. д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т. д.

Бумажный офтальмотренажер Пирамидка

 

Сколько всего колец у всех пирамидок?

Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

2. Тарелки с разноцветными кружками

Бумажный офтальмотренажёр - ТарелкаЗадания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

3. Коврик

Зрительная гимнастика на занятиях

Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике, сколько кружков, сколько четырехугольников, сколько треугольников.

4. Цветовые карточки, цветное табло на магнитном  моделеграфеГимнастика для глазГимнастика для глазС помощью вышеперечисленных приемов развиваются стереоскопическое зрение, зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве,  различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка:

белый — ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;черный — в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой — вызывает мрачные мысли;коричневый — в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;красный — возбуждает, раздражает;голубой — ухудшает настроение;зеленый — улучшает настроение, успокаивает;желтый — теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Комплексы упражнений для глаз

Комплекс 1

И. п. — сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Движения глазными яблоками.—    глаза вправо-вверх.—    глаза влево-вверх.—    глаза вправо-вниз.—    глаза влево-вниз.Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

Комплекс 2

1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5—6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5—6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с.

Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Комплекс 3

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз.

Комплекс 4

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15с. Открыть глаза.

Зинина Светлана Александровна,учитель-логопед, г. Пенза

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

НИИ Эврика. Зарядка для глаз для детей

зарядка для глаз для детейЗдравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Пожалуй, главной составляющей процесса развития ребёнка является накопление им разнообразной информации. А знаете ли вы, что 90% информации кроха получает при помощи зрения? Глаза — это бесценный и удивительный дар, поэтому важно с самого раннего возраста беречь их от негативных воздействий, укреплять глазные мышцы. Сегодня мы расскажем вам, какой должна быть зарядка для глаз для детей, чтобы малыш мог сохранить хорошее зрение на долгие годы.

Как защитить глаза ребёнка

Интенсивное развитие органов зрения приходится на первые десять лет жизни ребёнка. В этот период любые негативные факторы могут стать причиной ухудшения зрения или болезней глаз. Что же нужно делать? Вот некоторые рекомендации детских офтальмологов:

  • Не допускайте, чтобы малыш подолгу сидел перед экраном телевизора или компьютерным монитором.
  • Нельзя смотреть телевизор или играть в компьютерные игры в тёмной комнате: глаза вынуждены постоянно менять фокус, что приводит к их перенапряжению.
  • Малыш должен сидеть прямо перед экраном, а не сбоку от него.
  • Обращайте внимание на осанку карапуза за столом. Сидение «с кривой спиной» нарушает кровообращение головного мозга и может привести к ухудшению зрения.
  • Не разрешайте ребёнку читать или рассматривать картинки лёжа.
  • Рассказывайте малышу о том, что глаза необходимо беречь, ни в коем случае не допускать их травмирования.
  • Двигательная активность: подвижные игры, занятия физкультурой — помогает глазам лучше работать.
  • Регулярно посещайте с карапузом врача-офтальмолога, который проверит его зрение и при необходимости назначит курс витаминотерапии.
  • Старайтесь, чтобы питание малыша было полноценным. Весьма полезными для глаз являются следующие продукты: морковь, черника, творог, тыква, рыба и рыбий жир, различные фрукты.
  • Регулярно проводите с ребёнком зрительную гимнастику.

Зарядка для глаз в стихах

Основная цель зрительной зарядки — тренировка глазных мышц. Маленьким детям гораздо интереснее выполнять упражнения, если они проводятся в форме игры. Включите негромкую музыку и начните делать вместе с малышом зарядку для глаз в стихах.

Солнышко и тучки

Солнышко с тучками в прятки играло (посмотреть вверх),Солнышко тучки-летучки считало (вправо-влево):Серые тучки, чёрные тучки (вверх-вниз),Лёгких — две штучки,Тяжёлых — три штучки.Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями) —Солнце на небе вовсю засияло (широко открыть глазки).

Стрекоза

Вот какая стрекоза — как горошины глаза (пальцами сделать «очки»).Влево, вправо, назад, вперёд (глазами смотреть вправо-влево) —Ну, совсем как вертолёт (круговые движения глаз).Мы летаем высоко (посмотреть вверх),Мы летаем низко (посмотреть вниз),Мы летаем далеко (посмотреть вдаль),Мы летаем близко (посмотреть вниз).

Ослик

Ослик ходит, выбирает,Что сначала съесть, не знает (обвести глазами круг).Наверху созрела слива (посмотреть вверх),А внизу растёт крапива (посмотреть вниз),Слева — свёкла, справа — брюква (посмотреть влево-вправо),Слева — тыква, справа — клюква (посмотреть влево-вправо),Снизу — свежая трава (посмотреть вниз),Сверху — сочная ботва (посмотреть вверх).Выбрать ничего не смогИ без сил на землю лёг (зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза).

Осенние листочки

Ах, как листики летят,Всеми красками горят (круговые движения глазами: налево, вверх, направо, вниз, вправо, вверх, влево, вниз).Лист кленовый, лист резной (посмотреть влево-вправо),Разноцветный, расписной (посмотреть вверх-вниз).Шу-шу-шу, шу-шу-шу,Как я листиком шуршу.Но подул вдруг ветерок (круговые движения глазами: налево, вверх, направо, вниз, вправо, вверх, влево, вниз),Закружился наш листок (посмотреть влево-вправо),Полетел над головой (посмотреть вверх-вниз) —Красный, жёлтый, золотой.Шу-шу-шу, шу-шу-шу,Как я листиком шуршу.Под ногами у ребят (посмотреть вниз)Листья весело шуршат (посмотреть вверх).Будем мы сейчас гулятьИ букеты собирать (посмотреть влево-вправо).Шу-шу-шу, шу-шу-шу.Как я листиком шуршу (закрыть глаза, погладить веки указательными пальцами).

Бабочка

зарядка для глаз для детейСпал цветок (закрыть глаза, расслабиться)И вдруг проснулся (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё),Больше спать не захотел (поморгать глазами),Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх — вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны — выдох),Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Выполнять зрительную зарядку с малышом нужно регулярно, не менее двух раз в день. Длительность одного занятия не должна превышать 5 минут.

Вот ещё несколько стихотворений, в которых сразу упоминается, какие действия необходимо выполнять.

Раз — налево, два — направо,Три — наверх, четыре — вниз.А теперь глаза по кругу,Чтобы лучше видеть мир.Смотрим ближе, смотрим дальше,Тренируя мышцы глаз.Видеть скоро будем лучшеИ острее в сотню раз.Мы гимнастику для глазВыполняем каждый раз:Вправо, влево, кругом и вниз —Повторять ты не ленись!Глазки вправо, глазки влево —И по кругу проведём.Быстро-быстро поморгаемИ немножечко потрём.Посмотри на кончик носаИ в «межбровье» посмотри.Круг, квадрат и треугольникПо три раза повтори.Глазки закрываем,Медленно вдыхаем.А на выдохе опятьГлазки заставляй моргать.А сейчас расслабилисьИ гулять отправились.

И ещё несколько упражнений

Раз в две–три недели меняйте упражнения, чтобы интерес карапуза к зрительной гимнастике не пропал. Купите большую куклу, у которой закрываются глаза и хорошо двигаются руки. Скажите ребёнку, что кукла Катя будет заниматься вместе с вами, пусть кроха сам показывает ей, какие упражнения нужно делать.

Посмотри на шарики

Прикрепите к потолку в двух углах комнаты яркие воздушные шарики. Малыш должен стоять или сидеть в центре.

Ребёнок должен сначала посмотреть внимательно на один шарик (секунд 10), затем сконцентрировать внимание на другом. При этом не разрешайте ему крутить головой, все движения должны делать только глаза. Повторите 5 раз, после чего предложите малышу закрыть глазки на несколько секунд и снова повторите упражнение.

Жмурим глазки

Это упражнение призвано расслабить мышцы, которые поддерживают глазное яблоко. Оно лёгкое, но очень эффективное, с ним справляются даже детки 2–3 лет.

 На 10 секунд нужно сильно-сильно зажмурить глазки, а затем открыть их и расслабить. Повторить несколько раз.

Дальше — ближе

Во время прогулки остановитесь с малышом в каком-либо месте. Найдите два неподвижных объекта: один далёкий (например, высокое дерево), а другой — близкий (к примеру, цветок).

Попросите ребёнка посмотреть по очереди на дерево и на цветок, работая только глазами. Делайте это несколько раз.

Змейки и спиральки

Для этого упражнения вам понадобится дидактический материал. Возьмите несколько больших листов бумаги или картона и нарисуйте на каждом из них по одной фигуре. Это могут быть змейки, спирали, круги, ломаные линии и т.п. Главное условие: рисунок должен быть крупным и ярким.

Усадите кроху в центре комнаты, а на стену прикрепляйте по одному ваши плакаты. Малыш должен «пройти» глазками путь от начала рисунка до конца.

«Пишем» носом

Скажите карапузу: «Представь, что твой кончик носа — это ручка, которой можно писать или рисовать. Давай что-нибудь напишем!»

Можно «писать» разные буквы или цифры, которые малыш уже знает. Или «нарисовать» домик с дымом, дерево, а может, просто кружочек или квадратик.

В чём польза зрительной гимнастики?

Зрительная зарядка снимает напряжение с глаз ребёнка и тренирует глазные мускулы. Именно от них зависит, не будет ли у малыша проблем с глазами в школьные годы и в дальнейшей жизни. Кроме того, лёгкие и увлекательные упражнения помогают:

  • Успокоить нервную систему ребёнка, снять психическое напряжение.
  • Облегчить нагрузку на глазки, дать им расслабиться, отдохнуть.
  • Активизировать переработку информации, поступающей через органы зрения.
  • Предупредить, замедлить или остановить падение зрения или развитие глазных заболеваний у малыша.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Напишите нам, какие упражнения зрительной зарядки больше всего понравились вашему малышу.

Мы ждём ваших писем и комментариев. До свидания!

nii-evrika.ru