Картотека зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста. Зрительные гимнастики


Гимнастика для глаз детям – эффективные упражнения

Важно знать! Если зрение начало подводить, немедленно добавьте в свой рацион этот про... Читать далее >>

Основная цель зрительной гимнастики — тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

1

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Изображение 1

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно — в высоту.

Выбираем глазные капли!

Малышева: "Как просто восстановить зрение. Проверенный способ - записывайте рецепт...!" Читать далее >>

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет — до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет — и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали — глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять — в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем — в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем — в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

Картинка 2

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Гимнастика для глаз по Жданову: методика и результаты

Гимнастика для глаз по Жданову: методика и результаты

2

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны.

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

  • зрениеНовый метод восстановить зрение на 100%. Нужно перед сном капнуть...

    Читать далее >>

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».Иллюстрация 34. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник — яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем — уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы — восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером — цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Разминка для глаз: различные комплексы для поддержания зрения

Разминка для глаз: различные комплексы для поддержания зрения

3

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две — три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.
Гимнастика для глаз по Аветисову: польза, методика выполнения

Гимнастика для глаз по Аветисову: польза, методика выполнения

4

Методика расслабления глаз

Этими упражнениями рекомендуется завершать зрительную гимнастику.

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm — ладонь ).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу — польза должна быть комфортной. Главное условие — это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа — это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика — это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.

И немного о секретах...

Вы когда-нибудь мучались от проблем с ГЛАЗАМИ? Судя по тому, что вы читаете эту статью - победа была не на вашей стороне. И конечно вы все еще ищете хороший способ, чтобы восстановить зрение!

Тогда читайте, что по этому поводу говорит Елена Малышева в своем интервью о эффективных способах восстановления зрения.

Читать интервью с Малышевой >>

moi-oftalmolog.com

Картотека зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад «Ромашка» села Белянка

Шебекинского района Белгородской области»

hello_html_m7da10080.jpg

Составитель:

Драчёва И.Н.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» села Белянка»

Белянка,2017

Зрительная гимнастика в стихах.

Игрушки.

«Буратино».

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

Наши глазки закрываются…

Представим, будто нос наш удлиняется.

Я превращаюсь в Буратино

И носом буду рисовать картину.

Интереснее всего – это рисовать,

Что представишь: стол, окно,

Шкаф, ковер, кровать…

Все нарисует носик наш,

Когда ему работу дашь.

И мы без дела не сидим:

Мы носиком руководим!

***

Буратино потянулся, Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на

кончики пальцев.

Вправо- влево повернулся,Вниз- вверх посмотрелИ на место тихо сел. Не поворачивая головы, смотрят вверх- вниз, вправо- влево.

***

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Посмотреть влево- вправо, вниз - вверх

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

Детский сад.

«Ах, как долго мы писали».

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Части тела и лица.

«Носик» (по методике йогов).

Смотрит носик вправо-влево,

Смотрит носик вверх и вниз.

Что увидел хитрый носик?

Ну, куда мы забрались?

Резко перемещают взгляд вправо и влево

Резко перемещают взгляд вверх и вниз.

Мягко проводят указательными пальцами по векам.

«Солнечный зайчик» (в соответствии с методикой йогов).

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.

Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.

Осень.

***

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа – ели.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Выполняют круговые движения глазами

Выполняют движения глазами влево – вправо

Выполняют движения глазами вверх – вниз

***

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

***

Жёлтый -  красный

Красный – жёлтый  

Разный  красный.

Жёлтый разный.

Это ветер листья носит.

Звонкий ветер.

 Это осень…

-прослеживание глазами за движением  листочка

вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.

- движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.

- поморгать и закрыть глаза.

«Листья».

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как листиком шуршу.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат,

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как я листиком шуршу.

Круговые движения глазами:

налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево – вправо.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

«Прогулка в лесу».

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет - старушка, смотрят вправо

Справа сосенки - подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.

дни недели.

«Весёлая неделька».

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Овощи.

Массаж глаз «Раздеваем лук» (по китайской методике).

Сняли тоненький сюртук,

Сняли рыжую рубашку,

Сняли желтую рубашку,

А стянув еще рубашку,

Все заплакали вокруг.

Вот как мы вчера на кухне

Раздевали сладкий лук.

Потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть.

Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.

Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.

«Овощи».

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево – вправо

Влево — вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза)

Деревья.

***

Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз.Деревца все выше, выше! Встают и глаза поднимают вверх.

«Ёлка».

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Липа».

Вот полянка, а вокруг

Развести руки в стороны.

Липы выстроились в круг.

Скругленные руки сцепить над головой.

Липы кронами шумят

Ветры в их листве гудят.

Руки вверх, покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

Наклониться вперёд.

И качают их, качают.

Наклонившись, покачать туловищем.

После дождика и гроз

Выпрямиться, руки поднять.

Липы льют потоки слёз.

плавно опустить руки, перебирая пальцами.

Каждый листик по слезинке

Руки вниз, энергично

Должен сбросить на тропинки.

встряхивать кистями.

Кап и кап, кап и кап -

Хлопать в ладоши, описывая руками

Капли, капли, капли-кап!

Круг в одну и др. стороны.

До чего же листик слаб!

«Уронить» руки.

Он умоется дождём,

Погладить сначала одну, потом

Будет крепнуть с каждым днём.

др. руку, сжать кулаки.

ЯГОДЫ.

***

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морошкой,

Кто черникой,

Кто сушеной земляникой.

Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.

ГРИБЫ.

«Грибочки»Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)

Домашние жИВОТНЫЕ.

«Кошка».

Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.Вот налево повернулась. Смотрят влево.Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.

Потянулась, улыбнуласьИ уселась на карниз. Дети приседают.Глаза вправо отвела,Посмотрела на кота. Смотрят прямо.И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

***

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

Домашние ПТИЦЫ.

«Птицы на дворе».

Перед нами петушок –

Он с земли зерно клюет.

(Дети смотрят перед собой.)

«Смотрят вниз)

Слева – курица идет,Справа – уточка плывет.Сверху солнце ярко светит,Согревает всех на свете.

(Смотрят влево,

вправо,

вверх.)

ФИЗКУЛЬТУРА. ЗОЖ.

***

А сейчас, а сейчасВсем гимнастика для глаз.Глаза крепко закрываем,Дружно вместе открываем.Снова крепко закрываемИ опять их открываем.Смело можем показать,Как умеем мы моргать.Головою не верти,Влево посмотри,Вправо погляди.Глазки влево, глазки вправо -Упражнение на славу.Глазки вверх, глазки вниз,Поработай, не ленись!И по кругу посмотрите.Прямо, ровно посидите.Посидите ровно, прямо,А глаза закрой руками.

***

Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазком видеть всё дано -Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг.

«Тренировка».

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать.

КАЛЕНДАРЬ.

«Календарь».

Запоминаем календарь:

Зима – декабрь, январь, февраль.

Движения   глазами   вправо-влево. 

За ними март, апрель и май – 

Весна пришла, пальто снимай!

Движения   глазами   вниз - вверх

Июнь, июль и август – лето!

Бежит с портфелем осень следом:

Круговые движения глазами по часовой стрелке и против неё

Пройдут сентябрь, октябрь, ноябрь,

А дальше вновь зима – декабрь!

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз

Повторить 2 раза.

Дикие животные.

«Белка».

Белка дятла поджидала, Резко перемещают взгляд вправо- влево.Гостя вкусно угощала.Ну-ка дятел посмотри! Смотрят вверх-вниз.Вот орехи-1,2,3.Пообедал дятел с белкой Моргают глазками.И пошел играть в горелки. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

«Зайка».

Каждый ребенок берет зайчика на палочке.

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал

Каждый взглядом увидал.

Зайка — вправо, зайка влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.

Открывать не надо глаз.

Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.

Прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое.

Закрывают глаза на несколько секунд.

«Ёжик».

Ходил ёжик по полянке,

- ходьба на месте

Он искал грибы опятки.

- повороты головы вправо и влево;

Глазки щурил, открывал

- прищуриться и открыть глаза;

Но грибов не увидал

-развести руки в стороны;

Вверх смотрел он, вниз глядел

- посмотреть вверх- вниз;

Сам тихонечко пыхтел

-произнести “пых”, “пых”, “пых;

Смотрел влево, смотрел вправо

-голова неподвижна, посмотреть влево – вправо;

Вдруг увидел гриб на славу!

- закрыть и широко открыть глаза;

Оглянулся он ещё

-руки спрятать за спину;

Через левое плечо

-повернуть голову влево, посмотреть назад;

Через правое ещё

-повернуть голову вправо, посмотреть назад;

Ёж затопал по тропинке

И грибок унёс на спинке.

-ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

«Заяц». Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Смотрят вверх.Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Глазами смотрят вверх-вниз,

вправо-влево.

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. Моргают глазками.Глазки закрывает. Глазки закрывают.Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

«Заяц белый».

Заяц белый отвечал: Быстро моргают глазами.

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал: Наклонять и выпрямлять голову

«Я не бегал, я скакал». вперёд, закрыв глаза.

Заяц белый, заяц белый, Опять быстро сжимать и

Ну а где же ты обедал? разжимать веки.

Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо-влево.

«Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза.

«Как мы Мишке помогали».

Долго мы в лесу гуляли, (Руки на поясе, ходьба на месте)

Наши ноги не устали.

Руки тоже не устали, (Вытянуть руки в стороны на уровне плеч)

Хоть немного рисовали. (Согнуть в локтевом суставе)

Будем руки поднимать (Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки)

Силу крепкую качать. (Опустить руки вниз и посмотреть на носочки)

Сильна левая рука, (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)

Сильна правая рука. (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)

Сильна левая нога, (Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек

вытянутой ноги)

Сильна правая нога. (Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на

носочек вытянутой ноги)

Кулаки крепко сжимаем, Выполнять в соответствии со словами)

Руки мы в локтях сгибаем.

Раз, два, три, четыре

Глазки мы откроем шире.

Мишка, прыгай вместе с нами,

Силушку тебе собрали. (Прыжки на месте)

Сладко ты в берлоге спи. (Присесть, закрыть глаза ладошками)

***

Смотрит вправо — никого,

Смотрит влево — никого.

Раз-два, раз-два —

Закружилась голова.

Глазки закрывали,

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза,

Вверх посмотрим, да-да-да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,

Отдыхать пришла пора.

Резко переводят взгляд вправо- влево.

Выполняют круговые вращения глазами.

Закрывают глаза;

Резко переводят взгляд вверх вниз

Мягко поглаживают веки указательными пальцами.

«Теремок».

Терем- терем- теремок! Движение глазами вправо- влево.Он не низок, не высок, Движение глазами вверх- вниз.Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит. Моргают глазами.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

  1. Альмухаметова Г.В Картотека «Гимнастика для глаз». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/kartoteka-gimnastika-dlya-glaz (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  2. Бацура Е.В. Физкультминутки - детская гимнастика для глаз в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/fizkultminutki-detskaya-gimnastika-dlya-glaz-v-stihah (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  3. Георгиевская Л.Б. Зрительная и двигательная гимнастика в стихах для детей с нарушением зрения. [Электронный ресурс] //Режим доступа: mdou45.himkisad.ru/важные-странички/страничка-учителя-дефектолога/на-заметку-педагогам-и-родителям/ (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  4. Гимнастика для глаз. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://548.tvoysadik.ru/?category=31&class=rubric_articles_items&id=93 (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  5. Гимнастика для глаз. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://leleka-online.com/forum/viewtopic.php?p=20946 (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  6. Горлач И.В. Зрительная гимнастика. [Электронный ресурс] //Режим доступа: www.kirov.spb.ru/dou/13/index.php?option=com_content&view=article&id=65&Itemid=84 (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  7. Зрительная гимнастика в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nschds1.ucoz.ru/publ/zritelnaja_gimnastika_v_stikhakh/1-1-0-13 (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  8. Лашко О. Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.maaam.ru/detskijsad/metodicheskaja-podborka-gimnastika-dlja-glaz-v-stihah-praktikum-konsultacija-vospitateljam-vsem-uchiteljam-roditeljam.html (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  9. Максимова В.С. Зрительная гимнастика для дошкольников «Чтоб смеялся глазок». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/zritelnaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  10. Мельник Е.С. Гимнастика для глаз. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/gimnastika-dlya-glaz-2 (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  11. Соловьева Л. В. Корригирующая гимнастика для глаз «Весёлая неделька» [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/korrigiruyushchaya-gimnastika-dlya-glaz-veselaya-nedelka (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  12. Чепуренкова М.Е. Сборник игр «Гимнастика для глаз». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sbornik-igr-gimnastika-dlya-glaz (дата обращения: 05.07.2013 г.)

  13. Шишова Г. Е. Гимнастика для глаз в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/gimnastika-dlya-glaz-v-stikhakh (дата обращения: 05.07.2013 г.)

infourok.ru

Гимнастика для глаз в стихах

Ah76Gf88pPg

Гимнастика для глаз снимает глазное напряжение, укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию. Ее можно делать как паузу и разгрузку в ходе детских занятий, требующих усидчивости и дающих нагрузку на зрение.  Чтобы дети  могли проявить свою активность, лучше все занятия с ними проводить в игровой форме и использовать гимнастику для глаз в стихах.

При подборе гимнастики для глаз учитывается  возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети  во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз делать различные гримасы для снятия напряжения и артикуляционную гимнастику.

Ниже представлено много вариантов детской гимнастики для глаз в стихах. Можно выбрать зрительную гимнастику подходящую по возрасту для дошкольников и школьников младших классов.

ВЕСЕЛАЯ НЕДЕЛЬКА

Всю неделю по — порядку,Глазки делают зарядку.В понедельник, как проснутся,Глазки солнцу улыбнутся,Вниз посмотрят на травуИ обратно в высоту.(поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна)

Во вторник часики глаза,Водят взгляд туда – сюда,Ходят влево, ходят вправоНе устанут никогда.(повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)

В среду в жмурки мы играем,Крепко глазки закрываем.Раз, два, три, четыре, пять,Будем глазки открывать.Жмуримся и открываемТак игру мы продолжаем.(плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,На это времени не жаль,Что вблизи и что вдалиГлазки рассмотреть должны.(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)

В пятницу мы не зевалиГлаза по кругу побежали.Остановка, и опятьВ другую сторону бежать.(поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)

Хоть в субботу выходной,Мы не ленимся с тобой.Ищем взглядом уголки,Чтобы бегали зрачки.(посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)

В воскресенье будем спать,А потом пойдём гулять,Чтобы глазки закалялисьНужно воздухом дышать.(закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот )

Без гимнастики, друзья,Нашим глазкам жить нельзя!

ЧАСОВЩИК

Часовщик прищурил глаз, (закрыть один глаз)Чинит часики для нас. (закрыть другой глаз, открыть глаза)

ЁЛКА

Ёлка плакала сначала от домашнего тепла, (потереть глаза)Утром плакать перестала, (поморгать глазами)Задышала. Ожила. (подышать)

БАБОЧКА

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)Больше спать не захотел, (поморгать глазами)Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны — выдох)Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

ЁЛКА

Вот стоит большая ёлка, (выполняют движения глазами)Вот такой высоты. (посмотреть снизу вверх)У неё большие ветки.Вот такой ширины. (посмотреть слева направо)Есть на ёлке даже шишки, (посмотреть вверх)А внизу – берлога мишки. (посмотреть вниз)Зиму спит там косолапый (зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз и повторить)И сосёт в берлоге лапу.

СОЛНЫШКО И ТУЧКИ

Солнышко с тучками в прятки играло. (посмотреть глазами)Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево)Серые тучки, чёрные тучки. (вверх-вниз)Лёгких – две штучки,Тяжёлых – три штучки.Тучки попрятались, тучек не стало.Солнце на небе вовсю засияло. (закрыть глаза ладонями)Продавало солнышко (поморгать глазками) на весёлой ярмаркеПлатья разноцветные, яркие — прияркие.Приходил на ярмарку весёлый народ.Побывал на ярмарке весь огород.

СНЕЖИНКИ

Мы снежинку увидали, (дети берут снежинку в руку)Со снежинкою играли. (вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)Снежинки вправо полетели, (отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)Дети вправо посмотрели.Вот снежинки полетели, (отвести её влево, проследить взглядом)Дети влево посмотрели.Ветер снег вверх поднималИ на землю опускал… (поднимать снежинки верх и опускать вниз)Дети смотрят вверх и вниз.Всё! На землю улеглись. (покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)Глазки закрываем, (закрыть ладошками глаза)Глазки отдыхают. (дети складывают снежинки и садятся)

МЯЧ

Мой веселый,  звонкий мяч, (посмотреть влево- вправо)Ты куда помчался вскачь? (посмотреть вниз — вверх)Красный, синий, голубой, (круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз)Не угнаться за тобой. (зажмурить  глаза, потом помигать 10 раз, повторить 2 раза)

ДОЖДИК

Капля первая упала – кап! (сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх)И вторая прибежала – кап! (то же самое)Мы на небо посмотрели (смотрят вверх)Капельки «кап-кап» запели,Намочили лица,Мы их вытирали. (вытирают» лицо руками)Туфли – посмотрите – (показывают руками вниз и смотрят глазами вниз)Мокрыми стали.Плечами дружно поведем (движения плечами)И все капельки стряхнемОт дождяУбежим,Под кусточком посидим. (приседают, поморгать глазами)

CfrZQGgXmJc

ОСЕНЬ

Осень по опушке краски разводила,По листве тихонько кистью поводила. (круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз)Пожелтел орешник и зарделись клены, (посмотреть влево – вправо)В пурпуре осинки, только дуб зеленый. (посмотреть вверх – вниз)Утешает осень: не жалейте лета,Посмотрите – осень в золото одета! (зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза)

ЛИСТОЧКИ

Ах, как листики летят,Всеми красками горят (круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз)Лист кленовый, лист резной, (посмотреть влево – вправо)Разноцветный, расписной. (посмотреть вверх – вниз)Шу-шу-шу, шу-  шу- шу.Как я листиком шуршу.Но подул вдруг ветерок, (круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз)Закружился наш листок, (посмотреть влево – вправо)Полетел над головой (посмотреть вверх – вниз)Красный, желтый, золотой.Шу-шу-шу, шу-шу-шу.Как листиком шуршу.Под ногами у ребят (посмотреть вниз)Листья весело шуршат, (посмотреть вверх)Будем мы сейчас гулятьИ букеты собирать (посмотреть влево – вправо)Шу-шу-шу, шу-шу-шу.Как я листиком шуршу. (закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем)

ОВОЩИ

Ослик ходит выбирает,Что сначала съесть не знает. (обвести глазами круг)Наверху созрела слива, (посмотреть вверх)А внизу растет крапива, (посмотреть вниз)Слева – свекла, справа – брюква, (посмотреть влево- вправо)Слева – тыква, справа – клюква, (посмотреть влево- вправо)Снизу – свежая трава, (посмотреть вниз)Сверху – сочная ботва. (посмотреть вверх)Выбрать ничего не смогИ без сил на землю слег. (зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза)

МОСТИК

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (закрывают оба глаза)Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют (продолжают стоять с закрытыми глазами)А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост)Нарисуем букву «О», получается легко (глазами рисуют букву «О»)Вверх поднимем, глянем вниз (глаза поднимают вверх, опускают вниз)Вправо, влево повернем (глазами двигают вправо-влево)Заниматься вновь начнем. (глазами смотрят вверх-вниз)

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза — как горошины глаза.(пальцами делают очки)Влево- вправо, назад- вперед-(глазами смотрят вправо- влево)Ну, совсем как вертолет.(круговые движения глаз)Мы летаем высоко.(смотрят вверх)Мы летаем низко.(смотрят вниз)Мы летаем далеко.(смотрят вперед)Мы летаем близко.(смотрят вниз

ТЕРЕМОК

Терем- терем- теремок!(движение глазами вправо- влево)Он не низок, не высок,(движение глазами вверх- вниз)Наверху петух сидит,Кукареку он кричит.(моргают глазами)

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.(смотрят вверх)Капель, капель не жалей.(смотрят вниз)Только нас не замочи.(делают круговые движения глазами)Зря в окошко не стучи.

КОТ

Кот на солнышке сидит,Глаз закрыт, другой закрыт(закрыть по очереди оба глаза)Кот играет в «Жмурки»(крепко зажмуриться)— С кем играешь, Васенька?— Мяу, с солнцем красненьким!(открыть оба глаза)

КАЧЕЛИ

Есть качели на лугу:Вверх-вниз, вверх-вниз(посмотреть глазами вверх, вниз)Я качаться побегуВверх-вниз, вверх-вниз(посмотреть вверх, вниз)

В ЛЕСУ

Ходит солнышко по кругу,(вращательные движения глаз)Дремлет олениха.(глаза закрыты)Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо.(открыть глаза)Мы походим по опушке и найдем тропинку.(посмотреть вниз)Вот сорока на верхушке(посмотреть вверх)Клювом чистит спинку.

ЦВЕТЫ

Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро)

Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза)

Тихо засыпают, головой качают. (смотреть по сторонам)

XM8vrMfSdEY

УТРЕННИЕ ЧАСЫ

Утром капельки росы: кап, кап, кап.(моргать три раза)Словно звонкие часы: кап, кап, кап.(моргать три раза)Стало сухо и тепло: кап, кап, кап.(моргать три раза)Значит утро истекло: кап!(моргнуть один раз)

ПРОГУЛКА В ЛЕСУ

Мы отправились гулять. (шагают на месте)

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)

Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)

Слева ель растет — старушка,

(смотрят вправо)

Справа сосенки — подружки. (смотрят влево)

Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)

Все равно я вас найду! (влево — вправо, вверх – вниз)

ЖУК

Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж. »

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж. »

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно—

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.ftCLZe59JRw

УПРАЖНЕНИE ДЛЯ ГЛАЗ

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем  посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная ВарвараСмотрит влево…Смотрит вправо…А потом опять вперёд.Тут немного отдохнёт;Шея не напряженаИ расслаблена…

Движения повторяются по два раза в каждую сторону.

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно  больше назад! Как напрягается шея! Неприятно! Дышать трудно! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!Выше всех, дальше всех!Возвращается обратно –Расслабление приятно!Шея не напряженаИ рассла-а-бле-на…

А сейчас медленно опустите голову вниз.  Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –Мышцы шеи напряглись!Возвращаемся обратно –Расслабление приятно!Шея не напряженаИ рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ В ШКОЛЕ

Дети остаются сидеть за партами.

Глазкам нужно отдохнуть. (ребята закрывают глаза)Нужно глубоко вздохнуть. (глубокий вдох, глаза все так же закрыты)Глаза по кругу побегут. (глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)Много-много раз моргнут (частое моргание глазами)Глазкам стало хорошо. (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)Увидят мои глазки все! (глаза распахнуты, улыбаемся)

***

Долго тянется урокМного вы читали.Не поможет тут звонок,Раз глаза устали.Глазкам нужно отдыхать,Знай об этом каждый.Упражнений ровно пять,Все запомнить важно.Упражнение один —На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинуться на спинку парты, сделать глубокий вдох, затем наклониться вперед на крышку парты, сделать выдох)

Упражнение второеПовтори легко за мною.Зажмурь и открывать нельзя,Тренируй свои глаза.

(Откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза)

Занимаемся все сразу,Повторить четыре раза.Упражненье номер три.Делай с нами и смотри.

(Сидя, положить руки на пояс, повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, потом снова сесть ровно)

Повторите пять раз,Расслабляя мышцы глаз.Упражнение четыреНет сложнее в целом мире.С вниманьем начинаемИ четко выполняем

(Сидя, смотреть перед собой, посмотреть на классную доску 2—3 секунды. Вытянуть палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и посмотреть на него 3—5 секунд, после чего руку опустить)

Повторите 5—6 раз,Все получится у вас.Упражненье номер пятьНужно четко выполнять.

(Сидя, вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх — вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить — выдох.)

***

Ах, как долго мы писали,Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)Посмотрите все в окно, (посмотреть влево-вправо)Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)В классе радугу построим,Вверх по радуге пойдем, (посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево)Вправо, влево повернем,А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)nbWUu4iIXj4

ТРЕНИРОВКА

Раз – налево, два – направо,(посмотреть влево, посмотреть вправо)Три –наверх, четыре — вниз.(поднять взгляд  вверх, опустить взгляд вниз)А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз)Чтобы лучше видеть мир.Взгляд  направим ближе, дальше,Тренируя мышцу глаз.Видеть скоро будем лучше,Убедитесь вы сейчас!А теперь нажмем немногоТочки возле своих глаз.Сил дадим им много-много,Чтоб усилить в тыщу раз! (быстро поморгать)

***

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

* * *

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

***

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

АВТОБУС

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

YjaPmTUTt88

СОВА

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

Осмотрела все кругом –

За добычею бегом!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

ВОЛШЕБНЫЙ СОН

Реснички опускаются…Глазки закрываются…Мы спокойно отдыхаем…Сном волшебным засыпаем…Дышится легко…Ровно… глубоко…Наши руки отдыхают…Отдыхают… Засыпают…Шея не напряженаИ расслаблена…Губы чуть приоткрываются…Все чудесно расслабляется…Дышится легко… ровно… глубоко…(пауза)Мы спокойно отдыхаем…Сном волшебным засыпаем…(громче, быстрей, энергичней)Хорошо нам отдыхать!Но пора уже вставать!Крепче кулачки сжимаем.Их повыше поднимаем.Потянулись! Улыбнулись!Всем открыть глаза и встать!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

ЧАСЫ

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

ХОМЯЧОК

Хомка — хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт

Глазки свои хомка трет.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри

Далеко ручей бежит,

На носу комар пищит.

Смотрит хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом

Прыг  и в норочку бегом!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

ОТДЫХАЛОЧКА

Мы играли, рисовали

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

НОЧЬ

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом, повторить 2 — 3 раза)XeCqcF1O2-U

Примеры упражнений для глаз, рекомендуемые для школьников

Каждое из упражнений следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

1. «Жмурки».Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.

2. «Бабочка».Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка – быстро и легко.

3. «Светофор».Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.

4. «Вверх-вниз».Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы.

5. «Часики».Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так». Повтори это упражнение 20 раз.

6. «Крестики-нолики».Нарисуй глазами большой круг по часовой стрелке, а затем – против. Теперь нарисуй крестик: сначала посмотри вправо вверх, потом влево вниз, а затем наоборот, проведя взглядом две условные линии крест-накрест.

7. «Квадрат». Представь себе квадрат. Переводит взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотри в углы воображаемого квадрата.

8. «Рисуем носом». Закрой глаза. Представь себе, что нос стал длинным и рисуй предмет, букву и т.д.

9. «Расширяем поле зрения». Указательные пальцы обеих рук поставь перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Разведи пальчики в стороны и сведи вместе. Сведи их и направь в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Верни на свои места.

10. «Гляделки».Не моргай глазками как можно дольше. Когда моргнешь, закрой глаза и расслабься, представив, что ты спишь.

11. «Массаж».Закрой веки и аккуратно помассируй глаза пальчиками.

12. «Далеко-близко».Сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты (шкаф, классная доска и т.п.) и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.

13. «Фокус».Смотри, не отрывая взгляда, на движущийся предмет (свою руку). При этом рука должна быть видна четко, а все остальные предметы вдалеке – размыто. Затем сфокусируй взгляд, наоборот, на предметах заднего плана.

14. «Покорчим рожицы». Изобрази мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаска ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

yl8y5hK0mIc

 

 

 

Похожее

mshishova.ru


Смотрите также