Консультация для воспитателей "Звуковая гимнастика". Звуковая гимнастика


Звуковая гимнастика: упражнения

Помимо медикаментозного лечения и физиотерапии, при заболеваниях дыхательной системы, которые сопровождаются бронхоспазмом, часто рекомендуют звуковую гимнастику. Ее применяют, чтобы ускорить выздоровление и избежать осложнений. В видах звуковых упражнений, а также особенностях их проведения, будем разбираться в данном материале.

Польза упражнений

Звуковая гимнастика представляет собой ряд упражнений, которые заключаются в произношении определенным образом конкретных звуков. Это вызывает в голосовых связках вибрирование, которое переходит постепенно в дыхательные органы и в грудную клетку.

Целью звуковой зарядки является:

  • Снятие спазмов бронхов.
  • Приобретение навыков правильного дыхания.
  • Улучшение отхождения мокроты.
  • Расслабление мускулатуры бронхов.
  • Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
  • Стимуляция работы диафрагмы.
  • Улучшение настроения.
  • Нормализация вентиляции альвеол.
  • Восстановление дыхания, привычного для человека.

Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.

Показания и противопоказания

Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.

Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких.
  • Бронхиальная астма.
  • Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
  • Экспираторная одышка.

Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.

Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.

Общие правила проведения

Для того чтобы достичь максимального эффекта в занятиях, следует придерживаться основных указаний:

  1. Упражнения должны проводиться с правильным дыханием. Вдох делать нужно через нос, он должен длиться 1–2 секунды, пауза в 1 секунду и выдох ртом, длительностью 2–4 секунды. Затем опять сделать паузу на 4–6 секунд. При этом следует придерживаться правила, что выдох обязан быть в 2 раза длиннее вдоха.
  2. Произношение звуков зависит напрямую от цели тренировки и заболевания. Так, например, в случае астматического бронхита, звуки должны быть громкими и резкими. Если вы болеете хроническим бронхитом, звуковой ряд произносится медленно и тихо, почти шепотом.
  3. Для проведения гимнастических упражнений нужно выбрать помещение, которое хорошо проветривается, чтобы легкие наполнялись кислородом. Лучше всего будет выбрать место для тренировок на свежем воздухе.
  4. Звуковые упражнения проводить следует за пару часов до или после приема пищи. Лучше придерживаться указанного промежутка времени.

Длительность тренировок зависит от самочувствия человека и от того, насколько легко ему далось предыдущее занятие.

После проведения гимнастики больной должен ощущать облегчение и улучшение самочувствия, а ни в коем случае не утомление.

Звуковые упражнения

Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:

  • Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
  • Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
  • Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению голосовых связок.
  • При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
  • Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
  • Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».
  • Употребление в гимнастике шипящих и свистящих «с», «ф», «ц», «ч», «ш» ускоряет удаление воздуха из легких, а это предупреждает эмфизему. Лучше при этом вдох делать носом, а выдох ртом, втягивая живот.
  • Для детей постарше и взрослых нужно проводить обязательное упражнение «пф-ф-ф» 1 раз. Его особенность заключается в том, что сочетание этих звуков произносится с плотно сжатыми губами. Это считается очистительным упражнением. После проведения выдержите паузу, сделайте вдох и опять паузу. Если упражнение выполняет ребенок, взрослому можно во время упражнения стать сзади, и передвигать ладони с поясницы вверх по бокам, остановиться на середине боков малыша, когда закончится выдох. Это делается для облегчения дыхания.
  • Дальше произносят звук «м-м-м» на выдохе, он должен быть протяжным, волнообразным и расслабленным. Это упражнение делают 5–7 раз.
  • Полезными для снятия бронхоспазма будут сочетание звуков «жжрух», «зрухх», «брухх» и «пррух».

Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.

При правильном и регулярном выполнении упражнений, снятие бронхоспазма наступит быстрее и появится долгожданное улучшение.

elaxsir.ru

Звуковая гимнастика для дыхательных путей и легких

Звуковая гимнастика для дыхательных путей и легких

Звуковой гимнастикой называют произнесение различных звуков, строго определенным способом.

 При произношении этих самых специальных звуков, голосовые связки начинают вибрировать, и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.

 С помощью такой вибрации происходит расслабление спазмированных бронхов и бронхиолы, особенно полезна звуковая гимнастика при заболеваниях дыхательных путей, которые сопровождаются спазмами, это такие недуги, как бронхиальная астма и астматический бронхит.

Чем сильнее сила воздушной струи, которая возникает, при произношении различных звуков, тем сильнее сила вибрации.

 Наибольшие усилия прилагаются, когда используются глухие согласные (п, т, к, ф, с), так как в эти моменты грудная клетка и диафрагма находятся в наибольшем напряжении.

 Если произносить звонкие согласные (б, д, г, в, з), то развивается среднее по силе напряжение, а легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: м, л, р, н.

 Звуковая гимнастика должна делаться по строго определенным правилам, в зависимости от цели, поставленной перед ней.

 При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по–разному, например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

 Каждое занятие начинают со звуков – пффф, которые делают через губы, сложенные трубочкой, так же произношение этих звуков является очистительным выдохом, который следует делать обязательно до и после каждого упражнения.

 Есть еще одно обязательное упражнение, которое напоминает закрытый стон: мммм.

Примите исходное положение — сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно так:

 вдох через нос одну–две секунды, пауза в одну секунду, выдох через рот две – четыре секунды, затем опять пауза, но уже продолжительнее, она уже будет составлять четыре–шесть секунд.

 Как долго продолжать такие занятия, вы должны решить сами, опираясь на свое самочувствие.

 Чаще всего лечебный эффект достигается быстрее, когда приходиться рычать и мычать по два–три раза в день по пятнадцать-двадцать минут.

 Регулярные занятия звуковой гимнастикой дают в лечении очень хороший эффект, а в некоторых случаях, даже способствует снятию приступа бронхиальной астмы.

Полный список лечебных звуков, которые вы должны произносить каждый день:

пффф – три раза;

 ммм – три раза и пффф – один раз;

 бррух – три раза и пффф – один раз;

вррух – три раза и пффф – один раз;

 шррух – три раза и пффф – один раз;

 зррух – три раза и … — пффф – один раз;

 врррт – три раза и пффф – один раз.

 Дыхательные упражнения по классической системе обычно выполняются в сочетании со звуковой гимнастикой.

Количество упражнений будет зависеть от самочувствия больного и в среднем должно составлять 6–12 упражнений с учетом звуковой гимнастики и специальных дыхательных упражнений.

 Звуковые упражнения следует выполнять на произнесение различных гласных и согласных звуков.

 На начальном этапе тренировок можно произносить гласные у, и, е, о. В дальнейшем следует постепенно использовать такие согласные, как ж, з, р, с, уже натренированным пациентам можно использовать в гимнастике ш и щ.

 В принципе, выбор звуков в большинстве случаев остается за самим человеком, и это скорее дело вкуса, чем обязательная норма. На вдохе можно произносить м-м-м, на выдохе – пфф.

 Произнесение этих звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку. Это хорошо помогает для расслабления спазмированных бронхов и бронхиол.

 При звуках п, т, к, ф развивается наибольшая сила воздушной струи;

при звуках б, г, д, в, з – средняя;

 при звуках м, к, л, р – наименьшая.

На выдохе рекомендуют произносить рычащий звук р, продолжительностью от 5–7 секунд в начале и до 25—30 секунд после длительной тренировки.

 Затем на выдохе можно использовать и такие звуки: бух, бат, бак, бех, бах, бррох, бррух, бррфх, дррох, дррфх и пр. Между дыхательными упражнениями с проговариванием звука нужно обязательно делать небольшую паузу – в 20—30 секунд.

 Очень важно научиться выполнять дыхательные и звуковые упражнения автоматически, чтобы в случае развития приступа, можно было по инерции их повторить, что поможет расслабиться и возможно избежать приступа.

 При выполнении лечебных упражнений нужно обязательно делать паузы для отдыха по 20—60 секунд в зависимости от самочувствия. Очень полезно также делать вдох через нос, а после небольшой паузы выдохнуть воздух через открытый рот и вновь сделать более удлиненную паузу перед новым вздохом.

 При хорошей подготовленности во время проведения дыхательных упражнений целесообразно использовать также и ходьбу, задействуя тем самым нижние конечности. Упражнения для верхних конечностей обязательно надо координировать с дыханием, стараясь особое внимание уделять упражнению на полный выдох.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь со своими друзьями и знакомыми, кликнув по кнопкам. Я буду вам благодарна! Спасибо! 

Поделиться ссылкой:

Похожее

magnitiza.ru

Звуковая гимнастика при заболеваниях органов дыхания

YouTube Instagram

Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.

Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.

Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.

Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.

Обучение рациональному дыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.

Гласные звуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.

Глухие согласные звуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.

Звонкие согласные звуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.

Другие звуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.

Главные звуки

1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.

2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.

3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.

Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.

Комплекс звуковой гимнастики

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.

В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.

1-е занятие:

Упр. 1. Очистительный выдох. ПФФ – 5–7 раз.

2-е занятие:

Упр. 1. ПФФ – 3 раза.

Упр. 2. Закрытый стон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.

Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

3-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.

Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

4-е занятие:

Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 – повторить.

Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

5-е занятие:

Упр. 6. РРР – 3 раза и ПФФ – 1 раз.

Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

6-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 8. ПРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 9. ЖРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

7-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 10. КРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 11. ТРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

8-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 12. ФРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 13. ЧРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

9-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 14. ЦРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 15. ШРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 16. ХРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

10-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр. 17. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Упр. 18. ГРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.

Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;

Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку. YouTube Instagram

www.sb.by

Консультация для воспитателей "Звуковая гимнастика"

ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА ЛОБАНОВА

Разновидность дыхательной гимнастики

Гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе и строго определенным способом. Начинается гимнастика с обя­зательного выполнения 2 упражнений: очистительного вдоха - «п, ф, т, р» и закрытого стона «ммм».

При произнесении звуков вибрация голосовых связок передает­ся на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, эта виб­рация действует на бронхи и тем самым способствует профилакти­ке бронхита.

Для звуковой гимнастики характерны следующие особенности дыхания: вдох через нос (1-2 с) пауза, активный выдох через рот (2-4 с), пауза.

Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох больше вдоха вдвое.

Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения, каждый звук должен произноситься строго опре­деленным образом, только тогда звуковая гимнастика дает лечеб­ный результат.

Гласные звуки произносятся в последовательности - у, о, а, е, и.

Согласные звуки произносятся в последовательности - б, д, г, в, з.

Согласные сонорные - м, н, л, р.

Упражнения действуют подобно вибромассажу.

Для глухих звуков - п, т, к, ф, с - требуется наибольшая сила артикулярности, а значит, и наибольшее напряжение мышц груд­ной клетки и диафрагмы.

Согласный звук р - дрожащий, может иметь от 1 до 14 вибра­ций при его произносимости: р, рр, ррр и т. д.

Звукосочетания с, р - эффективны при бронхиальной астме, астматическом бронхите.

Звук р - цроизносится энергично, громко, длинной волной - р -Р-Р

При болезнях сердца звук р - произносится тихо, мягко, коротко.

Звуки - ж - м - з - произносятся сжатыми губами.

Звук к - (кх) - произносится губами.

Звук к - (кх) - произносится широко открытым ртом с усиле­нием на вдохе.

Для эффективности звуковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Занятия по возможности проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

  1. Одежда мягкая, свободная.

  1. Проводят занятия до приема пищи или через 1,5-2 часа после еды, лучше в утренние часы. В первые 2 занятия выполняются только 2 упражнения - пфф и - ммм - затем постепенно добавля­ются по 2 новых.

Проводят звуковую гимнастику 1-2 раза в день по 5-6 минут. Упражнения можно выполнять сидя, стоя, лежа. Перед и после каждого упражнения делают очистительный вдох - пфф - выпол няют тихо, губы сложены трубочкой. Вслед за - пфф - идет 2-е обязательное упражнение - ммм.

  1. - пфф - ммм - пфф -.

  2. Гласные - у, о, а, е, и - пфф.

  3. Согласные - 1-4 - пфф -.

  4. Звукосочетания 1 - ммм, 2, 3 ,4 - пфф.

ЗВУКОВОЕ ДЫХАНИЕ

М. Л. Лазарев

  1. Эффект от выполнения ритмического звукового дыхания на­ступает лишь в том случае, если дыхание выполняется в течение достаточно длительного времени (не менее 3 минут).

  2. Ритмическое звуковое дыхание можно проводить как в по­кое, так и в ходьбе.

  1. Рекомендуется проводить ритмическое звуковое дыхание наиболее интенсивно в осеннее-весенний период.

  2. Эффективно применение ритмического звукового дыхания при постельном режиме ребенка во время заболеваний.

  3. Ритмическое звуковое дыхание может использоваться как способ коррекции психического состояния детей, например, на за­нятии.

Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обмен­ных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в облас­ти легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улуч­шает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повыша­ет эмоциональный тонус. Упражнения этого комплекса могут выполняться ежедневно.

Релаксационная серия (шипящие) может выполняться как зву­ковая пауза между любыми видами физической нагрузки, а также перед сном. Следует особенно выделить звук «с», который облада­ет наибольшим расслабляющим свойством.

При ларингитах произносятся только глухие согласные, чтобы не травмировать связочный аппарат. При произнесении длинных звуков желательно тянуть их как можно дольше.

Звук «в» (вибрация на уровне лица).

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в об­ласти лица, гайморовых пазух. Эффект достигается при ринитах, синуситах, гайморитах.

И. П. - стоя. Ноги стоят устойчиво. Глаза закрыты. Губы мягко сопротивляются. После глубокого вдоха произносится звук «в» до полного выдоха воздуха из легких. Звук произносится негромко. Необходимо добиться ощущения вибрации во всем теле, преиму­щественно в области лица, стараясь, чтобы звук тянулся как можно дольше. Губы необходимо расслабить до появления в них ощуще­ния «щекотки». Повторить 4 раза.

Звук «з» (вибрация в области головы и шеи).

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в об­ласти головы и шеи. Эффективна при трахеитах.

И. П. - стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь одной руки на шее спереди. Делается вдох. На выдохе произносится звук «з» предельно долго, негромко. Повторить 4 раза.

Звук «ж» (вибрация в области грудной клетки).

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в об­ласти грудной клетки. Эффективно выводит мокроту из бронхов и легких.

И. П. - стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь на груди спереди. Делается вдох. На выдохе тфоизносится долго и негромко звук «ж». Повторить 4 раза.

Звук «м» (вибрация тканей в области грудной клетки и сол­нечного сплетения).

Улучшение микроциркуляции крови и обмена веществ в облас­ти грудной клетки и солнечного сплетения.

И. П. - стоя. Глаза закрыты. Ладонь на области солнечного сплетения. Делается вдох. На выдохе произносится негромко и предельно долго звук «м» (глубокое звучание). Повторить 4 раза.

«Ф-х-ц-ч-ш-щ-с» (расслабление всех дыхательных и других мышц организма).

И. П. - лежа. Глаза закрыты. Произносится ровный звук, кото­рый тянется как можно дольше. Звук произносится тихо. Каждый звук повторить 2 раза.

ЗВУКОВЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Эти упражнения могут выполняться детьми во время утренней гимнастики и среди дня. В летнее время комплекс лучше прово­дить на свежем воздухе во время прогулки.

/. «На турнике».

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих ру­ках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выдыхая, про­износить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

2. «Шагом марш».

Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох. Выдыхая, произ­носить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минут.

3. «Насос».

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каж­дую сторону.

4. «Регулировщик».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять по­ложение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р». Повторить 5-6 раз.

5. «Летят мячи».

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди впе­ред. Произносить, выдыхая, длительное «ух-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

6. «Вырасти большой».

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потя­нуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «ух-х-х». Произно­сить 4-5 раз.

7. «Лыжник».

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м».

8. «Маятник».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спи­ной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в сто­роны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-х-х-х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

9. «Гуси летят».

Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в сто­роны - вдох, руки вниз - выдох, произносить «г-у-у-у-у».

10. «Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

infourok.ru

Дыхательная и звуковая гимнастика 

Дыхательная и звуковая гимнастика(средний и старший дошкольный возраст)

     

      1.«Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:а) «Полет на Луну» - на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают;б) «Полет на Солнце» - также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся;в) «Полет к инопланетянам» - на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно всплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной энергии».

 

     2. «Гудок парохода». Через нос с шумом набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

 

       3. «Полет самолета». Дети – самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет – звук направляется в голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

 

         4. «Упрямый ослик». Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать И-А.             Что же ты хочешь, мой милый ИА?              Сена, лепешек иль молока?«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки, люди, страдающие храпом – излечиваются.

 

 

 

 

Дыхательная и звуковая гимнастика(младший дошкольный возраст)

 

  1. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».   Что ты плачешь «ы» да «ы»?   Слезы поскорей утри.   Будем мы с тобой играть.   Песни петь и танцевать.       «Плакса» перестает плакать, все дети пляшут.       Звук «Ы» снимает усталость головного мозга.

 

    2.Учим детей дышать через нос.

     Сделать 8-10 вдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая    отдыхающую ноздрю указательным пальцем. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

   

              Уважаемые родители! Как вы сами замечали, дети часто болеют простудными заболеваниями. Часто страдают верхние дыхательные пути.

    Для предупреждения и профилактики таких заболеваний, как                              ОРВИ, ОРЗ, а также бронхита, проводится в детском саду дыхательная гимнастика. Она        проводится на физкультурных занятиях (дыхательные упражнения)         и при индивидуальной работе (игры на дыхание).           Для большего эффекта можно некоторые игры проводить в домашних условиях, которые будут полезны и интересны для ребенка и для вас.

1.«У кого дальше улетит шарик».                                                                      

 

2.«Бульканье» - надо как можно дольше дуть в соломку.

 

3.«Кораблики» - в тазу играть в кораблики.                                         

 

4.«Собери горох» - на столе, перевернутая кружка, в нее нужно задувать все рассыпанные на столе горошины.

 

5. «Парашютисты» - надо над головой как можно дольше удерживать полиэтиленовый пакет, дуя на него.

Картотека дыхательной гимнастики для старшей и подготовительной группы

ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

 

      Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.

      Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Также дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.

       Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте направлена на повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

     При составлении комплексов дыхательной гимнастики необходимо учитывать:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.

     Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.

Техника выполнения дыхательных упражнений.

     

 В основу методики проведения занятий положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений.  Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных (ж и ш) и сочетаний звуков (ах, ух ,фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.).

       Помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.

       Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20 градусов. Продолжительность занятий от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий. Занятия могут проводиться педагогом, инструктором, воспитателем или медицинским работником дошкольного учреждения. Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

 

«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

«Наклоны» 

Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

«Маятник». И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха - наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение - лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1, 2, 3 секунды - так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре упражнения. Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Упражнения на удлинение выдоха

«Наклоны вперед». И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.

«Наклоны в сторону»(«Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

 

 

Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.

 

Комплекс 1.

 

  1. «Качалка».И. п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.
  2. «Ёлочка растёт». И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.
  3. «Зайчик».И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.
  4. «Как гуси шипят».И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш...». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.
  5. «Прижми колени».И. п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.
  6. «Гребцы».И. п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.
  7. «Скрещивание рук внизу».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская, прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.
  8. «Достань пол».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.
  9. «Постучи кулачками».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.
  10. «Прыжки».Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

 

Комплекс 2 «На улице».

 

  1. «Погрейся».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.
  2. «Конькобежец».И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны(подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.
  3. «Заблудился».И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.
  4. «Снежный ком».И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.
  5. «Снеговик веселится».И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.
  6. «Вырасти большим».И. п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

 

 

 

nebenzyala-shat-dou28.edumsko.ru

Звуковая гимнастика поможет при заболеваниях дыхательных путей

. Это цитата

Звуковой гимнастикой называют произнесение различных звуков, строго определенным способом.

При произношении этих самых специальных звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку. 

С помощью такой вибрации происходит расслабление спазмированных бронхов и бронхиолы, особенно полезна звуковая гимнастика при заболеваниях дыхательных путей, которые сопровождаются спазмами, это такие недуги, как бронхиальная астма и астматический бронхит.

Чем сильнее сила воздушной струи, которая возникает, при произношении различных звуков, тем сильнее сила вибрации.

Наибольшие усилия прилагаются, когда используются глухие согласные  (п, т, к, ф, с),  так как в эти моменты грудная клетка и диафрагма находятся в наибольшем напряжении.

Если произносить звонкие согласные (б, д, г, в, з), то развивается среднее по силе напряжение, а легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: м, л, р, н.

Звуковая гимнастика должна делаться по строго определенным правилам, в зависимости от цели, поставленной перед ней.

При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по–разному, например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Каждое занятие начинают со звуков – пффф, которые делают через губы, сложенные трубочкой, так же произношение этих звуков является очистительным выдохом, который следует делать обязательно до и после каждого упражнения.

Есть еще одно обязательное упражнение, которое напоминает закрытый стон: мммм.

Примите исходное положение - сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно так:

вдох через нос одну–две секунды, пауза в одну секунду,

выдох через рот две – четыре секунды, затем опять пауза, но уже продолжительнее, она уже будет составлять четыре–шесть секунд.

Как долго продолжать такие занятия, вы должны решить сами, опираясь на свое самочувствие.Чаще всего лечебный эффект достигается быстрее, когда приходиться рычать и мычать по два–три раза в день по пятнадцать-двадцать минут.

Регулярные занятия звуковой гимнастикой дают в лечении очень хороший эффект, а в некоторых случаях, даже способствует снятию приступа бронхиальной астмы.

Предлагаем вам полный список лечебных звуков, которые вы должны произносить каждый день: пффф – три раза; ммм – три раза и пфффф – один раз; бррух – три раза и пффф – один раз; вррух – три раза и пффф – один раз; шррух – три раза и пффф – один раз; зррух – три раза и ... - пффф – один раз; вррот – три раза и пффф – один раз. 

Дыхательная гимнастика по классической системе

Дыхательные упражнения по классической системе обычно выполняются в сочетании со звуковой гимнастикой.

Количество упражнений будет зависеть от самочувствия больного и в среднем должно составлять 6–12 упражнений с учетом звуковой гимнастики и специальных дыхательных упражнений.

Звуковые упражнения следует выполнять на произнесение различных гласных и согласных звуков. 

На начальном этапе тренировок можно произносить гласные у, и, е, о. В дальнейшем следует постепенно использовать такие согласные, как ж, з, р, с, уже натренированным пациентам можно использовать в гимнастике ш и щ.

В принципе, выбор звуков в большинстве случаев остается за самим человеком, и это скорее дело вкуса, чем обязательная норма. На вдохе можно произносить м-м-м, на выдохе – пфф. 

Произнесение этих звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку. Это хорошо помогает для расслабления спазмированных бронхов и бронхиол. 

При звуках п, т, к, ф развивается наибольшая сила воздушной струи; при звуках б, г, д, в, з – средняя; при звуках м, к, л, р – наименьшая. На выдохе рекомендуют произносить рычащий звук р, продолжительностью от 5–7 секунд в начале и до 25—30 секунд после длительной тренировки. 

Затем на выдохе можно использовать и такие звуки: бух, бат, бак, бех, бах, бррох, бррух, бррфх, дррох, дррфх и пр. Между дыхательными упражнениями с проговариванием звука нужно обязательно делать небольшую паузу – в 20—30 секунд.

Очень важно научиться выполнять дыхательные и звуковые упражнения автоматически, чтобы в случае развития приступа, можно было по инерции их повторить, что поможет расслабиться и возможно избежать приступа. 

При выполнении лечебных упражнений нужно обязательно делать паузы для отдыха по 20—60 секунд в зависимости от самочувствия. Очень полезно также делать вдох через нос, а после небольшой паузы выдохнуть воздух через открытый рот и вновь сделать более удлиненную паузу перед новым вздохом.

При хорошей подготовленности во время проведения дыхательных упражнений целесообразно использовать также и ходьбу, задействуя тем самым нижние конечности. Упражнения для верхних конечностей обязательно надо координировать с дыханием, стараясь особое внимание уделять упражнению на полный выдох.

Дыхательная и звуковая гимнастики для детей 

Цель «Дыхательной и звуковой гимнастики» — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательная гимнастика способствует укреплению здоровья и взрослых, и детей. Она особенно полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр.

Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.

Виды дыхательных упражнений:

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самоё, закрыть левую ноздрю.

5. Энергично произносить «п. — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6. Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

7. Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.

8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но, и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние.

9. «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются готовятся к полету:

10. «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.

11. «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

12. «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

13. «Гудок парохода». Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

14. «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за данном темпе по представлению.

15. «Упрямый ослик». Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».Что же ты хочешь, мой милый «И-а»? Сена, лепешек иль молока?«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом излечиваются.

16. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».Что ты плачешь «ы» да «ы»? Будем мы с тобой играть, слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.

17. «Кто знает больше добрых слов».Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т., Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.

Наиболее пригодным для больных бронхиальной астмой является произнесение при выдохе согласных звуков - р, ж, ш, щ ,з, с и гласных звуков - у, о, а, е, и. Для облегчения воспроизведения целесообразно соединять выговаривание указанных гласных звуков с согласными: бр, ж, к, х, причем последние произносятся быстро, а затем следует длительное звучание выбранной гласной.

Например: бр - у-у-у-у...; бр-о-о-о-о-о...; бр-и-и-и-и-и...; ж-у-у-у-у-у…..; ж-о-о-о-о-о...; ж-и-и-и-и-и. При воспроизведении упражнений с согласными звуками р, ж выдох в самом конце целесообразно заканчивать произношением слога "ох". Например: ж-ж-ж-ох, р-р-р-р-ох.

В начале тренировки можно произносить звуки в течение очень непродолжительного времени - 5-7 секунд, но в дальнейшем время выговаривания постепенно увеличивается и доводится до 30-40 секунд, поскольку в процессе тренировки постепенно возрастает жизненная емкость легких и улучшается функционирование диафрагмы.

В занятия дыхательной гимнастикой необходимо также включать самые простые, легко выполняемые гимнастические упражнения в виде сгибаний, разгибаний, отведений, приведений, вращений конечностями, упражнения на разгибание туловища, наклоны вперед, в стороны. Упражнения же со значительной нагрузкой, вызывающие учащение дыхания, а также связанные с усилием и задержкой дыхания, непригодны. 

http://gen.su/node/8462http://medicinkoff.ru/lechenie-prostaty/1305-dyhat..._po_klassicheskoi_sisteme.html http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/libra...lnaya-i-zvukovaya-gimnastika-0

Серия сообщений "лёгкие":Часть 1 - Хвойные ванны облегчат дыханиеЧасть 2 - БУДЬ ЗДОРОВ, НЕ КАШЛЯЙ!...Часть 14 - Как очистить легкие от мокроты и слизиЧасть 15 - Как очистить легкиеЧасть 16 - Звуковая гимнастика поможет при заболеваниях дыхательных путей

rogveles.livejournal.com


Смотрите также