Курсовая работа Влияние специфических нагрузок на физическое развитие юных гимнасток. Особенности спортивной гимнастики


Курсовая работа Влияние специфических нагрузок на физическое развитие юных гимнасток

32

Краевое государственное бюджетное образовательное

среднего профессионального образования

«Рубцовский педагогический колледж»

Выполнила: студентка 3 курса специальность Физическая культура Чурилова Алина

Руководитель: Чебан Татьяна Ивановна

Оценка_______________ « »______________2013 г.

Рубцовск, 2013

Содержание

Введение 3

ГлаваI. Характеристика спортивной гимнастики 5

1.1 Характеристика, значение спортивной гимнастики и её особенности 5

1.2 Особенности физического развития спортсменов, занимающихся

спортивной гимнастикой 14

Глава II. Характеристика физических качеств 24

Вывод 29

Заключение 30

Литература 32

Введение

В последние годы все чаще исследователи обращают внимание на снижение уровня физического развития юного поколения, ухудшение здоровья и слабую заинтересованность в занятиях физкультурой и спортом. Учитывая мощное регулирующее и тренирующее воздействие спортивной гимнастики на организм, а также благоприятное влияние данного вида спорта на здоровье и развитие молодого поколения, необходимо привлекать как можно больше детей к занятиям различными видами спорта, особенно спортивной гимнастикой.

При занятиях спортом происходит повышение уровня физического развития, а также повышение работоспособности, улучшение работы всех функциональных систем организма. Так же, важное значение имеет повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В результате повышения неспецифического иммунитета улучшается и устойчивость к простудным заболеваниям [9,43].

Устойчивая адаптация организма к физическим усилиям развивается при повторяющихся нагрузках, совпадающих с фазой суперкомпенсации и последующим медленным и постепенным увеличением объема или темпа работы. Многократная кумуляция тренировочных эффектов приводит со временем к существенным адаптационным изменениям состояния организма, увеличению его функциональных возможностей, становлению и закреплению двигательных навыков.

Спорт, не имея господдержки и достаточного финансирования, в последние перестроечные годы был не на высоте. А также в последнее время в нашем городе получил развитие, один из видов гимнастики - художественная гимнастика, являющийся конкурентом для спортивной гимнастики. В связи с перечисленными факторами и неблагоприятным демографическим положением, существовал и существует выраженный недостаток в наборе детей. Необходимо добиваться повышения интереса детей и их родителей к занятиям спортом, в частности, спортивной гимнастикой.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в спортивной гимнастике.

Предмет исследования: особенности влияния специфических нагрузок на физическое развитие юных гимнасток.

Гипотеза: при использовании специфических нагрузок в спортивной гимнастике возможно максимальное повышение физического развития юных гимнасток.

Цель - оценить эффективность применяемых средств и методов обучения в спортивной гимнастике, используемых для физического развития юных гимнасток.

Задачи:

  1. Изучить учебно-методическую, специальную и научную литературу по теме исследования.

  2. Выявить значение спортивной гимнастики для полноценного развития подрастающего поколения

3. Выявить особенности развития детей, занимающихся спортивной гимнастикой.

4. Составить рекомендаций, выводы.

\

studfiles.net

Глава 17 спортивные виды гимнастики

17.1. Характеристика спортивных видов гимнастики

Помимо общих для всех видов гимнастики задач оздоровитель­ной направленности, функциональной подготовки, гармоничного развития физических качеств целью занятий спортивными видами гимнастики является овладение комбинациями координационно сложных двигательных навыков, доведение качества их выполнения до совершенства и демонстрация мастерства в соревнованиях.

В общей классификации видов спорта спортивные виды гимнас­тики, а именно: спортивная гимнастика, художественная гимнасти­ка и спортивная акробатика, объединяются в одну группу благода­ря следующим общим признакам.

1. Многолетняя спортивная деятельность заключается в постоян­ном овладении сложнокоординированными двигательными навыка­ми, которые оцениваются в условиях соревнований по таким кри­териям, как качество исполнения, трудность и композиция упраж­нений.

2. Правилами соревнований и традициями предусматриваются нормы образцовой техники каждого упражнения. Отклонения от этих норм (в амплитуде, направлении, точности положений тела и его частей, исходных и конечных положениях) являются ошибка­ми, что влечет к сбавкам в оценке упражнений.

3. Оценка мастерства спортсменов на соревнованиях произво­дится в баллах (по правилам Международных федераций гимнасти­ки и акробатики высшая оценка равна 10 баллам за каждое упраж­нение).

4. Особая роль в спортивных видах гимнастики отводится вос­питанию выразительности движений, артистичности. В связи с этим существенное значение приобретают элементы музыкального образования.

Основным содержанием программы занятий являются освоение отдельных упражнений, называемых элементами, овладение соеди­нениями этих элементов — комбинациями.

Условно все гимнастические элементы и соединения, за исклю­чением простейших, относятся к тем или иным группам трудности. Правила соревнований предусматривают определенную трудность комбинаций для каждого спортивного разряда.

Существует обязательная, единая для всех занимающихся, про­грамма и произвольная — личная программа.

При оценке произвольной программы учитывается ее компози­ция, т. е. логичность построения комбинации, с учетом специальных требований к композиции, зависящих от современных тенденций развития данного вида спорта. Наиболее характерные признаки современных упражнений — динамичность исполнения, ориги­нальность элементов, сложность комбинации. Качество исполне­ния (при соответствии трудности и композиции упражнений установленным требованиям) имеет решающее значение в итоговой оцен­ке. Высшая степень исполнительского мастерства называется вир­туозностью. Риск, оригинальность, виртуозность—критерии мас­терства в гимнастических видах спорта.

Характерными чертами, объединяющими гимнастические виды спорта, являются следующие:

— многообразие видов многоборья, отличающихся спецификой и разнообразием форм движений;

— большой объем новых элементов и комбинаций, которыми необходимо овладевать, переходя от разряда к разряду;

— наличие риска и ситуаций (в меньшей степени в художест­венной гимнастике), требующих особого проявления волевых уси­лий, внимания, профессиональной подготовленности тренера к ока­занию страховки и помощи;

— отсутствие прямого контакта с соперником во время соревно­ваний;

— творческая работа над созданием новых композиций и эле­ментов, совершенствование индивидуального стиля исполнения.

В целом разносторонняя техническая, физическая и психологи­ческая подготовка при освоении гимнастических упражнений це­ленаправленно развивает силу, быстроту, выносливость, гибкость, координацию движений, волевые качества. Доведение каждого движения до полной завершенности в соответствии с требованиями в сочетании с хореографической подготовкой — все это определяет типичную для гимнастических видов спорта тренировочную работу.

studfiles.net

3.3.1. Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности

Оздоровительные виды гимнастики. Основная гимнастика является разделом учебной программы для вузов. На занятиях основной гимнастикой применяются строевые, общеразвивающие, прикладные, простейшие акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики, аэробики; неопорные и элементарные опорные прыжки. Техника этих упражнений простая, поэтому облегчается процесс обучения им. Оздоровительная направленность обеспечивается подбором необходимых и доступных упражнений. При подборе упражнений учитываются индивидуальные особенности студентов, их состояние здоровья, уровень физической подготовленности.

Основная гимнастика имеет и прикладное значение, так как на занятиях формируются, совершенствуются необходимые навыки в ходьбе, беге, равновесии, метании, лазании, преодолении препятствий и др. Кроме того, основная гимнастика обогащает двигательный опыт. Освоив разнообразные по структуре упражнения, юноши и девушки успешнее будут овладевать новыми движениями, выполняя их с большой точностью по пространственным и временным параметрам, по степени мышечных усилий. Поэтому основную гимнастику можно по праву считать подготовительной ступенью для перехода к спорту. На занятиях основной гимнастикой также успешно решаются воспитательные задачи: соблюдаются строгий порядок, дисциплина, большинство упражнений выполняется единообразно (под счет или музыкальное сопровождение).

Гигиеническая гимнастика оказывает оздоровительное воздействие на занимающихся. Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой усиливают кровообращение в тканях организма, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы и обмен веществ, нервно-мышечного аппарата, положительно воздействуют на психику человека. Утренняя ежедневная гимнастика способствует переходу от пассивного состояния после сна к активному, необходимому для предстоящей деятельности.

Атлетическая гимнастика предназначена преимущественно для физически подготовленных юношей. Каждый молодой человек стремится стать сильным, ловким, красивым. С этой целью необходимо выполнять более сложные комплексы упражнений, используя различные предметы: гантели, гири, набивные мячи, амортизаторы и др. Упражнения повторяются с большим числом повторений, с максимальной амплитудой движений и большим напряжением тех или иных мышечных групп.

3.3.2. Спортивные виды гимнастики

Спортивная гимнастика. Мужское многоборье современной гимнастики включает в себя вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях и перекладине, прыжки (опорные). Женское многоборье - опорный прыжок, упражнения на брусьях разной высоты, гимнастическом бревне и вольные упражнения.

Развитию спортивной гимнастики способствовала введенная в 1935 г. Единая Всесоюзная спортивная классификация, а также регулярно проводимые в нашей стране спортивные соревнования различного масштаба (начиная с 1928 г.) и участие в международных встречах (начиная с 1937 г.), Олимпийских играх, Кубках мира, первенствах Европы.

Команда советских гимнасток побеждала на всех Олимпийских играх (с 1952 по 1980 г. включительно), команда гимнастов также была первой (однако с 1960 по 1976 г. занимала второе место). На чемпионате мира 1979 г., на Олимпийских играх 1980 г. и первенстве мира 1981 г. снова занимала первое место. Из советских гимнастов абсолютными чемпионами Олимпийских игр были Б. Шахлин, Н. Андрианов, В. Чукарин (дважды), А. Дитятин. Среди женщин чемпионами Олимпиад становились М. Гороховская, Л. Латынина, Л. Турищева, Е. Давыдова, С. Хорхина.

В условиях вуза занятия по спортивной гимнастике ведутся на основе Единых классификационных программ, включающих упражнения для гимнастов всех разрядов и мастеров спорта.

Спортивная акробатика включает в себя прыжковую акробатику, парные упражнения, пирамиды. С 1939 г. разрабатываются классификационные программы по акробатике и проводятся первенства страны. С 1957 г. советские акробаты начали участвовать в международных товарищеских встречах, а с 1974 г. в чемпионатах мира, на которых завоевали большинство из разыгрываемых медалей. Непрерывно растет их мастерство. Наряду с усложнением произвольных упражнений повышается и исполнительское мастерство, композиции выступлений акробатов становятся более эмоциональными.

Художественная гимнастика - наиболее молодой вид спорта и одно из основных средств физического воспитания девушек. Программа по художественной гимнастике и ее методика направлены на развитие именно тех двигательных качеств и навыков, которые необходимы для укрепления здоровья и повышения работоспособности учащихся девушек.

В основе интереса, привлекающего девушек к систематическим занятиям художественной гимнастикой, лежат прежде всего присущие ей эстетические свойства. Она удовлетворяет естественное стремление занимающихся к танцевальным движениям. Танцевальный характер упражнений художественной гимнастики вытекает из их динамичности и ритмичности. Слитные, плавные и мягкие движения не только интересны, но и полезны. Выполняя упражнения под музыку, учащиеся развивают слух и чувство ритма, дополняя свое физическое совершенствование эстетическим.

В многоборье входят: для младших разрядов – 3 упражнения, для 2-го разряда – 4 упражнения, для 1-го разряда, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта – 5 упражнений (как без предметов, так и с предметами).

С 1946 г. художественная гимнастика была признана самостоятельным видом спорта и начала развиваться во многих городах страны. С 1950 г. введена в спортивную классификацию. С 1963 г. стали проводиться первенства мира по художественной гимнастике, а затем и соревнования на кубок Европы. Сейчас художественная гимнастика - один из ведущих видов спорта для женщин. С 1984 г. она стала олимпийским видом. В условиях вуза работа ведется по Единым классификационным программам.

studfiles.net

1.2 Особенности физического развития спортсменов, занимающихся спортивной гимнастикой

Особенности полового развития девушек, занимающихся спортивной гимнастикой

Проблеме углубленного и разностороннего изучения спортивной гимнастики как женского вида спорта, приспособления женского организма к интенсивным физическим нагрузкам посвящены многие научные работы.

Отмечено, что индивидуально-типологические характеристики женщин

спортсменок больше соответствуют особенностям вида спорта, чем те же характеристики спортсменов-мужчин [29,120]. Девочки 7-11 летнего возраста

(в отличие от мальчиков) имеют хорошее соответствие между типом телосложения и организацией энергетического метаболизма мышц.

В спортивной гимнастике период углублённых тренировок и спортивного совершенствования совпадает с пубертатным периодом, когда происходит становление репродуктивной системы [4,68]. Отмечено, что у девочек, имеющих более выраженную жировую массу тела, менархе наступает раньше [10, 190]. Считается, что рано созревающие дети имеют, как правило, меньшую длину тела во взрослом состоянии, чем дети, созревающие поздно [15,84]. Есть и другая точка зрения, что более крупные дети созревают и достигают роста, характерного для взрослого человека быстрее [25,90].

Показано: чтобы у женщины могли возникнуть и установиться нормальные менструальные циклы - а, следовательно, и способность к деторождению, - в её организме должно накопиться некоторое “пороговое”, минимальное, количество жира (17-22%). Если в результате строгой диеты или интенсивной физической нагрузки, масса жира становится ниже пороговой, то наступление менархе может задерживаться и до 20 лет [10,210]. Механизм влияния количества жировой ткани на обмен веществ в настоящее время достаточно интенсивно изучается. Во-первых, в жировой ткани накапливаются стероиды, в том числе и половые гормоны, во-вторых, в жировой ткани андрогены превращаются в эстрогены (как у женщин, так и у мужчин), в - третьих, от содержания жира зависит, будут ли андрогены превращаться в активную или не активную форму эстрогенов. Кроме этого, обнаружено, что чем меньше у девочек масса тела к моменту менархе, тем больше в крови “глобулина, связывающего половые гормоны, соответственно он связывает и эстрогены [29,35].

В результате интенсивных физических тренировок может происходить изменение соотношения жировой и активной массы тела, с преобладанием последней. В результате чего происходит снижение уровня эстрогенов, что приводит в дальнейшем к нарушениям менструального цикла и поздним менархе. Если тренировки из-за травм прекращались, содержание гормонов возвращалось к исходному уровню, и восстанавливались нормальные менструальные циклы. Многочисленное исследование женщин в возрасте от 20 до 80 лет, показало, что у бывших спортсменок реже встречается рак молочных желёз и половых органов. Этот факт автор связывает с более низким уровнем эстрогенов и более высоким относительным содержанием малоактивных форм этих гормонов. Некоторая внешняя “маскулинизация” женщин, а также особенности мотивации, характерные для мужчин, связаны со спортивным отбором, а не с влиянием тренировок. Поскольку приспособительные возможности организма не беспредельны, рост мастерства спортсменки во многом зависит от того, насколько правильно удаётся согласовать учебно-тренировочный процесс с биологическими ритмами её организма. Игнорирование знаний о влиянии менструального цикла на тренировочный процесс может приводить к снижению физической работоспособности и раннему уходу девушек из спорта [4,63].

По данным последних научных исследований у девушек, занимающихся спортивной гимнастикой, возраст наступления менархе составляет 14,7 +0,28 года. При этом считается задержкой наступление монархе после 14 лет. Менее быстрые темпы полового созревания гимнасток обусловлены, как отбором девочек, так и следствием тормозящего влияния физических нагрузок на половое созревание [9,367]. Вместе с тем, отмечено, что показатели технического мастерства гимнасток обусловлены степенью их полового созревания [4, 96]. Необходимо отметить, что более позднее вступление в пубертатный возраст спортсменок не задерживает окончательных сроков полового созревания и способствует более гармоничному физическому развитию, т.к. сопровождается увеличением не только абсолютных значений МПК и ФР., но и относительных [3,59].

Считается, что интенсивные физические нагрузки и снижение общей массы тела при низкой жировой массе могут приводить к нарушению менструального цикла [10,30 1]. В то же время проведение тренировок с учётом физиологических особенностей женского организма повышает адаптационные возможности систем, ответственных за регуляцию менструального цикла [10,320].

Функциональное состояние дыхательной системы спортсменов, занимающихся спортивной гимнастикой

Внешнее дыхание служит первым звеном кислородтранспортной системы. Оно обеспечивает организм кислородом из окружающего воздуха за счёт лёгочной вентиляции и диффузии кислорода через лёгочную мембрану в кровь. Система внешнего дыхания совершенствуется с возрастом, однако её уровень в большой степени зависит от физического развития детей [23, 67]. В связи с этим при оценке уровня развития системы внешнего дыхания многие исследователи учитывают не только абсолютные значения, но и относительные показатели (по отношению к массе тела) и должные их величины с учётом антропометрических данных [23,70].

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) - это количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха. Этот показатель зависит от пола, возраста и размеров тела. С учётом размеров тела лёгочные объёмы и ёмкости слабо связаны с максимальным потреблением кислорода (МПК) и спортивными результатами; однако, у гимнастов, как и у нетренированных людей, при максимальной аэробной работе дыхательный объём - глубина дыхания - достигает 50-55% ЖЕЛ. Поэтому большая лёгочная вентиляция не возможна у спортсменов с маленькой ЖЕЛ. Эффективность аппарата внешнего дыхания зависит от способности составляющих его звеньев (верхних дыхательных путей, трахеи, бронхов, альвеол), а также дыхательных мышц обеспечивать при вдохе - выдохе наибольший объём лёгочной вентиляции.

О силе дыхательных мышц, состояния воздухоносных путей и альвеол судят по величине максимальной объёмной скорости потока воздуха на вдохе и выдохе [9,75]. У спортсменов с ростом тренированности объёмная скорость вдоха возрастает в большей степени, чем объёмная скорость выдоха, что говорит о большой силе мышц, осуществляющих вдох, развивающейся в процессе систематических занятий спортом [22,75]. По имеющимся данным, значения ЖЕЛ и темпы её прироста за год, максимальная скорость потока воздуха на вдохе и выдохе выше у спортсменов. Жизненная ёмкость лёгких, МПК, функциональный резерв дыхания и максимальная вентиляция лёгких (МВЛ) в значительной степени обусловлены генетически [25,89]. Однако отмечено, что тренировка в виде многократного воспроизведения испытуемыми МВЛ на фоне мышечной нагрузки способствует мобилизации резервов дыхательной системы и улучшению работы респираторных мышц, У гимнасток показатель абсолютной ЖЕЛ ниже, а относительной выше, чем у девочек, не занимающихся спортом.

По максимальной длительности задержки дыхания на субмаксимальном вдохе (проба Штанге) и максимальном выдохе (проба Генчи - Сообразе) косвенно судят о чувствительности организма к снижению насыщения кислородом артериальной крови и повышению в крови углекислоты. Результаты данного теста зависят не только от состояния кардиореспираторного аппарата, но и от интенсивности обмена веществ, уровня гемоглобина крови, возбудимости дыхательного центра, состояния ЦНС. Период произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе у спортсменов продолжительнее, чем у сверстников, не занимающихся спортом.

Таким образом, в результате систематических занятий спортивной гимнастикой наблюдается увеличение эффективности лёгочной вентиляции. Респираторный тип адаптации к напряжённой мышечной деятельности с преобладающим увеличением резервов дыхательной системы [4,320].

Изучение показателя жизненной ёмкости лёгких выявило закономерное увеличение его у всех девушек с возрастом, независимо от уровня двигательной активности. До 16 лет гимнастки уступали по абсолютным значениям жизненной ёмкости лёгких, в возрасте 13-15 лет различия оказались достоверными. Однако в старших возрастных группах спортсменки стали существенно превосходить своих сверстниц, не занимающихся спортом по величине ЖЕЛ.

Жизненный показатель не спортсменок значительно ниже, чем у гимнасток. Однако по результатам остальных исследований: объёмной скорости потока воздуха на вдохе и выдохе, максимальной продолжительности задержки дыхания на вдохе и выдохе различий между спортсменками и не спортсменками превышают незначительно. Это объяснимо, т.к. работа статического характера или с наличием статических элементов и явлений натуживания вызывает меньше сдвигов во всех вегетативных системах, в том числе и в показателях дыхательной системы, чем работа динамического характера.

Следовательно, занятия спортивной гимнастикой оказывают умеренное благоприятное влияние на функцию внешнего дыхания.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы

спортсменов.

Известно, что максимальная аэробная производительность человека в значительной степени определяется эффективностью транспорта кислорода от бронхов и лёгких до мышц. Т.к. внешнее, дыхание не ограничивает скорость потребления кислорода, то кислородтранспортные возможности определяются в основном циркуляторными возможностями сердечно-сосудистой системы [5,55]. Функцию кровообращения характеризуют следующие основные показатели гемодинамики - частота сердечных сокращений (ЧСС), уровень артериального давления (Ад), систолический и минутный объём крови (СОК и МОК), а так же скорость кровотока.

В процессе онтогенеза увеличивается объём и масса сердца, изменяется соотношение отделов сердца, изменяется ёмкость сосудистой сети и её тонус, основные характеристики кровообращения [30,290]. Отмечено, что систематические занятия спортивной гимнастикой способствуют ускорению формирования сердца подростков, сокращают период отставания его роста от темпов физического развития, способствуя более гармоничному развитию [9,320].

У детей занимающихся спортивной гимнастикой в сравнении с их нетренированными сверстниками пульс в покое значительно реже. Спортсменки, занимающиеся сложно координационными и скоростно-силовыми видами спорта имеют менее выраженное влияние на ритм сердца, чем тренирующиеся в видах спорта, развивающих выносливость [9,267]. Имеются данные, что у детей, занимающихся спортивной гимнастикой, урежение пульса и прирост ударного объёма крови происходит лишь на третьем и четвёртом годах систематических тренировок [5,80].

Занятия спортивной гимнастикой оказывают неоднозначное влияние на артериальное давление (Ад). В каждой возрастной группе величины Ад гимнастов находятся в пределах возрастной нормы и практически не отличаются от величин их здоровых сверстников, не занимающихся спортом. Однако у юных гимнастов отмечается более равномерная возрастная динамика Ад; у них не так отчётлив, как у нетренированных сдвиг Ад в период интенсивной нейроэндокринной перестройки с 13 до 15 лет. Кроме этого, в этом периоде у спортсменов минимальное Ад снижается, а у нетренированных повышается, что приводит к более выраженному увеличению пульсового давления юных спортсменов, по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом [11,54]. Это подтверждает благоприятное воздействие спортивной гимнастики не только на течение нейроэндокринной перестройки в период полового созревания, но и на анатомические взаимоотношения размеров тела, объёма сердца и сосудов.

Систематические занятия спортивной гимнастикой влияют и на периферический отдел кровообращения. По данным исследователей, с нарастанием тренированности и увеличением стажа занятий интенсивность мышечного кровотока в конечностях снижается в состоянии покоя. При выполнении стандартной физической нагрузки у спортсменов отмечается более низкая ЧСС [5,110].

Таким образом, большие физические нагрузки, свойственные современной спортивной гимнастике предъявляют к сердечно-сосудистой системе весьма серьёзные требования [9,84]. В результате систематических тренировок происходит увеличение производительности работы сердца, снижение ЧСС как в покое, так и при стандартной работе, повышение эффективности работы сердца, более совершенное перераспределение кровотока между активными и неактивными органами и тканями.

Физическая работоспособность спортсменов, занимающихся спортивной гимнастикой

Характер процессов, источники и границы энергетического обеспечения мышечной деятельности, конечные сдвиги, на фоне которых активизируются и протекают восстановительные и адаптационные реакции зависят от интенсивности и объёма работы. Выделяют два полярных типа нагрузок - аэробные и анаэробные. Все остальные типы нагрузок распределяются между ними [11,49]. При применении тренировочных средств преимущественно аэробной направленности улучшение происходит в показателях аэробной производительности, а применение тренировочных средств преимущественно анаэробной направленности оказывает положительное влияние на показатели анаэробной производительности спортсменов [11,54]. Нагрузка - это внешняя задача, параметры которой не зависят от человека, выполняющего работу. В то же время работа - активность, проявляемая как реакция на нагрузку, зависит от индивидуальных особенностей человека. Напряжение, которое испытывает организм при выполнении определённой работы, отражается в изменении различных физиологических функций. Степень перестройки физиологических функций, необходимой для того, чтобы организм справился с данной нагрузкой, зависит в основном от работоспособности [2,35].

Физическая работоспособность - потенциальная способность человека проявить максимум физического усилия на нагрузку и выполнять определённую работу, входит в понятие его здоровья и характеризуется рядом объективных факторов. К ним относятся: телосложение и антропометрические показатели; сила и выносливость мышц, состояние опорно-двигательного аппарата; нейроэндокринная регуляция как процессов энергообразования, так и использование имеющихся в организме энергоресурсов; психическое состояние и мотивация [12,25]

Абсолютная величина физической работоспособности теснейшим образом связана с изменением уровня физического развития. С возрастом она значительно увеличивается и зависит от размеров тела, биологического возраста и двигательной активности детей и подростков. Относительный показатель физической работоспособности с возрастом изменяется менее значительно, т.к. не зависит от размеров тела, поэтому его удобнее использовать в целях функциональной диагностики физической работоспособности [24,57]

Согласно литературным данным, максимальная интенсивность работы в спортивной гимнастике, как и в других видах гимнастики, наблюдается в процессе выполнения соревновательной программы [4,76].

Гимнастика относится к сложно координированным ациклическим видам спорта, где ведущими являются не показатели физической работоспособности, а другие аспекты тренированности. Экономичность энергетических затрат при двигательной деятельности гимнастов достигается за счёт совершенствования координации двигательных и вегетативных функций [2,54]. Хотя в целом высокая физическая работоспособность залог потенциальной возможности показать высокие результаты в спорте [11,47].

Таким образом, абсолютные величины физической работоспособности и максимального потребления кислорода не различаются в младших возрастных группах. С 16-летнего возраста эти показатели выше у девушек занимающихся спортивной гимнастикой в сравнении с девушками, не занимающимися гимнастикой, но в то же время данные показатели гораздо ниже в сравнении с показателями спортсменов, занимающимися теми видами спорта, которые направлены на повышение аэробной выносливости.

По величине относительных показателей физической работоспособности и максимального потребления кислорода в возрастной группе 9-10 летних девочек спортсменки и девочки, не занимающиеся спортом, практически не различаются. С возрастом разница по этим показателям среди девушек с разным уровнем физической активности увеличивается. Максимальные значения имеют лидеры старшей возрастной группы, где тренируются наиболее высококвалифицированные спортсменки.

Лидеры спортивной гимнастики в возрастной период с 15 по 18 лет имеют снижение данных показателей в меньшей степени, чем остальные обследованные девушки, что может свидетельствовать о более гармоничном развитии, связанном кроме всего прочего и с менее быстрыми темпами полового созревания. И всё же более напряжённое функционирование организма наблюдается в период с 13 до 18 лет. В связи с этим возрастные периоды до 12 лет и после 18 лет, по-видимому, являются более благоприятными для тренировок большой интенсивности.

studfiles.net

В системе физического воспитания

Лекция №1: Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина

План

1. Гимнастика, ее задачи и методические особенности гимнастики

2. Возникновение и развитие гимнастики

3. Развитие гимнастики в России

4. Виды гимнастики

4.1. Спортивные виды

4.2. Оздоровительные виды гимнастики

4.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики

5. Средства гимнастики

5.1. Строевые упражнения

5.2. Общеразвивающие упражнения

5.3. Прикладные упражнения

5.4. Упражнения гимнастического многоборья

5.5. Акробатические упражнения

6. Программа прохождения курса гимнастики в НГУ

Литература

1. Гимнастика, ее задачи и методические особенности гимнастики

Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Происхождение «гимнастики» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую.

На современном этапе гимнастика сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающих широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. Она занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах, спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

Гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

1. К оздоровительным задачам относятся: гармоническое физическое развитие, укрепление здоровья, развитие физических качеств (силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости), развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

2. К образовательным задачам относятся знания, умения и навыки, получаемые занимающимися в процессе выполнения упражнений. Так, например, гимнаст знает название упражнение, технику их выполнения, какие способности улучшаются у исполнителя, меры безопасности на занятиях и т.д. бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

3. К воспитательным задачам: формирование эстетических, волевых, нравственных качеств: коллективизма, дисциплинированности, смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности.

Методические особенности гимнастики.

Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения. Он реализуется как:

- возможность разложить каждое упражнение на части;

- аналитический характер упражнений, позволяющий избирательно применять их для решения конкретных педагогических и оздоровительных задач;

- в гимнастике существует бесчисленное множество самых различных по структуре движений, способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому обеспечению упражнений. Из них можно составлять комплексы для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

- возможность определять пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения и тем самым планировать физическую нагрузку занятия;

- возможность усложнять упражнения за счет изменения исходных положений;

-возможность выполнять упражнения с музыкальным сопровождением;

- возможность строгой регламентации и педагогического процесса.

studfiles.net

«Особенности физического развития детей занимающихся спортивной гимнастикой» Содержание

28

Введение 3

Глава I . Характеристика основных физических качеств 4

1.1Силовые качества 4

1.2 Быстрота 6

1.3 Гибкость 8

1.4 Ловкость 8

1.5 Выносливость 9

Глава II. Особенности развития детей различного возраста 11

2.1 Объективные закономерности физического развития 11

2.2 Физиологические предпосылки развития физического качества – быстрота, различные возрастные периоды 12

2.3 Силовые способности детей различного возраста 13

2.4 Особенности проявления выносливости в различные возрастные периоды 14

2.5 Совершенствование гибкости и ловкости в различные возрастные периоды14

2.6 Функциональное развитие детей различного возраста 15

Глава III. Особенности физического развития, детей занимающихся спортивной гимнастикой 17

3.1 Омоложение спортивной гимнастики и средства, применяемые на различных этапах тренировочного процесса 17

3.2 Причины задержки в физическом и половом развитии у гимнастов 21

Заключение 28

Список литературы 29

Введение

Спортивная гимнастика - один из самых красивых, динамичных, зрелищных и популярных видов спорта, способствующий всестороннему физическому развитию занимающихся. Систематические занятия гимнастическими упражнениями развивает силу, улучшает координацию, увеличивают подвижность суставов.

В системе физического воспитания спортивная гимнастика занимает главенствующее место, благодаря разнообразию, доступности, а так же её прикладному значению.

Не беремся судить окончательно, но вряд ли какой-либо вид женского спорта по сравнению со спортивной гимнастикой вызывает столько толков как у людей, далеких от спорта, так и у спортсменов и тренеров других специализаций. И возникают они при обсуждении вопроса о причинах того, почему девочки-гимнастки характеризуются отставанием в физическом и половом развитии.

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс

Предметом настоящего исследования является физическое развитие детей занимающихся спортивной гимнастикой.

Цель: выявление физического развития детей занимающихся спортивной гимнастикой.

Задачи:

1.Изучение методико-педагогической литературы

2.Рассмотреть физическую подготовку гимнастов

3.Сделать выводы по исследуемой проблеме

Гипотеза: содержит предположение об особенностях физических качеств детей занимающихся спортивной гимнастикой.

studfiles.net

Содержание.

2.Характеристики художественной гимнастки.

27. Задачи гимнастики.

59. Средства гимнастики, их характеристика.

2.Характеристики художественной гимнастки

Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или один предмет (например, пять мячей, пять пар булав), или одновременно два вида предметов (например, обручи и мячи). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) — олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).

Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.

В художественной гимнастике широко используется художественное движение — система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.

Некоторые особенности художественной гимнастики

Тренировки гимнасток младшего возраста ограничиваются несколькими часами в день. Старшего возраста — доходят до четырнадцати часов в день. Главные качества гимнаста — это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-23 лет, и только единицы продолжают соревноваться в более старшем возрасте.

Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная — более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике и в фитнес-аэробике большинство участниц — бывшие гимнастки.

studfiles.net


Смотрите также