М. Л. Журавин 4; 10. 3; 10. 4 совместно с О. В. Загрядской; 10. 5; 10. 6 совместно. Гимнастика спортивная тренировка


Тема 11. Спортивная тренировка

Тренировка - это многолетний круглогодичный педагогический процесс физического воспитания осуществляемый в единстве с нравственной, умственным и эстетическим воспитанием спортсменов.

Основными средствами спортивной тренировки являются физические, общеразвивающие и специальные упражнения необходимые для формирования различных двигательных качеств. Специфика спортивной гимнастики заключается прежде всего в том, что для достижения высоких спортивных результатов необходимо овладеть большим числом самых разнообразных элементов и сочетаний различных соединений, в связи е этим особая роль в спортивной гимнастике принадлежит спортивно-технической подготовке. Большое значение, особенно на начальном этапе в подготовки гимнаста занимает обучение разнообразным движениям и формирование так называемой гимнастической школы.

Спортивная тренировка в гимнастике организуется в форме тренировочных уроков, самостоятельных занятий и различных соревнований. Тренировочный урок отличается от школьного изменяющейся продолжительностью занятий, более высокой моторной плотностью, большой вариативностью построения основной части. Самостоятельные занятия, как правило, строятся с учетом индивидуальных планов спортсменов.

Соревнования являются основной формой проверки уровня подготовленности занимающихся и играют большую роль в повышении спортивной квалификации спортсмена. Они позволяют выявить основные недостатки в планировании и проведении учебно-тренировочного процесса, способствуют совершенствованию школы движений общеисполнительского класса гимнаста, служат одним из наиболее действенных средств в волевой подготовке спортсмена, а также оживляют учебно-тренировочный процесс, активизируют занимающихся повышают их работоспособность я интерес к замятиям.

Основная цель тренировки - достижение высоких спортивных результатов, которые могут быть достигнуты лишь при условии, что тренировочный процесс будет способствовать повышению функциональных возможностей организма занимающихся и укреплению их здоровья.

Достижение высоких спортивных результатов доступно далеко не каждому желающему заниматься спортом. Необходимо, чтобы это желание сочеталось с определенными задатками и способностями к избранному виду спорта.

Изучение задатков и способностей человека вообще в соответствии с которыми определяется для кого тот или иной вид спорта подходит, берет на себя спортивная ориентация.

Поиск наиболее одаренных талантливых людей способных достичь рекордных результатов в конкретном виде спорта принадлежит спортивному отбору.

Наиболее стабильным признаком, отличающим одного человека от другого, является наследственность. Многие виды деятельности предъявляют к человеку свои специфические требования. Которые не могут компенсироваться. Для музыканта – слух, для бегуна спринтера - быстрота, для стайера – выносливость, для видов связанных с искусством движения - это тонкая координация движений.

Следует выделить три вида спортивного отбора.

1-й отбор - начальныйсвязан с приемом в ДЮСШ.Начальный отборэто два этапа -предварительныйиосновной. На предварительном этапе начального отбора решается вопрос о пригодности к занятиям спортивной гимнастикой. На основном этапе – уже в процессе тренировки, строится прогноз об одаренности гимнаста и целесообразности его перехода к специализированной подготовке. Продолжительность начального отбора до двух лет.

2-ой вид отборасвязан с прогнозом перспективности, квалификации гимнастов и переходе к углубленной тренировке. Прогноз перспективности связан с внутри спортивной ориентацией которая направлена на работу на одном двух ударных видах /не в ущерб многоборью/ с целью достижения особого успеха.

3 - й вид отборасамый разнообразный, связанный с формированием сборных команд для участия в соревнованиях. Он предполагает на основе информации о спортивно-технической, физической и психологической готовности спортсмена, прогнозирование результата его выступления на предстоящих соревнованиях. Необходимо учитывать, что для достижения успеха в спорте той или иной личностью может повлиять огромное количество факторов, значение которых может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от этапов подготовки спортсменов и задач стоящих перед ним.

studfiles.net

17 4 принципы спортивной тренировки гимнастов

17.4. Принципы спортивной тренировки гимнастов

Тренировка в спортивной гимнастике строится на основе об­щих для спортивной деятельности принципов.

Специализация и направленность к высшим достижениям — сис­тематическая работа над овладением все более сложными упраж­нениями, программным материалом более высоких спортивных разрядов. Для этой цели используются специальные упражнения и методические приемы. Их подбор осуществляется в соответствии с общей и специальной физической подготовленностью, функ­циональными возможностями организма, двигательными и пси­хическими способностями, направленностью и отношением юных гимнастов к занятиям. Учет этих индивидуальных особенностей позволяет правильно определить ближайшую, более отдаленную (овладение программой следующего разряда) и предельно воз­можную для данного гимнаста цель, а также виды многоборья, в которых он может добиться наиболее высоких результатов.

Единство общей и специальной подготовки предусматривает ук­репление здоровья, повышение общей и специальной физичес­кой подготовленности, физической и умственной работоспособ­ности, овладение необходимыми знаниями в области гимнастики и смежных дисциплин, развитие способностей для успешного овладения программным материалом данного и более сложного спортивного разряда, изучение степени податливости способно­стей к развитию (тренируемости), обучаемости и воспитуемости юного гимнаста в общем и спортивном отношениях. Исходя из этих индивидуальных особенностей подбираются средства и ме­тоды спортивной тренировки.

Непрерывность тренировочного процесса вытекает из дидакти­ческого принципа систематичности и последовательности. Овла­дение большим объемом резко отличающихся друг от друга по структуре движений, энергетическому и сенсорному обеспечению упражнений, соединений, комбинаций, предел сложности кото­рых трудно определить, требует многолетней, круглогодичной тренировки. Разрабатываются недельный, месячный, годичный, двухгодичный и олимпийский четырехгодичный циклы тренировки. В них учитываются сложность упражнений, которыми предстоит овладеть на том или ином этапе тренировки, объем и интенсив­ность физических и психологических нагрузок, отдых, сочетание спортивной тренировки с учебой в школе, общественной рабо­той и другими интересами гимнастов. Важно, чтобы в непрерыв­ном тренировочном процессе с большими физическими и психо­логическими напряжениями не утратился интерес к тренировке, а возрастало бы сознательное и активное отношение к ней.

Единство постепенности возрастания и стремления к максималь­ным нагрузкам логически вытекает из предыдущего принципа. На

базе непрерывности и систематичности занятий постепенно повы­шается сложность изучаемых упражнений, объем и интенсивность физических и психологических нагрузок, разумное сочетание их для развития функциональных возможностей организма и психо­логической готовности гимнастов к овладению более сложными упражнениями, доведению их до высокого мастерства исполнения, виртуозности, элегантности, артистизма. Дозирование нагрузки ос­новывается на хорошем знании состояния здоровья, функциональ­ных возможностей организма, способностей юных гимнастов.

Волнообразность динамики тренировочных нагрузок проявляется в периодическом повышении и снижении их объема и интенсив­ности. Это позволяет лучше управлять процессами утомления, вос­становления (сверхвосстановления) работоспособности гимнаста. Повышение и снижение нагрузки регулируется за счет количе­ства выполненных элементов, соединений и целых комбинаций за время тренировочного урока. Недельный цикл тренировки мо­жет быть построен следующим образом: в понедельник 400 эле­ментов за 2 ч тренировки, во вторник — 250, в среду — 420, в четверг — 250, в пятницу — 420, в субботу — 300. Таким обра­зом, недельный цикл может содержать три тренировки невысо­кой и две высокой интенсивности.

Принципы спортивной тренировки созданы совместными уси­лиями педагогов-тренеров, научных работников, опытом учебно-тренировочной и воспитательной работы лучших педагогов. Эти принципы согласуются с принципами обучения и воспитания. В соответствии с ними строится как отдельное тренировочное за­нятие, так и многолетний процесс тренировки гимнастов всех уровней спортивной квалификации.

17.5. Путь к высокому спортивному мастерству

Рост спортивного мастерства гимнастов до уровня междуна­родных требований возможен в том случае, если их подготовка будет ориентирована на современные тенденции в развитии ми­ровой спортивной гимнастики. Они сводятся к следующим основ­ным положениям:

  1. Обострение конкуренции в результате появления на мировой арене высококлассных гимнастов из так называемых «негимнас­тических» стран.

  2. Рост и концентрация сложности соревновательных упражне­ний, требующих тщательного анализа техники их исполнения с опорой на законы механики, сведения из анатомии, физиологии и психологии. Разработка новой учебной дисциплины — психолого-педагогической биомеханики. Только в рамках этой учебной дис­циплины можно учесть, как в ходе овладения сложными гимнас­тическими упражнениями взаимодействуют индивидуальные свой-

396

397

ства гимнаста, относящиеся ко всем подструктурам личности (био­логически обусловленной, психике, опыту) и ее направленности.

В теоретическом плане этот подход открывает возможности опи­раться в ходе обучения упражнениям на данные смежных научных дисциплин естественнонаучного, социально-экономического, пси­холого-педагогического и спортивно-педагогического циклов.

В практическом плане открываются новые беспредельно широ­кие возможности для совершенствования системы подготовки гимнастов всех уровней спортивного мастерства (спортивных про­грамм, нормативных требований, форм организации и методики учебно-тренировочных занятий), для использования гимнастичес­ких упражнений, спортивных занятий, соревнований в оздорови­тельных, образовательных и воспитательных целях, а также для изучения и развития способностей, необходимых для успешного овладения сложными упражнениями.

  1. Унификация методики подготовки гимнастов высшей квали­фикации в результате быстрого овладения соперниками передо­вой системой этой подготовки и внедрение ее в учебно-трениро­вочный процесс на основе его программирования и учета способ­ностей гимнастов.

  2. Систематическое изучение способностей гимнастов и на этой основе осуществление дифференцированного, индивидуального и личностного подхода в процессе учебно-тренировочных заня­тий и спортивных соревнований.

  1. Повышение роли общей и специальной физической подго­товленности, превышающей запрос реальной соревновательной деятельности.

  2. Постоянное совершенствование гимнастических снарядов, оборудования, инвентаря, экипировки гимнастов.

  3. Интенсификация научно-исследовательской работы в плане обоснования главных компонентов подготовки высококлассных гимнастов. Создание и внедрение в учебно-тренировочный про­цесс тренажеров, технических средств контроля за нагрузкой, функциональным состоянием организма и психикой.

  4. Улучшение всех видов обеспечения подготовки гимнастов (материально-технического, медицинского, психолого-педагоги­ческого, информационного и пр.).

  5. Совершенствование правил соревнований.

Глава 18. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ГИМНАСТИКЕ

Учебно-тренировочные занятия в школе, средних профессио­нальных учебных заведениях и ДЮСШ организуются и проводят­ся в соответствии с государственными программами, которые

предусматривают: а) укрепление здоровья и поддержание высо­кой физической работоспособности; б) обеспечение разносторон­него физического развития; в) обогащение занимающихся новы­ми знаниями, умениями и навыками; г) подготовку спортсменов и судей по гимнастике.

Успех в работе в значительной мере определяется постановкой . четко организованного и хорошо спланированного учебно-трени­ровочного процесса. Его эффективность зависит от систематичес­кого учета результатов работы. На основании данных учета вно­сятся необходимые изменения в планирование работы, совершен­ствуется содержание занятий, методика обучения, повышается пе­дагогическое мастерство тренеров. При планировании учитыва­ются контингент занимающихся, задачи, стоящие перед коллек­тивом, условия работы и количество часов, отводимых для заня­тий с группой.

18.1. Структура тренировочного процесса

В структуре тренировочного процесса различают три периода: подготовительный, основной и переходный. Их продолжительность в годичном цикле тренировочной работы зависит от уровня спортивной квалификации занимающихся и от календаря сорев­нований.

Подготовительный период соответствует фазе приоб­ретения спортивной формы. Он делится на два этапа. Первый на­правлен на повышение общей и специальной физической подго­товленности, развитие двигательных и психических способностей, необходимых для овладения учебной программой, воспитание сознательного и активного отношения юных гимнастов к заняти­ям, чувства коллективизма, товарищества, спортивного долга и других личностных свойств.

Для этого применяются общеразвивающие упражнения из гим­настики и других видов спорта, повторяются ранее изученные элементы, связки, комбинации с целью восстановления утрачен­ных двигательных навыков.

Второй этап предусматривает изучение техники исполнения новых, более сложных элементов и усовершенствование ранее изученных связок и комбинаций. Объем упражнений для общей физической подготовки уменьшается, основное внимание уделя­ется специальной физической подготовке. На этом этапе прово­дятся соревнования по общей и специальной физической подго­товке.

Основной период соответствует стабилизации спортив­ной формы. Он также делится на два этапа.

Первый этап — предсоревновательный. Он предусматривает совершенствование техники выполнения основных элементов ком-

398

399

бинаций, гимнасты добиваются выполнения упражнений с мак­симальной амплитудой.

Второй этап — соревновательный. Основной его задачей явля­ется подведение гимнастов к такому функциональному состоя­нию организма и психологической готовности, чтобы они смогли показать лучший спортивный результат. Для этого организуют при­кидки, матчевые встречи, с тем чтобы гимнасты привыкали к ситуации соревнований. Завершением этапа является участие в со­ревнованиях, на которых проверяется правильность планирова­ния учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

Переходный период соответствует фазе временного сни­жения спортивной формы. Его основной задачей является актив­ный отдых. Переходный период, как правило, совпадает с летними каникулами у учащихся и отпусками у учителей, тренеров. Поэто­му для учеников планируются индивидуальные задания для само­стоятельной работы. Содержание таких индивидуальных заданий пре­дусматривает развитие необходимых способностей для овладения более сложными упражнениями в следующем учебном году.

Основными документами планирования (схема 8) являются го­сударственная программа, учебный план, развернутый учебный план, тематизированная рабочая программа и конспект урока.

Учебный план и программа являются государственными доку­ментами, утвержденными вышестоящими организациями (Феде­рация гимнастики, Комитет физической культуры РФ), и обяза­тельны для всех ДЮСШ. Остальные документы планирования раз­рабатываются учителями-тренерами исходя из состояния спортив­но-материальной базы и подготовленности занимающихся.

В программе содержится конкретный материал, ставятся обра­зовательно-воспитательные задачи для каждой возрастной груп­пы занимающихся. В объяснительной записке к программе излага-

400

ются общие требования, разрядные нормы и возрастные границы занимающихся по разрядам.

В учебном плане перечисляются изучаемые дисциплины, указы­вается количество часов, отводимых для их изучения. В нем пре­дусмотрены теоретические и практические занятия, подготовка судей по гимнастике.

Тематизированная рабочая программа составляется на основе государственной и классификационной программ с учетом уров­ня подготовленности занимающихся. Она представляет собой пе­речень гимнастических упражнений, сгруппированных по темам, для последовательного изучения с учетом преемственности и си­стематичности. Упражнения в темах и темы в рабочей программе располагаются таким образом, чтобы в овладении ими с наиболь­шей полнотой можно было реализовать принципы постепенности и последовательности, заблаговременно и постепенно развить способности, необходимые для овладения наиболее сложными уп­ражнениями, сохранить время на техническую подготовку гимна­стов и сэкономить их силы.

После того как изучаемый материал сгруппирован (на основа­нии личного опыта) по темам, определяется количество повторе­ний для каждой темы. Тема может изучаться на одном, двух, трех и более уроках, причем если какой-то элемент для освоения тре­бует большего числа повторений, он повторяется при изучении следующих тем. Каждой теме присваивается порядковый номер. Количество повторений темы фиксируется следующим образом. Например, если тема 3 изучается 3 раза, то в конспекте это запи­сывается так: тема 3 1/з> т-е- 3-я тема рассчитана для изучения на трех уроках (в знаменателе — 3), а в данном уроке встречается впервые (в числителе — 1).

Технология составления тематизированной рабочей програм­мы такова: сначала определяют элементы, которые предстоит изу­чить, они группируются по темам; затем определяется количе­ство повторений в каждой теме. Например, для изучения акроба­тических упражнений, включенных в вольные упражнения, мож­но предложить следующее планирование:

Тема (Т) 1/2 — Перекаты из различных и. п. в различные ко­нечные положения, кувырок вперед.

Т 2/2 — Перекат назад в стойку на лопатках. Кувырок назад.

Т 3/3 — Стойка на голове и руках. Равновесие на одной ноге.

Т 4/2 — Сед с прямыми ногами. Прыжок с поворотом кругом.

Т 5/2 — Падение в упор лежа, перемах двумя в упор лежа сза­ди.

Т 6/3 — Стойка на руках. Перекидной прыжок.

Т 7/3 — Переворот в сторону.

Таким образом, все элементы, включенные в вольные упраж­нения для юношей, сгруппированы в семь тем и будут изучаться

401

на 17-ти уроках (этой цифре равна сумма знаменателей). Такая тематическая рабочая программа составляется для всех видов гим­настического многоборья.

Развернутый учебный план удобнее составлять на определенный период учебной работы: в школе, ПТУ — на учебную четверть, в ДЮСШ — на этап тренировочного цикла. Он позволяет тренеру наглядно убедиться в методической правильности распределения учебного материала в запланированном отрезке времени. При со­ставлении развернутого учебного плана учитывается чередование видов упражнений, темп формирования умений и навыков. При­ведем примерный развернутый учебный план для юношей млад­ших классов (табл. 8).

Конспект урока составляется на основании развернутого учеб­ного плана и тематизированной рабочей программы. В нем под­робно раскрываются задачи и содержание занятия.

402

Технология составления документов планирования предпола­гает умение педагога-тренера анализировать всю систему знаний и умений, которую должен получить гимнаст в процессе учебно-тренировочных занятий.

18.2. Учет результатов учебно-тренировочной работы

В практике работы по гимнастике применяются три вида учета: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный учет предусматривает получение необходи­мых данных, которые помогут сформировать представление о кон­тингенте занимающихся. К ним относятся: возраст, результаты медицинского осмотра, результаты проверочных испытаний, оп­ределяющих уровень развития ведущих для гимнастики двигатель­ных способностей (силы, гибкости, координации движений и прыгучести), показатели антропометрических измерений. Все дан­ные фиксируются в журнале или личной карточке спортсмена. По результатам предварительного учета формируются учебные груп­пы. С помощью данных предварительного учета и последующих испытаний можно проследить динамику спортивно-технического роста занимающихся.

Текущий учет предназначен для контроля за ходом учебно-вос­питательного процесса, состоянием здоровья, ростом спортивно-технической и физической подготовленности, развитием способ­ностей гимнаста и его воспитанностью. Данные текущего учета позволяют своевременно вносить нужные коррективы в планиро­вание и методику проведения занятий, применять дифференци­рованный, индивидуальный и личностный подход в учебно-тре­нировочном процессе.

Итоговый учет проводится при завершении определенного этапа тренировочной работы. Он дает возможность объективно судить о результатах, достигнутых в совместной работе тренера и ученика, оценить правильность планирования, наметить перспективу даль­нейшей работы.

Глава 19. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ

19.1. Педагогическое и агитационное значение соревнований

Педагогическое значение соревнований состоит в том, что они являются составной частью учебно-тренировочного процесса и всей спортивно-массовой и воспитательной работы в учебных заведе­ниях, спортивных коллективах. На них подводится итог всей этой сложной и многогранной работы. Соревнования носят системный

403

характер, предусматривающий преемственность и регулярность их проведения. Они начинаются, как правило, в низовых коллекти­вах, продолжаются в районах, городах, областях, краях, респуб­ликах и завершаются национальными чемпионатами и кубками страны.

На соревнованиях наряду со спортивными достижениями, об­меном передовым опытом вскрываются недочеты в учебно-тре­нировочной и воспитательной работе. Кроме того, гимнасты луч­ше познают технику исполнения сложных гимнастических упраж­нений; обогащаются опытом спортивной борьбы, общения, эсте­тическим, эмоциональным, волевым и нравственным; расширя­ют общий кругозор; воспитывают в себе чувство ответственности за результаты своих выступлений перед тренером, товарищами по команде и организацией, спортивную честь которой они защи­щают. У них укрепляется уверенность в своих силах, формируется более активное и осознанное отношение к занятиям гимнасти­кой, к самовоспитанию как в спортивном, так и в гражданском плане. Они приучаются упорно трудиться над собой и тем самым готовить себя к учебной, трудовой деятельности и службе в Рос­сийской Армии.

Агитационное значение соревнований обеспечивается хорошо организованным и торжественным проведением, красочным и содержательным оформлением зала и подсобных помещений, яр­кими афишами, плакатами, программами, фотостендами, раз­личными сувенирами, музыкальным оформлением, интересным ритуалом открытия и закрытия соревнований, процедурой награж­дения победителей, красочными костюмами, показательными вы­ступлениями.

Главным аргументом, привлекающим молодежь к занятиям гим­настикой, является спортивное мастерство гимнастов: элегант­ность, грациозность, выразительность движений, оригинальность и виртуозность, твердая уверенность и легкость выполнения слож­ных гимнастических упражнений. Большой привлекательной си­лой обладают гармонически развитое тело гимнаста, мышечная сила, гибкость, ловкость, прыгучесть, ориентировка в простран­стве, решительность и смелость при выполнении сложных упраж­нений.

Соревнования украшает участие в них известных спортсме­нов, приглашение бывших чемпионов страны, Европы, мира, олимпийских игр в качестве судей и почетных гостей, а также общая приподнятая, эмоционально окрашенная, праздничная атмосфера.

Важным агитационным моментом является проведение сорев­нований на призы и кубки известных спортсменов, показ сорев­нований по телевидению, информация о них по радио и в печа­ти, своевременная информация с приглашением зрителей, кол-

лективное бесплатное посещение соревнований детьми с выделе­нием для них специальных мест на трибунах и др.

gigabaza.ru

17.2. Этапы спортивной тренировки

На основании обобщения передового опыта практики и научных исследований спортивную подготовку гимнастов принято делить на следующие этапы: начальная спортивная тренировка; начальная спе­циализированная тренировка; углубленная специализированная тре­нировка; достижение высокого спортивного мастерства.

Такое деление многолетней тренировки гимнастов условно. Оно опирается на закономерности их возрастного развития и на тре­бования, которые спортивная гимнастика предъявляет к занима­ющимся. Эти требования настолько специфичны и высоки, что достижение спортивного мастерства оказывается возможным толь­ко в том случае, если занятия начинаются с 7-8 (а то и с 5-6 лет) и продолжаются 8 — 10 лет и более. Омоложение гимнасти­ки вызвано искусственным характером и чрезвычайной коорди­национной сложностью упражнений, требующих к тому же еще и хорошей гибкости, большой мышечной силы, прыгучести, ус­тойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений при вращательных движениях, внимания, памяти на

386

387

движения, эмоциональной устойчивости, решительности и сме­лости. Кроме того, высокие требования предъявляются к точно­сти, красоте, виртуозности, артистичности выполняемых на со­ревнованиях упражнений. Выступление квалифицированного гим­наста и особенно гимнастки — это своего рода спектакль. В осо­бенности это относится к вольным упражнениям.

Привлечение детей к занятиям гимнастикой с раннего детства оказывается возможным благодаря следующим основным обстоя­тельствам:

  1. Привлекательность гимнастических упражнений, красивое телосложение гимнастов, грациозность и ловкость их движений и желание детей обладать этими качествами.

  2. Совершенствование гимнастического инвентаря и оборудо­вания, внедрение в практику тренировочного процесса тренаже­ров и технических приспособлений, сделавших занятия спортив­ной гимнастикой практически безопасными для здоровья.

  3. Совершенствование методики обучения упражнениям и трени­ровки детей: применение видеозаписей, кинофильмов, схем, ри­сунков и других средств наглядного восприятия учебного материала.

  4. Использование спортивно-оздоровительных лагерей для ук­репления здоровья юных гимнастов, отдыха и поддержания спор­тивных достижений.

  5. Совершенствование системы отбора детей для занятий гим­настикой со спортивной направленностью и контроля за их спортивной подготовкой и здоровьем.

  6. Улучшение организационных форм управления спортивной работой с детьми и совершенствование положений о ДЮСШ, классификационных и учебных программ, календаря и положе­ний о детских соревнованиях, спортивной классификации.

  7. Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров, материальное и моральное стимулирование их труда в деле подго­товки и воспитания спортсменов высокой квалификации.

17.2.1. Начальная спортивная тренировка

Начальная спортивная тренировка начинается, как уже отме­чалось, с 7 —8 лет, а в ряде случаев и с 5 —6-летнего возраста. Этот период рассчитан на 3 — 4 года непрерывной учебно-трени­ровочной работы по 3 — 4 занятия в неделю продолжительностью не менее 120 мин каждое. Наполняемость групп — 10 — 12 человек. На этом этапе решаются следующие основные задачи: 1. Изучение индивидуальных особенностей детей: их задатков, склонностей, способностей, интересов, особенностей характера и других индивидуальных свойств формирующейся личности, а также биографии и условий быта в связи с пригодностью к заня­тиям гимнастикой со спортивной направленностью.

  1. Повышение общей физической подготовленности как фун­дамента для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями.

  2. Повышение специальной физической подготовленности с целью развития способностей гимнаста.

  3. Совершенствование взаимодействия сенсорных систем (зри­тельной, вестибулярной, тактильно-мышечной) при выполнении сложных упражнений на уменьшенной площади опоры, враща­тельных движений в опорном и безопорном положении тела.

Решение этих задач достигается включением в содержание за­нятий главным образом упражнений для повышения общей фи­зической подготовленности. От 40 до 60 % времени уделяется под­вижным и упрощенным спортивным играм, остальное время уро­ка идет на хореографическую и акробатическую подготовку, на изучение простейших элементов на гимнастических снарядах. Здесь особое место занимают упражнения в смешанных висах и упорах для укрепления опорно-двигательного аппарата и формирования гимнастического стиля исполнения упражнений. Занимающиеся обогащаются разнообразным двигательным опытом, им привива­ется интерес к занятиям, у них постепенно формируется созна­тельное и активное отношение к гимнастике. Оно в соответствии с теорией отражения предполагает педагогическое воздействие на чувства, разум и практическую деятельность юных гимнастов. Чув­ственное восприятие гимнастики стимулирует осознанное к ней отношение и готовность к практической деятельности. В свою оче­редь, осмысление сущности гимнастики активизирует чувствен­ное восприятие ее и готовность гимнаста к практическим заняти­ям. Учебно-тренировочная деятельность повышает чувственное и рациональное (осмысленное) к ней отношение. Степень вовлече­ния этих форм отражения в активное взаимодействие при форми­ровании у юных гимнастов сознательного и активного отношения к гимнастике зависит от методического мастерства педагога-тре­нера. Большое значение придается индивидуальному подходу к юным гимнастам. При этом используются следующие методичес­кие приемы: убеждение и внушение в процессе групповых и ин­дивидуальных бесед, поощрение, порицание, индивидуальные задания на занятиях, домашние задания для самостоятельной ра­боты над собой; согласование оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий на юных гимнастов с их родителя­ми, врачами и школьными учителями.

studfiles.net

Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

(гимнастика)

Учебное пособие

 

 

 

Дисциплина специализации

«Технология спортивной подготовки»

 

Ставрополь 2006

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

 

Теория и методика спортивной подготовки (гимнастика): Учебное пособие – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – с.

 

 

Пособие содержит программный материал курса «Теория и методика спортивной подготовки» специализации «Технология спортивной подготовки», разработанный для студентов специальности 032101 – «Физическая культура и спорт». Предназначено для студентов факультета физической культуры.

 

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Магин В.А.

 

кандидат педагогических наук, доцент Вучева В.В.

 

© Издательство Ставропольского

Государственного университета

ОТ АВТОРОВ

 

Пособие содержит программный материал курса «Теория и методика спортивной подготовки», дисциплины специализации: «Технология спортивной подготовки», разработанный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032101 “Физическая культура и спорт” на кафедре гимнастики факультета физической культуры Ставропольского государственного университета.

Цель курса «Технология спортивной подготовки» - подготовить будущего специалиста в области физической культуры и спорта к работе тренера по гимнастике.

Учебное пособие по дисциплине специализации «Технология спортивной подготовки» призвано повысить уровень теоретических знаний и качество профессиональной подготовленности выпускаемых специалистов в избранном виде спорта гимнастика. Подготовка будущего специалиста физической культуры построена в единстве взаимосвязи всех элементов, а предмет «Теория и методика спортивной подготовки» рассматривается в качестве дисциплины, которая систематизирует остальные дисциплины учебного плана. С учетом этого в учебном материале отражены системные межпредметные связи с циклами общетеоретических, медико-биологических, психолого-педагогических, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Это позволяет обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности специалиста в области гимнастики, воспитать необходимые личностные качества, приобрести высокий уровень общей культуры.

В течение последних десятилетий определились основные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки в гимнастике, такие как прирост тренировочных нагрузок, увеличение соревновательной практики, расширение нетрадиционных средств подготовки; совершенствование системы управления тренировочным процессом, создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах спортивной тренировки и совершенствование системы управления тренировочным процессом. Правильное понимание организационных и методических основ современного спорта, современных тенденций развития гимнастики как вида спорта и тренировочного процесса позволит тренеру рационально строить процесс спортивной тренировки.

Дисциплина «Теория и методика спортивной подготовки» знакомит студентов с программным материалом по дисциплине специализации «Технология спортивной подготовки» (гимнастика) и требованиями к специализированной подготовке будущего тренера по гимнастике.

В подготовке учебного пособия приняли участие преподаватели кафедры гимнастики доц. Яцынин А.И., Яровой Н.М., Титаренко Е.В., Горбатых О.В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  с.
От авторов
ГЛАВА 1 ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 1.1. Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена 1.2. Цели, задачи и характерные черты спортивной тренировки 1.3. Подготовка спортсмена, готовность, тренированность и её виды, спортивная форма и закономерности её развития 1.4. Структура тренировочного процесса в гимнастике, исходные предпосылки планирования тренировочного процес­са 1.5. Современные тенденции совершенствования спортивной тренировки
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 2.1. Средства спортивной тренировки 2.2. Соревновательные упражнения 2.3. Специально-подготовительные упражнения 2.4. Общеподготовительные упражнения 2.5. Естественно-средовые средства тренировки 2.6. Медико-биологические средства спортивной тренировки 2.7. Средства психологического воздействия 2.8. Материально-технические средства тренировки
ГЛАВА 3. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРЕНИРОВКИ 3.1.Понятие о внешней и внутренней стороне физической нагрузки 3.2.Единицы измерения нагрузки 3.3.Объем и интенсивность нагрузки в гимнастике 3.4.Классификация тренировочных нагрузок 3.5.Виды динамики развития тренировочных нагрузок 3.6.Характер и виды отдыха в спортивной тренировке
ГЛАВА 4. ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ 4.1. Структура процесса обучения технике упражнения в гимнастике 4.2. Классификация ошибок в гимнастике и методика их исправления 4.3 Методы обучения двигательному действию
ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 5.1. Основные принципы тренировки 5.2. Принцип углубленной специализации, направленности к высшим достижениям, индивидуализации и особенности его реализации в гимнастике 5.3. Принцип прогрессирования и направленности к высшим достижениям 5.4. Принцип единства общей и специальной подготовки 5.5. Принцип непрерывности тренировочного процесса 5.6. Принцип цикличности тренировочного процесса 5.7. Принцип постепенности возрастания тренировочных нагрузок 5.8. Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок  
ГЛАВА 6. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГИМНАСТИКЕ 6.1. Исходные предпосылки планирования тренировочного процесса 6.2. Планирование больших циклов подготовки 6.3.Периодизация подготовки 6.4. Структура периодов подготовки 6.5.Структура микроциклов, методика построения и виды 6.6.Структура мезоциклов, методика построения и виды 6.7. Структура макроциклов и методика их построения
ГЛАВА 7. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ 7.1. Структура тренировочного процесса в гимнастике 7.2. Структура тренировочного занятия 7.3. Типы занятий и формы проведения
ГЛАВА 8. МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ГИМНАСТИКЕ 8.1. Переменный метод тренировки 8.2. Повторный метод тренировки 8.3.Соревновательный метод тренировки 8.4. Игровой метод тренировки 8.5. Метод круговой тренировки
ГЛАВА 9. ОСНОВЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ 9.1.Основы периодизации спортивной тренировки (закономерности становления спортивной формы) 9.2.Фазовый характер развития спортивной формы, критерии спортивной формы 9.3.Подготовительный период 9.4.Соревновательный период 9.5.Переходный период
ГЛАВА 10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 10.1. Скоростные способности 10.2. Силовые способности 10.3. Выносливоть 10.4. Гибкость 10.5. Координационные способности
ГЛАВА 11. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 11.1. Задачи технической подготовки 11.2. Структура технической подготовки 11.3. Спортивная техника 11.4. Подготовленность спортсмена и техника 11.5. Индивидуальные особенности спортсменов и техника 11.6. Принципиальная схема овладения спортивной техни­кой 11.7. Обучение спортивной технике и совершенствование в ней
ГЛАВА 12. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 12.1. Структура тактической подготовки, обучение тактике и ее совершенствование
ГЛАВА 13.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 13.1. Структура психологической подготовки 13.2. Задачи и виды психологической подготовки
ГЛАВА 14. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ГИМНАСТИКЕ 14.1. Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
ГЛАВА 15. ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ 15.1.Сущность и назначение планирования, его виды 15.2. Многолетнее (перспективное) планирование тренировки 15.3. Содержание перспективного плана, методические указания к его состав­лению 15.4. Годовой план, его содержание и методика составления 15.5. Месячное и недельное планирование 15.6. Контроль в подготовке спортсменов 15.7. Основные формы и организация контроля 15.8. Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов  
ГЛАВА 16. ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ 16.1. Возникновение Олимпийских игр 16.2. Исторические предпосылки возникновения олимпийского движения и его первоначальное развитие 16.3. Деятельность Пьера де Кубертена 16.4. Международный Олимпийский Комитет - МОК 16.5. Президенты Международного олимпийского комитета 16.6. Девиз, символ и эмблема Олимпийских игр 16.7. Хронология Олимпийских игр XX и XXI веков 16.8. Значение Олимпийских игр в современном мире 16.9. Результаты участия гимнастов СССР и России в развитии современного Олимпийского движения
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
ЛИТЕРАТУРА

 

 

ГЛАВА 1. ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

 

Сущность спортивной тренировки, её место в системе подготовки спортсмена

Понятие «тренировка» весьма емкое. В общем виде — это специализи­рованный процесс, основанный на системном применение специфических упражнений, используемых на различных этапах подготовки гимнастов. В процессе тренировки гимнасты овладевают программным материалом (объемным материалом и классификационными упражнениями), повышают уровень развития психомоторных качеств и улучшают функциональное состояние организма. В узком смысле «тренировкой» в гимнастике называется одна из форм (разновидностей) занятий.

Таким образом, под тренировкой понимается и долгосрочный процесс, и отдельные занятия. Термин «занятие» имеет более точный смысл, так как позволяет выде­лить несколько типов специфических для гимнастики занятий, рассмотреть различные нюансы, отличающие их одно от другого.

Тем не менее, в практике широко используется понятие «тренировка» как интегрирующее для всех видов работы гимнаста. Тренировка в гимнас­тике строится на основе принципов, общих для спортивной деятельности.

megaobuchalka.ru


Смотрите также