1.2.Гимнастика как учебно–спортивная и научно–педагогическая дисциплина. Гимнастика как спортивно педагогическая дисциплина


Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина

1.1. Задачи и методические особенности гимнастики

Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специ­фических средств и методов гармонического физического воспита­ния людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.

Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнажен­ными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимна­стика» связывается с греческим словом гимназо — упражняю. В тре­тьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толко­вание: упражняю, тренирую, — что, с нашей точки зрения, бо­лее правильно отражает суть и назначение гимнастики.

Задачи гимнастики:

  1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физи­ческому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.

  2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти гимнастики, формирование гигиенических навыков, приуче­ние к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обу­чение новым видам движений, обогащение занимающихся двига­тельным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоцио­нальным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

  3. Формирование организаторских и профессионально-приклад­ных умений и навыков, необходимых для успешной педагогиче­ской деятельности.

  4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для ус­пешного овладения гимнастическими упражнениями различной

5

сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладны­ми двигательными умениями и навыками.

  1. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отноше­ния к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, го­товности к защите Родины.

  2. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как само­стоятельным видам спорта.

Успешное решение перечисленных выше задач предусматрива­ет разностороннее педагогическое воздействие на личность зани­мающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относят­ся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все сред­ства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.

Методы — это способы применения гимнастических упражне­ний и других средств гимнастики с целью специально запланиро­ванного воздействия на занимающихся. Способ выполнения уп­ражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять уп­ражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение рабо­тающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.

Гимнастические упражнения отличаются от других видов фи­зических упражнений тем, что не все они заимствованы из жиз­ненной практики людей, как в игре, туризме и спорте. Большин­ство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы орга­низма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом — двигательным, эстетическим, эмоцио­нальным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных гимнастических упражнений — прекрасное зрелище!

Гимнастике присущ метод строго регламентированного упраж­нения и организации деятельности занимающихся на уроке по зара­нее разработанной учителем программе обучения. Им же создаются оптимальные условия для успешного овладения новыми упражне­ниями путем планирования их в соответствии с принципами дидак­тики; предусматривается эмоциональный фон занятий; активизиру­ется воля, мыслительная и двигательная деятельность; формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемы-

ми упражнениями и к занятию в целом. Этот метод реализуется в следующих методических особенностях гимнастики:

  1. Возможность разложить каждое упражнение на части, фазы и изучать его сначала по этим частям, а затем и в целом. Например, на брусьях соскоку ноги врозь с концов жердей обучают в следу­ющей последовательности. На низких брусьях изучается размахи-' вание в упоре; размахивание с разведением ног в стороны в ко­нечной точке маха назад и подачей плеч вперед относительно кон­цов жердей; соскок с перемахом через одну жердь, затем через другую; соскок ноги врозь через обе жерди с помощью, а затем самостоятельно; соскок ноги врозь на высоких брусьях с помо­щью, а затем и самостоятельно, соединяя его с другими вначале несложными, а затем и все более сложными элементами.

  2. Аналитический характер упражнений позволяет применять их для решения конкретных педагогических или оздоровительных за­дач. С их помощью можно избирательно развивать мышечную силу, повышать функциональные возможности отдельных органов и си­стем организма, воздействовать на психические и личностные свой­ства занимающихся, формировать двигательные умения и навыки.

  3. В гимнастике существует бесчисленное множество самых раз­личных по структуре движений, способам выполнения, энергети­ческому, информационному, психологическому обеспечению уп­ражнений. Из них могут составляться комплексы для решения мно­гих оздоровительных, образовательных, воспитательных и приклад­ных задач. Кроме того, каждое отдельное упражнение в зависимости от метода его выполнения может быть многофункциональным. С по­мощью одного и того же упражнения за счет изменения способа его выполнения и дозировки нагрузки можно целенаправленно воздей­ствовать на разные функции организма, психические и личностные свойства занимающихся, развивать у них способности к тому или иному виду учебной, спортивной, профессиональной деятельности. Например, бег можно использовать с целью разминки, активного отдыха, повышения функциональных возможностей органов и сис­тем организма, развития выносливости к мышечной работе, воли и др. Бег — это один из видов легкоатлетических упражнений.

  4. Можно определять пульсовую стоимость каждого включен­ного в урок упражнения, на ее основе составлять примерную кри­вую физиологической нагрузки при написании конспекта и уп­равлять ее величиной в ходе урока.

  5. Возможность усложнять упражнения за счет изменения ис­ходных положений, соединения их в связки, включения в комби­нации, выполнения в условиях мышечного, умственного утомле­ния, эмоционального возбуждения или угнетения, на разных сна­рядах, в разных условиях внешней среды.

  6. Возможность выполнять упражнения под музыкальное сопро­вождение, подбирать упражнения под характер музыкального про-

6

7

г

изведения или, наоборот, музыкальное произведение под комби­нацию упражнений, индивидуальный стиль исполнения на со­ревнованиях.

7. Возможность строгой регламентации педагогического про­цесса, позволяющего четко организовывать занятия и активизи­ровать деятельность занимающихся на уроке.

Методические особенности органически взаимосвязаны и при­меняются в соответствии с основными задачами, решаемыми гим­настикой.

Гимнастика в отечественной системе физического воспитания является самым доступным для широких масс населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нрав­ственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных уч­реждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Гимнастика — это один из наиболее популярных видов спорта.

Эффективность влияния на занимающихся с помощью гимна­стических упражнений зависит не только от умелого подбора их педагогом, но и от его словесных воздействий, от характера му­зыкального сопровождения занятий и внешних условий, в кото­рых они проводятся.

Длительные занятия гимнастикой, как и любым другим видом., деятельности, накладывает на занимающихся специфический от­печаток. Гимнасты отличаются от других категорий спортсменов разносторонней физической подготовленностью. Особенно хоро­шо у них развиты способность управлять своими движениями, гибкость, мышечная сила, прыгучесть, ориентировка в простран­стве, целеустремленность, настойчивость в достижении постав­ленной цели, самообладание, дисциплина, привычка тщательно продумывать технику исполнения упражнения. Они более органи­зованны, внешне собраны и подтянуты, отличаются корректно­стью в общении с окружающими. Все это помогает им в учебе, трудовой деятельности, несении воинской службы.

Конечно, каждый вид спорта имеет свои преимущества в воз­действии на занимающихся. Спортигровики превосходят гимнас­тов в способности распределять и переключать внимание, в опе­ративном и тактическом мышлении. Пловцы, бегуны и лыжники превосходят гимнастов в выносливости.

Такова гимнастика как предмет познания с учетом ее места в системе физического воспитания человека.

studfiles.net

1.2.Гимнастика как учебно–спортивная и научно–педагогическая дисциплина

Гимнастика является одним из важнейших средств физического воспитания. Это объясняется тем, что гимнастические упражнения наилучшим образом обеспечивают общее гармоническое физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей. Но вместе с тем гимнастика развивает широкий спектр таких личностных качеств, как организованность, дисциплинированность, самодисциплина, творческое отношение к делу.

Приоритетность гимнастики в формировании двигательной культуры основана на тесной связи с искусством – прежде всего хореографией, танцем, музыкой, на использовании их практического опыта, театрально–художественных традиций.

Специфика упражнений, используемых в гимнастике методов, методических приемов, технических средств обусловливают широту и глубину ее педагогического воздействия. Поэтому гимнастика в системе образования, являясь обязательным предметом, применяется на занятиях в дошкольных учреждениях, школах, училищах, колледжах.

Гимнастика – фундаментальная спортивно–педагогическая дисциплина, в значительной мере определяющая профессиональный облик специалиста по физической культуре и спорту. Она преподается в Университете физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов.

Прошедший основательную гимнастическую подготовку специалист всегда востребован в любой сфере – в физкультурно–оздоровленческом или профессионально–техническом учреждении, в общеобразовательной школе или вузе.

Хороший преподаватель гимнастики – прежде всего педагог, поэтому обязан владеть всей полнотой знаний в области педагогики, психологии, особенно глубоко разбираться в вопросах возрастных аспектов этих гуманитарных наук.

Не меньшее значение имеют знания смежных наук – анатомии, физиологии, биохимии мышечной деятельности, биомеханики; умение использовать их в учебно–тренировочном и воспитательном процессе.

Поскольку основное место в деятельности преподавателя гимнастики занимает обучение физическим упражнениям, хорошо понимать оздоровительные, воспитательные и образовательные возможности гимнастики так же важно, как знать историю предмета, терминологию, уметь обеспечивать безопасность своих воспитанников, предупреждать физические и психические перегрузки. Уважающий себя спортивный наставник просто обязан знать большое количество упражнений, уметь конструировать их в поиске нужных индивидуальных вариантов.

Как и каждая научно–педагогическая дисциплина, гимнастика имеет свою историю, теорию и методику предмета, свои специфические организационно–методические подходы к обучению, воспитанию, тренировке.

Представляя собой часть науки о физическом воспитании и являясь фундаментальной научно–педагогической дисциплиной, гимнастика изучает закономерности физического развития и совершенствования двигательных способностей человека с помощью специфичных для нее средств, методов и форм организации учебно–воспитательного процесса.

В поиске новых направлений развития гимнастики проведены тысячи исследований, защищены сотни диссертаций, в том числе десятки докторских по актуальным вопросам совершенствования теории и методики гимнастики.

Вместе с тем теория гимнастики развивается в тесном единстве с практикой, подпитывая друг друга в поиске эффективных методических подходов к обучению и тренировке, опираясь на новые данные о строении, функциях и возрастной динамике развития организма, новых данных о практических приемах управления процессом физического совершенствования человека.

studfiles.net

Гимнастика как педагогическая и научная дисциплина.

Количество просмотров публикации Гимнастика как педагогическая и научная дисциплина. - 437

Гимнастика является дисциплиной педагогической. Она имеет свое содержание, теорию, историю, методы преподавания, об­ласть научных исследований.

Содержанием гимнастики являются специфические для не< средства и методы физического воспитания занимающихся. В об­щих чертах о них было сказано выше, более подробно они излага­ются в следующих главах.

Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педа­гогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздо­ровительные, образовательные и воспитательные возможности историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть метода­ми обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта͵ другими спортивными дисциплинами, трудовыми, воен­но-прикладными двигательными действиями и др.

Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффектив­ные гимнастические упражнения, методику их исполнения, музы­кальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении педагога средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно фор­мулировать мысли и выражать их четко, доходчиво и эмоционально.

Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, крайне важно не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и ме­тодами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, пси­хологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-трениро­вочном и воспитательном процессе.

Гимнастика тесно связана с музыкой, изобразительным ис­кусством, с хореографией и театром. Эта связь была блестяще по­казана в 1980 ᴦ. на XXII летних Олимпийских играх в Москве, когда ее участники и зрители получили потрясающее впечатление от церемоний открытия и закрытия, на Играх Доброй Воли в Мос­кве (1986) и Санкт-Петербурге (1994), на Всемирных юношеских играх в Москве (1998).

Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содер­жанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее зада­чами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всœем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к учебной трудовой деятельности и во­инской службе.

История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на базе общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории и методики гимнастики боль­шое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и со­временной теории и практики, предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.

Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспи­тания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений. Частные разделы этой проблемы — методик; урока и других форм занятий гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных нормативов, методы i приемы обучения и спортивной тренировки, классификационные программы и другие вопросы.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гимнастике может проводиться по всœем изучаемым темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, использование сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также оборудования гимнастических залов, площадок инвентаря, применение тренажеров, средств ТСО, вычислительной техники и др.

referatwork.ru

1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая и научная дисциплина

Гимнастика является дисциплиной педагогической. Она имеет свое содержание, теорию, историю, методы преподавания, об­ласть научных исследований.

Содержанием гимнастики являются специфические для нее средства и методы физического воспитания занимающихся. В об­щих чертах о них было сказано выше, более подробно они излага­ются в следующих главах.

Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педа­гогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздо­ровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, фи-

зических и психологических перегрузок; хорошо владеть метода­ми обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, воен­но-прикладными двигательными действиями и др.

Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффектив­ные гимнастические упражнения, методику их исполнения, музы­кальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении педагога средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно фор­мулировать мысли и выражать их четко, доходчиво и эмоционально.

Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и ме­тодами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, пси­хологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-трениро­вочном и воспитательном процессе.

Гимнастика тесно связана с музыкой, изобразительным ис­кусством, с хореографией и театром. Эта связь была блестяще по­казана в 1980 г. на XXII летних Олимпийских играх в Москве, когда ее участники и зрители получили потрясающее впечатление от церемоний открытия и закрытия, на Играх Доброй Воли в Мос­кве (1986) и Санкт-Петербурге (1994), на Всемирных юношеских играх в Москве (1998).

Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содер­жанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее зада­чами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к учебной трудовой деятельности и во­инской службе.

История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории и методики гимнастики боль­шое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и со­временной теории и практики, предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.

Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспи­тания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и груп-

14

15

пам упражнений. Частные разделы этой проблемы — методика урока и других форм занятий гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки, классификацион­ные программы и другие вопросы.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гим­настике может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, исполь­зование сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также оборудования гимнастических залов, площадок, инвентаря, применение тренажеров, средств ТСО, вычислитель­ной техники и др.

studfiles.net

Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина - online presentation

1. Государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Рыбинский

педагогический колледж Слайд-лекция по дисциплине «Гимнастика с методикой преподавания» На тему: Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина Для студентов специальности 050720 «Физическая культура» Форма обучения – очная Разработал: Т.В.Смирнова

2. ПЛАН

1.Научно-методические основы гимнастики. 2.Задачи гимнастики. 3.Виды гимнастики. 4.Средства гимнастики. 5.Характерные методические особенности гимнастики. Контрольные вопросы. Рекомендуемая литература.

3. 1. Научно-методические основы гимнастики

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Гимнастика является дисциплиной спортивнопедагогической. Она имеет свое содержание, теорию, историю, область научных исследований, методы преподавания. Содержанием гимнастики являются специфические для нее средства и методы физического воспитания занимающихся.

4. Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содержанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как

предмета познания и практической деятельности, с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества. культуры и физической культуры. Научно-исследовательская работа по гимнастике предполагает исследование следующих вопросов: оздоровительное, образовательное и воспитательное воздействие с помощью средств гимнастики на различные категории занимающихся.

5. Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы,

гигиенические процедуры, слова педагога. Методы – это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспитания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений.

6. 2. Задачи гимнастики:

1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки. 2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

7. 3. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической

деятельности. 4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

8. 5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к

учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины. 6. Подготовка спортсменов высокой квалификации по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.

9. 4. Средства гимнастики

1. Строевые упражнения - совместные действия в строю (включая и одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, стройным. 2. Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, формируют правильную осанку. Они направлены на общее физическое развитие и подготовку занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. ах с сопротивлением напарника.

10. 3. Прикладные упражнения - бег, ходьба, метание, лазание, преодоление препятствий. С их помощью занимающиеся овладевают

основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. 4. Прыжки - хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. 5. Упражнения на гимнастических снарядах составляют основное содержание спортивной гимнастики. Это упражнения на перекладине, кольцах, параллельных брусьях, коне-махе, бревне, разновысоких брусьях – наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение – совершенствование координации движений.

11. 6. Вольные упражнения - комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Они

могут выполняться без предметов и с различными предметами. 7. Акробатические упражнения имеют широкий диапазон трудности – от самых простых до самых сложных. Акробатические упражнения являются важным средством совершенствования физических и моральноволевых качеств, силы, быстроты, ловкости и др.

12. 8. Упражнения художественной гимнастики включают в себя самые разнообразные движения, в том числе и танцевальные. Они

органически связаны с музыкальным сопровождением и содействуют эстетическому воспитанию занимающихся. Эти упражнения применяются при занятиях с женщинами.

13. 5. Характерные методические особенности гимнастики

1. Разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов человека. 2. Широкое использование различных движений, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).

14. 3. Избирательное воздействие на организм человека. Большой диапазон упражнений позволяет воздействовать на отдельные мышечные

группы человека, развивать силу, гибкость, координацию движений, прыгучесть, скорость и т.д., совершенствовать дыхательную и другие системы организма человека, восстанавливать функции поврежденных органов и исправлять недостатки физического развития занимающихся.4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. 5. Различная методика применения упражнений в зависимости от поставленных задач. 6. Возможность непрерывного комбинирования упражнений. усложнения 7. Наличие музыкального сопровождения. и

16. 3. Виды гимнастики

Оздоровительные виды гимнастики Утренняя гигиеническая гимнастика Вводная гимнастика Лечебная гимнастика Ритмическая гимнастика Физкультпауза, физкультминутка

17. Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и

Оздоровительные виды гимнастики Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и общественной деятельности. Утренняя гигиеническая гимнастика – используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, трудовой и общественной активности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения. В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и бег, ОРУ и прикладные упражнения.

18. Вводная гимнастика – направлена на быстрое вхождение занимающихся в предстоящую учебную или трудовую деятельность. Здесь

применяются упражнения близкие по структуре в профессиональном двигательном действии. Продолжительность выполнения 5-10 минут. Лечебная гимнастика – помогает восстановлению временно утраченных отдельных функций организма после травмы, ранения, болезни. Комплекс лечебной гимнастики составляется врачом совместно с учителем физической культуры в зависимости от индивидуальных отклонений в состоянии здоровья больного.

19. Ритмическая гимнастика - комплекс упражнений составляется из ОРУ, элементов художественной гимнастики и хореографии,

стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. К оздоровительным направлениям ритмической гимнастики относятся: классическая аэробика, гимнастика с использованием базовых шагов, танцевальная; аэробика с использованием предметов и приспособлений (степ, фитбол, слайд).

20. Нетрадиционные виды: стретчинг (гимнастика поз, преимущественно на растягивание), калланетика (гимнастика статических

упражнений, состоит из 30 упражнений, дозировка за счет увеличения времени удержания позы), шейпинг-система. Физкультурная минутка, пауза - применяется для поддержания физической и умственной работоспособности на высоком уровне в течении всего учебного или трудового дня, предупреждения нарушения осанки, локального физического утомления. Комплекс может состоять из 5-10 упражнений и продолжаться 2-5 минут.

21. Образовательно-развивающие виды гимнастики

Основная гимнастика Женская гимнастика Атлетическая гимнастика Профессиональноприкладная гимнастикаОсновная – гимнастика, входящая в систему физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных заведений, а также лиц среднего и пожилого возраста. Атлетическая гимнастика – предназначена для развития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функциональных возможностей организма, для формирования здорового образа жизни, отвлечения от курения, употребления наркотиков, подготовки к труду.

23. Гимнастика с профессиональной направленностью – с помощью нее можно своевременно, до начала профессионального обучения,

Женская гимнастика – при подборе упражнений учитываются функции материнства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины. В занятия включаются все виды ОРУ, упражнения художественной гимнастики. Гимнастика с профессиональной направленностью – с помощью нее можно своевременно, до начала профессионального обучения, повышать функциональные возможности организма, изучать и развивать двигательные и психические способности, воспитывать личностные свойства, необходимые занимающимся в избранном деятельности. профессиональнойСпортивные виды гимнастики Спортивная гимнастика Художественная гимнастика Спортивная аэробика Спортивная акробатика

25. Спортивная гимнастика – многоборный вид спорта. В него входят 6 мужских и 4 женских вида. В занятия спортивной гимнастикой

включаются упражнения художественной и ритмической гимнастики, акробатики, хореографии. Спортивная гимнастика – олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит федерация спортивной гимнастики Казахстана. Художественная гимнастика – женский вид спорта. Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Развитием художественной гимнастики в стране руководит Федерация художественной гимнастики Казахстана.

26. Спортивная акробатика включает в себя: акробатические прыжки, парные (мужская и смешанная пары) и групповые упражнения (женские

тройки, мужские четверки), упражнения на батуте. Развитием акробатики руководит Федерация акробатики Казахстана. Спортивная аэробика – это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложнокоодинационных ациклических движений. Она включает в себя следующие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестерки в любом составе.

27. Контрольные вопросы

1. Дайте определение термину «гимнастика». 2. Значение, и место гимнастики в системе физического воспитания Казахстана. 3. Характеристика видов гимнастики и их место в системе физического воспитания Казахстана. 4. Задачи гимнастики. 5. Дайте краткую характеристику средствам гимнастики. 6. Перечислите методические особенности гимнастики. 7. Дайте характеристику образовательно-развивающим видам гимнастики. 8. Охарактеризуйте оздоровительные виды гимнастики. 9. Спортивные виды гимнастики, их краткая характеристика.

28. Рекомендуемая литература

Основная: Гимнастика. – Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 448с. 2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 448 с. 3.http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=11610. 1. Дополнительная: 1. Брыкин А.Т. Гимнастика: Учебник для техникумов физической культуры. М.: ФиС, 1985. 368 с. 2. Гимнастика и методика преподавания. – Под общ. ред.В.М.Смолевского.- М.:Физкультура и спорт, 1987.- 336 с.

en.ppt-online.org

Глава 1. ГИМНАСТИКА КАК СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

ВВЕДЕНИЕ

Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои осо­бые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.

Содержание учебника обогатит занимающихся гимнастикой специальными знаниями, умениями и навыками, поможет при­обрести спортивный опыт. Книга ориентирует студентов на овла­дение не только учебным материалом по гимнастике, но и знани­ями по другим, смежным дисциплинам, что обеспечит разносто­роннюю образованность будущего педагога, его нравственность, воспитанность и хорошую подготовленность по гимнастике. В свя­зи с этим при работе над учебником коллектив авторов исходил из следующих принципиальных положений.

1. Гимнастика является дисциплиной спортивно-педагогической. Она имеет свои специфические средства и методы воздействия на занимающихся, свою теорию и историю.

2. Гимнастические упражнения в сочетании с другими средства­ми обладают возможностью избирательного и разностороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся.

3. Гимнастические упражнения многоструктурны и многофунк­циональны. Эти свойства открывают широкие возможности для подбора упражнений и совершенствования способов их примене­ния в оздоровительных, образовательных, воспитательных и при­кладных целях.

4. При овладении гимнастическими упражнениями в активное взаимодействие вовлекаются все органы и системы организма, включая психику занимающихся. Они действуют как личности, как субъекты познания и практической деятельности. Это откры­вает широкие возможности для совершенствования способов при­менения упражнений в оздоровительных, образовательных и вос­питательных целях.

5. Гимнастические упражнения и комплексы из них могут при­меняться (в качестве тестов) при изучении (оценке) и развитии способностей к различным видам спортивной, учебной и про­фессиональной деятельности.

6. Успех в овладении знаниями, двигательными умениями и навыками в области гимнастики рассматривается в зависимости от способностей занимающихся и методического мастерства пе­дагога. Взаимоотношения между педагогом и учеником носят лич­ностный характер. Они должны хорошо и всесторонне знать друг друга. Их взаимоотношения могут быть непосредственными и опо­средованными — через учебный материал, членов коллектива и других лиц, имеющих дело с обучением и воспитанием занимаю­щихся гимнастикой (родители, школьные учителя, врач).

7. Методологической основой содержания учебника является учение о личности, деятельности и способностях, теория позна­ния, системно-структурный подход к изучаемым явлениям и прин­цип историзма.

Учебник состоит из трех самостоятельных и в то же время ло­гически увязанных между собой частей. В первой части из­ложены основы теории и методики гимнастики, даны ее характе­ристика как спортивно-педагогической дисциплины и история раз­вития. Достаточно полно приводятся терминология, основы тех­ники и методика обучения гимнастическим упражнениям, спосо­бы предупреждения травматизма, характеристики физкультурных залов, гимнастических площадок и их оборудования. Завершается эта часть главой, содержащей рекомендации по ведению научной работы по гимнастике.

Во второй части речь идет об основных средствах гимнас­тики: строевых, общеразвивающих, прикладных, акробатических упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также о художественной и ритмической гимнастике.

Третья часть посвящена формам занятий гимнастикой в шко­ле: уроку гимнастики, особенностям занятий с детьми подгото­вительной и специальной медицинской групп, массовым гимна­стическим выступлениям, планированию и учету работы по гим­настике, организации и проведению соревнований, прогнози­рованию способностей и спортивной тренировке юных гимнас­тов, спортивной ориентации, консультации и методике началь­ного отбора детей для занятий гимнастикой со спортивной на­правленностью.

Часть первая

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ

Глава 1. ГИМНАСТИКА КАК СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

studopedya.ru

Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина в системе физического воспитания

Лекция №1: Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина

в системе физического воспитания

План

1. Гимнастика, ее задачи и методические особенности гимнастики

2. Возникновение и развитие гимнастики

3. Развитие гимнастики в России

1. Гимнастика, ее задачи и методические особенности гимнастики

Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Происхождение «гимнастики» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую.

На современном этапе гимнастика сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающих широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. Она занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах, спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

Гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

1. К оздоровительным задачам относятся: гармоническое физическое развитие, укрепление здоровья, развитие физических качеств (силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости), развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

2. К образовательным задачам относятся знания, умения и навыки, получаемые занимающимися в процессе выполнения упражнений. Так, например, гимнаст знает название упражнение, технику их выполнения, какие способности улучшаются у исполнителя, меры безопасности на занятиях и т.д. бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

3. К воспитательным задачам: формирование эстетических, волевых, нравственных качеств: коллективизма, дисциплинированности, смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности.

Методические особенности гимнастики.

Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения. Он реализуется как:

- возможность разложить каждое упражнение на части;

- аналитический характер упражнений, позволяющий избирательно применять их для решения конкретных педагогических и оздоровительных задач;

- в гимнастике существует бесчисленное множество самых различных по структуре движений, способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому обеспечению упражнений. Из них можно составлять комплексы для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

- возможность определять пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения и тем самым планировать физическую нагрузку занятия;

- возможность усложнять упражнения за счет изменения исходных положений;

-возможность выполнять упражнения с музыкальным сопровождением;

- возможность строгой регламентации и педагогического процесса.

2. Возникновение и развитие гимнастики

Гимнастика у древних народов

В глубокой древности, в двигательной деятельности людей находятся истоки гимнастики как средства физического воспитания, не выделенного отдельно от труда, охоты, военной деятельности. Дети подражали родителям, взрослые выполняли упражнения прикладного характера: бег, прыжки, лазание, метания предметов и т.д.

Гимнастика как средство физического развития, укрепления здоровья, военно-прикладной подготовки и лечения была известна еще в глубокой древности. Термин гимнастика появился примерно в V в. до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей. Древние греки считали, что гимнастика придает телу гибкость, силу, ловкость, стройность, развивает чувство красоты, храбрости, благородства. Другое значение слова «гимнастика» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую. Древние греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и в военной подготовке воинов, а также в системе подготовки атлетов-олимпийцев.

В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IХ до н.э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Главной направленностью физического воспитания мужчин и женщин – военная подготовка. В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени хорошо развито ремесленное производство, торговля, мореходство, наука, искусство, возникла и практически воплотилась идея воспитания гармонически развитой личности.

До 7 лет дети воспитывались родителями, затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» - покровительница науки, искусства), а с 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре («палес» - борьба). Из гимнастики широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры, преодоление препятствий. Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение и чуткость. Музыкальное сопровождение занятий позволяло уменьшить их огрубляющее влияние.

Древний Рим вел захватнические войны и жил за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, безжалостная к другим народам армия. В неё вступали юноши 16-17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. В качестве упражнений применяли бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, шесту, скалам, упражнения на деревянном коне, лестницах и специальных бревнах для обучения штурмовым приемам. В гладиаторских школах гимнастику использовали для развития ловкости, силы и выносливости гладиаторов.

В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием – Ушу. Каждое из них имела свое наименование.

Первая – солин, или «внешняя» носила ярко выраженную военную направленность. В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением основных групп мышц. Отдельные упражнения объединялись в комплексы.

Вторая форма – тай-дзи – сохранилась до наших дней. Она носит явно выраженный гигиенический характер. В ней хорошо разработана дозировка упражнений по числу повторений и тем более по темпу и времени, отводимому на выполнение каждого упражнения. Движения рекомендуется выполнять с некоторым расслаблением мышц, и воздействие осуществляется, преимущественно на внутренние органы. Занятия сочетаются с гигиеническими процедурами.

Гимнастика тай-дзи используется как религиозно-мистическая практика достижения бессмертия. Это учение направлено на развитие тела и духа, на подготовку человека к активным действиям в стрессовых ситуациях.

В древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учением – йога. Согласно этому учению, человек может познать сущность вещей и самого себя, если пройдет длинный путь – с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответственным образом подготовит свой организм к активной двигательной деятельности.

Йога – в переводе с санскрита (древнеиндийский язык) означает «единение, гармония». Это явление индийской культуры является одним из древнейших среди систем разностороннего формирования человека. Философами йога понимается по-разному – от мистического единения индивидуального сознания с космическим разумом до более близкого нашему пониманию единения человека и создавшей его природы.

В древнем Египте гимнастические упражнения служили главным образом для воспитания подрастающего поколения. Особенно популярны были акробатические упражнения. Известно о существовании школ физического воспитания в Персии. Гимнастические, акробатические упражнения, канатохождение были популярны у народов Закавказья.

Многие достижения гимнастики тех времен достойны применения в современных системах физического воспитания.

Гимнастика в Средневековье

В ранний период Средневековья церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. Уступка была сделана феодалам. Они занимались физическими упражнениями с тем, чтобы воспитать себя как воинов. Основой подготовки была верховая езда, вольтижировка. Боевые приемы изучались на деревянном коне. Для развития силы, выносливости и быстроты применялись гимнастические и акробатические упражнения, поднятие и переноска тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, переползании. Подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.

Гимнастика в эпоху Возрождения.

Возрождение (Х1У-ХУ в.в.) – это период становления и раннего буржуазного общества. Представители передовой части его были гуманисты. Они считали, что гимнастика должна воздействовать умственному и нравственному развитию учащейся молодежи, служить отдыхом от умственных занятий и средством восстановления сил. Лютер Мартин (1483-1546), Иероним Меркулиалис (1530-1606) создал классификацию видов гимнастики. В этот период большой популярностью пользовались акробатические упражнения. Приемник Меркуриалиса Арканджело Туккаро (1538-1616) написал первое руководство по акробатике. Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он выдвинул важнейшие для физического воспитания принципы обучения: воспитывающий характер обучения, связь с жизнью, сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, принцип упражнений (многократное выполнение действий). Джон Локк (1632-1704) предложен спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями и навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма - направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений - начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание - гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) "Об искусстве гимнастики", взгляды на воспитание французского писателя, автора романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

Возникновение национальных систем гимнастики

Развивались идеи гимнастов. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827). Физическое воспитание по убеждению Руссо является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения этих задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Рекомендовал соревновательный метод. Песталоцци предлагал обучение детей сделать доступным и понятным. Упражнения должны выполняться сознательно. Предложил идею прикладной направленности действий. Таким образом, гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного способа производства.

В конце XVIII - начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах - филантропинах - важное место заняла система физического воспитания - гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную "турнен", и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) - Мирославом Тыршем (1832-1884).

Немецкая система гимнастики. Генрих Ульрих Антон Фит (1763-1836) изложил и систематизировал все, что до него было сделано в области физических упражнений. Иоган Христофор Гутс Мутс (1759-1839) написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика для юношества», «Игры для развития и отдыха тела и духа», «Гимнастическое руководство для сынов отечества», Идеи Гутс Мутса легли в основу немецкого Турнена и шведской системы гимнастики.

Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иогана Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778-1852). Система Яна ставила своей целью гармоничное сочетание духовной и телесной сущности человека. Она состояла из 24 групп упражнений. Упражнения выполнялись на коне, козле, брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой, обручем, акробатике, танцах. Зарождался стиль выполнения упражнений, соревновательный характер. Слово «гимнастика» он заменил словом «турнен», что значит изворотливость. Издал учебник «Немецкая гимнастика». Организовывал гимнастические праздники. Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816-1858). Издал четырехтомный труд «Учение о турненском искусстве».

Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пьер Генрих Линг (1776-1839). Добился открытия в Стокгольме института для подготовки преподавателей гимнастики. Линг выделил педагогическую (теперь основную), военную, врачебную и эстетическую гимнастики. Классифицировал упражнения по анатомическому признаку. Большое внимание уделялось точности движений. Урок гимнастики состоял из 16 частей. Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей их выполнения.

Французская система гимнастики. Дон Франциско Аморос (1770-1848) издал «Руководство к воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас с 53 таблицами упражнений. Опирался на идеи Локка и Руссо. Военно-прикладной характер гимнастики.

Сокольская система гимнастики (вторая половина ХIХ до 30-х годов ХХ вв.). Возникла в связи с национально-освободительным движением славянских народов, находившихся в это время под игом Австро-Венгрии. Создателем сокольской гимнастики считается Мирослав Тырш (1832-1884). Он предложил стиль выполнения, комбинационный характер упражнений. Большое разнообразие средств - упражнений с предметами: булавы, гантели, ленты, шарфы. Музыкальное сопровождение, единая спортивная форма, четкая организация занятий содействовали воспитанию у занимающихся дисциплины, организованности, эстетических, эмоционально-волевых и нравственных качеств, развитию координации движений, мышечной силы, быстроты, выносливости.

Непросто установить, когда гимнастика, как система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

3. Развитие гимнастики в России

Самобытная система физического воспитания, издревле сложившаяся в России, содержала множество различных упражнений гимнастического характера. Идеи всестороннего, в том числе и физического, воспитания, оказавшие большое влияние на общественное мнение, содержались во взглядах полководца А.В. Суворова (1799-1880), педагога К.Д. Ушинского (1824-1876). Собственно гимнастика, как средство физического воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу Екатерины II была включена в программу обучения в сухомлинском кадетском корпусе.

В 30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг. и всей русской армии, в программы средних учебных заведений. В 1855 г. в Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где офицеры, а за плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. Военным ведомством организуется ряд курсов ("кадров"), готовивших преподавателей гимнастики для армии, которым предоставлялось право преподавать ее и в учебных заведениях: гимназиях и реальных училищах.

Также в 1875 г. Военное ведомство посылает ученого-анатома, врача и педагога профессора П.Ф. Лесгафта, известного своими работами в области физического воспитания, в страны Западной Европы для изучения опыта преподавания гимнастики. Результатом командировки стала разработка и обоснование отечественной научной системы гимнастики, внедрение ее в практику физического воспитания. И в 1896 г. Лесгафт открыл в Санкт-Петербурге двухгодичные курсы руководительниц гимнастики, на базе которых в 1918 г. был создан институт физической культуры, носящий его имя.

Педагогическая гимнастика П.Ф. Лесгафта (1837-1909). В труде «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европе» он дал критический анализ зарубежных систем гимнастики и разработал свою систему.

Ее особенности:

1. Целью физического образования является всестороннее гармоническое развитие личности, а не приобретение каких-либо навыков и результатов.

2. Подбор средств должен соответствовать педагогическим задачам, анатомическому строению человека, его физиологическим функциям.

3. Строго учитывать возрастные, половые и другие индивидуальные особенности занимающихся.

4. При любых условиях необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности.

5. Упражнения должны быть естественные.

6. Физическое образование должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием молодежи. Основным методом обучения П.Ф. Лесгафт считал объяснение, а не показ.

7. В своей системе физического образования П.Ф. Лесгафт выделил следующие ступени обучения и соответствующие им группы упражнений:

1 ступень – изучаются простые упражнения, ребенок учится сравнивать их;

2 ступень – выполняются упражнения с увеличивающимся напряжением;

3 ступень – применяются упражнения, вызывающие необходимость соизмерять движения и действия во времени и пространстве;

4 ступень – применять изученные приемы и действия в процессе игр, экскурсий, трудовой деятельности.

В России из всех национальных систем гимнастики предпочтение отдавалось сокольской гимнастике. Первые кружки появились в 1887 году в Тифлисе, в 1903 в Петербурге и Баку. К концу XIX - началу XX вв. гимнастические общества создаются во многих городах России. Их участники - "соколы" - в 1907 и в 1912 гг. участвуют в сокольских слетах в Праге, на которых проводились соревнования по гимнастике.

В 1891 г. образуется международная федерация гимнастики, для организаций международных соревнований по всем видам спорта образован Международный Олимпийский комитет (МОК) в 1894 году. Первый международный турнир был проведен в 1903 в Антверпене. В 1912 г. гимнастика включена в программу Олимпийских игр.

В 1912 г. гимнастика включена в программу Олимпийских игр. Команда гимнастов России - Ф. Забелин, Ф. Яснов, С. Куликов, А. Ахун и П. Кушников - участвовала в этих, 5-х по счёту Олимпийских играх в Стокгольме (Швеция), но высоких результатов не показала.

Подытоживая сказанное, можно выделить три периода дореволюционного развития гимнастики в России.

Первый - до 1863 – военно-прикладная гимнастика

Второй - 1863-1907 – образование и развитие спортивных кружков

Третий - 1907-1914 – становление спортивной гимнастики.

Развитие гимнастики в России после 1917 года.

После революции 1917 года была создана Красная Армия. В программу допризывной военно-физической подготовки входила гимнастика (из 576 часов 480).

В 1927 г. на 3-й Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике. В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная, акробатика.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

Литература

1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.

2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.

tnu.podelise.ru


Смотрите также