Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике. Методические разработки по спортивной гимнастике


Методическая разработка по гимнастике "Техника выполнения акробатических элементов"

УТВЕРЖДАЮ: УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ ДППО ЦПКС Директор ГОУ СОШ № 476

Колпинского района Колпинского района

Санкт – Петербурга Санкт-Петербурга

Н.В. Кислова Н.Н.Петрищева

« » 2011г. « » 2011г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по гимнастике

«Техника выполнения акробатических элементов»

Выполнила:

Учитель физической культуры

Колпинского района Санкт - Петербурга

ГОУ СОШ № 476 Лелекова И.А.

Санкт- Петербург

2011

ВВЕДЕНИЕ

Основной непреходящей ценностью человека является его здоровье, сохранению и укреплению которого необходимо уделять большое внимание в любом возрасте. Воспитание физическое является сферой действия физической культуры, призванной гармонически развивать человека и укреплять его здоровье. Недаром ещё в 1905 г. Э. Торндайк писал: «Воспитание крепкого здоровья тела важно одинаково как цель и как средство. Оно важно само по себе как цель потому, что счастье и степень полезности человека зависят от здоровья его тела не меньше, чем здоровья умственного и нравственного».

Одним из средств воспитания здорового и крепкого тела являются акробатические упражнения. Многообразие, доступность и эмоциональность акробатических упражнений дают возможность систематически применять их на занятиях по физическому воспитанию. Акробатические упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм человека, способствуют его гармоничному развитию и овладению жизненно необходимыми навыками самостраховки. С помощью акробатических упражнений развивают умение ориентироваться в пространстве, точность и координация движений, сила, ловкость, быстрота реакции, гибкость, совершенствуется вестибулярный аппарат, воспитываются чувство равновесия, смелость и решительность. Существенным является и то, что для занятий акробатическими упражнениями не требуется сложного и дорогостоящего оборудования.

Кувырок вперед

В начальных классах кувырок вперед лучше выполнять в облегченных условиях. К акробатической дорожке из двух матов вплотную ставятся гимнастические скамейки. Сверху на скамейке стелют маты. Учащиеся встают на скамейку и принимают упор присев, руки внизу на мате. Из этого положения, как только учащиеся коснулись шеей и плечами мата, они принимают положение плотной группировки и переходят в упор присев. Скорость вращения и движения вперед у всех детей одинакова. Ученики должны взяться за середину коленей и приблизить их к бедрам. Не следует обращать внимание учеников на многие ошибки одновременно: сначала надо исправить основные ошибки, а затем второстепенные. В процессе многократного повторения элемента формируется правильный динамический стереотип. Когда учащиеся хорошо усвоят исполнение кувырка со скамейки, можно начинать и на гимнастической дорожке. Для совершенствования полученного навыка следует выполнить кувырок на стопку из двух, трех, четырех матов.

Кувырок назад

При первоначальном разучивании кувырка назад учащиеся затрудняются при отталкивании руками после прохождения за так называемую вертикальную линию. Они или выполняют кувырок или делают его в сторону через плечо. Для того чтобы сделать акцент на работе рук, можно использовать скамейку. Стелем на нее два мата. На стыке между матами оставляем промежуток примерно 5 см. Ученик встает на скамейку на стыке между матами. Берется за ее края, выполняет упор присев и опускается на спину. Из этого положения, перехватив края скамейки руками, он сгибая ноги, подносит колени к груди, проходя через вертикаль, приподнимает себя на руках, после чего встает в упор стоя на коленях. После 5-6 выполнений этого задания ребята уже ставят ладони на скамейку и выполняют это упражнение. При выполнении кувырков назад на дорожке при прочной опоре ладонями учащиеся не испытывают никаких затруднений.

Стойка на голове

Техника выполнения

Из упора присев на левой ноге(правая назад ) упереться ладонями с широко разведенными пальцами и верхней частью лба на мат. Между ладонями и лбом в точках опоры должен образоваться равносторонний треугольник. Масса тела должна быть равномерно распределена на ладони рук и мышцы шеи, а туловище и сомкнутые ноги образуют вертикальную линию. Стока на голове выполняется махом правой ноги и толчком левой.

Основные требования при выполнении упражнений

1. Между точками опоры (головой и ладонями рук) образуется равносторонний треугольник.

2. Туловище и сомкнутые ноги образуют в стойке вертикальную линию.

3. Масса тела в стойке должна быть равномерно распределена на ладони рук и мышцы шеи.

4. Долго находиться в стойке нецелесообразно.

5. При потере равновесия вперед необходимо выполнить кувырок вперед.

6. Необходимо знать размеры матов и ориентироваться на них.

Серии учебных заданий

I.1. Наклоны головы влево, вправо, вперед, назад.

2. Круги головой влево, вправо.

3. В упоре лежа сгибание и разгибание рук.

II. 1. Упор присев на левой ноге, правая, назад. Перенести тяжесть тела на руки. Держать 3 сек.,5 сек.

2. Сомкнутая стойка на носках, руки вперед, предплечья кверху, кисть назад, пальцы врозь. Держать 5 сек.,10 сек.

III.1. Имитировать в положении лежа на спине, головой и ладонями опираясь в стену, равномерное распределение массы тела.

2. Из о. с. – в согнутых вперед руках блин от штанги массой 5 кг касается лба - слегка разогнуть руки и возвратиться в и. п.

3. Лежа на животе на гимнастической скамейке, упираясь в стену лбом и ладонями согнутых рук, разгибая руки, скользить по скамейке от стены.

4. Равномерно передавая тяжесть тела на руки и голову, опереться верхней частью головы о мат на разметку.

IV. 1. Удерживать стойку на голове с согнутыми ногами (с помощью и самостоятельно).

2. То же, что и упражнение № 1, но у гимнастической стенки.

3. Стойка на голове на матах (с помощью и самостоятельно).

Стойка на руках

Техника выполнения

И. П.- выпад правой руки вверх. Наклоняясь вперед, опереться ладонями рук на ширине плеч, пальцы врозь – на гимнастический мат, выполнить стойку на руках махом левой и толчком правой. В стойке ноги вместе, тело прямое, сохранять равновесие.

Основные требования при выполнении упражнений

1. При опоре пальцы необходимо держать врозь.

2. В стойке на руках тело и руки должны составлять одну прямую линию.

3. Маховая нога первой приходит в нужное положение в стойке, а затем к ней присоединяется толчковая нога.

4. Стойку на руках в процессе обучения больше 2 – 3 сек., в одном подходе не держать.

Серии учебных заданий

I. 1.Из виса стоя сзади согнувшись, спиной к гимнастической стенке, выполнить вис прогнувшись (прямым телом):

а) с помощью, сгибая ноги;

б) самостоятельно, сгибая ноги;

в) с помощью, с прямыми ногами;

г) самостоятельно, с прямыми ногами.

2. И. П. – руки вверх.

Опускание и поднимание:

а) гимнастической палки;

б) грифа штанги.

3. Стоя на расстоянии вытянутой руки от гимнастической стенки и опираясь на рейку прямыми руками, выполнить наклоны вперед. Руки не сгибать, ступни ног и таз на одной линии. Голову держать прямо.

4. Из о. с. – выпад вперед (толчковая нога вперед).

5. Выполнить махи ногами назад, опираясь руками о рейку гимнастической стенки. Дифференцировать высоту маха назад: 450,600, 900, 1350.

II. 1. О. с. – у гимнастической стенки руки вверх. Поднимаясь на носки, максимально вытянуться вверх. Держать 3 сек., 5 сек.,10 сек

2. Выпад вперед, руки вверх.

С опорой прямыми руками о мат разогнуть опорную ногу, поднимая маховую максимально назад.

3. Имитировать положение стойки на руках:

а) лежа на спине, руки вверх;

б) лежа на животе, руки вверх, кисть поднята вверх.

III- IV.

1. Лежа согнувшись на козле, поставить ладони на мат и выполнить стойку на руках с помощью. Затем ,сгибая руки, - кувырок вперед.

2. Из о.с. махом левой ногой и толчком правой выполнить стойку на руках у гимнастической стенки с помощью. Держать 1сек.,3сек.

3.Выполнить стойку на руках у гимнастической стенки самостоятельно. Держать 1сек.,3сек.

4. Стойка на руках с поддержкой. Держать 1сек.,3сек.

5. Стойка на руках самостоятельно. Держать 2сек.

Заключение

Для освоения акробатических элементов данных выше, предполагается, что учащимися успешно освоена учебная программа начальной школы по этому разделу: группировка и перекаты в группировке, кувырок вперед- назад; «мост из положения, лежа на спине; равновесия; стойка на лопатках. Подробное описание методики обучения, рассчитано, главным образом, на то, чтобы сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого учащегося, независимо от его исходных данных. Исходя из того, что временной отрезок, который отведен на изучение гимнастических упражнений, очень небольшой, грамотное построение программы обучения, последовательное и правильное, с точки зрения техники ,освоение упражнений позволит каждый урок сделать максимально насыщенным и по плотности, и по содержанию.

Список литературы

1. Шлыков В.П. Гимнастика в средней и старшей школе –М. Чистые пруды, 2007

2. Журавина М.Л. Меньшикова Н.К.- М. Издательский центр «Академия» 2005 г.

3. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987 г.

4. Лях В.И.Двигательные способности //Физическая культура в школе. -1996. № 2.

5. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

doc4web.ru

«Основы музыкально-ритмического воспитания в группах начальной подготовки по художественной гимнастике»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка на тему:

«Основы музыкально-ритмического воспитания в группах начальной подготовки по художественной гимнастике»

Автор: Даняева Марина Львовна

концертмейстер ГБУ ДО ДЮСШ

по художественной гимнастике

Байконур

2016 г.

Содержание

Введение…………………………..…………………………………….…………3

Особенности современной художественной гимнастики………...…………5

Основные методы музыкального воспитания……………………………….8

Музыкальное содержание………………………….…………….……………..10

Основы музыкальной грамоты………………………………..………………12

Структура занятия художественной гимнастики…………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………...21

Введение

Художественная гимнастика сформировалась и развилась не так давно и завоевала огромное призвание во всём мире. Это один из самых ярких и эмоциональных видов спорта и значение музыки в уроках художественной гимнастики велико. Она помогает ученикам выполнять упражнения эмоционально, артистично, сохраняя при этом скорость и ритм. За что же мы любим музыку? За настроение? Ну да, конечно. Одна музыка при депрессии, другая при радости. Эмоции - главная ценность музыки. Музыка приносит реальную пользу при занятиях спортом.

Ученые из университета штата Огайо опубликовали результаты исследований на эту тему. Они в течение 8 недель наблюдали две группы пациентов во время их занятий спортивной ходьбой. Первая группа по пути слушала музыку, вторая - нет. В результате спортивные достижения меломанов на 21% превысили успехи второй группы. Ходоки под музыку преодолели за это время более 30 километров, "молчуны" меньше.

Музыка непосредственно воздействует на "центры пробуждения" в человеческом мозге. То есть, если нужно встряхнуться, задать организму бодрый ритм - мы слушаем быстрые, живые мелодии. Раз - присели, два - встали, три - подпрыгнули. А после занятий включаем медленную, спокойную музыку - и организм послушно расслабляется.

Учёные исследовали влияние музыки на спорт. Доказано, что двигаясь под музыку, человек даже не самые любимые упражнения выполняет с удовольствием. Мышцы как будто сами требуют, чтобы их напрягали на полную катушку. И уж никто не поспорит с тем, что обучаться новым приемам и упражнениям под музыку гораздо проще и веселее.

Еще в 60-х годах было проведено масштабное исследование. Более 600 студентов обоих полов проходили обучение различным спортивным упражнениям под музыкальное сопровождение. Контрольная группа, занимавшаяся в тишине, на экзаменах продемонстрировала гораздо худшие результаты. Балансирование, упражнения на броски и ловлю мяча, лазание и

другие базовые моторные навыки были гораздо лучше у тех, кто во время занятий наслаждался живыми мелодиями.

Музыкальное сопровождение обогащает занятие физической культуры, помогает достичь высоких результатов особенно в таких видах спорта, как спортивные танцы, фигурное катание и, конечно же, всеми любимая, художественная гимнастика.

Цель моей работы – изучить и обобщить имеющиеся научные исследования и собственный практический опыт в области творческой деятельности концертмейстера художественной гимнастики, для того, чтобы укрепить профессиональные позиции в качестве концертмейстера.

Задачи – описать музыкальные особенности, необходимые для полноценной музыкальной деятельности концертмейстера, опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт, а также систематизировать формы, методы и приёмы работы концертмейстера.

Надеюсь, что моя методическая работа окажет помощь молодым педагогам, концертмейстерам, педагогам детских садов в музыкальном развитии юных спортсменов.

Особенности современной художественной гимнастики

Музыка в гимнастике в качестве аккомпанемента стала широко применяться в нашей стране с 1933 года. За прошедший период музыкальное сопровождение приобретало всё большее значение. Из «служанки» пластики музыка превратилась в то «либретто», на основании которого осуществляется постановка спортивных упражнений, звучание одного инструмента заменяется оркестровой записью, появляются новые трактовки, аранжировки известных музыкальных произведений. В настоящее время художественная гимнастика – это Олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием.

Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения. И, конечно, должна присутствовать гармония между трудностью, исполнением и музыкальной композицией. Сама гимнастка как бы сближается с балетом, бальными, народными, спортивными танцами. Создание хореографических миниатюр на ковре является соединением творческих усилий тренера, концертмейстера и самой гимнастки. Музыка здесь основа, фундамент «спортивного танца». Музыка влияет не только на общее впечатление от выступления, но и на оценку судей. Поэтому подготовка гимнасток высокого класса требует постоянного внимания к проблеме их музыкального воспитания и обучения.

Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции – это создание эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.

Большую роль в творческих поисках композиционных форм соревновательных программ играет музыка. Характер и эмоциональное содержание музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, выразительным, возрастным и т.д.). Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше её возможности.

Музыкально-выразительные компоненты исполнительского мастерства предполагают соответствие движений музыке, её характеру, темпу, ритму, динамике и эмоциональную насыщенность исполнения.

Музыка на учебно-тренировочных занятиях должна быть простой, доступной и выразительной. Существуют два способа музыкального сопровождения занятий – импровизационный и программный.

▪ Импровизационный метод требует от концермейстера умений по ходу урока находить нужный аккомпанемент, импровизировать в зависимости от характера движения.

▪ Программный метод предусматривает предварительный подбор музыкальных произведений для различных движений. Оба метода не исключают друг друга.

Для музыкального сопровождения используются классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современная музыка.

Процесс разучивания гимнастических упражнений с предметами или без предмета можно разделить на три этапа:

I этап — знакомство с музыкой и обучение новым музыкальным движениям;

II — многократное повторение, углублённое закрепление пройденного;

III — совершенствование музыкально-ритмических упражнений.

Обучение на I этапе направлено на создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Юные гимнастки получают первичные сведения о характере музыки, о форме упражнений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку. Основные действия педагога на I этапе обучения включают в себя: формулировку музыкально-двигательной задачи; указание требований к учащимся; выделение связи нового движения с ранее выученными; объяснение и показ соответствующего содержанию музыки движения.

На II этапе обучающиеся овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением обучающимися движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки; регулировать ритм, амплитуду движений, исправлять их ошибки. В результате активной работы педагога и гимнастки на II этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка являются сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки и автоматизированное выполнение отдельных элементов техники.

III этап обучения направлен на закрепление и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения упражнений, проведения упражнений под различную музыку. Степень овладения упражнениями под музыку должна быть доведена до прочного навыка. Это позволит обучающимся уверенно подбирать музыкальный материал для уроков и других видов занятий, а также самим видоизменять упражнения в соответствии с характером музыки.

Для учеников, которые занимаются по программам юношеских разрядов музыкальное сопровождение на всех трёх этапах обучения должно быть простым и доступным.

Основные методы музыкального воспитания

В курсе музыкального воспитания применяются традиционные методы обучения: вербальный, наглядный и практический.

Вербальный метод — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку и т. д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы курса музыкально-ритмического воспитания, повышению интереса к изучаемым упражнениям. К ним можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, кинофильмов, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих обучающихся. Это метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения их, а также игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений широко применяется в курсе музыкально-ритмического воспитания, что объясняется относительной доступностью упражнений. Однако следует учитывать, что использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные упражнения.

К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально-ритмических игр. Данный метод основан на элементах соперничества обучающихся между собой и повышения ответственности каждого за достижения определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Маленькие гимнастки легче усваивают всё незнакомое через игру.

Приведенные выше методы, на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на ученика.

Музыкальное содержание

Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности - мелодии, гармонии, темпа, ритма и др. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора.

С первых занятий следует учить юных гимнасток понимать содержание музыки, вникать в ее сущность. При разборе произведений облегчают понимание музыки подзаголовки, определяющие замысел композитора, например: «Баба-яга», «Рынок» и др. из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Такие произведения называют программными. Для опер имеется литературный текст, конкретизирующий их содержание, для балетов — либретто. Содержание песен и романсов раскрывается в тексте.

О содержании музыки, не имеющей конкретной программы, можно судить по впечатлению, оставляемому произведением в целом, по мелодии, оттенкам звучания, темпу, построению. Так, название «прелюдия» еще не раскрывает содержания музыки и требует разбора в каждом отдельном случае. Полезно сравнить несколько произведений с одинаковым названием. Ученики слушают прелюдию Ф. Шопена, соч. 28, № 20, и прелюдию С. Прокофьева, соч. 12, № 7. Не определяя конкретного задания, педагог предлагает выбрать ту, содержание которой больше соответствует средствам музыкально-ритмического воспитания. Для упражнения вполне можно использовать светлую и спокойную музыку С. Прокофьева. Прелюдия Ф. Шопена вызывает мрачные представления и поэтому ее лучше не использовать.

Помогают понять замысел музыки указания композитора в нотном тексте, которые касаются исполнения всего произведения или его частей: «задушевно», «энергично, с огнем», «весело» и др.

При разборе музыкальных произведений полезно ознакомить обучающихся и с условиями, в которых создавалось данное произведение, с замыслом композитора.

С помощью музыкальных игр решаются те же задачи, что и при проведении упражнений на согласование движений с музыкой. Но здесь выполнение упражнений усложняется внесением элемента соревнования, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.

Музыкальное сопровождение упражнений — одна из особенностей уроков художественной гимнастики, спортивных соревнований и других физкультурных мероприятий. Поэтому выбор музыкальных произведений и их использование являются важным условием правильной организации всего педагогического процесса.

Для гимнасток, работающих по программам юношеских разрядов наиболее приемлема музыка танцевального характера. Это вальс, полька, мазурка, кадриль и др. Можно применить музыку детского репертуара. Это различные детские песни, популярные песни из мультфильмов, некоторые эстрадные песни. Все мелодии должны содержать в себе яркий, доступный для ребёнка, музыкальный образ. Когда гимнастка слышит красивую, яркую, интересную музыкальную композицию, такое сопровождение пробуждает желание танцевать и выполнять различные упражнения. Подобные музыкальные произведения удобны для детей на начальном периоде обучения.

Основы музыкальной грамоты

Мелодия — это одноголосное выражение музыкальной мысли. Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определенном соотношении по высоте и имеющих определенный темп и ритм.

Мелодия помогает гимнастке запомнить музыку, а, следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, обучающиеся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки.

У мелодии есть свои законы. Основной ее закон — волнообразность. Мелодическая линия имеет изгибы — нарастания и спады. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

Основные виды мелодического рисунка:

  1. восходящее движение мелодии, т. е. переход к более высоким звукам;

  1. нисходящее движение — переход к более низким звукам;

  1. волнообразное движение - последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Мелодической вершиной называется самый высокий звук, достигнутый мелодией при каждом ее подъеме.

Момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или его части называется кульминацией.

Для определения мелодии можно выполнить следующие задания. При звучании вальса все строятся в круг, при звучании польки — в шеренгу, при звучании марша — в колонну. Задания можно варьировать, предлагая другие мелодии и другие формы построения.

Различное направление мелодического рисунка можно передать следующим упражнением: под музыку В. Ребикова «Колыбельная» при движении мелодии вверх - плавно поднять обе руки вверх, при движении мелодии вниз — плавно опустить.

Волнообразное движение мелодии сочетается с упражнением под музыку А. Бабаджаняна «Торжественная». И. п.— полуприсед на двух ногах, руки назад книзу, небольшой наклон туловища вперед. На счет 1 – 4 - четыре небольших шага вперед, постепенно поднимая руки вверх и выпрямляя туловище, 5—стойка на носках, резкий наклон головы назад, кисти резким движением назад, ладони вверх, 6—8—медленное полуприседание, руки плавно опускаются вниз - назад. На следующие восемь счетов все повторить сначала. Передавая рисунок этой плавной мелодии движениями, занимающиеся лучше воспринимают ее.

При подборе мелодий для занятий физическими упражнениями педагогу следует учитывать возрастной уровень восприятия школьниками музыкальных произведений, а также тот материал, который они проходят на уроках музыки.

Регистры — это различная высота звучания музыки. В каждом голосе или инструменте условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. Регистр помогает создать определенный образ, контрастность в музыке.

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мышечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках, в среднем - ходьбу, низком - ходьбу выпадами.

Звуки, образующие музыкальные произведения, различаются, как уже отмечалось, по высоте, громкости и длительности. Длительность музыкальных звуков определяется не абсолютной мерой времени, а в сравнении с длительностью других звуков данного произведения. Самая длинная нота – целая. Остальные - ее доли: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д. Музыкальные звуки разной длительности, группируясь в разные сочетания, образуют ритмический рисунок музыки. Ритм - чередование звуков различной длительности, организованных посредством метра. Метр как бы отсчитывает время, а ритм создает на равномерном фоне разные ритмические рисунки. Особенно важен ритм в танцевальной музыке, есть даже такая танцевальная музыка, где кроме ритма нет ничего. Это танцы Востока, Африки под звук бубна, барабана, кастаньет.

Эмоциональное состояние человека отражается на его поведении. Так, взволнованность, тревога обычно сопровождаются быстрыми и резкими движениями. Спокойствию свойственны умеренные темпы движений. Оттенки музыкальных темпов так же разнообразны, как эмоции. Грустная музыка обычно связана со спокойным темпом, веселая — с более быстрым. Тревожная музыка чаще бывает быстрой, а торжественная — медленной. Таким образом, характер музыки воспринимается, прежде всего, через ее темп.

Темпом называется скорость исполнения музыки.

Темп обозначается в начале произведения или его части словами, написанными над нотной строчкой. Большое применение до сих пор имеет итальянская терминология.

Обозначений музыкальных темпов довольно много. Ученикам достаточно познакомиться с основными названиями темпов: adagio (адажио) — медленно, andante (анданте) — умеренно, allegro (аллегро) — быстро.

Для большей выразительности музыкального произведения применяются постепенное ускорение или замедление темпа исполнения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами: accelerando (ачелерандо) — ускорение, ritardando (ритардандо) — замедление.

Для овладения различными темпами ученикам дают специальные задания. Прослушав музыкальное произведение, они определяют и называют темп, а затем выполняют движения с соответствующей скоростью.

Задания на изменение темпов учит гимнасток переходить от медленных движений к быстрым движениям и обратно.

Педагогу следует помнить, что существует определенная зависимость между музыкальным темпом и амплитудой выполнения упражнений.

Как правило, в быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела — рук, ног, головы, а также движения кистями, предплечьями, стопой.

Умеренный и медленный темп позволяет выполнять упражнения с участием более крупных частей тела.

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки.

Динамические оттенки — это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Динамические оттенки очень важны для передачи выразительности музыки. Так, например, колыбельная песня исполняется тихо. Содержание такой музыки противоречит громкому звучанию. Торжественный, праздничный марш в целом, безусловно, должен звучать громко. Тихое звучание несвойственно содержанию такой музыки.

Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком. Соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее — ослаблением.

К динамическим оттенкам в музыке относятся: изменение силы звучания; постепенное замедление и ускорение темпа; плавность или прерывистость звучания мелодии.

Перечисленные оттенки обычно обозначаются итальянскими терминами. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: forte (форте) — громко, piano (пиано) —тихо, а также их изменения: crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя.

В зависимости от динамических оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными.

Трудно перечислить все разнообразие двигательных красок, которое может продиктовать музыка.

Примерные задания на связь упражнений с динамическими оттенками музыки:

  1. При громком звучании музыки необходимо идти высоким шагом, а при тихом — мягким.

  2. При громком звучании музыки дети передвигаются скачками, при тихом — присесть.

  3. Резкое изменение силы звучания: тихое звучание — ходьба на носках, громкое — прыжки на месте.

Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным расширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания: повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.

Умение разбираться в средствах музыкальной выразительности, изучение музыкальной грамоты, знакомство с динамическими оттенками – всё это помогает овладению техникой различных упражнений, применяемых в художественной гимнастике, а также пробуждает интерес и прививает любовь к художественной гимнастике.

Структура занятия художественной гимнастики

Основной формой организации учебной работы по курсу музыкально-ритмического воспитания является занятие. Для занятия характерен постоянный состав гимнасток. Каждое занятие вне зависимости от условий его проведения должно иметь три фазы. В одной обучающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений; в другой решают главные задачи, т. е. выполняют сложные упражнения; в третьей фазе необходимо содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы учащиеся могли перейти к последующей высокопроизводительной деятельности или отдыху.

Таким образом, для любого занятия характерно наличие трех фаз. В первой фазе ученики подготавливаются к основной работе, во второй проводится основная работа, а в третьей работа завершается. Эти фазы принято называть частями урока; подготовительной, основной и заключительной.

В каждом отдельном занятии решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат урока при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.

Как отмечал методист по гимнастике В. А. Губанов, основными предпосылками, определяющими  целесообразную последовательность решения педагогических задач занятия, т. е. его построение, являются:

  1. достижение максимальных результатов урока с минимальной затратой энергии и времени обучающихся;

  2. сохранение высокой работоспособности учеников в течение всего занятия;

  3. обеспечение благоприятных для здоровья учащихся условий проведения и режима уроков.

На занятии для решения определенных педагогических задач подбираются соответствующие музыкально-ритмические упражнения.

Основной источник, определяющий содержание занятия - государственная программа. Однако различные условия проведения занятия, которые не могут быть предусмотрены программой, требуют методической расшифровки. Так, изложение материала музыкально-ритмического раздела должно проводиться с музыкальным сопровождением. Объяснение любой темы музыкально-ритмического раздела рекомендуется начинать с его теоретического обоснования. После этого можно переходить к выполнению сначала элементарных, а затем постепенно усложняющихся движений на связь с музыкой. По мере освоения материала обучающиеся могут приступать к выполнению самостоятельных заданий.

Музыкальные игры по своему содержанию должны отвечать основной задаче музыкально-ритмического раздела занятия. Систематическое проведение игр будет способствовать совершенствованию и закреплению необходимых умений и навыков по музыкальной грамоте, а также по согласованию движений с музыкой, полученных ранее в простых заданиях. При проведении музыкальных игр следует придерживаться определенной последовательности:

  1. наметив игру, подобрать к ней соответствующее музыкальное сопровождение;

  2. объяснить гимнасткам суть игры, дать прослушать музыку, обратив внимание на средства музыкальной выразительности;

3) разделить обучающихся на команды, провести пробную попытку и, если условия игры недостаточно понятны, повторить их или остановиться на непонятных деталях;

4) провести игру несколько раз по всем правилам. Не рекомендуется увлекаться количеством повторений, так как эмоциональность игры будет снижаться. В данном случае следует менять условия игры, ее варианты, а иногда и музыку.

Применяя хореографические упражнения преимущественно для технической подготовки (т. е. для обучения новым формам движений), целесообразно включать их в начало основной части занятия в качестве самостоятельного вида. Хорошо освоенные хореографические упражнения полезно использовать для развития гибкости, укрепления мышц ног, тренировки вестибулярного аппарата и т. д. В этих случаях хореографические упражнения обычно выполняют в конце основной части.

При обучении элементам народных танцев сначала надо предложить обучающимся прослушать музыку, затем указать на специфичность ритмических рисунков, на характерные особенности танцев данной народности, на жесты, стиль. Элементы разучивают в замедленном темпе, а потом постепенно переходят к нужному темпу. По мере освоения элементов можно давать составленные из них небольшие комбинации.

Изучение элементов современного танца следует проводить под современную музыку,

Освоение упражнений ритмической гимнастики под соответствующую музыку нужно проводить в начале основной части, а совершенствовать в подготовительной и заключительной.

Упражнение без предмета изучают отдельно, а совершенствуют в учебных комбинациях.

Неотъемлемой частью практических занятий является учебная практика, которая направлена на формирование умений проводить и составлять упражнения под музыкальное сопровождение,

В конце занятия педагог кратко подводит итоги, делает общие и индивидуальные замечания, дает задания для самостоятельной работы, намечает задачи следующих занятий.

Заключение

В настоящее время музыкально-ритмическое воспитание прочно вошло в систему физического воспитания. В процессе музыкальных занятий наряду с задачами физического развития, оздоровления учеников решаются задачи эстетического воспитания. Огромная ценность музыкально-ритмических занятий заключена в их образовательных возможностях. Ученики получают определённые знания по теории музыки, учатся грамотно исполнять упражнения с музыкальным сопровождением. Выразительное выполнение движений под музыку доставляет спортсмену удовлетворение и радость.

Я надеюсь, что данная методическая разработка поможет не только концертмейстерам, но и учителям общеобразовательных школ и школ искусств, воспитателям и музыкальным работникам детских садов, родителям и всем тем, кто любит художественную гимнастику и музыку.

Список литературы

  1. Г. Боброва – Искусство грации

  2. Т.Т. Ротерс – Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика

  3. С. И. Бекина – Музыка и движения

  4. В. Яновская - Ритмика

infourok.ru

Урок по спортивной гимнастике

МБОУ ВМР «Семёнковская

основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока

по предмету:

«Физическая культура»

Тема: Совершенствование комбинаций на гимнастических снарядах.

Разработчик: учитель

Физической культуры

Щенников Алексей Анатольевич

п.Семёнково

2014г.

Цели урока:

Образовательная: Закрепить навыки выполнения гимнастических

элементов на снарядах.

Развивающая: Способствовать развитию двигательных качеств:

силы, ловкости, координации.

Воспитательная: Способствовать воспитанию чувства

взаимопомощи, красоты движений, внимания.

Задачи урока:

  • Уметь выполнять гимнастические элементы на снарядах.

  • Знать и уметь выполнять строевые команды

  • Способствовать развитию двигательных качеств.

Методы урока:

  • По уровню познавательной деятельности – репродуктивный, практический.

  • По источнику познания – наглядный, практический.

  • По форме обучения – фронтальный, групповой.

  • По методу контроля – устный.

  • По логике познания – обобщающий.

  • По форме организации педагогического процесса – самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Комплексно-методическое обеспечение:

Гимнастические маты, перекладина, канат, гимнастический козёл, подкидной мостик, гимнастические скамейки.

Ход урока.

Содержание

Время

Методические указания

1.

2.

3.

4.

1.Организационный момент: приветствие, проверка контингента, ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

2. Строевая подготовка.

3. Беговые упражнения

  • Медленный бег

  • Бег спиной вперёд

  • Бег с изменением направления

4. О.Р.У. с гимнастическими скамейками.

  1. И.П.- о.с. руки в стороны. Круговые движения в кистях, локтях, полностью руками

  2. И.П.- сед, ноги врозь руки вперед. Наклоны вперёд с помощью партнера

  3. И.П.- упор сидя сзади. Руки на край скамейки Подъёмы туловища, правая (левая) вперёд

  4. И.П.- Выпад правая (левая) на край скамейки. Покачивания в выпаде

  5. И.П.- упор сидя сзади, ноги согнуть. Сед углом.

  6. И.П.- упор лёжа руки на край скамейки. Сгибание, разгибание рук.

  7. И.П.- стойка, скамейка справа. Хват правой за ближний край скамейки, левой за дальний. Поднимание скамейки над головой

Совершенствование комбинаций на гимнастических снарядах:

Акробатика (юноши)

Два кувырка вперёд, кувырок назад в стойку ноги врозь, стойка на голове и руках, кувырок назад в группировке.

Перекладина (юноши)

Подъём переворотом, перемах правой (левой), оборот верхом, перемах с поворотом, отмахом назад соскок.

Лазание по канату (юноши)

Лазание без помощи ног, ноги углом

Акробатика (девушки)

Кувырок вперёд в группировке, кувырок в сед углом руки в стороны, стойка на лопатках, наклон вперёд, кувырком назад встать.

Бревно (девушки)

Равновесие, выпад правой, выпад левой, смена ног прыжком 2 раза, соскок прогнувшись.

Опорный прыжок (девушки)

Прыжок ноги врозь

10. Построение в шеренгу,

подведение итогов урока

2мин.

2 мин

2-3 мин

6-8 мин

4раза

7-8 раз

7-8 раз

7-8 раз

10 раз

10-15 раз

8-10 раз

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

Староста группы называет отсутствующих. Преподаватель делает отметку в журнале.

Обращать внимание на правильность выполнения команд.

Направление движения показывает преподаватель, направляющий.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, с одной и другой стороны скамеек

Партнёр давит на спину.

Обращать внимание на прогиб и натянутый носок.

Выпад широкий. Корпус прямо

Корпус прямой, носочки ног натянуты.

Выполнить упражнение. Указать на ошибки техники

Обратить внимание на безопасность.

Класс делится на 4 отделения (2 отделения юношей и 2 отделения девушек). Отделения девушек определяются с учётом физической подготовленности. Назначаются командиры отделений.

Занятия проходят по 5 мин. на снаряде. В конце каждой пятиминутки даётся возможность лучшим выполнить упражнение на оценку. Оценку ставит любой из учащихся , назначенный учителем. Обращать внимание на подход к снаряду и отход от него.

Командир отделения оказывает помощь и страховку в отсутствие учителя

Выставить оценки, отметить лучших учащихся.

infourok.ru

Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике

Учебно-тренировочные занятия в школе, средних профессио­нальных учебных заведениях и ДЮСШ организуются и проводят­ся в соответствии с государственными программами, которые

предусматривают: а) укрепление здоровья и поддержание высо­кой физической работоспособности; б) обеспечение разносторон­него физического развития; в) обогащение занимающихся новы­ми знаниями, умениями и навыками; г) подготовку спортсменов и судей по гимнастике.

Успех в работе в значительной мере определяется постановкой . четко организованного и хорошо спланированного учебно-трени­ровочного процесса. Его эффективность зависит от систематичес­кого учета результатов работы. На основании данных учета вно­сятся необходимые изменения в планирование работы, совершен­ствуется содержание занятий, методика обучения, повышается пе­дагогическое мастерство тренеров. При планировании учитыва­ются контингент занимающихся, задачи, стоящие перед коллек­тивом, условия работы и количество часов, отводимых для заня­тий с группой.

18.1. Структура тренировочного процесса

В структуре тренировочного процесса различают три периода: подготовительный, основной и переходный. Их продолжительность в годичном цикле тренировочной работы зависит от уровня спортивной квалификации занимающихся и от календаря сорев­нований.

Подготовительный период соответствует фазе приоб­ретения спортивной формы. Он делится на два этапа. Первый на­правлен на повышение общей и специальной физической подго­товленности, развитие двигательных и психических способностей, необходимых для овладения учебной программой, воспитание сознательного и активного отношения юных гимнастов к заняти­ям, чувства коллективизма, товарищества, спортивного долга и других личностных свойств.

Для этого применяются общеразвивающие упражнения из гим­настики и других видов спорта, повторяются ранее изученные элементы, связки, комбинации с целью восстановления утрачен­ных двигательных навыков.

Второй этап предусматривает изучение техники исполнения новых, более сложных элементов и усовершенствование ранее изученных связок и комбинаций. Объем упражнений для общей физической подготовки уменьшается, основное внимание уделя­ется специальной физической подготовке. На этом этапе прово­дятся соревнования по общей и специальной физической подго­товке.

Основной период соответствует стабилизации спортив­ной формы. Он также делится на два этапа.

Первый этап — предсоревновательный. Он предусматривает совершенствование техники выполнения основных элементов ком-

398

399

бинаций, гимнасты добиваются выполнения упражнений с мак­симальной амплитудой.

Второй этап — соревновательный. Основной его задачей явля­ется подведение гимнастов к такому функциональному состоя­нию организма и психологической готовности, чтобы они смогли показать лучший спортивный результат. Для этого организуют при­кидки, матчевые встречи, с тем чтобы гимнасты привыкали к ситуации соревнований. Завершением этапа является участие в со­ревнованиях, на которых проверяется правильность планирова­ния учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

Переходный период соответствует фазе временного сни­жения спортивной формы. Его основной задачей является актив­ный отдых. Переходный период, как правило, совпадает с летними каникулами у учащихся и отпусками у учителей, тренеров. Поэто­му для учеников планируются индивидуальные задания для само­стоятельной работы. Содержание таких индивидуальных заданий пре­дусматривает развитие необходимых способностей для овладения более сложными упражнениями в следующем учебном году.

Основными документами планирования (схема 8) являются го­сударственная программа, учебный план, развернутый учебный план, тематизированная рабочая программа и конспект урока.

Учебный план и программа являются государственными доку­ментами, утвержденными вышестоящими организациями (Феде­рация гимнастики, Комитет физической культуры РФ), и обяза­тельны для всех ДЮСШ. Остальные документы планирования раз­рабатываются учителями-тренерами исходя из состояния спортив­но-материальной базы и подготовленности занимающихся.

В программе содержится конкретный материал, ставятся обра­зовательно-воспитательные задачи для каждой возрастной груп­пы занимающихся. В объяснительной записке к программе излага-

400

ются общие требования, разрядные нормы и возрастные границы занимающихся по разрядам.

В учебном плане перечисляются изучаемые дисциплины, указы­вается количество часов, отводимых для их изучения. В нем пре­дусмотрены теоретические и практические занятия, подготовка судей по гимнастике.

Тематизированная рабочая программа составляется на основе государственной и классификационной программ с учетом уров­ня подготовленности занимающихся. Она представляет собой пе­речень гимнастических упражнений, сгруппированных по темам, для последовательного изучения с учетом преемственности и си­стематичности. Упражнения в темах и темы в рабочей программе располагаются таким образом, чтобы в овладении ими с наиболь­шей полнотой можно было реализовать принципы постепенности и последовательности, заблаговременно и постепенно развить способности, необходимые для овладения наиболее сложными уп­ражнениями, сохранить время на техническую подготовку гимна­стов и сэкономить их силы.

После того как изучаемый материал сгруппирован (на основа­нии личного опыта) по темам, определяется количество повторе­ний для каждой темы. Тема может изучаться на одном, двух, трех и более уроках, причем если какой-то элемент для освоения тре­бует большего числа повторений, он повторяется при изучении следующих тем. Каждой теме присваивается порядковый номер. Количество повторений темы фиксируется следующим образом. Например, если тема 3 изучается 3 раза, то в конспекте это запи­сывается так: тема 3 1/з> т-е- 3-я тема рассчитана для изучения на трех уроках (в знаменателе — 3), а в данном уроке встречается впервые (в числителе — 1).

Технология составления тематизированной рабочей програм­мы такова: сначала определяют элементы, которые предстоит изу­чить, они группируются по темам; затем определяется количе­ство повторений в каждой теме. Например, для изучения акроба­тических упражнений, включенных в вольные упражнения, мож­но предложить следующее планирование:

Тема (Т) 1/2 — Перекаты из различных и. п. в различные ко­нечные положения, кувырок вперед.

Т 2/2 — Перекат назад в стойку на лопатках. Кувырок назад.

Т 3/3 — Стойка на голове и руках. Равновесие на одной ноге.

Т 4/2 — Сед с прямыми ногами. Прыжок с поворотом кругом.

Т 5/2 — Падение в упор лежа, перемах двумя в упор лежа сза­ди.

Т 6/3 — Стойка на руках. Перекидной прыжок.

Т 7/3 — Переворот в сторону.

Таким образом, все элементы, включенные в вольные упраж­нения для юношей, сгруппированы в семь тем и будут изучаться

401

на 17-ти уроках (этой цифре равна сумма знаменателей). Такая тематическая рабочая программа составляется для всех видов гим­настического многоборья.

Развернутый учебный план удобнее составлять на определенный период учебной работы: в школе, ПТУ — на учебную четверть, в ДЮСШ — на этап тренировочного цикла. Он позволяет тренеру наглядно убедиться в методической правильности распределения учебного материала в запланированном отрезке времени. При со­ставлении развернутого учебного плана учитывается чередование видов упражнений, темп формирования умений и навыков. При­ведем примерный развернутый учебный план для юношей млад­ших классов (табл. 8).

Конспект урока составляется на основании развернутого учеб­ного плана и тематизированной рабочей программы. В нем под­робно раскрываются задачи и содержание занятия.

402

Технология составления документов планирования предпола­гает умение педагога-тренера анализировать всю систему знаний и умений, которую должен получить гимнаст в процессе учебно-тренировочных занятий.

studfiles.net

Методическая разработка урока по гимнастике

Из опыта работы учителя физической культуры Шарниной С.И.

Методическая разработка урока по гимнастике

в 12 классе.

Урок № 42

Тема урока:

Повторение силовых упражнений в парах.

Цель урока:

Улучшение физического, психологического и эмоционального состояния детей через формирование потребности к дальнейшему развитию двигательных умений, здоровому образу жизни и самовыражению.

Задачи урока:

Коррекционно-обучающая: продолжить развивать двигательные умения, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Коррекционно-развивающая: совершенствовать опорно-двигательный и мышечный аппарат путем функционального воздействия на все части тела, используя дополнительное оборудование (резиновые жгуты), развивать силу мышц.

Воспитательная: воспитывать чувство ритма, выносливость, понимать и выполнять команды.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: музыкальный центр, музыкальные записи, гимнастические коврики, резиновые жгуты.

Содержание материала

Доз-ка

Орг. метод. указания

Организационный момент

Построение, выявление отсутствующих,

причины, выяснение самочувствия, наличие

спорт. формы, средств коррекции зрения.

2

Создать позитивный эмоциональный

настрой на работу.

1.

Подготовительная часть

10 мин.

Приветствие, объявление темы урока, цели и

задач. Подсчет ЧСС.

1

1

Обратить внимание

на осанку учащихся.

Бег, беговые упражнения.

Повторение перестроения уступами.

3

Комплекс ОРУ на месте:

1. И.п.- о.с, руки вверх (вдох), руки вниз (выдох), выполнять по 2 повторения.

2. И.п.- о.с, на 4 счета руки вперед; в стороны; круг плечами назад; приседания, руки вперед.

3. Приседания - 4 повторения.

4. Растяжка: И.п.- наклон вперед, руки вперед с поворотом влево, переходим в выпад влево, руки на левом колене, правая стопа полностью прижата к полу.

5. Растяжка: Из 4 упражнения переводим руки на правое согнутое колено, левая нога на пятке, носок вверх.

6. Приседания - 4 повторения.

7. Повторить 4 и 5 упражнения на растяжку в другую сторону.

8. И.п.- о.с, руки вверх (вдох), руки вниз (выдох), выполнять по 2 повторения.

5

На 4 счета выполняем 2 повторения,

на 2 счета – 2 повторения,

на 1 счет – 2 повторения.

При выполнении приседаний спина прямая, колено не выходит за носок ноги.

Растяжку выполнять

на 4 счета.

2.

Основная часть

28 мин.

Выполнение силовых упражнений в парах:

23

См. комплекс упражнений. ТБ.

Дыхательные упражнения в положении сидя на коврике, восстановление организма после нагрузки под медленную музыку.

Выполнение мудр. Подсчет ЧСС.

5

3.

Заключительная часть

5 мин.

Построение в шеренгу для подведения итогов урока.

4

Объявление Д/З: повторение упражнений на

развитие силы мышц шеи, спины, брюшного

пресса, ног.1 гр.- 8 раз, 2 гр.- 10-12 раз.

1

Организованный уход с урока.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Комплекс упражнений силовой тренировки в парах

с амортизаторами (резиновыми жгутами).

Упражнения в парах:

  1. И.п. – лицом друг к другу, держась за руки, девушки приседают на 2 ногах, а юноши приседают в выпаде вперед, опускаясь коленом к полу. Плечи опущены, приседать одновременно. Выполнить 6 повторений.

  2. Растяжка: и.п. – лицом друг к другу, держась друг за друга правой рукой, левую за спину, выполняем стойку на левой согнутой ноге, правую стопу на колено. Растяжку выполнять на 4 счета.

  3. Растяжка: и.п. – лицом друг к другу, держась друг за друга правой рукой, левой рукой прижать левую стопу к ягодице. Растяжку выполнять на 4 счета.

Упражнения в парах с амортизатором или резиновым жгутом:

  1. И.п.- в парах в шеренге выпад вперед, внутренними стопами на жгут, концы жгута в разноименной (дальней) руке, (внутренние) руки за спину. Юноши выполняют это упражнение отводя в сторону - вверх прямую руку, а девушки согнутую.

  2. И.п.- то же, носок к носку, спина и дальняя нога образуют прямую линию, но повернуться лицом друг к другу и отводить согнутый локоть назад.

  3. И.п.- то же, стопа к стопе, выпад друг от друга, (развернуться друг от друга), сгибаем (внутренние) руки на бицепс (они держат жгут), плечо неподвижно, работает предплечье.

  4. И.п.- в парах в шеренге, ноги на ширине плеч, жгут сзади придерживает (внутренняя) рука, а (наружная) вверху, работает на трицепс. Плечо неподвижно, двигается предплечье. Вверх – выдох, вниз – вдох. Все 4 упражнения выполнить, поменявшись местами, в другую сторону.

  5. Растяжка: сгибаем руку перед собой, нажимаем на локоть. Растяжку выполнять на 4 счета.

  6. Растяжка: ладонь на плечо, надавите на локоть. Растяжку выполнять на 4 счета.

  7. Растяжка: и.п. – ноги на ширине плеч, левую руку вверх - вправо, правую за спину, тянемся в диагональ, то же в другую сторону.

  8. Растяжка: и.п. – то же, но округляем спину и сгибаем левое колено.

  9. Растяжка: и.п.- ноги на ширине плеч, прямые руки назад большими пальцами вниз. Тянемся вниз на 4 счета.

Упражнения в парах стоя на коленях:

  1. И.п.- стоя на коленях, лицом друг к другу, держась за руки в широком хвате на уровне плеч. Выполнять попеременно отжимания для бицепсов, удерживая друг друга. Держать равновесие.

  2. И.п.- то же, но узким (на ширине плеч) хватом на уровне живота, отжимания для трицепсов. Удерживать друг друга. Опускаясь выполнять выдох, поднимаясь – вдох.

  3. Растяжка: и.п.- стоя на коленях, лицом друг к другу, руки вверх. Тянемся вверх – назад.

  4. Растяжка: ладонь на плечо, надавите на локоть. Растяжку выполнять на 4 счета.

Упражнения в парах сидя ноги врозь:

  1. И.п. – сидя ноги врозь лицом друг к другу, держась за руки, колени согнуты. Отклоняемся назад поочередно, спина прямая.

  2. Растяжка: и.п. – то же, но округлить спину, тянемся назад.

  3. И.п. – лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях, стопы соединены. Поднимаем плечи и голову.

  4. И.п. – то же, выпрямляем поочередно правую, затем левую ноги.

  5. И.п. – то же, выполняя упражнение №4, правым локтем тянемся к левому колену. На каждый счет меняем положение рук и ног.

  6. Растяжка: и.п. – лежа на спине, руками взяться за колено, потянуться, округлив спину.

  7. Растяжка: и.п. – лежа на спине, руки влево, согнутые ноги вправо.

  8. Растяжка: и.п. – лежа на спине, носки на себя, руки вверх, тянемся вверх.

  9. И.п. – лежа на спине, взяться 2 руками за колено и подняться в и.п. – сидя.

  10. Растяжка: и.п. – сидя, ставим правую стопу скрестно за левое колено, левая рука на правое колено, кисть достает правое бедро. То же в другую сторону.

  11. Растяжка: и.п. – сидя лицом друг к другу, держась за руки, ноги прямые. Поочередно выполняем наклон вперед, тянемся, не сгибая колени.

Упражнения на растягивание:

  1. И.п. – о.с, руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.

  2. Растяжка: и.п. – выпад вправо, руки на правое согнутое колено, наклон к правому колену.

  3. И.п. – то же, но выпад более глубокий на правое колено вперед, с опорой левой рукой об пол, правая рука лежит на правом колене.

  4. Затем переход в стойку на левой голени, правая нога впереди выпрямлена, носок на себя, опора руками об пол.

  5. И.п. – выпад вправо, правая рука на правое согнутое колено, левая рука над головой, наклон вправо. Тянемся в диагональ.

  6. Повторить 2 - 5 упражнения на растяжку в другую сторону.

  7. Соединяем ноги вместе: пятки, носки, пятки, носки; руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

infourok.ru

Проект урока по гимнастике

Проект урока по гимнастике 5 класса.

Тема урока: акробатические упражнения: кувырок назад, стойка на лопатках.

Опорный прыжок через козла: вскок в упор присев; соскок прогнувшись.

Задачи: 1.Учить технике выполнения прыжка в упор присев на козла (вскок в упор присев).

2.Совершенствовать технику выполнения кувырка назад и стойки на лопатках.

3.Формировать правильную осанку при выполнении ОРУ.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические маты, мостик, козел.

Часть

урока

Частные

задачи

Средства

Доз.

Методические

приемы.

Подг.

часть

1.Организовать

учащихся на решение задач урока.

2.Развивать способность сохранить, заданный темп.

3.Подготовить мышцы, связки, суставы к выполнению основной части урока.

Подготовить мышцы плечевого пояса.

1.Построение

2.Рапорт

3.Сообщение задач урока.

1.Ходьба (на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок)

2.Бег (противоходом, змейкой, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, приставными шагами правым, левым боком, спиной вперед, с ускорением по диагонали.)

3.Ходьба

4.ОРУ в движении

1.И.п.одна рука вверху, другая внизу.

1-2 махи руками

смена

3-4 махи руками

И.п. руки перед собой, согнуты в локтевых суставах.

1-2 рывки согнутыми руками

3-4 прямыми

И.п. руки внизу

1-4 круговые движения вперед

5-8 назад.

2 мин

2мин

3 мин

30 сек

7мин

6 повт

6 пов.

4 пов.

Шеренга по росту, дежурный-рапорт.

В обход налево в колонне по одному.

Темп средний (при выполнении спина прямая)

Медленный темп

Спина прямая.

Как можно ближе сводить лопатки друг к другу.

Одновременно поднимаясь с пятки на носок.

Основ

часть

Закл.

часть

Подготовить мышцы нижних конечностей.

Формировать правильную осанку.

Повторить и совершенствовать технику кувырка назад.

Повторить и совершенствовать технику стойки на лопатках.

Прививать бережливое отношение к спортинвентарю

Ознакомить с техникой прыжка

Воспитывать трудолюбие, приучать к кол-м действиям.

Задание для самостоятельной работы.

И.п. 0. с.

1.наклон к правой

2 и.п.

3.наклон к левой

4.и.п.

И.п. – о.с.

1.выпад правой

2 и.п.

3 выпад левой

4 и.п.

ходьба на месте, построение в шеренгу.

Переноска матов по парам.

Упражнения на матах

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-2 поднять руки вверх

3-4 и.п.

И.п. то же

1 поднять вверх правую руку

2 поднять левую

3 отпустить правую

4 левую

И.п. лежа на спине, руки вверху на матах

1 поднять правую ногу, коснуться левой рукой

2 и.п.

3 поднять левую ногу, коснуться правой

4и.п.

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища

1 поднять ноги вверх

2-4 отпустить вниз

Упражнение «велосипед»

И.п. Стойка на коленях , руки за головой

1 сесть на правое бедро

2и.п.

3 сесть на левое бедро

4 и.п.

И.п. упор на коленях

1-2 выгнуть спину

3-4 прогнуться в пояснице

И.п. лежа на животе

1-2 поднять ноги и руки вверх

3 удерживать

4 и.п.

1.Группировки

  1. в упоре присев

  2. сидя

3. лежа

2.Перекаты

1.вперед, назад

2.вправо,влево

3.кувырок назад.

1.стойка на лопатках с согнутыми ногами

2.стойка на лопатках с прямыми ногами

Уборка матов, подготовка сектора для опорного прыжка через козла.

Выполнение прыжка

Подготовительные упражнения

1.прыжки с двух ног с места согнув ноги, прижав колени к груди.

2 то же с шагом

3 то же с 3-х шагов

4 из упора присев в упор лежа

Подготовительные упражнения у козла.

1.вскок с 2-х ног, отталкиваясь от гимнастического мостика в упор на колени.

2.то же в упор присев

3.то же с шага

4.то же с 3 шагов.

5. то же с разбега.

Прибрать маты, гимнастические снаряды.

Назвать основные повторяющиеся ошибки, отметить кто хорошо поработал.

Объяснение.

6 пов.

6 повт.

7 мин

4раз.

4 раз

4 раз

3 раз

30 сек

4 раз

4 раз

3 раз

1 мин

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

3 р

6 мин

2 мин

30 сек.

Наклон к прямой ноге.

Следить, чтобы спина была прямая.

Каждому учащ-ся принести гимн. Мат.

Темп медленный,

Руки скользят по матам

Плечи не отрывать от матов

Ноги отпускать медленно

Спина прямая

Руки и ноги в суставах прямые.

Ноги согнуты в коленном суставе, руки обхватывают голень, голова наклонена к ногам, спина округлена.

Голову не отрывать от коленей

Не стукнуться головой о колени

Спина прямая

По 3-4 человека на мат.

Рассказ, показ учителем, лучшим уч-ся

Как можно ближе поднести ноги к рукам

Страховка с боку под спину и за плечо.

Поставить отметки.

Дом.зад. девочки отжимание-7-8 раз

Мальчики подтягивание 4-5 раз

До свидания!

Самоанализ урока.

1.Решение поставленных задач.

Поставленные задачи урока соответствуют комплексной программе изучения физической культуры для 5 класса.

Задачи последовательно решались на протяжении всего урока и были направлены на освоение нового материала (вскок на козла) и закрепление пройденного – совершенствование кувырка назад и стойки на лопатках, а также был включен комплекс упражнений на формирование правильной осанки.

Учащиеся хорошо справились с поставленными задачами урока. Большинство с первого урока научились выполнять вскок на козла.

Вторая четверть посвящена изучению гимнастики, поэтому тема данного урока вписывается в последовательную цепочку изучения нового и закрепления пройденного материала по гимнастике. Подобранные упражнения соответствуют изучению данной темы. Они просты и доступны для выполнения. Поэтому все учащиеся справились с их выполнением.

2.Методы и способы обучения.

Тип данного урока – смешанный (повторение пройденного материала и изучение нового ) На уроке были применены методы обучения: словесные (рассказ учителя), наглядные (показ упражнений учителем, рассмотрение плакатов по данной теме), практические (выполнение упражнений учащимися).

Средства: общеразвивающие упражнения в движении, подводящие и специальные упражнения.

Также были использованы индивидуальный, фронтальный и поточный методы ведения урока.

Учащиеся занимались на уроке с интересом и желанием.

Более слабые учащиеся занимались по индивидуальному плану.

infourok.ru

Методическая разработка урока " Гимнастика"

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Введение.

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоение им других ценностей физической культуры.

Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения.

Развитие науки и передовой практики физкультурного образования значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии укреплении биологических и психических процессов, происходящих в организме человека.

Никто не может сравнить с преобразующей силой физической культурой. Эта сила делает неуклюжего – ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.

Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяет выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физкультуры. Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной функции организма – мышечному движению.

Уроки физкультуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья. В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории, воспитания и развития личности, используют активные методы обучения и воспитания. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

На примере одного урока по гимнастике с применением технологии оздоровительной направленности , я попробую показать и раскрыть свои методические разработки.

Место проведения: спортивный зал.

Актуальность работы.

На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях. Лично-ориентированный подход в системе физического воспитания не стал еще для многих учителей физической культуры нормой в своей работе. Практика испытывает потребность в разработке методик проведения уроков, носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания.

Цель: овладения основами физкультурной деятельности личностно-ориентированной оздоровительной направленности.

Задачи:

  1. формировать знания и навыки к практическим действиям, направленных на сохранение здоровья;

  2. обеспечивать необходимой информацией для формирований стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  3. формировать представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

  • Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

  • Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

  • Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Методика проведения разминки.

Разминка во вводной части уроков гимнастики имеет особое значение. Благодаря правильному подбору комплексов упражнений с учетом возрастных особенностей происходит последовательное воздействие на различные группы мышц. Особое внимание уделяется растяжке мышц тела, в том числе по системе “стретчинг”. Очень медленно сгибая и разгибая конечности туловища, занимающиеся удерживают части тела от 5 до 10 секунд. Польза “стретчинга” заключается в том, что в мышцах при растягиваниях и удерживаниях активизируется процесс кровообращения и обмена веществ. Наиболее эффективен “стретчинг” при работе в парах, т.к партнер усиливает нагрузку на мышцах. Но при этом учащийся должен полностью доверять своему партнеру, поскольку растягивание мышц не должно достигать острых болевых ощущений. Во время разминки так же уделять особое внимание правильному дыханию. Например: и.п. сидя на матах руки вверху, партнер сзади, руки на спине первого. Насчет раз – глубокий вдох, два, три, четыре – наклоны вперед с помощью партнера с захватом руками голени и выдохом. Удерживать 2-3 секунды. Пять, шесть, семь, восемь – и. п. с глубоким вздохом. Повторить 5–7 раз. 

После разминки я обычно использую расслабляющие упражнения и метода релаксации на 2Ц3 минуты в положении лежа на матах с закрытыми глазами.

В основной части регулярно применяю систему силовой оздоровительной тренировки “изотон”.

Методика и организация основной части урока.

В связи с тем, что в стандартных рабочих планах по гимнастике использовано недостаточное, с моей точки зрения количество элементов и упражнений, я, расширил рабочую программу на базе 3 разряда по гимнастике, разделив каждый в отдельности класс на 4 рабочих отделения. Это позволило увеличит максимально плотность урока, поднять на уровень интерес учащихся к предмету и стимулировать оздоровительный процесс.

В планах присутствуют все элементы (звенья) предусмотренные программой, которые состоят из двух частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Базовая часть составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и предусматривает обучение и совершенствование навыкам и умениям гимнастики. В вариативную часть включены комплекс упражнений из современных оздоровительных систем: атлетическая спортивная и гимнастика с элементами акробатики, а также углубленное изучение предмета. На уроках частично присутствуют элементы релаксации (расслабление организма) также упражнения на статическое напряжение мышц, что позволяет эффективнее добиваться результатов физического совершенствования. Предусмотрены в плане домашнее и самостоятельные задания, упражнения для развития двигательных качеств и контроль за их развитием, воспитательная задача, основы знаний о физической культуре и межпредметные связи.

Пристальное внимание в данном планировании уроков уделено развитию двигательных качеств, достижению высокого уровня физической подготовленности, страховке и самостраховке на снарядах. В этих целях максимально усложнены и повышены нагрузки на уроках, системе домашних заданий и упражнений для развития двигательный способностей. Особая усложненность прослеживается в блоках специальных и подготовительных упражнений и элементов 3 разряда по гимнастике, которые в итоге к окончанию 11-го класса усваивает основная масса учащихся. В основном подобраны упражнения, которые эффективно (при правильной методике разделения класса на группы) способствуют повышению и общей физической подготовленности и результатов в гимнастических и акробатических упражнениях.

Предложенный вариант урока по гимнастике для учащихся 5–11-х классов (при правильной реализации его на практике позволит дать необходимый максимум знаний, умений и навыков, а также повысить уровень их физической дееспособности, необходимый для полноценной жизни, и будет способствовать активному формированию гармонической развитой личности учащихся.

В связи со сложностью элементов вышеуказанного предмета, особое внимание на уроках я уделяю страховке и самостраховке на снарядах. Тем самым практически полностью исключил возможность травматизма.

Методика заключительной части.

В заключительной части кроме стандартных – построения и задания на дом. Я так же использую частичную форму релаксации для расслабления всего организма и подготовки следующему уроку. Иногда в заключительной части идет разбор снятого на видео материала, с использованием мультимедийных средств. Это позволяет успешно реализовывать работу над собственными ошибками. Также в программу заключительной части урока ввожу обучение шагам, а в старших классах полностью танца “вальс”. Тем самым добиваюсь развития у воспитанников нравственного и эстетического воспитания.

Методика организация домашних заданий.

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание, из виса лежа, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс выполнении домашнего задания.

Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их выполнением.

Предполагаемые результаты:

Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.

Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и здорового образа жизни в семьях учащихся.

Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья.

Снижения уровня заболеваний среди учащихся.

Улучшение показателей физического развития.

Формирование осанки на уроках.

Благодаря введению в школах третьего часа физической культуры, появилась уникальная возможность проводить отдельные уроки, направленные на предупреждение и исправление плоскостопия и искривления позвоночника на начальном этапе. В связи с этим и благодаря появлению в школе мягкого спортивного зала , я вместе с детьми успешно усваиваю эту интересную и полезную для здоровья тему. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю на ежедневном их выполнении, даю домашние здания с упражнениями для исправления плоскостопия.

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека.Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин.Одна из них, думаю в том, что в школах существует кабинетная система. Ученик целый день, переходя из кабинета в кабинет, сидит за партой или столом, не соответствующим его росту.Еще одна причина – многочасовое чтение при плохом освещении, это заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только осанку ,но и зрение. И главная причина – гиподинамия. Не секрет, что многие учителя-предметники не проводят на своих уроках физкультминутки. Систематические разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры. На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:

  1. Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

  2. Ходьба на носках, руки в различных положениях.

  3. Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.

  4. Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.

  5. Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.

Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5–6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия.

Вывод.

Главное для меня учителя физической культуры – править ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека.

К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия (учитель + ученик + родители), можно подготовить психически, физически развитого, социальноадаптированного человека, подойти к созданию в школе здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.

Список использованной литературы.

  1.  “Комплексная программа физического воспитания 1–11 классы” (Лях В.И., Зданевич А.А. МО РФ “Просвещение”, 2005 г.).

infourok.ru


Смотрите также