Ностальгический клуб любителей кино . История спортивной гимнастики в ссср


В день рождения ЗМС СССР — Виктора Никитовича Лисицкого — «Легенды отечественной спортивной гимнастики»

 

 

 

Лисицкий Виктор Никитович

 

Заслуженным мастер спорта СССР Семикратный чемпион Европы в отдельных видах многоборья Двукратный абсолютный чемпион СССР Чемпион СССР в командном первенстве Тринадцатикратный чемпион СССР в отдельных видах многоборья Двукратный обладатель Кубка СССР Член Союза художников России Кандидат педагогических наук

 

 

   В  советское время для многих гимнаст  Виктор Лисицкий был  кумиром. Благодаря ему в историю спорта вошел знаменитый элемент на перекладине под названием «перелет Лисицкого». И хотя ему не удавалось стать абсолютным чемпионом Олимпийских игр, мира, к этим титулам он очень часто был близок. Ни разу Виктор Лисицкий не подвел команду, так как всегда был надежнейшим членом сборной. И даже в самые трудные минуты тренеры верили в него, знали, что Виктор не дрогнет.

   Виктор Никитович Лисицкий родился 18 октября 1939 года в Магнитогорске.

   Раннее детство Вити пришлось на военные годы. Магнитогорск, принявший десятки эвакуированных предприятий и ставший поистине гигантской кузницей страны, трудился без права на отдых. Витя, как и многие другие его сверстники в те непростые годы, был зачастую предоставлен сам себе. Уже после войны он любил подолгу находится на городском базаре. Там была другая жизнь — яркая, красочная. Можно было посмотреть скоморохов с медведями, обезьянками-акробатами, на шарманщика с попугаем, достающим «билетик счастья», на веселых цыганок, которые пели, плясали, гадали…

   Неизвестно, куда бы завела такая дорожка 10—летнего Витю, если бы подвижного, с хорошей координацией мальчика не приметил школьный учитель физкультуры, который отвел его в только что созданную в городе детскую спортшколу к тренеру по акробатике Н.П. Роговой. Ребята в группе подобрались крепкие, трудолюбивые — магнитогорцы!  Шаг за шагом они по книжкам изучали акробатические и гимнастические элементы. Вскоре Виктор выполнил норматив третьего разряда по спортивной гимнастике, за ним — второго, первого, был приглашен в сборную команду Челябинской области. Выступал на соревнованиях в Москве, где на перспективного молодого гимнаста обратили внимание.

   После окончания средней школы Виктор Лисицкий поступил в областной педагогический институт. Тренировался в ДСО «Буревестник» у знаменитого «воспитателя чемпионов» К.С. Каракашьянца, о котором всегда вспоминал с благодарностью.

     В 1960 году молодой спортсмен был зачислен в состав московского ЦСКА и с тех пор уже не расставался с «армейским» спортом.

   Исключительная работоспособность и упорный каждодневный труд оттачивал мастерство гимнаста, а общительность, остроумие и, главное, надежность позволили Лисицкому органично и надолго влиться в сборную страны.

   В 1960 году Виктор Лисицкий впервые стал призером чемпионата СССР — занял третье место в опорных прыжках, опередив легендарного Бориса Шахлина. С этого момента в течение целого десятилетия ни на одном их соревнований в СССР он ниже третьего места не опускался. В следующем году дебют на чемпионате мира в Праге (ЧССР) принес ему «серебро» в командном первенстве.

   Свое первое «золото» союзного значения — на перекладине — В. Лисицкий завоевал в 1963 году на Кубке СССР по  многоборью. Именно там был впервые показан «перелет Лисицкого» (по иронии судьбы ставший потом «перелетом Воронина»): крестовое движение, переход через перекладину прямым телом с одной стороны, переход через перекладину на другую сторону без сгибания в тазобедренном суставе.

   Победами и огорчениями запомнился Виктору Лисицкому олимпийский 1964 год. В июле он выиграл Кубок СССР по многоборью, в декабре на чемпионате СССР впервые стал абсолютным чемпионом страны. Но перед этим была Олимпиада.

   На Олимпиады в Токио (Япония) В. Лисицкий ехал в качестве одного из лидеров сборной. В команду также входили Б. Шахлин, Ю. Титов, В. Леонтьев, Ю. Цапенко и С. Диомидов. Извечное противостояние советской и японской команд закончилось победой хозяев с преимуществом в 2,5 балла.

   В многоборье также победил японец — Ю. Эндо, который лишь на 0,05 балла обошел сразу трех (беспрецедентный случай в истории гимнастики!) серебряных призеров — Б. Шахина, В. Лисицкого и Ш. Цуруми.

   В отдельных видах многоборья наши спортсмены завоевали 6 медалей — 1 золотую, 3 серебряные и 2 бронзовые. В. Лисицкий  получил серебряные олимпийские медали в вольных упражнениях и опорных прыжках.

   В следующем году Виктор Лисицкий на дебютном для себя чемпионате Европы в Антверпене (Бельгия) завоевал сразу 3 золотые и 2 серебряные медали в отдельных видах многоборья и стал серебряным в многоборье.

   На всех национальных соревнованиях в это время его главными  конкурентами выступали С. Диомидов и М. Воронин. Так в мае 1966 года на чемпионате страны в отдельных видах многоборья они делят между собой почти все призовые места, а на Кубке СССР, проходившем вместе с этим чемпионатом, Лисицкий занимает второе место в многоборье, уступив Воронину и обойдя Диомидова. Осенний чемпионат страны принес В. Лисицкому титул абсолютного чемпиона СССР.

   Борьбу «титанов» советской спортивной гимнастики В. Лисицкого и М. Воронина наблюдали с восхищением и европейские зрители на чемпионате континента в Тампере (Финляндия) в 1967 году. Виктор Лисицкий завоевал на этом турнире золотые медали в опорных прыжках, на кольцах и на перекладине, но уступил Михаилу Воронину 0,7 балла в многоборье.

   В 1968 году для всех сильнейших гимнастов мира главной целью была победа на Олимпиаде. Предолимпийский отбор В.Лисицкий прошел отлично: завоевал «золото» чемпионата страны в упражнениях на кольцах, «бронзу» на коне, вошел в тройку призеров в многоборье на Кубке СССР.

На XIX Олимпийских играх в Мехико (Мексика) основная борьба традиционно развернулась между советскими и японскими гимнастами. Обойдя наших гимнастов на 4,8 балла, командное первенство вновь выиграли японцы. В. Лисицкий вместе с командой завоевал «серебро».

   В 1970 году на чемпионате СССР по многоборью абсолютным чемпионом стал М. Воронин. За ним подряд расположились 4 одноклубника-армейца: В.Клименко, В. Лисицкий, С. Диомидов и Г. Богданов, которые и составили костяк  сборной страны на чемпионате мира в Любляне (Югославия). Там вновь мужская сборная СССР в командном первенстве заняла второе место за японскими гимнастами. Таково было историческое «серебряное» везение Виктора Лисицкого — три чемпионата мира и две Олимпиады, на которых неизменно выигрывали японцы, а советские  гимнасты оставались вторыми.

   Жизнь Виктора Лисицкого в большом спорте была удивительно долгой и успешной.

   В 1972 году в свои 33 года он чувствовал себя полным сил, готовым продолжать участие в соревнованиях, но курс на резкое омоложение команды, взятый руководством Спорткомитета СССР, заставил гимнаста закончить спортивную карьеру. Окончивший еще в 1964 году школу тренеров в Ленинграде и отделение физвоспитания Московского областного педагогического института, он полностью погрузился в работу тренера и преподавателя. Шесть лет работал в ЦСКА. Подготовил несколько отличных мастеров гимнастики. Двое из них — В.Бойко и В. Форель — стали чемпионами СССР.

   Но гимнастический помост еще долго не отпускал и тянул к себе, и Лисицкий вместе с другими армейскими гимнастами принимал участие в многочисленным показательных выступлениях. Участвовал в судействе соревнований гимнастов.

   Преподавал в Военно-инженерной академии имени  В.В.Куйбышева, где занимал должность доцента и получил степень кандидата педагогических наук.

   В запас уходил в звании подполковника. Долгое время заведовал кафедрой физической культуры и спорта в Московском химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева.

   Еще в бытность спортсменом в редкие минуты досуга Лисицкий пробовал рисовать, мог часами ходить по музеям, выставкам, вернисажам. Участвовал в «посиделках» творческого люда: вторая супруга Лисицкого, Татьяна Рыжова, — профессиональный художник.

   Постепенно начал писать акриловыми красками. Питать картины — труд кропотливый. Пригодились обретенные в спорте качества: терпеливость, основательность, способность подолгу оттачивать движение.  Работая в жанре наивного искусства, В. Лисицкий обрел «второе дыхание»: живопись стала новым делом жизни.

   В 2008 году Виктор Лисицкий был принят в Союз художников России. В 2011 году его  работы экспонировались в Галерее искусств Зураба Церетели в Москве. Всего у Виктора Никитовича прошло более 15 персональных выставок.

   Во время проведения Олимпийских зимних игр в Сочи в Доме болельщиков олимпийской команды России состоялась выставка Виктора Лисицкого «Спорт в искусстве».  Это был стоящий подарок художника-спортсмена всем гостям, российским и иностранным болельщикам.

В Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова хранится картина работы академика Д.Д. Жилинского  «Отдыхающий гимнаст». Это выполненный темперой по оргалиту портрет В. Лисицкого 1981 года, на котором он, по выражению самого Жилинского, «весь словно из железа сделан». Таким его сделал спорт. Таким он и вошел в историю спортивной гимнастики.

   В.Н. Лисицкий — серебряный призер Олимпийских игр в многоборье (1964), в командном первенстве (1964, 1968), в вольных упражнениях (1964), в опорных прыжках (1964), серебряный призер чемпионата мира в командном первенстве (1962, 1970), чемпион Европы в упражнениях на кольцах (1965, 1967), на коне (1965), в опорных прыжках (1965, 1967) и в упражнениях на перекладине (1967, 1969),  серебряный призер чемпионата Европы в многоборье (1965, 1967), в вольных упражнениях (1965, 1969) в упражнении на перекладине (1965), абсолютный чемпион СССР (1964, 1966), чемпион СССР в вольных упражнениях (1964, 1965, 1967, 1969, 1970), в упражнениях на коне (1966), на кольцах (1965,1968), на перекладине (1966, 1967, 1969) и в опорных прыжках (1964, 1965, 1966),  серебряный призер чемпионата СССР в многоборье (1963 1969), в упражнении на кольцах (1966, 1967, 1969, 1970), на брусьях (1963, 1964, 1967) и перекладине (1965), бронзовый чемпионат СССР в многоборье ( 1962, 1967, 1970), в вольных упражнениях ( 1966), в упражнениях на коне (1967, 1968, 1969), кольцах (1964), брусьях (1965, 1968, 1970),  перекладине (1970) и в опорных прыжках (1963, 1968) обладатель  Кубка СССР с многоборье (1964, 1965), серебряный призер Кубка СССР в многоборье (1966, 1969) , бронзовый призер Кубка СССР в многоборье (1963, 1970).

Заслуженный мастер спорта СССР.

Награжден медалью «За трудовую доблесть».

sportgymrus.ru

В день рождения ЗМС СССР Тышко Марии Владиславовны — «Легенды отечественной спортивной гимнастики»

 

 

Тышко

Мария Владиславовна

(1909–1994)

Заслуженный мастер спорта СССР, абсолютная чемпионка III Международной рабочей Олимпиады, абсолютная чемпионка СССР, трехкратная чемпионка СССР в отдельных видах многоборья, абсолютная чемпионка РСФСР

Мария Тышко родилась 2 декабря 1909 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. С 1918 по 1928 год она жила в городе Краснодаре, куда по долгу службы был переведен отец. Там же окончила среднюю школу.

Гимнастикой и акробатикой Мария Тышко начала заниматься с 1923 года в краснодарском клубе «Комсомолец». Увлекалась легкой атлетикой, волейболом и баскетболом, принимала участие в соревнованиях по этим видам спорта с 15 лет, с 1928 года (в возрасте 19 лет) начала участвовать в соревнованиях по гимнастике.

В 1929 году семья Тышко переехала в Москву. В том же году Мария поступила в Московский государственный институт физической культуры (ГЦИФК), заведовала студенческой секцией гимнастики. В 1931–1932 годах была членом гимнастической секции Москвы. По окончании института в 1932 году работала там же в ГЦИФК ассистентом кафедры гимнастики.

С первой Всесоюзной спартакиады 1928 года вплоть до 1937 года советская гимнастика носила прикладной характер – как средство подготовки резерва для армии. В программу соревнований гимнастов и гимнасток входили упражнения на перекладине, параллельных брусьях, канате, упражнения на равновесие (на бревне), прыжки через коня в длину, бег на 400 м с шестью препятствиями, бег на 100 м, метание гранаты, легкоатлетический кросс и стрельба из малокалиберной винтовки.

В 1930 году начали действовать первые в стране правила судейства соревнований по спортивной гимнастике, а через четыре года была проведена I Всесоюзная конференция судей, которая утвердила единые правила и методику судейства.

Первая значительная победа пришла к Марии Тышко в 1930 году, когда она стала чемпионкой Москвы в гимнастическом многоборье. В 1932 году, выступая на II лично-командном первенстве СССР в Ленинграде, где впервые в многоборье наряду с мужскими командами принимали участие женские, М. Тышко в составе команды города Москвы стала чемпионкой.

В 1933 году по семейным обстоятельствам М. Тышко переехала в Ленинград. Некоторое время работала в Научно-исследовательском институте физической культуры (НИИФК), но вскоре перешла на работу в ИФК имени П.Ф. Лесгафта, где работала на спортивно-техническом факультете преподавателем, а с 1937 года – старшим преподавателем гимнастики. Именно кафедра гимнастики ИФК стала вскоре мощным научным, учебно-методическим и спортивным центром по подготовке высококвалифицированных спортсменов-гимнастов и тренеров.

Мария Тышко была членом секции (ныне – федерации) гимнастики и судейской коллегии Ленинграда. Участвовала в подготовке и проведении знаменитых физкультурных парадов как в Ленинграде на Дворцовой площади и стадионе имени Кирова, так и в Москве – на Красной площади. В соревнованиях по спортивной гимнастике выступала за ДСО «Медик» (Ленинград), команду ИФК (Ленинград).

В мае 1934 года в Ростове-на-Дону Мария Тышко стала первой абсолютной чемпионкой РСФСР по гимнастике, а вместе с командой – серебряным призером чемпионата. В октябре того же года в составе команды Ленинграда она стала серебряным призером IV лично-командного первенства СССР и бронзовым призером в многоборье.

В декабре 1936 года на V лично-командном первенстве СССР М. Тышко заняла второе место в многоборье. В том же году ей было присвоено звание мастера спорта СССР – в числе первых пяти женщин-гимнасток.

В 1937 году советские гимнасты впервые приняли участие в международных соревнованиях за рубежом – на III Международной рабочей Олимпиаде в Антверпене (Бельгия). Состязания проводились по непривычным для наших гимнасток правилам, в шестиборье: обязательные и произвольные упражнения на брусьях и на низкой перекладине, вольные упражнения и опорные прыжки.

Несмотря на некомфортные условия соревнований, затянувшихся, в прокуренном шумном зале, с раннего утра до позднего вечера, советские гимнастки выступили очень собранно и с солидным отрывом в 30,75 баллов выиграли у ставших вторыми гимнасток Швейцарии. Все места с первого по шестое в личном первенстве заняли гимнастки из СССР, а на вершине пьедестала почета стояла Мария Тышко, своей победой проложившая путь грядущим олимпийским победам советских гимнасток.

В 1939 году в Киеве впервые по новым (олимпийским) правилам проводилось личное первенство СССР, на котором Мария Тышко стала абсолютной чемпионкой, а также чемпионкой в упражнениях на коне, серебряным призером в опорных прыжках, на кольцах, на перекладине и бронзовым – на брусьях. В этом же году, в числе первых двух женщин мастеров спорта по гимнастике, М. Тышко была удостоена почетного звания «Заслуженный мастер спорта СССР».

В 1941 году в блокадном Ленинграде Мария Тышко, как и все молодые ленинградцы, дежурила на крышах во время бомбежек, рыла окопы, а также готовила бойцов для фронта, обучая их рукопашному бою и бегу на лыжах.

В 1942 году ослабшую от хронического недоедания Марию эвакуировали в Казахстан, в Алма-Ату. Там она начала работать в юридическом институте, но вскоре была переведена в педагогический институт на факультет физической культуры, где работала старшим преподавателем, деканом факультета. Одновременно организовывала показательные выступления гимнастов в госпиталях, воинских частях, выступала на них в качестве участника. Организовывала концертные выступления мастеров спорта и мастеров искусств на стадионе, в театре, спортивные праздники, весь сбор от которых поступал на строительство авиационной эскадрильи «Советский физкультурник». 

В октябре 1943 года М. Тышко была переведена в Киргизию в город Фрунзе (ныне Бишкек), куда из Ленинграда ранее был эвакуирован ИФК имени П.Ф. Лесгафта, а в июле 1944 вместе с институтом вернулась в Ленинград, где продолжала педагогическую и спортивную деятельность. В декабре 1944 года в Москве она стала серебряным призером чемпионата СССР по многоборью и выиграла «золото» в опорных прыжках.

В декабре 1946 года в возрасте 37 лет М. Тышко стала серебряным призером чемпионата СССР по многоборью, выиграла «бронзу» в опорных прыжках, в вольных упражнениях и на кольцах.

До 1951 года Мария Тышко продолжала уверенно держаться в числе десяти лучших советских гимнасток, нередко опережая своих гораздо более молодых соперниц. Завершила спортивную карьеру в 1952 году.

С 1934 М. Тышко участвовала в судействе множества всесоюзных и международных соревнований по спортивной гимнастике. В июле 1952 году на первых для советских спортсменов Олимпийских играх в Хельсинки она судила соревнования гимнастов. Долгие годы была членом Президиума Всесоюзной секции (с 1959 года – Федерации) гимнастики СССР, членом гимнастической секции и судейской коллегии Ленинграда.

Помимо преподавательской работы в институте Мария Владиславовна отдавала много времени и сил составлению классификационных программ и методических пособий по спортивной гимнастике, подготовке методических материалов для массовых спортивных выступлений. 

За активное участие в проведении VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году М. Тышко получила благодарность и почетную грамоту от Советского комитета Фестиваля.

Находясь на заслуженном отдыхе с 1965 года, Мария Владиславовна продолжала активно участвовать в спортивной жизни любимого города: долгое время была членом аттестационной комиссии спорткомитета Ленинграда.

«Мария Владиславовна Тышко – легенда советского спорта в период его становления» – написал о ней ее коллега, один из крупнейших советских педагогов и методистов спортивной гимнастики Сергей Анатольевич Алекперов.

М.В. Тышко – абсолютная чемпионка III Международной рабочей Олимпиады (1937), абсолютная чемпионка СССР (1939), чемпионка СССР в упражнениях на коне (1939), в вольных упражнениях (1940), в опорных прыжках (1944), серебряный призер чемпионатов СССР в командном первенстве (1934, 1938), в многоборье (1936, 1938, 1940, 1944, 1946), в опорных прыжках (1939), в упражнениях на кольцах (1939) и на перекладине (1939), бронзовый призер чемпионатов СССР в многоборье (1934), в упражнениях на брусьях (1939), в опорных прыжках (1946), в вольных упражнениях (1946) и в упражнениях на кольцах (1946), абсолютная чемпионка РСФСР (1934), серебряный призер чемпионата РСФСР в командном первенстве (1934).

Заслуженный мастер спорта СССР.

Награждена двумя орденами «Знак почета», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ВОВ», «За победу в ВОВ» и другими.

Вошла в историю отечественной спортивной гимнастики, как одна из лучших гимнасток 1930–1950-х годов.

sportgymrus.ru

История художественной гимнастики

 

 

 

Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировую признательность и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет.

Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850 – 1917 гг.). Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Большая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит другому, французскому педагогу Франсуа Дельсарту (1811-1871 гг.). Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом “Грамматика художественного жеста” стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927 гг.). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце ХIХ – начале XX в. широкое распространение получает ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз (1865 – 1914 гг.). Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмо-пластических школ “женской гимнастики” в дореволюционной России.

С первых дней существования Советского государства на предприятиях, заводах, фабриках, в учебных заведениях начали создаваться группы женской гимнастики. Их целью было укрепление здоровья, повышение работоспособности, развитие физических качеств женщин. Однако уровень занятий в этих группах был невысок. В то время особенно остро ощущался недостаток в подготовке квалифицированных кадров для работы с женскими коллективами.

В1923 г. по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского была создана “Студия пластического движения”, руководимая З.Д. Вербовой. Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию, биомеханику, политграмоту. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.

Для подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической Культуры в Москве в1934 г. была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М.Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию «эстетической гимнастики» Ф. Дельсарта, «ритмической гимнастики» Ж. Далькроза, «танцевальной гимнастики» Ж. Демени и «свободного танца» Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

"Высшая школа художественного движения" при институте физической культуре им. П.Ф. Лесгафта. Ленинград 1935 год.

В 1945 г. была создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в1963 г.  в федерацию СССР. В1948 г. прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

Историю советской гимнастики как полноценного вида спорта можно условно поделить на два периода.

Первый период (1947-1963 гг.) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики.

Первые соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (в Таллине в1947 г., в Тбилиси в1948 г.). С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). Спортивная классификация, опубликованная в1950 г., сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах. Программа для мастеров спорта, введенная в1954 г., способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений. В 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастки начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехославакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходят первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу — москвичку Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

С 1963 г. начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с1963 г.) и Европы (с1978 г.). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр.

Программы и правила соревнований определяют тенденцию развития художественной гимнастики.

Программа I конкурса (1947 г.) состояла из произвольных композиций. Участников судило жюри конкурса. На II конкурсе (1948 г.) гимнастки выполняли обязательное упражнение без предмета с элементами акробатики и произвольное с предметом. Зачет был только командный, без определения личного первенства.

Программа первого лично-командного первенства страны (1949 г.) была более прогрессивной и состояла из четырехборья. Существенное значение для развития вида спорта имело введение Единой классификации. Для всех разрядов программа состояла из обязательного упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с элементами акробатики, гимнастического прыжка (в младших разрядах – с мостика, в старших – с трамплина), кроме того, в I разряде и разряде мастеров спорта – произвольного упражнения без предмета и с любым предметом.

Из последующих классификационных программ были исключены гимнастический прыжок во всех разрядах, упражнения с элементами акробатики у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Больший вес приобрели упражнения с предметами в произвольной интерпретации. С1967 г. программа мастеров спорта максимально приблизилась к международной: были введены групповые упражнения с предметами, определены виды предметов (скакалка, мяч, обруч, лента, булавы).

Одновременно с программой совершенствовались правила соревнований. Они определили виды и правила проведения соревнований, основные требования к композиции и исполнительскому мастерству гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях.

В постоянно обновляющихся правилах отражается тенденция развития вида спорта, и, в первую очередь, рост трудности произвольных упражнений. Так, если в правилах1955 г. у мастеров спорта предусматривалось 4 элемента I группы трудности, в1967 г. – 6 в упражнении без предмета и 5 с предметом, то в1977 г. их было уже 8, 3 из которых должны были выполняться левой рукой. Параллельно усложнялась расценочная таблица элементов и соединений, дифференцировались сбавки за возможные ошибки, уточнялась их градация.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде, советская гимнастка Галима Шугурова, становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

Олимпийская история

1980 г.  стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в1984 г. когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анжелесе канадка Лори Фанг.

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте — Екатерина Серебрянская, в Сиднее — Юлия Барсукова, в Афинах — Алина Кабаева, в Пекине — Евгения Канаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

 

источник

http://clubgym.ru/e-to-nado-znat/istoriya-hud-gimnastiki/

 

Ну не могу не подчеркнуть, что в Афинах 2004  Моя старшая Дочь заняла четвертое место в Групповых упражнениях

Показательные выступления Белорусской сборной

 

 

С уважением Лаки

 

 

historicaldis.ru

История спортивной гимнастики Европейское гимнастическое движение

Описание презентации История спортивной гимнастики Европейское гимнастическое движение по слайдам

История спортивной гимнастики

Европейское гимнастическое движение в XIX – начале XX веков. Возникновение ФИЖ. Ещё древние греки именовали «гимнастикой» всю систему физического воспитания Раньше упражнения носили воспитательный, развивающий и военно – прикладной характер В 60 – е гг. XX в. В Чехии был сделан первый шаг к возникновению спортивных форм гимнастики в рамках «сокольского» движения Идеолог «соколов» – профессор эстетики Пражского университета Мирослав Тырш (1832 — 1884) Главная идея Тырша – объединить патриотическую молодежь средствами физического воспитания, а главным образом — ГИМНАСТИКИ Гимнастические упражнения по Тыршу делились на 4 отдела: Упражнения без снарядов (ходьба, бег, элементы в/у) Упражнения на снарядах Групповые упражнения (пирамиды, перестроения) Боевые упражнения (борьба, фехтований)

Европейское гимнастическое движение в XIX – начале XX веков. Возникновение ФИЖ. Общий принципиальный признак упражнений всех 4 отделов – требования к их эстетизму и красоте исполнения Упражнения, которые не соответствуют этому критерию Тырш исключал из своей системы Именно отсюда берутся истоки современной гимнастической стилистики: оттянутые носки , хореографическая стилизованность движений Также важный принцип «сокольской гимнастики» – повышенное внимания к технике упражнений Была введена специальная терминология гимнастических упражнений Комбинационность – еще один принцип «сокольских упражнений» 1877 – первые соревнования в рамках сокольского двжиения

Европейское гимнастическое движение в XIX – начале XX веков. Возникновение ФИЖ. В 1861 г. была создана Международная федерация гимнастики (FIG, ФИЖ), которая позволила объединить разные страны, желавшие принимать участие в международных соревнованиях В 1894 г. был организован Международный олимпийский комитет В 1903 г. был проведен первый международный турнир в Антверпене (Бельгия)

Спортивная гимнастика в дореволюционной России 1883 – образование Русского гимнастического общество при участии А. П. Чехова 1885 – первые соревнования, в которых участвовало всего 11 человек Начиная с 1900 в России стали возникать «сокольские» гимнастические общества В противовес «Соколам» выступил П. Ф. Лесгафт со своим учением о системе физического образования ! Лесгафт отрицал спортивные формы гимнастики, в особенности снарядовой ! Он считал, что главное предназначение гимнастики заключается в гармоничном развитии систем организма человека, в укреплении его здоровья, работоспособности, в повышении долголетия. С начала XX в. В России стало быстро развиваться сокольское движение (царское правительство пыталось отвлечь молодежь от политических событий 1905 – 1907) 1910 – учрежден «Союз русского сокольства» и начал издаваться журнал «Сокол»

Спортивная гимнастика в РСФСР и СССР (1917 – 1941 гг. ) 1918 – создание первого института физической культуры ( «ГЦОЛИФК» ) В программу ВСЕВОБУЧа помимо стрелковой и окопной подготовки входили занятия спортивной гимнастикой : в 1920 г. Всевобуч организовал большой гимнастический праздник на Ходынском поле в Москве 1923 – организован Высший Совет физической культуры (председатель – Н. А. Семашко), все гимнастические организации были распущены и были созданы комсомольские организации 1925 – ЦК Коммунистической партии вынес постановление где гимнастике уделялось особое внимание 1928 – Всесоюзная Спартакиада 1932 – второе первенство СССР по гимнастике (победителем стал Г. В. Рцихалдзе) Известные гимнасты того времени: o Владимир Дьячков o Георгий Рцихалдзе o Николай Серый o Ирина Шеффер 1933 – гимнастическая конференция С 1940 г. гимнасты – мастера стали исполнять обязательную программу (в августе 1941 г. должен был состояться IX чемпионат страны, но началась война)

Спортивная гимнастика в СССР (1945 — 1991 гг. ) Развитие спорта было прервано Великой Отечественной войной Но в 1942 г. был проведен чемпионат Москвы Вскоре после окончания войны спортивная гимнастика в СССР вышла на высокий международный уровень 1952 – игры XV Олимпиады в Хельсинки, переломный момент, где триумфальную командную победу одержали советские гимнасты и гимнастки Особый успех выпал на долю: Виктор Чукарин Грант Шагинян Мария Гороховская Нина Бочарова На играх XVI Олимпиады в Мельбурне в 1956 г. , где впервые блеснула Лариса Латынина С этого времени советская школа спортивной гимнастики стала общепризнанной Ведущими гимнастическими державами были СССР, Япония, ГДР, ФРГ, Италия, США, Куба На Олимпиаде в 1960 японским гимнастам удалось одержать победу над командой Советского Союза, который был теперь в роли догоняющего

Спортивная гимнастика в СССР (1945 — 1991 гг. ) Леонид Яковлевич Аркаев – главный тренер советской команды «Высококачественная сложность» — девиз развития отечественной гимнастики Л. Я. Аркаев тщательно пересматривал методику тренировок гимнастов, которая принесла успех советским спортсменам В результате в 1976 г. на Олимпиаде в Монреале молодые гимнасты завоевали 9 олимпийских медалей (4 золота, 4 серебра, 1 бронза Известны гимнасты: Н. Андрианов В. Марченко А. Дитятин С тех пор отечественная гимнастика опять прочно удерживала лидирующие позиции в гимнастическом мире

Спортивная гимнастика в России и мире (с 1991 г. до современности) С распадом СССР возникло много проблем во всех видах обеспечения : недостаток финансирования, прекращение полноценного научного и медицинского обеспечения, потеря тренировочных баз (в Грузии, Армении и Украине, утечка опытных тренеров за рубеж), сокращение общего числа занимающихся 1996 г. – Олимпиада в Атланте (3 золота, 2 серебра, 3 бронзы) Известные гимнасты: А. Немов Н. Крюков А. Бондаренко С. Хоркина Е. Замолодчикова Страны – лидеры: • Китай • США • Корея • Япония ! Стало возможным выступать только на избранном виде многоборья ! Можно отметить, что в данный момент абсолютным лидером в мировой гимнастике являются Соединенные Штаты Америки , которые систематически ставят высокую планку на международных соревнованиях, которую пока никто не может достичь

Спасибо за внимание!

present5.com


Смотрите также