I. Характеристика спортивной гимнастики. Спортивная гимнастика виды


Виды гимнастики

Выделяют спортивные виды, образовательно-развивающие, оздоровительные.

4.1. Спортивные виды гимнастики.

К ним относятся спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная аэробика.

Спортивная гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя упражнения на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. У женщин это 4 вида – разновысокие брусья, бревно, вольные упражнения и опорный прыжок, у мужчин 6 видов – перекладина, брусья, опорный прыжок, вольные упражнения, конь-махи и кольца. Спортивная гимнастика - олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит Федерация спортив­ной гимнастики России.

Художественная гимнастика - это сугубо женский вид спорта. Основными средствами её являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Они служат прекрасным средством физического воспитания девочек, девушек и женщин. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В старших классах проводятся самостоятельные занятия художественной гимнастикой. Развитием художественной гимнастики в стране руководит Федерация художественной гимнастики России. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Термин "художественная гимнастика" родился в открывшейся в 1934 году "Высшей школе художественного движения" Ленинградского государственного института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии "Темас" Александры Семеновой-Найпак (1927 г.) и многих других. Они сотворили чудо, разработали основы нового вида спорта для женщин - "художественной гимнастики", ныне имеющей своих поклонниц уже почти в 60 странах мира.

В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Начиная с 1948 года, ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне.

Современные состязания "художниц" - это в первую очередь состязания «многоборок». Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Классическое многоборье (4 упражнения) - главная олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). А вот групповые упражнения, впервые появившиеся на чемпионате мира 1967 г. входят в олимпийскую программу с 1996 года.

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения. К акробатическим относят и упражнения на батуте. Широкий диапазон сложности акробатических упражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, полу, и физической подготовленности.

Для занятий акробатикой не требуется сложное оборудование, достаточно акробатической дорожки, гимнастических матов. Заниматься ею можно не только в спортивном зале, но и на спортивной площадке. Развитием акробатики в стране руководит Федерация акробатики России. Она организует и проводит соревнования, включая первенства России.

Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнёрами.

Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестёрки в любом составе. Основу хореографии в этих упражнениях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения. В 1995 году Международным олимпийским комитетом (МОК) аэробика была признана официальной дисциплиной и вошла в Международную федерацию гимнастики (FIG). У нас в стране руководят развитием и проводят соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России при поддержке Федерации спортивной гимнастики России в соответствии с правилами Международной федерации аэробики.

studfiles.net

1.2.2 Спортивные виды гимнастики

К спортивным видам гимнастики относятся:

- спортивная гимнастика;

- художественная гимнастика;

- спортивная акробатика.

Спортивная гимнастика является наиболее массовым видом спорта. Неисчерпаемое число постоянно новых и интересных упражнений делают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвижение вперед в спортивной технике, разучивание все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехи, выполнение ряда упражнений, связанных с риском – все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера. Спортивная гимнастика доводит координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества до высокой степени совершенства, технику исполнения – до уровня мастерства [3].

Основное содержание спортивной гимнастики составляет многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражнения, упражнения на коне, брусьях, перекладине, кольцах и опорные прыжки. В женское – вольные упражнения, упражнения на бревне, брусьях разной высоты, опорный прыжок. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время входят в программу международных соревнований – Олимпийских игр, первенств мира, чемпионатов Европы, универсиад.

Кроме этих основных средства в спортивной гимнастике используются другие виды физических упражнений: упражнения со штангой, спортивные и подвижные игры, плавание, легкая атлетика, прыжки в воду, ходьба на лыжах и т. д. Значительная часть этих упражнений используется для общей физической подготовки гимнастов. Особое место в спортивной гимнастике занимают акробатические и хореографические упражнения, являющиеся ценным средством общей и специальной технической подготовки гимнаста.

Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта. Она решает задачи общей физической подготовки, направлена на овладение специальными двигательными навыками без предметов и с предметами (обруч, скакалка, мяч, булавы, лента и т. д.). Отличительной особенностью ее является непременное условие использование музыки при выполнении движений. Все движения, применяемые в художественной гимнастике, характеризуются целостностью, логичностью их связи и динамичностью исполнения [16].

Спортивная акробатика имеет в основном те же задачи, что и спортивная и художественная гимнастика, но отличается от них характером упражнений и способом их выполнения. Акробатика делится на следующие виды: прыжковая акробатика для мужчин и женщин, парная, групповая мужская и женская, смешанная. В последнее время с успехом развивается акробатика на батуте.

1.2.3. Прикладные виды гимнастики

Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с развитием физических и морально-волевых качеств, необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных целях.

К этой группе относятся:

- профессионально-прикладная гимнастика;

- военно-прикладная;

- спортивно-прикладная;

-гимнастика на производстве;

- лечебная гимнастика.

Профессионально-прикладная гимнастика имеет своей целью способствовать развитию специальных двигательных качеств и навыков, от которых зависит успешная профессиональная деятельность человека. Во многих областях современного производства от человека, кроме общего физического развития, еще требуются и специальные физические и моральные качества [24].

Военно-прикладная гимнастика способствует формированию умений и воспитанию специализированных качеств, необходимых для успешного овладения военными профессиями. Этот вид гимнастики применяется в работе с юношами допризывного возраста и в системе физической подготовки слушателей военных учебных заведений. К средствам данного вида гимнастики относятся: строевые упражнения, различные прикладные способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, ползания, преодоление всевозможных препятствий, переноска партнеров различными способами, овладение навыками сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры, специальные упражнения на тренажерах. Изучение упражнений военно-прикладной гимнастики проводится на открытой местности. Большое место занимает преодоление различных полос препятствий на время.

Спортивно-прикладная гимнастика применяется в учебно-тренировочном процессе во всех видах спорта. Она обеспечивает общую и специальную физическую подготовку спортсмена, способствует целенаправленному совершенствованию тех физических качеств, которые необходимы для достижения наиболее высоких результатов спортсменов в избранном ими виде спорта [26].

Главной задачей гимнастики на производстве является укрепление здоровья трудящихся и повышение производительности труда.

Лечебная гимнастика направлена на восстановление здоровья и трудоспособности, утраченной вследствие различных заболеваний, ранений, несчастных случаев. Особенно велика ее роль при исправлении недостатков телосложения. Кроме того, она играет большую роль в улучшении общего самочувствия больных, в повышении их жизненного тонуса. В настоящее время лечебная гимнастика как средство лечения широко применяется в самых разнообразных лечебно-профилактических учреждениях, больницах, поликлиниках, госпиталях, курортах и санаториях [3].

studfiles.net

I. Характеристика спортивной гимнастики.

1.1. Характеристика, значение спортивной гимнастики и её характерные особенности

Спортивная гимнастика один из наиболее популярных видов спорта.

Она содействует гармоническому воспитанию подрастающего поколения, поэтому во многих странах является важной составной частью национальных систем физического воспитания.

Разрешая задачи физического совершенствования занимающихся, спортивная гимнастика предусматривает овладение мастерством в исполнении гимнастических упражнений, требующих сложной координации движений, большой физической силы, мобилизации воли, выдержки и смелости.

Спортивная гимнастика в России пользуется большой популярностью. миллионы людей занимаются спортивной гимнастикой, чтобы укрепить свое здоровье, развить силу, ловкость, выносливость и овладеть мастерством в исполнении гимнастических упражнений. В процессе занятий этим видом спорта приобретаются разносторонние двигательные навыки, укрепляются мышцы, увеличивается подвижность в суставах, повышаются функциональные возможности и работоспособность организма, воспитываются настойчивость, воля, улучшается память, восприятие и внимание.

Одной из характерных особенностей спортивной гимнастики является проведение занятий и соревнований по принципу многоборья. Принцип многоборья типичен для гимнастов всех разрядов, и это накладывает определенный отпечаток на всю систему подготовки гимнастов, и особенно на методику обучения и тренировки. Характерной особенностью спортивной гимнастики является возможность комбинирования различных упражнений. Квалификационный уровень гимнастов определяет качество выполнения комбинаций, состоящих из отдельных элементов и соединений определенной трудности. Комбинирование различных по структуре и трудности элементов и соединений способствует овладению двигательными навыками и развивает физические и психологические качества.

Большое разнообразие вариантов гимнастических движений составляет также одну из характерных особенностей спортивной гимнастики. Чем большим количеством этих движений владеет гимнаст, тем выше его спортивная квалификация. Особенностью спортивной гимнастики является возможность оказывать широкое воздействие на весь организм занимающихся и одновременно с этим относительно избирательно влиять на развитие различных частей и органов тела.

Важной особенностью спортивной гимнастики является возможность решать различные педагогические задачи одними и теми же гимнастическими упражнениями. В одном случае эти упражнения выступают как средство разминки, подготовки организма к выполнению отдельных различных по сложности гимнастических упражнений, в другом - средством развития силы, выносливости и т.д. Структура гимнастических упражнений позволяет довольно точно дозировать физическую нагрузку подбором по трудности гимнастических упражнений, количеством повторений упражнений, количеством элементов, включаемых в комбинацию, изменением условий выполнения упражнений (исходных, промежуточных и конечных движений и положений тела), изменением высоты, ширины снарядов и т. п.

Средства спортивной гимнастики

Спортивная гимнастика отличается от всех других видов спорта разнообразием содержания и бесчисленным количеством гимнастических упражнений. Упражнения на гимнастических снарядах составляют основное содержание спортивно-гимнастического многоборья. Мужское многоборье состоит из упражнений на коне с ручками, на параллельных брусьях, на кольцах, перекладине, вольных упражнений и опорных прыжков. В женское многоборье входят: прыжки через коня в ширину, упражнения на брусьях разной высоты, на бревне и вольные упражнения.

В зависимости от целей и задач подготовки конкретного контингента спортсменов-гимнастов, кроме упражнений, входящих в программы спортивных соревнований, в спортивной гимнастике широко используются упражнения художественной гимнастики и хореографии, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, бег, прыжки, упражнения со штангой, подвижные и спортивные игры, упражнения на вспомогательных снарядах и мн. др. Использование такого широкого круга различных по характеру и структуре упражнений обеспечивает разностороннюю физическую и техническую подготовку гимнастов. Если занимающиеся будут совершенствовать свое спортивное мастерство только с помощью видов классического многоборья, не применяя дополнительных средств, то они не смогут добиться серьезных успехов [31,240].

Программой соревнований по спортивной гимнастике обычно предусматривается выполнение упражнений махового и силового характера на снарядах, а также опорных прыжков и вольных упражнений. Гимнасты младших разрядов соревнуются только по обязательной программе, а старших по обязательной и произвольной. При этом нужно иметь в виду, что начинающие (особенно дети), как правило, соревнуются не только по программе классического многоборья. Например, у юношей вместо высокой перекладины может быть низкая или средняя, вместо средних брусьев - низкие, упражнения на коне могут быть исключены из программы соревнований. Девочки могут выполнять на соревновании упражнения, на низком бревне и т. п.

Методика тренировки

Тренировка в спортивной гимнастике специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Одновременно в процессе тренировки гимнастов решаются задачи всестороннего физического развития и совершенствования занимающихся, воспитания у них высоких нравственных и эстетических качеств. Единство всесторонней и специальной направленности процесса тренировки определяет его содержание (физическая, техническая, психологическая и тактическая подготовка гимнастов). Тренировочный процесс в спортивной гимнастике носит циклический характер. Цикл спортивной тренировки включает три периода: подготовительный (посвященный физической и технической подготовке гимнастов и приобретению спортивной формы), соревновательный (период основных соревнований, в котором достигается наивысшая спортивная форма) и переходный (звено, связующее старый и новый циклы тренировки) .

Периодизация спортивной тренировки и особенности её методики в различные периоды

Подготовительный период принято условно делить на два этапа:

общеподготовительный и специально подготовительный. Эти два этапа имеют свои задачи и средства для их решения. Задачами общеподготовительного этапа являются: развитие и совершенствование двигательных качеств гимнастов, и совершенствование техники уже освоенных ранее гимнастических упражнений. Занятия на этом этапе проводятся с постепенным увеличением объема и интенсивности физических нагрузок и завершаются выполнением нормативов по общей и специальной физической подготовке.

Основная задача второго этапа техническая подготовка гимнастов и приобретение устойчивой спортивной формы. Это достигается путем оптимального насыщения содержания занятий элементами технической подготовки, освоения отдельных гимнастических упражнений и соединений, овладения обязательной программой, совершенствования произвольной программы и проведения учебных прикидок на отдельных гимнастических снарядах. В конце подготовительного периода тренировочные нагрузки увеличиваются за счет повышения интенсивности работы при некотором снижении ее объема. Продолжительность подготовительного периода в годичном цикле достигает 3 - 5 месяцев (при изучении новой обязательной программы до 5 месяцев, при освоении знакомой программы - месяца).

Соревновательный период продолжается 6 - 8 месяцев и состоит из микроциклов, предшествующих каждому соревнованию. Каждый микроцикл имеет три фазы. Первая фаза отводится для совершенствования техники выполнения комбинаций программы соревнований. При этом объем, и интенсивность физических нагрузок постепенно увеличиваются и достигают максимума. Вторая фаза посвящается закреплению техники выполнения комбинаций в целом и участию в планируемых соревнованиях. Третья фаза отводится для активного отдыха и профилактической работы по восстановлению работоспособности гимнастов.

Особое внимание следует уделять второй фазе соревновательного цикла. Необходимо соблюдать оптимальные сроки ее продолжительности (примерно до 30 дней). Нарушение их может отрицательно сказаться на спортивной форме гимнастов. В соревновательном периоде обычно проводится от 4 до 8 соревновательных циклов. Количество соревновательных циклов находится в прямой зависимости от уровня мастерства гимнастов: чем он выше, тем больше циклов. Тренировочные занятия в соревновательном периоде отличаются кратковременностью вводной части, значительным увеличением времени основной части занятий.

Переходный период является заключительным в цикле спортивной тренировки. Он призван обеспечить активный отдых и сохранение уровня тренированности гимнастов. В переходном периоде устраняются допущенные технические ошибки, разрабатывается стратегия тактической подготовки гимнастов к будущим соревнованиям, и оцениваются результаты прошедших соревнований. Переходный период характерен значительным снижением тренировочных нагрузок и уменьшением количества тренировочных занятий. Продолжительность его составляет обычно 4 - б недель. В переходном периоде широко используются физические упражнения из других видов спорта. В конце переходного периода нагрузки несколько повышаются, что способствует лучшей подготовке гимнастов к переходу к подготовительному периоду нового цикла.

Особенности тренировки детей дошкольного и младшего школьного возраста в гимнастике

Тренировка детей школьного возраста в гимнастике строится с учетом общих методических требований, которые отражают специфику спортивной подготовки учащихся. Так, обязательным условием является необходимость широкой общей физической подготовки, составляющей своеобразный фундамент и обеспечивающей в дальнейшем высокий уровень спортивных достижений и возрастного долголетия в гимнастике. Широкий круг двигательных умений и навыков юных спортсменов в сочетании с достаточным уровнем развития двигательных качеств обусловливают возможности углубленной возрастной специализации. Следует помнить, что объем обучения в гимнастической подготовке детей должен быть большим в сравнении со старшим возрастом, что последовательно подводит их к овладению сложными в техническом отношении двигательными умениями и навыками. Большое методическое значение в подготовке юных гимнастов имеет рациональное определение тренировочных нагрузок в различных периодах и этапах их подготовки и в отдельном тренировочном занятии. При этом важно строго учитывать возрастные и половые особенности занимающихся, строить тренировочный процесс на основе дидактических принципов обучения.

В гимнастике в большей мере, чем в других видах спорта, возможна точная индивидуализация подбора упражнений и нагрузок для детей и подростков, юношей и девушек с учетом особенностей физического развития уровня подготовленности тренирующихся спортсменов в рамках каждой возрастной группы. Ориентация детей на достижение высоких спортивных результатов в кратчайший срок с педагогической точки зрения недопустима.

Планирование спортивной тренировки юных гимнастов должно осуществляться с учетом учебной нагрузки школьников. Календарный год делится на подготовительный (сентябрь - июль), соревновательный (март и переходный период (август).

Для систематических занятий спортивной гимнастикой комплектуются подготовительные группы 4 - 6-летних девочек и мальчиков 5- 7-летнего возраста, что отвечает возрастной градации, установленной для данного вида спорта. Допуск к занятиям осуществляется с обязательного согласия родителей и разрешения врача [31,84].

Частота и продолжительность тренировочных занятий зависят от возраста и подготовленности занимающихся. Для 4 - 6-летних детей могут быть рекомендованы двухразовые занятия в неделю. Общая продолжительность одного занятия в подготовительной группе 60 мин. В конце первого года обучения могут проводиться трехразовые 45-минутные тренировки в неделю.

С 6-летнего возраста в учебно-тренировочной группе трехразовые занятия проводятся продолжительностью в 60— 90 мин. С 7-летнего возраста длительность занятий увеличивается до 120 мин (пять раз в неделю), с 10- летнего возраста 180 мин, а с 12 лет и старше планируются занятия б раз неделю.

Допускается планирование двух занятий в день (утром и после 18 ч).

В каждом конкретном случае продолжительность одной тренировки, количество и частота их определяются педагогом. Суммарный объем занятий может доходить до 24 ч в неделю. Наполняемость подготовительной группы 15-20 учеников, учебно-тренировочной 10-15 человек и меньше.

Правила тренировки юных гимнастов состоят в умении педагога сочетать возрастные особенности занимающихся с требованиями прогрессирующей гимнастической подготовки от урока к уроку, от одного периода к другому. Строго учитывается при этом физическое развитие, физическая и двигательная подготовленность каждого занимающегося.

Разучивание упражнений на гимнастических снарядах рекомендуется начинать с девочками 6-летнего и мальчиками 7-летнего возраста при достаточном уровне развития координации движений и общей физической подготовленности. Учитывается также степень развития мышц плечевого пояса и рук.

Осуществляя систематические тренировки детей в гимнастике, необходимо обращать внимание на состояние свода стопы, так как при выполнении многообразных гимнастических упражнений нагрузка на стону значительно увеличивается, что может привести к плоскостопию. Упражнения, способствующие укреплению стопы, должны находить свое место в тренировочных занятиях. Большое значение в обучении гимнастическим упражнениям придается развитию мышечной чувствительности. При выполнении достаточно сложных упражнений мышечные ощущения в сочетании с индивидуальным зрительным контролем выполнения упражнений повышают уровень овладения двигательными действиями.

Одной из специфических сторон обучения в гимнастике является развитие и дальнейшее совершенствование быстроты движений в сочетании с требованием точности и ловкости их исполнения в рамках строгих технических правил. Однако возможности школьников в период полового созревания различны.

Развитие силы мышц рук и плечевого пояса является для гимнастов одним из основных требований их подготовки. Скоростно-силовой характер гимнастических упражнений предполагает внимательное отношение к развитию этих двигательных качеств и определяет уровень подготовки гимнаста к выполнению различных квалифицированных упражнений. Однако нужно достаточно осторожно приучать юных гимнастов к статическим позам, связанным с задержкой дыхания. Кратковременная задержка дыхания и сопутствующие им моменты натуживания доступны гимнастам школьного возраста при условии специальной подготовки их к выполнению силовых упражнений. Включение в тренировочный урок упражнений на развитие органов дыхания и кровообращения, обучение занимающихся правильно дышать при выполнении различных гимнастических упражнений определяется решением оздоровительных задач в гимнастической подготовке школьников

К важной оздоровительной задаче, имеющей также большое эстетическое значение, относится воспитание правильной, красивой осанки гимнаста. При этом необходимо помнить, что формирование позвоночника человека к 12-ти годам почти завершается. Больших показателей достигает гибкость. Воспитание осанки осуществляется путем включения в урок специально подобранных упражнений при активном мышечном и зрительном контроле их выполнения.

Большое место в спортивной гимнастике занимает нравственное воспитание. Общими задачами воспитания гимнастов являются: воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда; воспитание политической сознательности и развитие общественной активности, сознательной дисциплины и культуры поведения; формирование правосознания и воспитания гражданской ответственности; физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.

Большое значение имеет авторитет тренера-преподавателя. Общий облик тренера, его вид, форма общения с учениками, манера держаться перед группой, требовательность должны сочетаться с заботой о нравственном воспитании учеников.

Необходимо помнить, что ученик должен воспитываться в коллективе и через коллектив сверстников, имеющих общие учебные и спортивные интересы. Решение воспитательных задач, формирование у школьников умения правильно вести себя на тренировочных занятиях и соревнованиях воспитывают умения выполнять общие правила культурного поведения. Использованию спортивными педагогами убеждения и приучения к реализации требований воспитывающего обучения в процессе спортивной тренировки придается большое значение.

studfiles.net

История возникновения гимнастики. Атлетизм

Гимнастика – система упражнений, которая сложилась в Древней Греции еще до нашей эры. Существует две версии происхождения этого слова. Первая - «гимназо», что в переводе означает «тренирую» или «обучаю». Вторая: «гимнос» - «обнаженный», так как физическими упражнениями древние греки занимались без одежды.

В то время гимнастика включала в себя военные упражнения, общеразвивающие, верховую езду, ритуальные танцы, плавание. Сюда же входили и те, которые проводились на Олимпийских играх: бег, борьба, прыжки, кулачный бой, метания, езда на колесницах.

История возникновения гимнастики

Падение Римской империи способствовало развитию схоластики, мракобесия, аскетизма, вследствие чего гимнастика (как и прочие достижения античного искусства и культуры) была забыта. В XIV–XV вв. утвердился гуманизм. Общественная мысль была направлена на защиту достоинства и свободы, всестороннего развития личности, особое внимание уделялось и физическому здоровью. Только тогда люди вновь обратились к античной культуре и постепенно стали внедрять в систему воспитания и его физическую сторону – гимнастику.

Значимое место в ее развитии занимают научные работы и произведения писателей, философов, врачей. Например, сочинение итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики», романы писателя Франсуа Рабле, труды Песталоцци (швейцарский педагог), Жан-Жака Руссо (французский просветитель, философ).

В XVIII - начале XIX в. в Германии появилось течение филантропов, которые создавали школы с уклоном на физическое воспитание - гимнастику. Упражнения были разработаны Г. Фитом и И. Гутс-Мутсом. Они же и преподавали.

Немецкий гимнаст Ф. Л. Ян разработал систему «турнен». Сюда входили упражнения на турниках, кольцах, перекладине, брусьях, коне. Так завершилась древняя история возникновения гимнастики. Фото одного из представителей современного спорта размещено ниже.

Гимнастика как вид спорта

В 1817 году учениками Ф. Амороса стали проводиться состязания перед публикой в Париже. В 1859 г. были предприняты попытки возрождения Олимпийских игр. Так началась история возникновения гимнастики как вида спорта.

Еще ученики Ф. Яна и М. Тырша мерялись силой, соревновались в упражнениях. Однако признали гимнастику видом спорта только в 1896 г., когда ее включили в программу Олимпийских игр. В основу первых соревнований входили опорные прыжки, упражнения на снарядах. В 1932 г. были добавлены спринтерский бег, толкание ядра, лазание по канату.

История возникновения гимнастики рассказывает о том, что долгое время в Олимпийских играх участвовали мужчины, и только с 1928 года – женщины. Поначалу – в командных соревнованиях, а со временем и в одиночных.

Как создавалась международная федерация

В 1881 г. была создана Европейская ассоциация. В состав входили Бельгия, Франция, Нидерланды. Она быстро расширялась, и в 1897 году реорганизовалась в Международную федерацию гимнастики (ФИЖ). На сегодняшний день в ее составе 122 страны. Она же, в свою очередь, является членом Генеральной ассоциации международных спортивных федераций и признана МОК (Международным Олимпийским Комитетом). В состав ФИЖ входят исполнительный, технические комитеты по спортивной гимнастике, аэробике, комиссии по акробатике, прыжкам. Их члены избираются раз в четыре года.

Современность

Первые мировые чемпионаты по спортивной гимнастике стали проводить в 1903 году. Спортсмены соревновались как в групповом, так в личном первенстве. До 1996 года участники выполняли как обязательные упражнения, так и произвольные. Затем в программе оставили только последние.

Спортивная гимнастика, история возникновения и развития которой уходит далеко в древность, в современном мире возродилась в Европе. Чемпионаты Европы среди мужчин стали проводиться в 1955 году, а среди женщин - в 1957 г. Разыгрывалось личное первенство. С 1994 г. - еще и командное.

В Люксембурге в 1982 году был собран конгресс, на котором приняли решение о создании Европейского гимнастического союза. Он занимался развитием, совершенствованием, распространением гимнастики в странах Европы. Как показывает история возникновения гимнастики, этот увлекательный, прекрасный вид спорта был представлен не только на Олимпийских играх, чемпионатах Европы и мира, но и на международных турнирах, континентальных соревнованиях.

Бодибилдинг

Физические упражнения с отягощениями (гири, гантели, штанги) – это атлетическая гимнастика, история возникновения которой начинается в IV веке до н. э. Цель – укрепление здоровья, развитие мускулатуры.

Для участия в соревнованиях в Древней Греции допускались атлеты, которые поднимали тяжелый груз. Были разработаны специальные упражнения с гимнастическими элементами. Сначала они имитировали процесс труда, боевые действия. Со временем занятия спортом стали проявлением культуры. В XIX-ХХ вв. выпускается множество пособий с описанием упражнений для развития мышечных групп с отягощением. Появляется интерес к мускулистым, сильным людям. Стали проводиться первые чемпионаты среди гиревиков, борцов.

Атлетизм в России

История возникновения гимнастики тесно связана с именем медика В. М. Краевского. В 1885 году он организовал любительский кружок по атлетике. Двенадцать лет спустя в Петербурге открылось первое общество. Но после 1917 года атлетизм отходит на второй план. Стремительно развиваются другие силовые виды спорта.

Путь развития атлетической гимнастики в России был трудным. По идейным соображениям культуризм считали вредным занятием, но в 1987 году тяжелоатлет Ю. П. Власов создал Всесоюзную федерацию атлетизма.

fb.ru

Основная классификация и виды гимнастики

Гимнастика – это не какой-то определённый вид спорта, а, скорее, собирательное понятие. Выделяют множество её видов, и о каждом из них стоит рассказать более подробно.

Виды

Основная классификация видов гимнастики предполагает выделение трёх больших групп: оздоровительная гимнастика, спортивная, а также прикладная. О каждом отдельном виде стоит рассказать более подробно.

Оздоровительная

Основные виды оздоровительной гимнастики:

  • Основная (общая). Основная цель такой гимнастики – это развитие двигательной активности человека. Такое развитие может предполагать освоение каких-то новых навыков, повышение активности с целью освоения более сложных действий. Именно такой вид используется в большинстве общеобразовательных учреждений в качестве одной из дисциплин, входящих в программу. Основные выполняемые упражнения – это ходьба, бег, прыжки, преодоление препятствий, переноска грузов, ползание и так далее. Нередко используются дополнительные приспособления и снаряды, например, скакалки, кольца, перекладины, брусья, небольшие гантели и так далее. Основная гимнастика позволит подтянуть тело, повысить координацию и нормализовать работу организма.
  • Гигиеническая. Этот вид направлен на улучшение настроения и самочувствия человека, поддержание здоровья, профилактику заболеваний и повышение общего тонуса. То есть тренировка организма и повышение активности не являются основными целями. Как правило, выполняются самые простые упражнения без использования дополнительных приспособлений. Подобные занятия проводятся в санаторных или курортных учреждениях.
  • Атлетическая. Такую гимнастику часто называют силовой, так как она направлена на увеличение мышечной массы и придание мышцам рельефа, повышение выносливости организма и укрепление силы. Все упражнения выполняются с использованием гантель, гирь, спортивных снарядов. Обычно предполагается многократное повторение каких-то действий, так как именно такие тренировки позволяют прорабатывать мышцы. Данный вид рекомендован в большей мере молодым людям для улучшения и поддержания формы. Занятия требуют контроля врача, так как нагрузка интенсивная.
  • Ритмическая. Такая гимнастика чем-то похожа на гигиеническую и общую, но отличается от них тем, что все упражнения ритмичны и выполняются под музыку (именно она задаёт основной такт), а также включают элементы хореографии. К данному виду гимнастики можно отнести такие современные направления как шейпинг, аэробика, танцевальная гимнастика.

Спортивная

Основные виды спортивной гимнастики:

  • Художественная гимнастика считается женским видом, так как она предполагает определённую зрелищность и эстетичность. Упражнения чаще всего выполняются под музыку и включают в себя такие элементы как шпагаты, различные прыжки, перевороты и так далее. Некоторые движения заимствуются из хореографии. При выполнении могут использоваться дополнительные приспособления: мячи, обручи, ленты, скакалки, шарфы и так далее.
  • Спортивная акробатика включает очень сложные элементы, все упражнения требуют долгих тренировок, высокой координации движений и максимальной выдержки. Основные элементы: различные стойки, прыжки с переворотами в воздухе, перекаты, кувырки, сальто, «мостики», шпагаты и так далее. Упражнения могут выполняться вдвоём или втроём.
  • Лёгкая атлетика. Она объединяет и включает в себя такие дисциплины как бег, ходьба, пробеги, прыжки, метания, кроссы по пересечённой местности, многоборья и так далее. Упражнения довольно сложные, но не являются силовыми.
  • Тяжёлая атлетика предполагает выполнение упражнений с утяжелением и использование тяжёлых снарядов, таких как штанги, гири, гантели. В данный вид входят такие элементы как подъёмы штанги из различных положений и разными способами, удержание и перекидывания гирь и так далее. Хотя данный вид считается преимущественно мужским, тяжёлой атлетикой занимаются и женщины.

Прикладная

Прикладная гимнастика включает в себя следующие виды:

  • Лечебная гимнастика. Она направлена на устранение заболеваний или облегчение состояния больных. Лечебные упражнения могут назначаться при болезнях дыхательной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата. Занятия должны назначаться лечащим врачом и проводиться строго под его контролем, только в этом случае они будут эффективными.
  • Военно-прикладная гимнастика должна способствовать формированию, закреплению и совершенствованию навыков, свойственных военным действиям. Такой вид используется в армии.
  • Спортивно-прикладная. Данный вид направлен, прежде всего, на подготовку профессиональных спортсменов к соревнованиям, достижение наилучших результатов и на совершенствование их навыков.
  • Профессионально-прикладная гимнастика используется для освоения новых или совершенствования имеющихся навыков людей, чья профессиональная деятельность связана с определёнными физическими нагрузками и предполагает выполнение сложных действий. Данный вид позволяет повысить производительность труда и избежать производственных травм. Профессионально-прикладная гимнастика имеет несколько разновидностей, предназначенных для разных профессий, например, для космонавтов, лётчиков, пожарников, моряков.

brjunetka.ru


Смотрите также